Перспективы развития дошкольного образования в РФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мероприятия Региональный уровеньУровень учредителя (МОУО, частные организации, индивидуальные предприниматели) Уровень Организаций Разработка и утверждение.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Нормативные документы в системе образования России -Государственная программа «Развитие образования» на годы. -НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Основные задачи деятельности МБОУ «Детский дом 5» в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской.
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Изменения в системе дошкольного образования Удмуртской Республики, направленные на повышение её эффективности Республиканский семинар- совещание специалистов.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Кировская область. Стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Кировской области 4 декабря 2012 года.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Концепция развития долгосрочной комплексной программы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Свердловской.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Реализация ФГОС дошкольного образования 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Дмитрий Кулагин Центр информатизации образования Калининградский областной институт развития образования.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Транксрипт:

Перспективы развития дошкольного образования в РФ

Секция 1 " Современная стратегия развития дошкольной образовательной организации". Секция 2 " Технологии управления качеством дошкольного образования" Секция 3 " Формы и модели предоставления образовательных услуг" Секция 4 " Содержание и организация образовательного процесса детей дошкольного возраста" Секция 5 " Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования в условиях ФГС".

Веракса Николай Евгеньевич – доктор психологических наук, профессор, декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского городского педагогического университета. Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. На первый план выдвигается образовательная политика. В этой сфере важно расставить приоритеты.

В конце 2000 гг. на Западе был сделан вывод, что вложение денег в дошкольное образование, в раннее развитие детей оказывается очень эффективным для всей их последующей жизни, что ступень дошкольного образования важна, что дошкольное образование как предмет и объект социальной политики очень эффективно с точки зрения финансовых вложений, пусть даже этот эффект появится через 15 лет. Во всех ведущих странах дошкольное образование оказалось в поле образовательной политики. Его курируют жены лидеров государств, в Белоруссии, США есть система законов, специально посвященных дошкольному образованию. В Россию это понимание приходит только сейчас, хотя в Советском Союзе было очень сильное дошкольное образование. ( не зря Д.Ливанов недавно заявил, что система дошкольного образования - наследие советских времен и одно из конкурентных преимуществ Российского образования)

6 пунктов президентской инициативы 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование педагогического корпуса 4. Изменение инфраструктуры ОУ 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности ОУ

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом ); Комплекс мер по развитию дошкольного образования ( от г ) Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от ; Приоритетный национальный проект «Образование» на годы; Федеральная целевая программа развития образования; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» «Об утверждении и введении в действие федеральных государст- венных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября ФЦПРО (утв. в Феврале 2011 г.) программа финансирования региональных программ развития дошкольного образования Основные документы, задающие целевые ориентиры современного дошкольного образования

Задачи развития системы образования гг. Обеспечение социального качества образования: - Обеспечение безопасности воспитанника - Поддержка новых типов и видов образовательных учреждений - Дифференцированный характер образовательных услуг, помощи ребенку и семье Пересмотр санитарных норм и правил с целью создания условий для развития новых образовательных технологий - Обеспечение доступности образовательных услуг, как то….

Обеспечение доступности образовательных услуг Доступность образования (особенно дошкольного, по стране – охват ДОУ детей – около 70%) Поддержка региональных программ строительства современных ДОУ ( с разработкой проектов повторного применения) Принятие положения об общеобразовательном учреждении повышенного уровня, предусматривающего порядок конкурсного набора учащихся ( начиная со 2-й ступени) Апробация ОП социокультурной интеграции детей мигрантов ( обучение русскому языку)

Задачи развития системы образования гг. Переход к «эффективному контракту» с педагогическим работником Привлечение молодых педагогов Развитие финансовой самостоятельности ОУ Внедрение нормативного финансирования образовательной деятельности

Принципы формируемой финансово- экономической модели ДОУ Разделение услуг ДОУ на образовательные, социальные и укрепление материальной базы Построение межбюджетных отношений на основе разделения услуг (образовательные услуги финансируются субьектом на основе субвенций, субсидий, прямого финансирования ДОУ (как соучредитель) Организация финансирования на нормативной основе (на одного ребенка) Реализация мер, направленных на обеспечение расходных обязательств МОУО по реализации полномочий по финансированию услуг дошкольного образования ( в т.ч. за счет межбюджетного перераспределения) Порядок расчета и взимания платы строится на заявительной и дифференцированной основе с реализацией принципа единого социального окна в зависимости от сформировавшейся доходной базы субьекта федерации, муниципалитета и семьи Создание в ОУ производственных советов

Что важно сегодня: Образование - приоритетная область развития Меняются требования к образованию и самому педагогу, подчеркивается особый статус педагогического работника, разрабатывается профессиональный стандарт учителя, планируются меры по поддержке методической службы, ОУ- ресурсных центров Новые требования к педагогу будут сопровождаться изменениями системы оплаты труда ( средняя ЗП в образовании д.б. равна средней ЗП по экономике ( 115 %), ЗП воспитателя – равна ЗП педагога общего образования) ( штатно-окладная система оплаты труда). Введением новой системы пенсионного обеспечения педагога Разработка программ модернизации региональной системы образования ( особая задача – достойное вознаграждение за труд, стимулирование качества труда) Введение квалификационного экзамена для лиц, принимаемых на работу в ОУ

Субвенция муниципальному бюджету Фонд стимулирования руководителей ФОТ образовательного учреждения Базовая часть ФОТ ФОТауп+увп+моп ФОТпп Общая часть ФОТпп Специальная часть ФОТпп Стимулирующая часть ФОТ Ранее действовавшие выплаты (заслуги) Поощрительные выплаты Учебные расходы 5%85%10% 60-70%30-40% 30% 70% 30% 70% Механизм формирования и структура фонда оплаты труда (ФОТ) образовательного учреждения Приложение 3 Ст – стоимость образовательной услуги; к – количество учащихся (1 – 11 классы); у – годовое количество учебных часов

Зарплатные механизмы … мы должны обеспечить конкурентную заработную плату учителей. При этом – учитывать не только объем, но и качество преподавательской работы … ОУ отдаются деньги, которые ей положены на год, и руководство ОУ само оптимизирует расходы и численность преподавательского состава … рассчитываем обеспечить и более существенный рост заработной платы, прежде всего за счет внедрения новых принципов, основанных на оценке качества преподавания

«Учитель будущего – это учитель- методолог, работающий на междисциплинарном уровне. Даже углубляясь в специализацию, он не уходит от целостности, видит внутренние и внешние связи всех остальных частей» «Ленинское знамя», г. Москва План: - разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов - к 2015 г. увеличить до 37 % долю специалистов ОУ прошедших обучение и ПК в возрасте от25 до 65 лет

Планируемые меры: Дошкольное образование д. стать первой ступенью системы образования ( с 3-х лет) Апробация модели перехода на внешнее управления организациями дошкольного образования, создание централизованных административных групп Разработка федеральных стандартов по ДОУ ( но в этом случае нас ожидают высокие требования к оценке качества обр. услуг, внутреннего аудита) (разработка и апробация системы оценки дошкольного образования с опорой на международные стандарты качества) до г.

Новые государственные требования к структуре, условиям реализации и результатам образования ( вводятся с января 2011 года, поэтапно – с сентября 2010) 1 декабря 2007 г. в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми в сфере дошкольного образования устанавливаются не ФГОС, а только две группы федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации Дополнения внесены в Типовое положение о ДОУ

Приказ Минобрнауки России «О разработке федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 30 января 2013 г. - использование новых форм дошкольного образования - разработка профессионального стандарта педагога - система сопровождения родителей

Планируемые меры: Законодательное оформление нового типа ОУ - комплексное социальное учреждение Стимулирование развития негосударственного сектора вариативных услуг дошкольного образования Открытие групп дошкольного образования как самостоятельных организаций в приспособленных для этого помещениях Развитие инфраструктуры семейного образования ( ИКП, тьюторские центры) Поддержка региональных программ развития системы сопровождения раннего развития детей ( 0-3 лет) Развитие инклюзивных программ для детей с ОВЗ

Планируемые меры: Разработка единого электронного мониторинга системы хранения документов, т.к. в ОУ сегодня спущено слишком много видов отчетности, надо выдерживать периодичность таких запросов. Но это потребует внимания к сайтам ОУ ( гг. - введение электронного документооборота ОУ с одновременной отменой отчетности на бумажных носителях)

Виды отчетности ОУ 80 % отчетов - подведомственные запросы: из них - 60% - федеральные мониторинги - разовые, количественные - мониторинги отдельных мероприятий 20% - запросы, связанные с плановыми и внеплановыми проверками 20 % - иные организации «Предлагаю четко обозначить минимум обязательной документации школы. И оговорить меры наказания для руководителей отделов и инспекторов, требующих дополнительную информацию и отчетность» «Полярная правда» г. Мурманск

Новые документы Новый Закон «Об образовании» ( в июне внесен в гос. думу) - вызвал высокий общественный резонанс (д.б. принят в июле 2013 г.) Указ президента РФ «О мерах по реализации гос. политики в области образования и науки» 599 от УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» N 597 от года Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на гг.»

Новый Закон «Об образовании» Старый Закон от 1992 г. - выполнил свою задачу, не удовлетворяет темпам социально-экономического развития В новом законе - обозначен правовой статус учителя (педагога): - академические, - профессиональные права, - морально-этические качества, - фиксированы механизмы защиты прав педагога

Новый Закон «Об образовании» Обозначен регламент прав-обязанностей учащихся и родителей – впервые - родители обозначены как непосредственные участники образовательного процесса Планируется ввести заключение общественных договоров (ОУ- учредитель - родители) Разработаны механизмы урегулирования конфликтов (через систему специальных конфликтных комиссий: ОУ- район- регион)

Новый Закон «Об образовании» Введено понятие «педагогическая экспертиза», например, связанная с введением нового нормативного акта (по строительству ОУ, СанПин) В законе обозначены начальное, среднее и высшее профессиональное образование, причем, начальное и среднее – объеденены и станут общедоступными (создание многофункциональных центров прикладной квалификации) Обозначено обучение детей с проблемами в развитии (инклюзия)

Новый Закон «Об образовании» Регламентированы вопросы экспертизы и организации инновационной работы в ОУ, учащимся и родителям предоставляется возможность выбора Модернизация российского образования включает в себя более десяти системных экспериментов, охватывающих сущностные стороны образовательной сферы. Около 90% ОУ включены в режим освоения инновационного опыта, что вызывает предельное напряжение системы, порождает системные риски.

Закон «Об образовании»- проект Гл 11 Дошкольное образование ( ст ) - ООП ДО реализуется дошкольными образовательными организациями - Реализация ООП ДО сопровождается осуществлением присмотра и ухода, включает организацию питания и режима дня - Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного ДО на своей территории, обязательного предшкольного образования - Образов. организация ведет деятельность по реализации ООП ДО, а также присмотра и ухода, вправе реализовывать дополнительные общеразвивающие программы для детей - Дошкольная образовательная организация может проводить сан.- гигиенические, профилактические, реабилитационные, оздоровительные мероприятия

5. Образовательная организация вправе передать на договорной основе третьим лицам организацию управления, научное, методическое, ресурсное, производственное, информационное и технологическое обеспечение образовательной деятельности, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование учебных помещений, обеспечение потребностей обучающихся, в том числе в питании, оказании медицинской помощи, обеспечении одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем, спортивным инвентарем и спортивным оборудованием, другими предметами необходимости, транспортное обеспечение, ведение бухгалтерского учета и отчетности, а также осуществление иной деятельности.

Основная задача сегодня Поэтапное обеспечение доступности образования: с 3 до 7, с 2 м. до 3 лет - ликвидация очереди детей в ОУ (строительство новых ДОУ, возврат перепрофилированных ОУ) - шаговая доступность ОУ - развитие вариативности форм образования и видов обр.услуг, дистанционное образование, увеличение кол-ва мест в ДОУ за счет расширения негосударственного сектора в сфере ДО, введения новых форм ДО (государственно-частное партнерство- предполагается софинансирование из регион-муниц. бюджета) - адресная социальная поддержка детей из малообеспе- ченных семей за счет компенсации части родительской платы ( рассматривается вопрос выплаты семье, если ребенок не посещает ДОУ) К 2012 г- ликвидация очереди в ДОУ детей от 3 до 7 лет, к 2016 г. 100 % доступность дошкольного образования

Доступность - Новые СанПины разрешено увеличивать наполняемость групп при сохранении нормы метража на ребенка (если позволяют условия) разрешено достраивать 3-и этажи ОУ открывать группы в переоборудованных помещениях общего пользования ( в залах, в жилых квартирах) режим пребывания в дошкольных группах от 2- 3 х часов до круглосуточного ( позволяет увеличивать пропускную способность)

Формы и виды услуг Программа развития новых форм российского дош- кольного образования в современных социально- экономических условиях (Письмо МО РФ 106/23-16 от ) Методические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Письмо МО и Н РФ от ) Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. 174-ФЗ (12 октября 2006 г. Принят Гос.думой, 27 октября 2006 г. одобрен Советом Федерации) Поручение Правительства РФ от 22 июня 2007 г. ДМ- П и рекомендации от г «О внедрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образова- ния для детей из разных социальных групп и слоев населения»

«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Р.Киплинг

Основная задача сегодня Обеспечение качества образования на всех уровнях: * Изменение содержания образования, большое внимание будет уделяться воспитанию ( в систему образования возвращаются вопросы воспитания) Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан утв. 28 апреля 2011 г. президентом РФ

Меры госполитики в области образования Включение в примерную ООП ДО задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми ( готовность к сотрудничеству, оказание помощи нуждающимися…) Разработка методических пособий по обучению основам права в ОУ Применение специальных программ воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Распространение программ дополнительного правового образования для взрослых ( правового просвещения) Организация ОЭР по проблемам правового образования Пополнение библиотечных фондов данной литературой

Обеспечение качества образования на всех уровнях: За счет обеспечения современных условий в ОУ (интернет, компьютер, электронный образовательный ресурс, учебник, сайт ОУ, электронный документооборот) (например, визитная карточка ОУ на сайте, авторская программа видео- занятий)

Сайт образовательного учреждения 1.пункт 4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании», 2.постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении».

Обеспечение качества образования на всех уровнях: Внедрение ФГТ, новых педагогичес- ких и здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании: - организация управления, обр.процесса и обобщение опыта работы на основе педагогического проектирования (см. сборник Тихвина опыт Ярославля)

представляют инновационный проект «Новый горизонт»

«Проектный совет- механизм управления переходом к новой модели организации образовательного процесса в ДОУ» ( в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования)

« Проектный совет- ключевой механизм развития ДОУ» уч. год « Проектный совет- школа управления проектами» уч. год « Новый горизонт» ( Проектный совет- механизм управления переходом к новой модели организации образовательного процесса в ДОУ) уч. год Проектный совет с новыми функциями. Инициирование образовательных проектов. Совместное проектирование. Сформированное проектное мышление у педагогов и управленческой команды. Сформированы некоторые компетенции по управлению проектами. Переход к новой модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ. Освоение новых функциональных позиций членами Проектного совета. Освоение технологии моделирования.

Стратегическая цель проекта. Повышение качества образования через реализацию Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Конкретная цель проекта. Создание и реализация модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ через деятельность Проектного совета как универсального механизма развития ДОУ.

Скорректировать схему управления ДОУ в соответствии с новыми задачами (ввести новые функциональные позиции, запустить новые проекты, освоить новые функции Проектного совета и др). Скорректировать программу развития ДОУ в соответствии с ФГТ. Выявить профессиональные дефициты в деятельности педагогов, управленческой команды, Проектного совета в условиях реализации ФГТ. Обеспечить сопровождение деятельности педагогов в реализации ФГТ (создать схемы, планы, алгоритмы действий, программы консультирования, поддержки, систему ПДС и др). На основе комплексно- тематического и предметно - средового принципов разработать и реализовать элементы модели организации образовательного процесса в ДОУ. Создать план конкретных действий по выполнению Федеральных государст-венных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Отработать содержание и формы взаимодействия с родителями в новых условиях.

Повышена степень управляемости системой в условиях развития ДОУ. Программа развития ДОУ представлена как совокупность проектов (пополнена новыми проектами). Проектным советом освоены новые функции (моделирование, проектирование, управление проектами и др.). У Проектного совета, коллектива педагогов сформированы общее видение модели образовательного процесса в соответствии с ФГТ. Освоены новые компетенции, связанные с ФГТ. Образовательный процесс ДОУ приведен в соответствие с ФГТ по основным показателям. Условия, созданные в детском саду, в основном соответствуют Федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Увеличилась доля родителей, участвующих в управлении ДОУ. Отработаны новые формы и содержание взаимодействия с родителями.

Обеспечение качества образования на всех уровнях: За счет качества управления, организации системы внутреннего аудита ОУ ( в т.ч. маркетингового аудита) В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо «…сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».

Стратегия и тактика оценки качества образования Федеральный надзор качества образования (рособрнадзор ) Контроль качества образования в регионе Муниципальный контроль качества образования Внутренний контроль качества ОУ

СОКО Система оценки качества образования включает в себя 3 элемента: образовательные программы разного уровня; образовательные учреждения, реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов; органы управления образования и независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие процесс управления ОУ и индивидуальные достижения учащихся сами по себе и как показатель качества образовательных программ, результатов работы ОУ и качества управления.

СОКО Начальным звеном в создаваемой СОКО является ОУ. В разной степени завершенности в каждом ОУ в н.в. формируются и развиваются внутришкольные системы управления качеством образования Методологической базой ее являются конечные показатели деятельности ОУ: - здоровье обучающихся, - воспитанность, - базовое и дополнительное образование, - социализация учащихся, - готовность к жизни в семье и обществе, - степень адаптивности предлагаемых образовательных услуг.

Главными стратегическими документами являются Программа развития и Образовательная программа ОУ. Практически во всех образовательных учреждениях области д.б. разработаны и реализованы Программы развития. Они д.б. разработаны в соответствии с целями и задачами, определенными в Федеральной целевой программе развития образования на 2010–2020 годы. Одним из разделов Программы являются концептуальные основы управления качеством образования

Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от N 116 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Приказ МИН.ОБР. НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Зарегистрирован в Минюсте РФ) Москва 137

Согласно N 293-ФЗ от 8 ноября 2010 г., статья 32 настоящего Закона дополнена п. 4, с 1 января 2011 г. 3. Обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в ОУ 4. Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации: 1 ) сведения: - о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; - о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года 2) Копии документов: - отчет о результатах самообследования; - порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;

дополнительные образовательные услуги к 2020 г. Увеличить численность детей от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам до % ( 50 % из низ – организованы на основе федерального бюджета) Передать субьктам РФ полномочия по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев софинансирование из федерального бюджета )

Внутренний аудит Первоначально фокусируясь на анализе рисков, связанных с бухгалтерской отчетностью и налогообложением, сейчас внутренний аудит затрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности организации, помогая выявлять риски на различных этапах экономической активности. рисков

Внутренний аудит - как направление антикризисного управления Включает: постоянный мониторинг финансово-экономического состояния организации разработку протоколов, гарантирующих целостность информационных потоков на предприятиицелостность информационных потоков разработку новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий повышение производительности труда привлечение средств учредителей усиление мотивации персонала К мерам регионального или федерального уровня относятся корректировка финансово-экономической, социальной, научно- технической, инвестиционной, внешнеэкономической политики, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической стабильности, разработка комплекса оперативных и стратегических мер по преодолению негативных факторов, укрепление контроля, правопорядка, соблюдение законодательства.

В ОУ д.б. создана Служба качества, которая может управлять системой внутреннего аудита, и Совет по качеству, который несет ответственность за систему аудита в целом.

Внутренний аудит в ОУ Внутренний аудит – это деятельность администрации образовательного учреждения по установлению соответствия всей системы педагогической (управленческой) деятельности требованиям (нормативам) квалификационной категории. Внутренний аудит предполагает проведение администрацией проверок, наблюдений, обследований, контрольных работ, изучение последствий принятых управленческих решений в образовательных учреждениях. Создание системы внутреннего аудита должно быть одной из основных задач в плане разработки и внедрения СК ОУ, поскольку именно внутренний контроль в наибольшей степени влияет на непрерывное совершенствование системы качества ОУ

важно Без сомнения, внутренний мониторинг должен стать основой построения системы качества образования как на уровне отдельно взятого учреждения, так и отрасли в целом. Именно внутренние процедуры позволят перейти на новую ступень мониторинга: оценивание качества «по последствию» – например, оценка качества подготовки воспитанников по успешности их обучения в школе; оценивание достигнутых результатов путем сравнения с лучшими в данной отрасли.

Стратегия обеспечения качества и развития форм дошкольного образования Создание стажировочных площадок на гг. в регионах и муниципалитетах, на базе которых будут отрабатываться новации и проводиться 2-х недельные стажировки команд ( знакомство с опытом другого региона, разработка муниципальной программы развития системы дошкольного образования) Стажировочной площадкой м.б. ДОУ, муниципальная служба

Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на гг.» Разработка региональной стратегии действий в интересах детей К сентябрю разработать план внеочередных мероприятий Предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию Национальной стратегии

Основные проблемы в сфере детства Неисполнение международных стандартов прав детства (международных договоров, Стратегии Совета Европы, направленной на появление дружественных ребенку услуг и систем, защиту прав детей) Неэффективность имеющихся механизмов защиты прав детей Семейное неблагополучие детей. Насилие Неравенство субъектов в решении объема и качества услуг Социальная уязвленность уязвимых категорий детей Нарастание рисков распространения опасной информации Неучастие детей в общественной жизни

Принципы стратегии Реализация права ребенка жить и воспитываться в семье Формирование системы и комплекса мер по соблюдению и восстановлению прав детей, ставших жертвой Максимальная реализация потенциала каждого ребенка Сбережение здоровья каждого ребенка, формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, ранняя профилактика, зд.сб.технологии Внедрение технологий социальной работы, помощи семье (опора на собственную активность людей, предоставление возможности участвовать в решении своих вопросов, наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений ) Разработка и внедрение форм работы по реабилитации и полноценной интеграции уязвимых категорий детей распространение положительного международного опыта Качественная подготовка и повышение квалификации кадров Партнерство во имя ребенка ( открытый рынок социальных услуг, система общественного контроля в сфере защиты прав детей) Формирование единого подхода органов власти РФ, местного самоуправления, институтов гражданского общества к определению мер по решению проблем детства

Направления реализации стратегии Семейная политика детство сбережения (детское население сократилось за 10 лет более чем на 6 млн.) Доступность качественного обучения и воспитания Культурное развитие и информационная безопасность детей Здравоохранение, дружественное к детям и ЗОЖ Равные возможности детей, нуждающихся в особой заботе Создание системы защиты прав детей, дружественного правосудия Дети-участники реализации национальной стратегии

Семейная политика детствосбережения Первоочередные меры Разработка ФЗ по основам государственной семейной политики Разработка стандартов мин. гарантий доступа к доходам и соц.услугам, определяющим показатели качества жизни детей ( мин.доход, жилье, отдых, качество питания) Мониторинг законодательства РФ в сфере защиты прав детей, статучета эффективности данной политики Реформирование организации работы органов опеки и попечительства ( межведомственное взаимодействие), комиссий по делам несовершеннолетних, усиление института уполномоченных Реализация инициативы Детского фонда ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям» Распространение информации о защите прав ребенка через СМИ, ОУ, интернет и т.д.

Семейная политика детствосбережения Первоочередные меры Система налоговых вычетов с семей с детьми Разработка мер по регулярности выплаты алиментов ( создание государственного алиментного фонда) Разработка Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 г. ( ФЦП, внесение изменений в нормативную правовую базу) Разработка программы по пропаганде ценностей семьи, поддержка позитивного родительства, профилактика социального сиротства Разработка стандартов оказания спец. профилакт-х услуг, реабилитационной помощи семье и детям Разработка технологий профилактики и реабилитации семей и детей Доступность услуг за счет развития сектора профильных некоммерческих организаций Разработка системы подготовки и ПК специалистов, работающих в интересах детей

Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей Проблемы Дефицит мест в ДОУ Невысокий уровень качества дошкольного образования, отсутствие целостности обучения и воспитания детей Неравный доступ детей к качественному образованию Неэффективное управление процессами воспитания и обучения, слабый контроль за качеством обр. услуг Отсутствие системы информационной безопасности детей Низкий уровень этического, гражданско- патриотического, культурно-эстетического развития отд. детей

Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей Задачи и меры: Доступность и вариативность дошкольного образования ( старые и новые формы финансирования и организации) Модернизация образования на основе ФГОС, информ-компьют. технологий Зашита прав детей нац.- этнич.групп, районов Крайнего Севера Создание ОСОКО ( преемственность - качество ОП - уровень подготовки выпускников), современных технологий контроля – общественное наблюдение Поддержка всех талантливых детей ( со скрытой одаренностью) и ОУ, создание национального ресурсного центра, подготовка кадров и семьи, разработка программ Развитие региональных вариантов поликультурной модели дошко- льного и общего образования, бесплатные услуги доп.образования Формирование новой общественно-государственной системы воспитания ( нормативы и контроль условий) Развитие системы доп. обр.услуг на бесплатной основе, инфраструктуры развития и воспитания детей, программы и акции по развитию детского чтения Поддержка развития библиотек, кино и ТВ для детей Формирование госполитики в области защиты детей от информации

Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей Задачи и меры: Закон о праве на инклюзивное образование, обеспечение психологич. и коррекц.-педагогич. помощи детям в ОУ, разработка примерных программ для педагогов-психологов, интеграция детей в ОУ Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи, увеличение числа субьектов, свободных от интернатов и дет.домов, сокращение времени пребывания ребенка в них Формирование модели отдыха и оздоровления детей на основе государственно-частного партнерства, совершенствование системы качественного питания на основе современных порядков и стандартов оказания мед. помощи детям Восстановление медицинских кабинетов в ОУ Распространение технологий «школа здоровья», инновационных физкультурно - спортивных технологий на все ОУ Реализация программ гигиенического воспитания детей Проведение мониторинга оценки качества жизни детей ( эмоц.- коммуникат.- психосоматич. компоненты) ( регулярный государственный мониторинг поведенческих рисков) Реализация госпрограмм организации досуга детей в малых городах и сельской местности

Равные возможности для детей Задачи и меры: Замена медицинской модели детской инвалидности на социальную, адресная финансовая поддержка ИО Единая система служб ранней помощи детям, организация комплексной подготовки такого ребенка к обучению в школе Соблюдение права родителей на выбор ОУ Переориентация МП комиссий на составление инд. маршрута ребенка ( вместо гипердиагностики),пересмотр критериев инвалидности, реформирование системы мед- соц.экспертизы, создание бюро мед-соц. эксп. и псих-мед-педаг. комиссий, разработка программы патронажного обслуживания семей соц-ми работниками

Дети-участники реализации национальной стратегии Обеспечение правового обучения и воспитания детей и специалистов, расширение знаний в области прав человека Разработка и внедрение усовершенствованных программ правового воспитания детей Привлечение детей к участию в общественной жизни Освещение в СМИ и мониторинг участия детей Принятие решений детьми на принципах добровольности, открытости

Острые проблемы дошкольного образования в Законе «Об образ». не определен статус ребенка до 3 лет, что не гарантрует ему доступное и бесплатное образование Самой главной проблемой образования сегодня является несоблюдение необходимых требований для обеспечения развития детей: - в отношении физического развития и оздоровления детей ситуация самая критическая ( из ДОУ вывели медицинский персонал ( и врача и мед.сестру, за состоянием детей нет постоянного контроля, что противоречит ряду документов - надо изыскать средства ( над тарифный фонд) на оплату работы мед.сестры по договору ( хотя бы 2 часа в день) для мед.контроля, составления меню ( так как нельзя убирать горячее питание из ДОУ) - по возможности надо дооснастить мед. кабинеты физио- оборудованием, так как посещение поликлиники детьми многих ДОУ организовать невозможно ( территориальная недоступность, отсутствие оборудования и пр.)

САНПИН требует корректировки ( норматив на 1 ребенка – 2 квадратных метра площади) – нонсенс ( в Европе это 11 кв. метров). Решать проблему доступности за счет уплотнения групп недопустимо. (В Ленобласти высок процент ДОУ, не имеющих лишних свободных площадей, поэтому закрытие физкультурных залов и их переоборудование в групповые помещения - только усугубит проблемы области, где основной процент детей имеет сегодня 2 и 3 группу здоровья) В этой ситуации надо обратить внимание на прогулочные участки ДОУ и выделить средства на оборудование их необходимыми спортивными комплексами, чтобы в ситуации закрытия физк. залов решать задачи оздоровления воспитанников, проводить 3 занятия по физ. культуре на воздухе ( так как бассейны в ДОУ тоже практически отсутствуют) - Проблемой ДОУ отд. муниципальных образований является сокращенный рабочий день (10,5 часов вместо 12), что провоцирует отток кадров и снижение качества дошкольного образования, т.к. на группе не работают постоянные педагоги.

Квалификацией педагогов и уровнем их образования и коммуникативной культуры 9,27 Организацией непосредственно образовательной деятельности (количеством и качеством занятий) 9,17 Разнообразием детской деятельности, организуемой взрослыми (видами занятий) 9,09 Организацией режимных моментов (одевание, умывание, организацией питания и т.д.) 9,27 Качеством дошкольного образования8,93 Коррекционной работой (занятия с учителем-логопедом и др. специалистами) 6,8 Организацией досуга (праздники, развлечения и др.)9,33 Результаты Результаты анкетирования родителей (законных представителей) анкетирования родителей (законных представителей) Степень удовлетворенности

Эстетическим оформлением групп9,22 Материально-техническим оснащением детского сада 7,75 Отношениями между детьми в группе8,92 Отношениями сотрудников к ребенку9,51 Вашими отношениями с педагогами и сотрудниками 9,49 Отношением Вашего ребенка к детскому саду в целом 9,29 Информированностью о деятельности детского сада (наглядная информация, сайт детского сада и др.) 8,87

Спасибо за внимание. Паршукова Ирина Леонардовна, декан факультета дошкольного и начального школьного образования, доцент, к.п.н.