Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова ОСНОВЫ МУЗИЦИРОВАНИЯ Мужчиль М.Д. Регистрационный номер: МП 00183-10 Рекомендовано:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Авангардизм в музыке XX века. Авангардизм ( от франц. Avant-garde – «передовой отряд») – условное наименование различных течений современного искусства,
Advertisements

Косарева В.Н., Преподаватель теоретических дисциплин МАУДОД «Детская школа искусств» г. Старая Русса.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ. Музыкальная форма Построение музыкального произведения, соотношение его частей. Простейший составной элемент музыки называется мотивом,
ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕРТ. В современной жизни мы часто употребляем слово « КОНЦЕРТ» в значении: 1.Публичное исполнение музыкальных произведений (возможно в сочетании.
Тема 15. Музыкальный авангард второй половины XX века.
Фортепианный концерт Грига Это наиболее монументальное произведение Грига, кульминация его фортепианного творчества и, вместе с тем, одна из вершин во.
«Моцарт подобен Рафаэлю- красота его мелодий очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства» И.Тургенев «Моцарт подобен Рафаэлю- красота его мелодий.
МОУ «Москаленский лицей» Творческий проект по теме «МОЛОДЁЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» Авторы работы: Воробьёв Н., Тебенко О., Коротина О., Баранов Е. (учащиеся.
Виды искусств.. - высокая степень творческого мастерства в определенной сфере деятельности. - специфический вид отражения познания, усвоения, формирования.
Музыкальная форма - это строение музыкального произведения.
Сюита "Пер Гюнт" Эдварда Грига
1 вариант 2 вариант 1. Что такое « стиль »? 2. Что такое « опера »? 3. Кто создаёт оперный спектакль ? 4. Что такое « классика »? 5. Автор оперы « Иван.
Музыкальная форма МБОУДОД ДМШ10 Советского района г.Казани Преподаватель теоретических дисциплин Рахматуллина Дина Салиховна Урок по музыкальной литературе,
МОЛОДЁЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Муниципальное образовательное учреждение cреднего общего образования «Москаленский лицей» Москаленского муниципального.
Соната От латинского слова sonare - звучать. Произведение для одного или двух инструментов, состоящее из 3 (4)частей.
Шаблон тренажера Как использовать: 1.Два первых слайда – основные, у них можно менять дизайн, но нельзя удалять: а) кнопку на 1 слайде «Начать тест» (можно.
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития школьников на уроках музыки.
7 класс 1. Четырёхчастное произведение для симфонического оркестра 1. Соната 1. Соната 2. Концерт 2. Концерт 3. Кантата 3. Кантата 4.Увертюра 4.Увертюра.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 1. Что Вы знаете о А. Лядове? 2. В каком жанре преимущественно работал А. Лядов? 3. Что такое «лейтмотив»? 4. Дайте характеристику.
1.Определение жанра в искусстве. 2.Жанр в музыке. 3.На какие вопросы отвечает понятие «жанр»? 4.Что такое «первичные жанры»? 5.Вторичные жанры - это………
Транксрипт:

Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова ОСНОВЫ МУЗИЦИРОВАНИЯ Мужчиль М.Д. Регистрационный номер: МП Рекомендовано: МСФ и МОУ Усть-Каменогорск 2010

Аннотация Пособие знакомит студентов с типовыми музыкальными формами, а также содержит сведения о современных методах письма

Сведения об авторе Мужчиль Марина Дмитриевна, зав. кафедрой музыки, к.ф.н. Читаемые дисциплины: История музыки, Анализ музыкальных произведений, Гармония и др. Область научных изысканий: философия музыки Контактные данные: Бажова, 7, ауд. 49; тел.(раб.)

Содержание Раздел 1. Типовые музыкальные формы 5-57 Раздел 2. Современные методы письма

Раздел 1 Типовые музыкальные формы

Музыкальная форма организация музыкального целого способы развития музыкального материала жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям

Музыкальная форма Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей формальной структуре, своего рода плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства.

П Р И Н Ц И П Ы РАЗВИТИЯ повторение варьирование разработка контраст

Период Это форма изложения одной, относительно развитой и законченной музыкальной мысли

Период Любой период будет содержать 50% стандартных черт: единого строения простой из 3-х предложений сложный.

1. Количество предложений 2 (единого строения, не членящийся, период- предложение), 3, 4, (сложный, двойной) 2. Каденции: а)серединная, б)заключительная половинная, полная несовершенная, полная совершенная какая-либо каденция не в главной тональности (очень редко полная совершенная), полная несовершенная 3. Повторностьповторного строения не повторного строения (редко) 4. Квадратностьквадратныйнеквадратный 5. Тональное строение однотональный, модулирующий в D модулирующий в другую тональность СтандартныйНестандартный Период

Простые формы Простыми называются формы, все части которых представляют собой построения не сложнее периода

СхемаНазваниеПризнаки АB простая 2-х частная безрепризная 1 ч. - период 2 ч.- развивающая, пропорциональная первой АB простая 2-х частная репризная 1 ч. - период 2 ч. - пропорциональна первой, делится на две части: её первая половина развивающая, а вторая - реприза, повторение 2 предложения периода ABA1 простая 3-х частная 1 ч. - период 2 ч. - развивающая, пропорциональная первой, 3 ч.- точное или неточное повторение периода Простые формы

Сложная трехчастная форма Форма, все части которой или хотя бы первая представляют собой построения сложнее периода

Сложная 3-хчастная форма А aba ab aba ab В aba ab aba А aba ab aba ab

Вариации Вариации - форма, основанная на проведении темы и ряде ее видоизмененных повторений.

Вариации Тема может быть оригинальной, авторской (например, симфонические вариации Энигма Элгара) или заимствованной (например, фортепианные вариации И.Брамса на тему Гайдна).

Схема вариаций АА1А1 А2А2 А3А3 А4А4 и т.д.

Средства варьирования темы мелодическое варьирование гармоническое варьирование ритмическое варьирование изменения темпа изменения тональности или ладового наклонения варьирование фактуры

Разновидности вариаций Вариации на basso ostinato Классические вариации Вариации на soprano ostinato Свободные вариации

Рондо Рондо (франц. rondeau; от rond, «круг»). Форма, основанная на повторении основной темы (рефрена), которая перемежаются с другими темами (эпизодами).

Схема рондо АВАС А и т.д.

Сонатная форма Самая развитая нециклическая форма инструментальной музыки. Типична для первых частей сонатно-симфонических циклов (отсюда часто применяющееся название сонатное allegro).

Сонатная форма три основных раздела: экспозиция - противопоставляются главная и побочная партии, разработка - эти темы развиваются реприза - повторяется экспозиция с тональными (и, возможно, иными) изменениями.

Специфика сонатной формы развивающий раздел (разработка) является центральным по своему значению, в нем проявляется основная идея сонатной формы конфликтность и динамика развития ни в какой другой форме развитие не имело определяющего, «идейного» значения.

Сонатная форма Сонатная форма достигла своих вершин в творчестве венских классиков. Й.Гайдн ( ) И.В. Моцарт ( Л.Бетховен ( )

Строение сонатной формы Экспозиция Г.п. Св.п. П.п. З.п. Т Д Д Активная, Лири- устрем- ческая ленная Разработка Арена борьбы Материал экспозиции в преобразованном виде Реприза Г.п. Св.п. П.п. З.п. Т Т Т Г.п. – главная партия Св.п. – связующая партия П.п. – побочная партия З.п. – заключительная партия

Рондо-соната Экспозиция А В А Г.п. Св.п. П.п. З.п. Г.п. Т Д Т Средний эпизод С Реприза А В1 А Г.п. Св.п. П.п. З.п. Г.п. Т Т Т Г.п. – главная партия (рефрен) Св.п. – связующая партия П.п. – побочная партия (эпизод) З.п. – заключительная партия

Циклические формы При объединении музыкальных фрагментов, каждый из которых написан по своей структурной модели, в более крупное целое возникает т.н. циклическая форма. В этом случае каждый фрагмент имеет свое обозначение темпа и характера исполнения.

Циклические формы Сюита: старинная и новая Сонатно- симфонический цикл жанры прикладной духовной музыки (месса, духовный концерт, всенощная), кантаты, вокальные и вокально- хоровые циклы

Сюита Сюи́та (с фр. Suite «ряд», «последовательность») циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличают бо́льшая самостоятельность частей, не такая строгость, закономерность их соотношения.

Старинная сюита Аллеманда Куранта Сарабанда Жига

Старинная сюита Аллеманда – старинный немецкий танец Жанровый комплекс: умеренный темп 4-хдольный размер движение преимущественно ровными мелкими длительностями общий характер – лирически смягченная моторность.

Старинная сюита Куранта – старинный французский танец Жанровый комплекс: подвижный темп 3-хдольный размер движение преимущественно ровными мелкими длительностями общий характер – оживленно – моторный.

Старинная сюита Сарабанда – старинный испанский танец- шествие Жанровый комплекс: медленный темп 3-хдольный размер с акцентом на второй доле аккордовый склад общий характер – сосредоточенность, психологическая углубленность, лирическая модификация танцевальности.

Старинная сюита Жига - старинный танец кельтского происхождения, Жанровый комплекс: быстрый темп, 3- ( 6 -, 9-, 12 -) дольный размер триольное движение ритмическая упругость общий характер – моторность, энергия, блеск

Новая сюита Новая сюита - собрание фрагментов из оперы, балета и др. или собрание самостоятельных пьес, часто имеющих программную основу.

Новая сюита Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Сюита 1 из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» I. Утро II. Смерть Озе III. Танец Анитры IV. В пещере горного короля

УТРО

Смерть Озе

Танец Анитры

В пещере горного короля

Сюита 2 из музыки к драме Г.Ибсена. «Пер Гюнт» I. Жалоба Ингрид. II. Арабский танец. III. Возвращение Пер Гюнта. Песня Сольвейг

Сонатно-симфонический цикл – это произведение, состоящее из нескольких (трех или четырех, реже двух) самостоятельных частей, разных по характеру и темпу, объединенных общностью художественного замысла.

Сонатно – симфонический цикл Симфония ( симфонический оркестр ) Соната (один или несколько инструментов) Концерт ( солирующий инструмент и оркестр )

Сонатно – симфонический цикл Часть IIIIIIIV Ипостась человека Homo agensHomo sapiensHomo ludensHomo communitis ФункцияДраматический центр Лирический центр Переключение в сферу скерцозно- танцевальных образов Финал, итог, вывод - как правило оптимистическ ий ТемпБыстрыйМедленныйБыстрый ФормаСонатная3-хчастная, вариации, рондо, сонатная без разработки 3-хчастнаяРондо, рондо-соната

Музыкальная форма Форма в музыке – развивающееся, динамичное явление. Новые формы всегда возникали как ответы на общественные изменения, на изобретения новых инструментов и новых способов игры на них и т.д. Новые общественные условия, новые изобретения (например, электронные инструменты) приводят к возникновению новых форм и новых методов композиции

Вопросы 1.Что подразумевают под музыкальной формой? 2.Назовите основные принципы развития 3.Что такое период? 4.Какие формы называют простыми? 5.Чем простая 3-хчастная форма отличается от сложной 3-хчастной формы?

Вопросы 6. Что такое вариации? 7.Какие разновидности вариаций вы знаете? 8.Что такое рондо? 9.Чем рефрен отличается от эпизода? 10.Назовите основные разделы сонатной формы.

Вопросы 11. В чем специфика сонатной формы? 12.В какой исторический период сонатная форма достигает своих вершин? 13.Что такое циклические формы? 14.В чем отличие старинной сюиты от новой? 15.Каково строение сонатно- симфонического цикла?

Задания 1.Написать произведение в простой 3-хчастной форме. 2. Сочинить вариации. 3. Написать произведение в сонатной форме. содержание

Раздел 2 Современные методы письма

Атональная музыка Атональные произведения написаны вне ладовых и гармонических связей. Основной принцип такой музыки - полное равноправие всех тонов, отсутствие ладового центра (в том числе тоники) и тяготений между тонами. Атональная музыка не признает контраста консонанса и диссонанса.

Атональная музыка Музыку этого направления писали А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн, отчасти Б. Барток, Ч. Айвз, В. Лютославский и др

Атональная музыка Атональная музыка включает в себя понятия додекафонии, серийной техники

Додекафония Додекафонный метод в начале 20 в. изобрел австрийский композитор А. Шенберг. Вместе со своими последователями А.Бергом и А. Веберном он основал нововенскую композиторскую школу.

Нововенская композиторская школа А. ШЁНБЕРГ (1874–1951) А.БЕРГ (1885 – 1935) А.ВЕБЕРН (1883–1945)

А.Шенберг Родился 13 сентября 1874 в Вене. В гг. - профессор композиции в Прусской академии искусств в Берлине. С 1933 г. – преподает в США. Умер в Брентвуде (шт. Калифорния) 13 июля 1951.

Три периода творчества А.Шёнберга. 1. Постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в произведениях все же присутствует традиционная тональность. 2. Стремление избегать диатонических последований и применение как равных всех 12 тонов хроматического звукоряда. 3.Создание додекафонного метода.

Додекафонный метод состоит в организации 12 тонов в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется «рядом», или «серией».

Додекафонная серия Мелодический «ряд» из сюиты ор. 25 А. Шёнберга

Додекафонный метод Серия имеет 4 формы (модуса): основную (первоначальную) ракоходную обращение обращение ракохода.

Додекафонный метод Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней темперированной системы; т. о., всего звуковых форм серии 48.

Произведения А.Шенберга симфоническая поэма для оркестра Пеллеас и Мелизанда Пятнадцать стихотворений из книги С. Георге «Книга висячих садов» опера Счастливая рука Шесть маленьких фортепианных пьес Лунный Пьеро – двадцать одно стихотворение для чтеца и 8 инструментов Фортепианная сюита и др.

Шенберг А. Серенада ор.24 для кларнета, бас-кларнета, мандолины, гитары, скрипки, альта, виолончели и низкого мужского голоса Марш Менуэт. Трио Вариации. Тема Сонет Петрарки 217 Танцевальная сцена Песня (без слов) Финал

Шенберг А. Серенада ор.24 Серенада – одна из первых попыток Шёнберга адаптировать серийную технику к большой форме. 4 ч. «Сонет Петрарки» –центр всей композиции. Сонет положен на музыку силлабически (на каждый слог приходится одна нота). Таким образом, каждая 11-сложная строка текста соответствует проведению 11 звуков серии, последний же - двенадцатый звук одновременно является первым звуком нового проведения серии, что обеспечивает непрерывную ротацию звуковысотного ряда.

Сонет Петрарки О, если бы я мог обрушить гнев На ту, чей взгляд меня разит и слово, И кто, явившись, исчезает снова, Бежит, чтоб я скорбел, осиротев, И кто, душой усталой овладев, Ее казнит и мучит столь сурово, Что в бедном сердце вместо сна благого Вдруг просыпается жестокий лев. Успел стократ погибель испытать я, Но, сбросив плоть, мой дух стремится к той, Чье равнодушье тяжелей проклятья. Непостижимое передо мной: Когда он с плачем тянет к ней объятья, Увы, невозмутим ее покой.

А.Берг Родился в Вене. Около 1900 г. начал сочинять музыку. Учился у А.Шёнберга с 1904 по 1910 гг. Среди учеников Берга был Теодор Адорно.

Т. Адорно( ), знаменитый немецкий философ и музыковед

Произведения Берга - опера «Воццек» (по пьесе Г. Бюхнера, ); - опера «Лулу» (по мотивам пьес Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры»).

А.Веберн Родился в Вене в 1883 г. В 1906 получил степень доктора философии. Дирижировал театральными оркестрами в Германии и в Праге, преподавал композицию в Вене. Стремился к максимальному лаконизму в изложении и развитии музыкальных мыслей; его сочинения – это миниатюры, иногда протяженностью всего в несколько тактов. Самое известное произведение Веберна – Пять духовных песен, ор. 15.

Авангардизм Название направления произошло от французского avant-garde - передовой отряд. Это условное наименование различных течений современного искусства, характеризующихся поисками новых выразительных средств и форм.

АВАНГАРДИЗМАВАНГАРДИЗМ конкретная музыка алеаторика пуантилизм сонористика электронная музыка

Авангардизм Широкое распространение авангардизм получил после второй мировой войны во Франции, Германии, США, Голландии и других странах.

Конкретная музыка Стиль, в основе которого лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее, и в ряде случаев подвергнутых различным преобразованиям (обработка фильтрами, искажение, изменение скорости).

Конкретная музыка Толчком к появлению стиля послужили развитие звукозаписывающей техники, появление доступных микрофонов и магнитофонов, и, как следствие, доступность средств звукозаписи для экспериментаторов.

Конкретная музыка Первые звуковые опыты французского инженера-акустика Пьера Шеффера осуществлялись в 1948 г., он и считается пионером данного направления.

АЛЕАТОРИКА АЛЕАТОРИКА (от лат. alеa - игральная кость; случайность) - течение в современной музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства.

АЛЕАТОРИКА Музыкальная композиция может строиться с помощью «жребия»: на основе ходов шахматной игры, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей и т.п. В результате возникает некая "стабильная" запись, предлагаемая исполнителям.

АЛЕАТОРИКА Алеаторика возникла в 1957г. почти одновременно в ФРГ (К. Штокхаузен) и во Франции (П. Булез) как своего рода реакция на "тотальную организованность" серийной техники.

АЛЕАТОРИКА К.Штокхаузен ( ) П.Булез род. в 1925 г.

АЛЕАТОРИКА Первые попытки использования элементов случайности предпринимались и ранее: в 1951 в Нью-Йорке Д. Кейдж организовал экспериментальные концерты, в которых использовались 12 радиоприёмников, настроенных на 12 различных радиостанций. Сидевшие у каждого приёмника 2 оператора регулировали настройку и силу звука по указанию "автора-дирижёра" Кейджа.

Джон Кейдж ( )

Джон Кейдж Д.Кейдж вдохновлялся учением дзен- буддизма, согласно которому природа не имеет внутренней структуры, или иерархии явлений. На него оказали также влияние современные теории взаимосвязи всех явлений, развивавшиеся социологом М.Маклюэном и архитектором Б.Фуллером.

Джон Кейдж Неудовлетворенный ограничениями, налагаемыми традиционной западной тональной системой, он начал создавать композиции с включением звуков, источниками которых были не музыкальные инструменты, а разные предметы, окружающие человека в повседневности, погремушки, хлопушки, а также звуков, порождаемых такими необычными процедурами, как, например, погружением вибрирующих гонгов в воду.

Джон Кейдж В 1938 Кейдж изобрел т.н. подготовленное фортепиано, в котором под струны подложены разные предметы, в результате чего рояль превращается в миниатюрный ансамбль ударных.

Первое сочинение Дж. Кейджа для препарированного фортепиано «Amores» (1943)

Джон Кейдж В начале 1950-х годов стал вводить в свои композиции алеаторику, используя при этом разного рода манипуляции с игральными костями, картами и Книгой перемен (И-цзин). Кейдж первым начал применять алеаторику систематически, сделав ее главным принципом композиции. Он также одним из первых стал использовать специфические звучания и особые возможности изменения традиционных звучаний, получаемые при работе с магнитофоном.

Произведения Д. Кейджа Пьеса 4 «33» представляет собой 4 минуты и 33 секунды тишины. Однако тишина в этом произведении не равнозначна полному отсутствию звука, поскольку Кейдж, помимо прочего, стремился привлечь внимание слушателей к естественным звукам той среды, в которой исполняется 4"33".

Произведения Д. Кейджа Воображаемый ландшафт 4 написан для 12 радиоприемников, и здесь все – выбор каналов, мощность звука, продолжительность пьесы – определяется случайностью.

Произведения Д. Кейджа Произведение без названия, исполненное в колледже Блэк-Маунтин с участием художника Р.Раушенберга, танцора и хореографа М.Каннингема и других, стало прототипом жанра «хэппенинг», в котором зрелищные и музыкальные элементы сочетаются с совершаемыми одновременно спонтанными, зачастую абсурдными действиями исполнителей.

Основная идея творчества Д.Кейджа Все происходящее может рассматриваться как театр («театр» – все, случающееся одновременно), и этот театр равен жизни.

Пуантилизм Пуантилизм - тип музыкального письма, характеризующийся преобладанием отдельных звуков- точек над мелодическими мотивами или аккордами. Встречается в произведениях А. Веберна, а также П. Булеза, К. Штокхаузена и др.

Сонористика Сонористика (от лат. Sonorus – звонкий, звучный, шумный)– направление, сложившееся в конце 50-х годов 20 в. Сонорика и соноризм - метод сочинения, основанный на оперировании темброкрасочными звучностями - сонорами, который может существовать и вне сонористики.

Сонористика Для фиксации сонористических произведений иногда пользуются особыми условными знаками (партитуры таких сочинений нередко напоминают произведения графики и живописи).

Сонористика К. Пендерецкий. «Трен памяти жертв Хиросимы»

Сонористика Один из ярких представителей сонористики Кшиштоф Пендерецкий

Произведения К. Пендерецкого 1960 г. - Плач по жертвам Хиросимы, сочинение для 52 струнных инструментов, отмеченное мощной выразительностью и яркими динамическими контрастами.

Произведения К. Пендерецкого Полиморфия (1961) для 48 струнных - сочинение, основанное на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими Плача. Полиморфия изобилует необычными звуковыми эффектами, такими, как стуки по декам инструментов, разного рода глиссандо и ведение карандашом по струнам.

Произведения К. Пендерецкого Сильное тяготение композитора к религиозным образам нашло выражение в его Страстях по Луке (1966), Утрене (1971) и Магнификате (1974).

Произведения К. Пендерецкого Опера Дьяволы из Лудена (1966) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается четкостью, графичностью в передаче ситуации эротического помешательства. В 1978 в чикагском театре «Лирическая опера» был поставлен Потерянный рай по мотивам шедевра Джона Мильтона.

Сонористика Преимущественная область применения сонористики - произведения, в которых большое значение имеют звуко- красочные эффекты: "потоки сине- оранжевой лавы, вспышки и мерцание далеких звезд, сверкание огненных мечей, бег бирюзовых планет, фиолетовые тени и круговорот звукоцвета" (О. Мессиан, "Техника моего музыкального языка").

Электронная музыка Электронная музыка - широкий термин, обозначающий музыку, созданную с использованием электронного оборудования - синтезаторов, семплеров, компьютеров и драм-машин.

Вопросы 1.Что такое атональная музыка? 2.В чем суть додекафонного метода? 3.Кто является создателем додекафонного метода? 4.Назовите представителей нововенской композиторской школы.

Вопросы 5.Что такое конкретная музыка? 6.Что такое алеаторика? 7.Что такое «подготовленное фортепиано»? 8.Какие предметы использовал Д.Кейдж для подготовленного фортепиано?

Вопросы 9. Какова идея пьесы 4 «33» Д.Кейджа? 10.Что такое сонористика? 11.Назовите известные вам сонористические произведения К.Пендерецкого.

Задания 1.Напишите серию 2.Попробуйте исполнить пьесу 4 «33». Опишите звучания, возникшие во время ее исполнения. содержание