Профилактика поведения (отклонений, правонарушений)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи профилактической работы: Своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально – опасном положении и предупреждение совершения.
Advertisements

Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Информационный обмен в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Работа классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от ФЗ ( ред. от ) « ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ »
Утвержден Постановлением КДНиЗП Пермского края от года.
Пошаговый механизм в работе с несовершеннолетними и/или семьями, находящимися в социально опасном положении.
Нормативно-правовое обеспечение работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и социального сиротства среди несовершеннолетних
Система органов, учреждений, осуществляющих деятельность в области профилактики социального сиротства.
Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с изменением и принятием нового закона в этом направлении. Федеральный.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КДН И ЗП ПЕРМСКОГО КРАЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КДН И ЗП. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.
«СИСТЕМА МЕР НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОФИЛАКТИКУ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ» Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна.
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Результаты мониторинга.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ.
« Нет плохих детей, есть неприемлемое поведение… »
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Министерство образования Российской.
Транксрипт:

Профилактика поведения (отклонений, правонарушений)

Три психологических блока, формирующие в своей совокупности стиль жизни Познавательный (взгляды и мировоззрения), Эмоциональный (отношения к себе и близким Чувство внутреннего комфорта, эмпатии и сострадания, Поведенческий (главный стереотип поведения, используемый для поддержания равновесия, достижения целей

ФЗ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ 120 идейная выраженность в социально-педагогических категориях, функциональная направленность и точность в распределении полномочий и обязанностей субъектов профилактической работы Цели профилактики изменились: карательные и надзирающие функции уступили место защиты и восстановления прав и интересов детей и семей, оказавшихся в социально опасной ситуации В качестве цели и результата государство и законодатель рассматривают формирование общественной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение их противоправного поведения. В соответствии со ст. 2 п.1 основные задачи профилактики сформулированы так: Предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений

Закон 120 в качестве объекта системы профилактики определяет несовершеннолетнего Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их реабилитация

Закон Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 октября 2002 года Вторая глава целиком посвящена комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав. Определены их структура, порядок образования, задачи и полномочия. Отдельные статьи определяют меры воздействия, применяемые муниципальными комиссиями к несовершеннолетним, а также к их родителям или иным законным представителям. Третья глава регламентирует деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Статья 23 посвящена информационному обеспечению деятельности системы профилактики. На основании этой статьи в крае для решения задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних создается единый краевой банк данных о несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении. В отличие от федерального закона, в краевом законе определена не компетенция органов системы профилактики, а система взаимодействия этих органов в решении задач профилактики. Акцент сделан на координации деятельности этих органов при оказании помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с последующими изменениями и дополнениями), а также Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе края, утвержденным постановлением Администрации Красноярского края от 25 января 2001 г. 45- П.

Постановление администрации г. Красноярска «О мерах по защите прав несовершеннолетних» от 30 апреля 1996 г. 390 Этим постановлением урегулирован порядок выдачи разрешений на совершение сделок по отчуждению (продаже, дарению, обмену и др.) жилых помещений, часть или вся площадь которых принадлежит несовершеннолетнему. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 9 июня 1999 г. 244/26-5. В отношении иного имущества несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, действуют Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества, утвержденные Министерством просвещения РСФСР 30 октября 1969 г. Для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются специализированные учреждения. Их деятельность регулируется специальными нормативными актами: Примерное положение о социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних; Примерное положение о социальном приюте для детей; Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Эти документы утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896. С несовершеннолетними правонарушителями профилактическую работу проводят специализированные подразделения органов внутренних дел.

Приказом Министра внутренних дел от 26 мая 2000 г. 569 утверждена Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Для осуществления социально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями имеет большое значение Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. 17. Согласно этому Постановлению, судам при назначении судебного заседания по делам о преступлениях несовершеннолетних следует тщательно проверять обоснованность ареста (заключения под стражу) несовершеннолетнего, имея при этом в виду, что в силу статьи 393 УПК РСФСР такая мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях как единственно возможная в данных условиях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления при наличии оснований, указанных в статьях 89, 91 и 96 УПК РСФСР.

В ФЗ 120 предложен функциональный алгоритм: 1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасно положении и формирование банка данных При формировании банка данных уточняется: Каковы основания постановки ребенка на учет Какие структуры работают с несовершеннолетним Какая работа проводится для решения проблемы Что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Изучаются индивидуальные особенности ребенка, отслеживаются истоки возникновения конфликтах ситуаций

3.Разработка индивидуальной программы улучшения жизненной ситуации ребенка По результатам диагностики педагог определяет суть проблемы, подбирает средства, индивидуальные и групповые программы

4.Реализация индивидуальных программ по улучшению жизненных ситуаций Данная функция предполагает, что специалист как посредник между учащимися и образовательным учреждением, семьей, средой, ведомствами Ведущие методы реализации индивидуальных программ: социальный патронат, консультирование…

Виды профилактики Первичная: комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения Вторичная – работа с подростками с асоциального поведения. Третичная – предотвращение повторного преступления

Индивидуальная профилактическая работа Деятельность по своевременному выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально- педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий

Профилактика безнадзорности а и правонарушений Система социальных, правовых, педагогических и других мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними

Подходы к решению задач профилактики: Информационный (просветительская работа) Социально-профилактический (устранение социальных условий и факторов, способствующих увеличению количества правонарушений), Медико-биологический (меры медицинской профилактики), Социально-педагогический (педагогическое воздействие, воспитательная работа). Подход, связанный с применением санкций (наказание, включающая постановку на учет в ПДН, разбирательство на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, постановка на «школьный» учет)

Субъекты, осуществляющие деятельность в сфере профилактики (ФЗ 120) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Органы образования, Органы опеки и попечительства Органы по делам молодежи, Органы здравоохранения Органы внутренних дел, Органы службы занятости Иные органы, учреждения и общественные организации

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних несут ответственность при: орган прокуратуры - нарушении прав и свобод несовершеннолетних; комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; орган опеки и попечительства - выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; орган управления социальной защитой населения - выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении; орган внутренних дел - выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; орган управления здравоохранением - выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; орган управления образованием - выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; орган по делам молодежи - выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Этапы оказания помощи при междисциплинарном ведении случая Выявление случая, поступление сигнала о ребенке, находящемся в социально опасном положении, и установление контакта с семьей. Первичная оценка состояния и потребностей клиента. Углубленная оценка ребенка и семьи. Разработка плана реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы (плана ведения случая). Осуществление плана реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы (оказание междисциплинарной помощи). Регулярная (промежуточная) оценка эффективности вмешательства (мониторинг). Закрытие случая.

ТЕХНОЛОГИИ ВЫЯВЛЕНИЯ, УЧЕТА И МОНИТОРИНГА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ 1 этап. Поступление сигнала о ребенке или семье, находящихся в трудной жизненной ситуации, установление контакта с ребенком и семьей. 2 этап. Первичная оценка состояния и потребностей клиента. Специалисты комиссии, совершающие первый выход в семью, должны определить, представляет ли ситуация угрозу жизни и здоровью ребенка. В этой ситуации в обязанности этих специалистов входит составление Акта обследования условий жизни ребенка и семьи З этап. Углубленная оценка положения ребенка и семьи. При наличии непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка информация доводится до сведения соответствующих органов. Цель проведения углубленной оценки - максимально точное определение потребностей семьи, определение ключевой проблемы и причин возникновения трудностей, а также выявление слабых и сильных сторон семьи. Обладая этой информацией, специалисты могут наиболее эффективно планировать оказание помощи семье. В идеале оценка должна проводиться при сотрудничестве организации с ребенком и семьей, которые насколько возможно, привлекаются к работе, в том числе и к процессу принятия решений, касающихся их судьбы. Собранные данные анализируются и используются для принятия решений и составления планов на краткосрочное и долгосрочное будущее ребенка.

4 этап. Разработка плана реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы (плана ведения случая). Для осуществления индивидуальной профилактической работы на основе проведенной оценки ребенка и семьи в каждом органе или учреждении назначается специалист по ведению случая, который выбирает и описывает комплекс услуг и действий. Все намеченные услуги и действия представляются в виде «плана реабилитации», или «плана ведения случая» в рамках индивидуальной профилактической работы. План разрабатывается при участии ребенка и его семьи. Координатором индивидуально-профилактической работы выступает функционально определенный специалист (социальный работник или педагог), осуществляющий сопровождение ребенка в процессе индивидуально- профилактической работы, ведущий мониторинг улучшений и изменений в семье. Он выступает одновременно в нескольких ролях: распределяет совместно с КДНиЗП и субъектами системы профилактики, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон; способствует активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формирует и поддерживает мотивацию на преодоление возникших трудностей; организует и исполняет индивидуальные социально-педагогические программы, методы и формы работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации; осуществляет представительство и защиту прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики; содействует в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержки в разрешении трудной жизненной ситуации; отслеживает результаты и вносит коррективы в реализацию программ; информирует КДНиЗП о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ а также всех участников заинтересованных служб и ведомств о результатах взаимодействия и выполнения программ.

5 этап. Осуществление плана реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы (оказание междисциплинарной помощи семье). Осуществление плана ведения случая предполагает организацию последовательных услуг, направленных на улучшение жизненной ситуации ребенка и семьи. В зависимости от результатов оценки план будет иметь различные направления и цели. Если ребенок оставлен в биологической семье, мероприятия будут направлены на реабилитационную помощь семье. Если ребенка пришлось отобрать из семьи, план реабилитации может быть подчинен цели вернуть его в биологическую семью, либо цели найти для него замещающую семью. 6 этап. Регулярная (промежуточная) оценка эффективности вмешательства (мониторинг). Технология междисциплинарного ведения случая подразумевает постоянную координацию предоставляемой помощи и оценку текущего состояния ситуации. На основе результатов мониторинга план реабилитации может пересматриваться и уточняться столько раз, сколько потребуется в конкретной ситуации. Независимо от частоты переоценка, как и мониторинг, предоставляет специалисту по ведению случая новую информацию, которая используется для пересмотра плана ведения случая. 7 этап. Закрытие случая. Закрытие случая может производиться по ряду причин. Такими причинами могут быть достижение поставленных целей, отказ ребенка или его семьи от совместной работы. Случай может также быть закрыт при отсутствии адекватных услуг, отвечающих потребностям ребенка и семьи, при этом клиент должен быть переведен в ведение другой организации. Идеальным завершением случая можно считать ситуацию, когда положение ребенка стало стабильным, и при этом сохранилась его семейная поддержка

Цель: Модель сетевого взаимодействия Для чего: Оказывать влияние на другие организации и учреждения – как внутри сети, так и за ее пределами Углубить понимание проблемы и расширить границы действия благодаря объединению организаций с различными возможностями, Обмен технологиями, Объединение финансов и кадров

Команды: 1-отдел социальной защиты населения 2-отдел образования 3-отдел охраны прав детства (органы опеки и попечительства) 4 комитет по делам молодежи 5-здравоохранение 6-отдел внутренних дел 7-служба занятости 8-СМИ 9-общественные организации 10-молодежные организации

Правила взаимодействия: Каждому участнику предоставлены равные возможности для выражения своего мнения, Не допускается перекладывание работы и ответственности на партнеров В сотрудничестве распределены полномочия и направления работы каждой организации и учреждений Поддерживается культура сотрудничества и взаимодействия

Задача на командную работу: Провести анализ и возможностей и мотивации каждой организации: Сформулировать цель и задачи организации (что мы будем делать относительно данной проблемы) Оценить ресурсы организации (что мы можем сделать) – кадры как ресурс!!! Информационная карта организации по кадрам!! Оценить нашу заинтересованность (зачем нам это надо?) С кем будем сотрудничать (кто нам будет помогать?) Оцените возможности и внешние риски (что нам может помешать?) Каких результатов мы ждем? – краткосрочный Какова конечная цель нашего участия в сети – долгосрочная цель

Вопросы: Достаточно ли нормативно-правовых актов, для того чтобы снизить количество правонарушений? Как мы понимаем профилактику и технологию ее проведения? Где и кого может проконсультироваться специалист, если у него возникли трудности в работе по профилактике? Если ли у нас специальная литература или информация по профилактики? Что мы считаем высоким результатом собственной работы? Определите критерии и индикаторы оценки качества профилактической работы? С какими партнерами и по каким конкретным мероприятиям вы можете сотрудничать?