Иллюстрации Кукрыниксов к роману М. Е. Салтыкова - Щедрина « История одного города » Иллюстрации Кукрыниксов к роману М. Е. Салтыкова - Щедрина крупное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сказки «для детей изрядного возраста» Из 32 сказок 28 созданы в течение четырёх лет: Из 32 сказок 28 созданы в течение четырёх лет:
Advertisements

М. Е. Салтыков - Щедрин « История одного города.» Замысел, история создания, жанр и композиция романа.
Михаил Юрьевич Лермонтов Детские портреты Лермонтова, сделанные, возможно крепостным художником. «В детстве наружность его невольно обращала.
Я – гражданин России Государственные символы. Во всём мире люди обращают свои взоры к Государственным символам своей страны. Символы как бы говорят людям:
Презентация к занятию (подготовительная группа) по теме: Презентация Моя Родина - Россия .
Как построена книга Библиотечный урок для учащихся 2 классов.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
- В какой стране мы живём? (Россия) - В какой стране мы живём? (Россия) - Как ещё можно назвать страну, в которой вы родились? (Родина – мать, Отечество)
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич Тема урока: Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».
Моя Родина-Россия Моя Родина- Россия Что такое Государственные символы? О чем они говорят? Для чего они нужны?
Презентация к уроку чтения (3 класс) по теме: Иван Андреевич Крылов
«Мадонна Литта» ( ) картина великого итальянского художника Леонардо да Винчи.
Урок русского языка по теме «Рассуждение». Определите тип речи Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною.
Рисуем человека 6 класс Учитель: Громова Е.В. МОУ «Якиманско-Слободская СОШ» Округ Муром 2011 год.
Рекордсмены среди птиц Работу выполнила: ученица 3 «А» класса Инженерно-технической школы им. П.Р.Поповича Пошибалова Юлия.
Рассказы, которые я прочитал на зимних каникулах и теперь хочу рассказать их вам!
Сочинение по картине В.А.Васнецова «Три богатыря».
Слухоречевой праздник 3а класса Символы России. Мы расскажем вам о нашей Родине России Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной.
Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России».
Библиотечный урок для учащихся 3-5 классов Материал подготовила: Зав.библиотекой МОУ СОШ 7 Г.Комсомольска-на-Амуре Лярская Ирина Сергеевна.
Транксрипт:

Иллюстрации Кукрыниксов к роману М. Е. Салтыкова - Щедрина « История одного города » Иллюстрации Кукрыниксов к роману М. Е. Салтыкова - Щедрина крупное событие в истории российской графики.

КУКРЫНИКСЫ, творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры 20 в. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников ( а также имени одного из участников ), вошли : Михаил Васильевич Куприянов – родился в Тетюшах ( ныне в Татарстане ) 8 (21) октября 1903, умер в Москве 11 ноября 1991; Порфирий Никитич Крылов – родился в деревне Щелкуново ( ныне Тульская область ) 9 (22) августа 1902, умер в Москве 15 мая 1990; Николай Александрович Соколов – родился в Москве 8 (21) июля 1903, умер в Москве 15 апреля Все эти художники сдружились в годы учебы во Вхутемасе ( Высшие художественно - технические мастерские ) (1921–1929) и с той поры работали вместе. Н.Соколов, М.Куприянов, П.Крылов

« Органчик - Брудастый и письмоводитель в кабинете ».

Органчик - Брудастый. На портрете отражена главная особенность Органчика : отвинтив голову от тела, он держит ее над собой на расстоянии примерно вытянутой руки. Значит, может править Глуповым и без головы. И править жестоко. Это подчеркнуто и украшением ( декором ) к раме : наверху ее символ власти двуглавый орел, который ухватился когтями за рукоятки перекрещенных нагаек. Вот какой правитель Брудастый : без головы, без мозгов и с нагайкой !.. Кстати, фамилия его, Брудастый, происходит от названия породы собак брудастых гончих, которые отличаются особо свирепым характером и « мертвой » злобой к зверю.

Фердыщенко бывший денщик князя Потемкина. « При не весьма обширном уме » любил поесть. На портрете непомерной полноты и тупости человек в военной форме высокого чина ; руки волосатые, как у обезьяны ( намек на то, что и сам он недалеко ушел от предков наших ). Сей градоначальник умер от объедения, но город при его правлении « подвергался голоду и пожарам ». На верху рамы, в которую заключен портрет Фердыщенко, когтистый двуглавый орел, на одной из голов его ( левой ) царская корона.

Бородавкин Василий Семенович. На портрете он в синем мундире, застегнутом на все пуговицы ( во всем любит порядок и строго требует его соблюдения !); форменную фуражку держит на ладони правой руки тоже строго по уставу. Глаза огромные, круглые, злые, причем один всегда, даже во время сна, открыт : грозный правитель все видит, все знает никто не укроется от его « недремлющего ока ». Рот разинут до предела : из уст владыки раздается очередной раскат грома : « Столько он вмещал в себе крику, говорит по этому поводу летописец, что от оного многие глуповцы и за себя, и за детей навсегда испугались ». По углам рамы портрета Бородавкина крепко сжатые, увесистые кулаки.

Микаладзе.«... Имел обольстительную наружность и был охоч до женского пола », читаем мы в романе. В городские дела он не вникал ; гулял, водил хороводы, как первый парень на деревне. Будучи в военном чине, он на форму внимания не обращал. « Ходил всегда в расстегнутом сюртуке, из - за которого заманчиво виднелись снежной белизны пикейная жилетка и отложные воротнички ». В таком костюме Микаладзе изображен и на портрете. Тонкий, грациозно изогнутый в талии, он одной рукой подкручивает ус, жеманно отставив мизинчик, другую приподнял, готовый к объятию : влюблялся без конца ; умер от истощения сил ; население Глупова в годы его правления увеличилось вдвое. На верху рамы портрета Микаладзе амур со стрелой, готовый пронзить сердце очередной возлюбленной этого правителя - сердцееда, а по углам рамы сердца !

Прыщ. Любил поесть и заботился только о еде. Вот почему углы рамы с его портретом украшены кренделями. Живописный портрет этого гурмана полностью соответствует словесному : « Прыщ был уже не молод, но сохранился необыкновенно. Плечистый, сложенный кряжем, он всею своею фигурой так, казалось, и говорил : не смотрите на то, что у меня седые усы : я могу ! я еще очень могу ! Он был румян, имел алые и сочные губы, из - за которых виднелся ряд белых зубов ; походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый. И все это украшалось блестящими штаб - офицерскими эполетами, которые так и играли на плечах при малейшем его движении ». На портрете над головой Прыща мухи. И вьются, и ползают по его лысине, стараясь прокусить ее. Как потом оказалось, все это неспроста : голова у этого градоначальника была набита фаршем. Боясь за судьбу своей фаршированной головы, Прыщ днем спал на диване, обставляя себя и всё вокруг мышеловками, а на ночь уходил спать на ледник. И все - таки не уберегся бедный...

Грустилов « друг Карамзина, отличался нежностью и чувствительностью сердца ; писал сочинения идиллического характера » к примеру, повесть о любви Сатурна и Венеры. На портрете Грустилов - во весь рост ; с голубым кокетливым бантом на шее, со сладкой улыбкой, с полными румяными губами и щеками. Стоит фертом ( на пальцах и левой и правой руки кольца ); на плечи накинут не мундир форменный, а романтический плащ с пелерин ­ кой ; на голове не форменная фуражка, а шляпа с огромным пышным пером. Красавец ! Модник ! Хотя « обременен годами ». Прибыв в Глупов, Грустилов « как - то томно » спросил квартального : « А девочки... девочки... есть ?» По этому вопросу нетрудно было догадаться, что в деятельности нового градоначальника будет главным. Так оно и вышло. Грустилов удвоил налоги ; « все остальное время посвятил поклонению » богине любви Киприде. « Умер от меланхолии ».

Угрюм – Бурчеев проследим на примере рассказа об этом губернаторе соотношение в книге заставок, страничных иллюстраций и концовок. Концовки в абсолютном большинстве случаев иллюстрируют одно - два предложения предыдущего текста ; это своего рода рисунки - реплики. Например читаем : « В одном месте Летописец " рассказывает, как градоначальник летал по воздуху ». И рисунок - концовка : градо начальник в парадной форме, широко раскинув руки - « крылья », летит... в стае ворон.

Концовки в основном заканчивают повествование об очередном глуповском градоначальнике. Но в двух случаях они играют роль скрепы предыдущей части книги с последующей. Глава « Фантастический путешественник » заканчивается обнадеживающей информацией : « Через неделю прибыл из губернии новый губернатор, при котором денег развелось такое множество, что даже куры их не клевали... Потому что это были ассигнации ». После этих слов рисунок : кипы денег, и от них уходят куры, одна из них плюется, другая гордо подняла голову.

Вторая концовка - скрепа : Грустилов и глуповские « кавалеры и дамы » собирались по ночам в упраздненном доме инвалидов ; читали Страхова, изображали только им известные « занятия »-« восхищения ». Об этом донес куда следует нечаянно обиженный губернатором штаб - офицер. И вот однажды, когда ночные посетители упраздненного дома инвалидов уже начали изображать « восхищение », « снаружи послышался шум... У самого главного входа стоял Угрюм - Бурчеев и вперял в толп цепенящий взор...». И под этим предложением рисунок - концовка : форменная военная фуражка ; от нее отходят погоны, у которых вместо свисающей бахромы хищные когти.

... Ночь. Небо свинцово - серое. Ни месяца. Ни звездочки. Здание тюрьмы с окнами - решетками. Шлагбаум. И под открытым небом, прямо на голой земле, не сняв форменных брюк и обуви, подложив под голову, вместо подушки, булыжник, вытянувшись в струнку, как по команде « Смирно !», спит Угрюм - Бурчеев. Рядом пачка махорки, мундир, фуражка, сабля ; у ног барабан, на нем готовые к « делу » палочки : Бурчеев « вставал с зарею, надевал вицмундир и тотчас же бил в барабан »; « курил махорку, ел лошадиное мясо и свободно пережевывал воловьи жилы ». В заставке средствами живописи выражены главные качества Угрюм - Бурчеева идиотизм и непреклонность.

« Это мужчина среднего роста с каким - то деревянным лицом, очевидно, никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамляют узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками ; взгляд чистый, без колебаний ; губы тонкие, бледные, опушенные подстриженною щетиной усов ; челюсти развитые, с каким - то необъяснимым букетом готовности раздробить или перекусить пополам ». На портрете Бурчеев в темно - синем военного покроя сюртуке, застегнутом на все пуговицы ; руки скрещены на груди, однако и в этой позе в ле ­ вой руке он держит нагайку, а справа у него наготове сабля. « В портрете Угрюм - Бурчеева без труда можно узнать внешность свирепого временщика Аракчеева ». Рама, в которую « вставлен » портрет Угрюм - Бурчеева, не позолоченная, как обычно, а темно - стального цвета и украшена ( по углам ) тяжелыми цепями.

« Угрюм - Бурчеев марширует ». « Как ужасна идиотическая фигура марширующего на пустом плацу Угрюм - Бурчеева и каким верным дополнением служат к его характеристике длинная тюрьма, заслонившая весь горизонт, и плетущаяся тощая лошадь в кандалах, везущая закованного преступника " в сопровождении двух стражников, даже у них ноги в кандалах ! Художникам удалось создать образ солдафона - временщика во всей его жестокости и тупой ограниченности Нельзя не заметить еще одной детали : ворона, которая с удивлением смотрит на марширующего идиота, тоже в кандалах ! Никому и ничему пощады нет ! Даже городу и реке !

Борьба Бурчеева с природой оказалась безуспешной. А природа его одолела : однажды померкло небо, « раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе ». Под этими словами рисунок - концовка : летят по земле, гонимые ветром, сапог со шпорами, форменная шляпа с пером, наградной крест, нагайка и бумаги...

Иллюстрация воспринимается как символ беспросветной нищеты народа.... Под палящими лучами солнца высохшая, рассеченная глубокими трещинами земля. Тощая, еле стоящая на ногах лошаденка, запряженная в деревянную соху, не может сдвинуть ее с места. И хозяин, такой же тощий, в лохмотьях, мужичонка, не в силах не только ей помочь, даже идти за ней стоит и думает : что же делать ? А на горизонте справа виден домишко, где, возможно, живет его семья, которую надо кормить. Слева возвышается церковь : священнику тоже надо за все платить. А чем ? На - дежды на урожай нет. Положение безвыходное, нищета беспросветная.