«Особенности процесса адаптации ребенка в замещающей семье»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
L/O/G/O Этапы адаптации ребенка в замещающей семье.
Advertisements

Государственное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида 939 Адаптация ребёнка к условиям ДОУ Рекомендации родителям.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Тревожность Рекомендации родителям. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной.
Инновационные технологии в работе педагога с родителями 1. Оптимизация взаимодействия с родителями: техники установления и поддержания контакта»
Чему необходимо научить ребенка?. Любовь к себе Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить.
Чистяк Марина Александровна, заместитель директора по УВР МКОУ ДД «Семья» первая квалификационная категория.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
«Родители меня не понимают или как услышать подростка». Классный руководитель 8в класса Калинина О.Е.
Что такое детская боль Размышляют ученики 7-х, 9-х классов школы им. М.Горького, г. Клайпеда, Литва.
Родительское собрание. Тема: «Созвучие чувств» Задачи: Пополнить знания родителей о путях, способах и приемах развития качеств личности ребенка в условиях.
Как развивать в детях лидерские качества? Подготовила воспитатель ДОУ 1 г.Липецка Саетова О.А.
Памятки для родителей. Чему необходимо научить ребёнка Любить себя. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит,
Р ОЛЬ МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА. Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы.
Дорогие ребята! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой.
Ребенок и посторонние лица Дети не понимают, что для них безопасно, а что нет. Устанавливая границы, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье.
Воспитание детей и подростков в семье. Типичные ошибки в семейном воспитании. Педагог-психолог Кичина Светлана Вениаминовна.
Мой питомец Работа ученицы школы 506 4а класса Юсовой Ольги.
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
Чтобы избежать неприятностей Урок окружающего мира 2 класс Захарова И. В. учитель начальных классов.
Транксрипт:

«Особенности процесса адаптации ребенка в замещающей семье»

Правила работы в группе: 1. Все происходящее свершается здесь и сейчас; 2. Необходимость конфиденциальности; 3. Быть искренним, говорить только от первого лица; 4. Каждый имеет право на свое мнение, поэтому нельзя оценивать и интерпретировать высказывания других членов; 5. Невозможно говорить всем одновременно! Есть опасность, что не будет услышан никто! 6. Активность всех участников группы в течение всего тренинга.

Успешность адаптации ребенка в новой семье зависит от качества подбора и подготовки семьи для ребенка, от наличия профессиональной помощи не только в период адаптации, но и на всех этапах взросления ребенка, а также потребности взаимодействия замещающей семьи со службой сопровождения.

Адаптация – приспособление к окружающим условиям Адаптация – приспособление к окружающим условиям Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности и социальной группы

Адаптация в новой семье процесс двусторонний, так как привыкать друг к другу приходится и ребенку оказавшемуся в новой обстановке и взрослым к изменившимся условиям. Адаптация у разных детей проходит по разному. Здесь многое зависит от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни.

Дети, разлученные с кровной семьей и помещенные в приемную семью, сталкиваются с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. Дети, разлученные с кровной семьей и помещенные в приемную семью, сталкиваются с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей.

Стадии адаптации ребенка в семье

«Медовый месяц» (3-6 мес.) Родители и дети полны надежд и стараются понравиться друг другу. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к кровной семье (если таковая была) еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась. Родители и дети полны надежд и стараются понравиться друг другу. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребенка к кровной семье (если таковая была) еще сохраняется, а к новой пока не сформировалась.

«Медовый месяц» В случаях детей-отказников, не имеющих опыт семейного воспитания, кризис обусловлен нарушением привязанностей: ребенок не может строить прочные продуктивные отношения с взрослыми. На приспособление к смене требований и правил ребенок затрачивает большие усилия – в результате в семье возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу. В случаях детей-отказников, не имеющих опыт семейного воспитания, кризис обусловлен нарушением привязанностей: ребенок не может строить прочные продуктивные отношения с взрослыми. На приспособление к смене требований и правил ребенок затрачивает большие усилия – в результате в семье возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребенка и семьи друг к другу.

«Медовый месяц» Причины кризиса: появление доверия к родителям; появление доверия к родителям; неготовность ребенка к странным требованиям и ожиданиям родителей; неготовность ребенка к странным требованиям и ожиданиям родителей; нарастание тревоги (ребенок не понимает своего места в этой семье); нарастание тревоги (ребенок не понимает своего места в этой семье); предыдущий травмирующий опыт ребенка. предыдущий травмирующий опыт ребенка. проверка отношений («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»); проверка отношений («действительно ли я вам так нужен, что вы сможете меня удержать»); ребенок может соскучиться по людям, которые заботились о нем ранее. ребенок может соскучиться по людям, которые заботились о нем ранее. Во время этих кризисов родители могут узнать о проблемах ребенка.

«Медовый месяц» В этот период родители должны бережно относиться к ребенку, так как ребенок потерял кровную семью при переходе в замещающую и испытывает чувство вины. Родителям не рекомендуется называть ребенка сыном или дочерью и требовать от него того же.

«Вживание» (6-13 мес.) Происходят простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. На этой стадии фактически формируется привязанность к замещающей семье. В это время родители уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его и чувствуют себя более уверенными. Происходят простраивание границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. На этой стадии фактически формируется привязанность к замещающей семье. В это время родители уже больше знают ребенка, начинают лучше понимать его и чувствуют себя более уверенными.

«Вживание» Ребенок, в свою очередь, начинает дорожить семьей, уже не думает в серьез об уходе и больше доверяет замещающим родителям. Главное достижение этой стадии – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность. Ребенок, в свою очередь, начинает дорожить семьей, уже не думает в серьез об уходе и больше доверяет замещающим родителям. Главное достижение этой стадии – взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.

Стабилизация отношений На этой стадии все члены семьи знают свое место, ребенок начинает вести себя как кровный. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым, много вспоминают и даже сочиняют, беря за основу настоящее – «А мы с мамой тоже в цирк ходили, каждый месяц!», «А у нас тоже машина была»,ит.п. На этой стадии все члены семьи знают свое место, ребенок начинает вести себя как кровный. Дети обычно начинают активно интересоваться своим прошлым, много вспоминают и даже сочиняют, беря за основу настоящее – «А мы с мамой тоже в цирк ходили, каждый месяц!», «А у нас тоже машина была»,ит.п.

Стабилизация отношений Желаемое и действительное, помноженное на особенности детского восприятия, смешиваются в этих рассказах, суть которых сводится к следующему: ребенок нуждается в создании приемлемого варианта своего прошлого. В обычных семьях для этой цели служат устные «предания», воспоминания родственников, фотоальбомы и др. Новая семья может помочь ребенку, воссоздавая «линию жизни» в специальном альбоме воспоминаний. Желаемое и действительное, помноженное на особенности детского восприятия, смешиваются в этих рассказах, суть которых сводится к следующему: ребенок нуждается в создании приемлемого варианта своего прошлого. В обычных семьях для этой цели служат устные «предания», воспоминания родственников, фотоальбомы и др. Новая семья может помочь ребенку, воссоздавая «линию жизни» в специальном альбоме воспоминаний.

В периоды адаптации очень важно для родителей: не ждать быстрых результатов; сосредоточиться на изменениях к лучшему, замечать и ценить их; обращаться за помощью к специалистам в службу сопровождения, не боясь, что вас сочтут «некомпетентными».

КАРТОЧКА: «ИСТОРИЯ БОРИ» Боре 4 года. Он живет в вашей семье несколько месяцев. К вам приходит в гости подруга с детьми. Вы накрываете стол, ставите свой фирменный торт. Сначала Боря игнорирует детей вашей подруги, но когда они начинают брать его игрушки, он сердито кричит. Затем берет одну из игрушек и с силой бросает ее так, что стекло в двери трескается. Вы хватаете Борю, трясете его и говорите: «Если ты не будешь играть тихо с другими детьми, я запру тебя одного в комнате, и ты не получишь торт». Боре 4 года. Он живет в вашей семье несколько месяцев. К вам приходит в гости подруга с детьми. Вы накрываете стол, ставите свой фирменный торт. Сначала Боря игнорирует детей вашей подруги, но когда они начинают брать его игрушки, он сердито кричит. Затем берет одну из игрушек и с силой бросает ее так, что стекло в двери трескается. Вы хватаете Борю, трясете его и говорите: «Если ты не будешь играть тихо с другими детьми, я запру тебя одного в комнате, и ты не получишь торт». Нечто подобное повторяется каждый раз, когда кто- либо приходит к вам в дом с детьми. Предварительные беседы о правилах гостеприимства и угрозы наказать, результата не дают. Вы начинаете избегать таких визитов. Нечто подобное повторяется каждый раз, когда кто- либо приходит к вам в дом с детьми. Предварительные беседы о правилах гостеприимства и угрозы наказать, результата не дают. Вы начинаете избегать таких визитов.

КАРТОЧКА «ИСТОРИЯ ОЛИ» Оле 9лет. Она находится в вашей семье лишь месяц. Каждый раз, когда звонят в дверь, она оказывается у входной двери раньше всех. Если приходит мужчина, она виснет на шее и остается возле него, стараясь усесться на его колени. Вам это неприятно, но вы не представляете себе, как сказать об этом Оле. Вы стараетесь открывать входную дверь сами, крепко обняв девочку. Ваш муж не принимает особого участия в воспитании Оли, и вы не обсуждали с ним эту проблему. Оле 9лет. Она находится в вашей семье лишь месяц. Каждый раз, когда звонят в дверь, она оказывается у входной двери раньше всех. Если приходит мужчина, она виснет на шее и остается возле него, стараясь усесться на его колени. Вам это неприятно, но вы не представляете себе, как сказать об этом Оле. Вы стараетесь открывать входную дверь сами, крепко обняв девочку. Ваш муж не принимает особого участия в воспитании Оли, и вы не обсуждали с ним эту проблему. Однажды друг вашего мужа приезжает к вам без предупреждения в то время, когда вы заняты на кухне. Оля открывает входную дверь и вешается на шею. Ваш муж, не подумав, выпаливает: «Прекрати это, ты еще слишком молода. Это неприлично». Однажды друг вашего мужа приезжает к вам без предупреждения в то время, когда вы заняты на кухне. Оля открывает входную дверь и вешается на шею. Ваш муж, не подумав, выпаливает: «Прекрати это, ты еще слишком молода. Это неприлично».

КАРТОЧКА «ИСТОРИЯ КАТИ» КАРТОЧКА «ИСТОРИЯ КАТИ» Кате 13 лет. Она живет с вами полгода. Когда она злится, то ее излюбленным словечком является «затрахали», это уже вошло в привычку. Вы пытались объяснить ей, как это некрасиво, но она, похоже, и не стремится избавиться от этой привычки. Кате 13 лет. Она живет с вами полгода. Когда она злится, то ее излюбленным словечком является «затрахали», это уже вошло в привычку. Вы пытались объяснить ей, как это некрасиво, но она, похоже, и не стремится избавиться от этой привычки. К вам приходит в гости ваша тетя. Она не может понять, почему вы взяли «этого ужасного ребенка», и использует любую возможность, чтобы доказать вам, что она права. Катя возвращается домой из школы с возгласом: «Меня затрахала эта трахнутая училка, я ее ненавижу». Ваша тетя говорит ей, чтобы та пошла и вымыла свой рот с мылом. «И ты меня тоже затрахала», - слышит в ответ тетя. «Вон отсюда!» - кричите вы Кате. К вам приходит в гости ваша тетя. Она не может понять, почему вы взяли «этого ужасного ребенка», и использует любую возможность, чтобы доказать вам, что она права. Катя возвращается домой из школы с возгласом: «Меня затрахала эта трахнутая училка, я ее ненавижу». Ваша тетя говорит ей, чтобы та пошла и вымыла свой рот с мылом. «И ты меня тоже затрахала», - слышит в ответ тетя. «Вон отсюда!» - кричите вы Кате.

КАРТОЧКА «ИСТОРИЯ МАШИ» Маше 15 лет, она живет с вами почти год. В течение этого времени пропало несколько ваших личных вещей. Сначала вы думали, что вы просто куда-то их положили и не можете найти, но потом вы решили поискать их в ее комнате. В маленькой коробке под кроватью вы обнаружили все свои пропавшие вещи, а также чужие предметы, которых вы никогда раньше не видели. Маше 15 лет, она живет с вами почти год. В течение этого времени пропало несколько ваших личных вещей. Сначала вы думали, что вы просто куда-то их положили и не можете найти, но потом вы решили поискать их в ее комнате. В маленькой коробке под кроватью вы обнаружили все свои пропавшие вещи, а также чужие предметы, которых вы никогда раньше не видели. Когда она пришла из школы, вы, глядя ей прямо в глаза, говорите: «Уж кого я терпеть не могу, так это воров». И со словами: «Пока ты не отучишься это делать» вы забираете ее магнитофон. Когда она пришла из школы, вы, глядя ей прямо в глаза, говорите: «Уж кого я терпеть не могу, так это воров». И со словами: «Пока ты не отучишься это делать» вы забираете ее магнитофон.