Реформа системы социальных льгот: причины и последствия Москва 2005.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реформа системы социальных льгот: механизмы, перспективы, риски Москва 2005.
Advertisements

Участие населения в социальных программах: распространенность и неравенство доступа НЕЗАВИСИМОГО ИНСТИТУТА ПРОЕКТНЕЗАВИСИМОГО ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
Расширенный план лекции Доходы населения Социальная защита населения Определение и измерение бедности.
Тел.: (095) Г.В.Курляндская Монетизация социальных льгот в свете реформы разграничения бюджетных полномочий 25 февраля 2004 г.
НОБУС НОБУС и ОБДХ Национальное обследование бюджетов домашних хозяйств и участия в социальных программах был разработан Росстатом в 2003 году при поддержке.
Социальная политика – в эпицентре экономической повестки Москва, декабрь 2005.
Детская бедность в России 4-я научная конференция «Социальная политика: вызовы 21 века» Москва, 8-9 декабря 2005 г. Независимый Институт Социальной Политики.
Социальные расходы региональных бюджетов: факторы неравенства (результаты анализа по данным 2003 года)
С.-П., Леонтьевские чтения, октябрь 2007 г. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х Н. В. Зубаревич, Д.Х. Ибрагимова, Т. Л. Клячко, Т. М. Малева,
Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения выросли в 2004 году на 8,4%, в том числе реальная заработная плата на 10,9%, реальный размер пенсии.
Общественные слушания в муниципальных образованиях Сахалинской области параметрам проекта бюджета Сахалинской области на годы г. Южно-Сахалинск.
Лекция III Нестеренко Татьяна Геннадьевна – Руководитель Казначейства России Тема: Предпосылки и основные Направления бюджетной реформы в Российской Федерации.
Здравоохранение и образование: неравенство доступа Галина Бесстремянная Алина Заборовская 2005 г.
Почему России нужна реформа социальной политики Владимир Дребенцов, МБРР Петербург, 10 Февраля 2005 World Bank, Moscow, 2005.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
Монетизация льгот: экспертиза социальных последствий Овчарова Л.Н.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Д.Х.Ибрагимова Конференция НИСП, г.Саратов, 5-6 октября 2004г.1 Рынок труда и бедность, (или продолжение истории о двух грантах)
Инвалиды на рынке труда Синявская О.В. (доклад подготовлен в рамках проекта НИСП «Адресная социальная политика в отношении инвалидов: перспективы и направления.
О государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок в 2011 году Сочи, 02 июня 2011 г.
Транксрипт:

Реформа системы социальных льгот: причины и последствия Москва 2005

Проект НИСП «Доступность социальных программ и услуг для российского населения: распространенность и неравенство» Финансирование: грант МОНФ Сроки реализации проекта: июнь 2004 г. – март 2005 г. Руководитель проекта: Л. Н. Овчарова Участники проекта: Т. М. Малева, С. В. Шишкин, Н. В. Зубаревич, О. В. Кузнецова, Л. И. Ниворожкина, О. В. Синявская, Д. Х. Ибрагимова, А. Я. Бурдяк, Г. Е. Бесстремянная, Д. О. Попова, А. И. Пишняк, А. С. Заборовская, Е. А. Лаптева, Е. П. Кокина

Социальная политика в России в х Первый этап (первая половина 90-х): реакция на последствия экономических реформа и на изменение принципов финансирования социальной сферы. Второй этап (с середины 90-х до 2005 г.) - шаги по модернизации социального законодательства и приведения его в соответствие с новыми социально- экономическими условиями: Трудовой кодекс, новое пенсионное законодательство, закон об инвалидах, Закон о ветеранах Третий этап (с 2005 г.) – реформа социальных льгот

Была ли необходима реформа социальных льгот?

Система социальной защиты населения в России В России насчитывается более 1000 различных видов социальной поддержки населения, оказываемой за счет бюджетных средств. Только на федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, ветеранам, детям, инвалидам, учащейся молодежи и т.д.).

Три функции льготы 20-е - 40 гг. - льгота как форма признания и социальная награда за заслуги перед Отечеством 50-е -80-е гг. – льгота как инструмент дифференцирования доступа различных категорий населения к социальным благам при уравнительной функции заработной платы 90-е гг. – льгота как инструмент поддержания уровня и качества жизни социально уязвимых групп на фоне снижения реальных денежных доходов населения

Монетизация льгот: замысел и реализация

Замысел закона о монетизации льгот Ликвидация нефинансируемых мандатов Прозрачность взаимоотношений федерального бюджета и предприятий, предоставляющих льготные услуги Восстановление справедливости по отношению к льготникам, не пользовавшимся льготными услугами Снижение уровня бедности в сельской местности Расширение «прав и свобод» льготника по использованию социальной помощи

Закон о монетизации льгот Разграничил расходные полномочия между уровнями власти Возложил на региональные и местные органы власти ответственность по балансированию доходных возможностей и новых расходных полномочий Ликвидировал нефинансируемые мандаты федерального уровня Сократил расходные обязательства, закрепленные в федеральном законодательстве Ввел компенсационные выплаты по федеральным категориям «льготников»

Системные противоречия закона о монетизации льгот Замена идеи реформы социальных льгот разграничением бюджетных полномочий Подмена разграничения полномочий по социальной защите населения разграничением категорий льготников Децентрализация институтов социальной защиты Отсутствие механизма реализации монетизации льгот на региональном уровне Игнорирование фактора сильнейшей региональной экономической и социальной дифференциации Возможность отказа от монетизации Неадекватность размеров выплат тарифной стоимости льготных услуг

Размер денежных выплат льготникам федерального уровня Категории населения, которые в соответствии с установленным законодательством порядке имеют право на получение различных социальных льгот Размер выплат руб./ месяц Инвалиды (кроме инвалидов войны) I степени (III группы)800 II степени (II группы)1000 III степени (I группы)1400

Размер денежных выплат льготникам федерального уровня (продолжение) Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств (инвалиды войны) 2000 Участники Великой Отечественной войны, другие категории граждан, имеющие льготы в связи с великой отечественной войной 1500 Ветераны боевых действий 1100 Члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств 600 Граждане, подвергшиеся воздействию радиации 1700

Ошибки реализации закона Отсутствие информационной базы о численности реальных льготополучателей, в том числе множественных («двойных», «тройных») льготополучателей Отсутствие экспертизы реальной распространенности льгот (транспорт) Недоучет «социального веса» различных льгот (транспорт) Недоучет социального и политического веса различных категорий льготополучателей (пенсионеры крупных городов) Недоучет межрегиональных диспропорций (Москва и Московская область) Синхронизация введения закона с повышением тарифов на ЖКУ и на транспортные перевозки Несогласованности федеральных действий с региональными особенностями организации предоставления льготируемых услуг Отсутствие адаптационных схем перехода

Сколько в России льготополучателей ?

Национальное Обследование благосостояния и участия населения в социальных программах (НОБУС) Проведено Госкомстатом РФ в 2003 г. при финансовой поддержке Всемирного Банка Объем выборки составляет домашних хозяйств ( респондентов) из 79 регионов России, что позволяет получить репрезентативные оценки на общероссийском, поселенческом и региональном уровне. По оценке НИСП 43 региона имеют объем выборки не менее 800 домохозяйств, что позволяет получить репрезентативные показатели демографического и социального профиля бедности, хотя и с определенными допущениями из-за возможных смещений выборки внутри регионов

Программа НОБУС Реестр домохозяйств (6 вопросов). Семейное положение и образование (21 вопрос). Занятость и трудовые доходы всех членов домохозяйства в возрасте 15 лет и старше: основная работа (18 вопросов); дополнительная работа (4 вопроса); поиск работы (14 вопросов); занятость за последние 3 месяца (7 вопросов). Виды и размер назначенных пенсий (23 вопроса). Виды и размер назначенных пособий (20 вопросов). Категории льготополучателей, виды и денежный эквивалент льгот (14 вопросов). Здоровье и медицинское обслуживание (27 вопросов). Социальная помощь (8 вопросов по 35 видам помощи). Жилищные условия (25 вопросов). Подсобное хозяйство (7 расширенных вопросов). Расходы домохозяйств (включают все компоненты расходов, около 150 позиций). Доходы домохозяйств.

У Сколько в России льготополучателей: население НОБУС, % федеральные региональные

У Сколько в России льготополучателей: домохозяйства НОБУС, % федеральные региональные 50,7 19,5 49,3 41,2 31,2 0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 всегофедеральные и региональные (с пересечением) федеральные и региональные (без пересечения) дх с льготополучателями дх без льготополучателей

Какими льготами пользовались население и домохозяйства?

Распространенность различных видов льгот, НОБУС, % Доля д/х, в которых есть получатели льгот, пособий и социальных услуг всего по типам поселения мега- полисы крупные города сельская местность Льготы на ЖКУ41,445,742,138,8 Льготы на медицинские услуги и лекарства19,822,218,417,9 Льготы на транспорт38,752,844,127,4 Льготы на путевки2,64,92,71,5 Льготы на обеспечение недвижимым имуществом4,01,74,14,7 Единовременное денежное пособие1,6 1,31,8 Другие виды социальной помощи (бесплатная еда, бесплатные услуги д/х, физкультурно-озд. услуги, культурно- массовые мероприятия, образовательные услуги)4,14,33,14,6

Кто реально пользовался льготами?

Удельный вес стоимостной оценки льгот в располагаемых ресурсах получателей, НОБУС Доля льгот в располагаемых ресурсах (доходы), в % от объема располагаемых ресурсов получателей Натуральные поступления в денежном выражении (льготы и субсидии), в рублях на д/х Одиночки пенсионного возраста 12,1332 Одиночки не пенсионного возраста 11,9332 Супруги – пенсионеры 8,3481 Супруги – не пенсионеры 6,8353 Супружеская пара с 1 ребенком 6,7439 Супружеская пара с 2 и более детьми 7,1459 Супружеская пара с 1 ребенком и другими родственниками 5,8483 Супружеская пара с 2 и более детьми и другими родственниками 5,3504 Одиночка с детьми 11,7437 Одиночка с детьми и другими родственниками 7,3475 Домохозяйства взрослых 6,8449 Итого 8,7448

Структура душевых располагаемых ресурсов домохозяйств, получающих натуральные льготы и субсидии, в разрезе 10-процентных групп, НОБУС, % Индекс Джини (по стоимостной оценке льгот) = 0.52 Коэффициент фондов (по стоимостной оценке льгот) = 63.8 раз

Средняя доля базовой части трудовой пенсии и сумме базовой и страховой частей, % Оценки НИСП