Т ЕНЕВАЯ БОГАТОМИКА. Б ОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ. Т ЕНЕВАЯ БОГАТОМИКА ( СКРЫТАЯ БОГАТОМИКА ) Это экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА Переходная богатомика Украины. экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля.
Advertisements

Коррупция ( от лат. corrumpere « растлевать ») использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды,
До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой.
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Институт «Государственного и муниципального управления» Кафедра Государственного строительства.
Влияние коррупции на экономические процессы в современной России Окороков В.М.
Д.э.н., профессор Заусаев Вадим Константинович ДальНИИ рынка.
Коррупция – преступная деятельность, основанная на злоупотреблении должностными полномочиями, продажности политических (и не только) лиц и выражающаяся.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
К ОРРУПЦИЯ Подготовила: Ученица 9 класса Л Гимназии 44 Кузьмина Елена.
Презентацию подготовила мастер п/о Соколова Н.В..
Выполнил: студент группы ЭМ-05 Леонов Алексей. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью.
« Во что нам обходится коррупция?». Употребление термина коррупция применительно к политике приписывается еще Аристотелю, который определял тиранию как.
L/O/G/O Специфика современной антиинфляционной политики Выполнили: Анноярова К., Здота В. ДЭМ-201.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Ядро ПериферияПолупериферия Страны Западной Европы, Северной Америки, Японии, в него входят самые сильные государства с усовершенствованной системой.
ТЕНЕВОЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: МАСШТАБЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.
LOGO Инновации как драйвер конкурентоспособности Арсланова З.Ф.
Отличия коммерческих юридических лиц от некоммерческих.
ОСОБЕННОСТИ И БОГАТОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ УКРАИНЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. ТЕМА 28 Переходная богатомика Украины.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
Транксрипт:

Т ЕНЕВАЯ БОГАТОМИКА. Б ОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

Т ЕНЕВАЯ БОГАТОМИКА ( СКРЫТАЯ БОГАТОМИКА ) Это экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. По сути, теневая богатомика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью Теневая, «серая», богатомика, как правило, достаточно тесно связана с «белой», официальной богатомикой.

П РИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги. Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок его вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Ч ЁРНЫЙ РЫНОК часть теневой экономики, связанная с оборотом товаров и услуг, которые в данной стране либо вообще не могут являться предметом легальной продажи (например, люди, сексуальные услуги и т.д.), либо ограничены в обороте (оружие и боеприпасы, наркотические средства). Как правило, чёрный рынок тесно связан с контрабандой и часто контролируется организованной преступностью. Однако в данном случае нельзя говорить о наличии институциализированного рынка, торговля происходит через трудноформируемые связи покупателя непосредственно с продавцом или с посредниками. Чёрный рынок существует практически везде, где есть запрет на торговлю каким-то товаром, или она каким-то образом ограничена. Торговля на чёрном рынке приносит большую прибыль, чем легальная торговля, но и более рискованна.

П РИМЕРЫ ЧЁРНЫХ РЫНКОВ : Наркоторговля. Торговля украденными произведениями искусства. Бутлегерство торговля алкоголем во время сухого закона. В мусульманских странах, где алкоголь запрещён или ограничен, относится к наркоторговле. Торговля оружием. Торговля поддельными документами. Торговля редкими видами животных. Работорговля (торговля людьми). Чёрный рынок еды в странах, где во время войны было введено распределение продуктов по карточкам. Клонлегерство незаконная торговля человеческими органами для трансплантации. Торговля чёрной и красной икрой добытой браконьерством, либо в странах где её распространение запрещено.

С ПЕЦИАЛИСТЫ ОБОЗНАЧАЮТ НЕЛЕГАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕРМИНАМИ : "shadow economy" (теневая экономика), "hidden economy" (скрытая экономика), "black economy" (черная экономика), "informal economy" (неофициальная экономика), "parallel economy" (параллельная экономика), "underground economy" (подпольная экономика), "irregular economy" (беспорядочная экономика), "subterranear economy" (тайная экономика), "secondary economy" (вторичная экономика).

Р АЗМЕРЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ Нелегальная экономика в странах с рыночными отношениями занимает заметное место в производстве ВНП (внутренний национальный продукт). Ее доля в ВНП США колеблется в пределах 8-12%, в Канаде и Франции - 5-8%, в Норвегии и Швеции - 6-7%. Рост нелегальной экономики в развитых капиталистических странах стал особенно заметен с 70-х годов, когда темп роста нелегальной экономики во многих индустриальных странах был гораздо выше, чем легальной. Масштабы нелегальной экономики на Западе изучаются с помощью анализа движения денег, находящихся в обороте. Предпосылкой применения данного метода является то обстоятельство, что чем выше размеры налогов, тем больше желание увильнуть от их уплаты, что в свою очередь увеличивает спрос на наличные деньги.

Т ЕНЕВАЯ БОГАТОМИКА В У КРАИНЕ

Доля тени в отечественной экономике составляет 45,4% от размера официального ВВП. В абсолютных значениях объем неучтенного ВВП, который создали невидимые труженики в 2009 году, составляет 420 млрд. Тень, которая образуется в результате уклонения от уплаты налогов, представляет наибольший интерес для государства, так как ее детенизация может привести к существенному притоку средств в госбюджет и приросту показателей официальной экономики.

Р ЕЙТИНГ ТЕНЕВОЙ УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ Самым затененным сектором украинской экономики среди легальных видов деятельности, по результатам исследования, оказалась торговля уровень тенизации здесь достигает 50% от размера официального ВВП, сформированного в этом секторе. Следующими по уровню тенизации идут сектора строительства и торговли недвижимостью. Там покрыто мраком 37% деятельности. Третье и четвертое места по непрозрачности занимают финансовый сектор и сельское хозяйство. В этих отраслях скрыто 27% деятельности. Однако в абсолютных цифрах финансисты намного опережают аграриев. На пятом месте перерабатывающая промышленность в тени находится более пятой части от официального ВВП, генерируемого этим сектором.

С ХЕМЫ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ экономит на зарплатных налогах: платит сотрудникам в «конвертах», завышает расходы, занижает выручку. Использование многоступенчатых схем с «мусорными» акциями, компаниями по управлению активами, схемными страховыми компаниями. Использование вполне легальных схем с оффшорными компаниями. Малый и средний бизнес Крупный бизнес

Д ЛЯ ЧЕГО УХОДИТЬ В ТЕНЬ ? Теневой бизнес не обременен излишней долговой нагрузкой, не подвержен налоговому давлению и не подвластен бюрократическим преградам. Предприниматели оказались под двойным ударом: с одной стороны финансовый кризис, с другой правительство усилило фискальное давление на бизнес, пытаясь за счет него решить свои бюджетные проблемы. Традиционно считается, что больше всего к тенизации склонен малый бизнес.

К ОРРУПЦИЯ И БОРЬБА С НЕЙ

Б АРОМЕТР ГЛОБАЛЬНОЙ КОРРУПЦИИ Оценки выставлялись по 5-балльной шкале, где 1 балл – наиболее низкий уровень, а 5 – самый высокий. Уровень коррупции в Украине оценили в 4,3 балла – это самый высокий, то есть самый худший балл среди новых независимых стран. Ближе всего к Украине по уровню коррупции оказались Босния и Герцеговина 4,2 балла, Хорватия – 4,1, Камерун, Болгария и Румыния - 4 балла. Лучше всего уровень коррупции оценили в Сингапуре – 2,2, Дании – 2,4, Финляндии – 2,5, Кувейте – 2,5 и Голландии – 2,6. В США уровень коррупции оценили в 3,7 балла, Канаде – 3,2, Австрии – 2,8, Великобритании – 3,3, Японии – 3,9, Армении – 3,1, Азербайджане – 3,3, Беларуси – 3,4, Грузии – 3,1, Молдове – 3,5, Монголии – 3,7 и России – 3,9. По уровню коррупции баллы распределились следующим образом: государственные чиновники, юстиция и парламент – 4,5 балла, политические партии – 4,4. Коррупция в бизнесе – 4,3, медиа - 3,8 балла.

К ОРРУПЦИЯ В У КРАИНЕ И БОРЬБА С НЕЙ В Украине наиболее коррумпированными назвали государственные учреждения – 28%, парламент – 25%, юстицию – 21%. Уровень коррумпированности в бизнесе оценили в 11%, медиа – 2%. Одна из основных проблем антикоррупционной борьбы «по-украински» в том, что закручивая «гайки» и усиливая ответственность за антикоррупционые действия, из поля зрения законодателя абсолютно исчезает необходимость законодательного снижения самих коррупционных предпосылок: уменьшение требования к минимальному уставному фонду предприятий, сокращение количества лицензируемой предпринимательской деятельности, увеличение сроков действия лицензий, уменьшение контролирующих органов и их полномочий.

ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ По мере того, как государство искореняет коррупцию, затраты на это малоокупаемое занятие возрастают так, что для полной ликвидации коррупции придётся затратить бесконечные усилия. Сравнивая потери от коррупции и затраты на искоренение коррупции для каждого её уровня, можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери. Оказывается, для общества выгоднее не уничтожать коррупцию до конца, просто из-за высокой затратности этого процесса.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К УМЕНЬШЕНИЮ КОРРУПЦИИ Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.

М ИРОВАЯ КАРТА ВОСПРИЯТИЯ НАЛИЧИЯ КОРРУПЦИИ тёмно-красный цвет соответствует странам, жители которых считают, что у них высокая коррупция, зелёный тем, где население полагает, что коррупция у них невелика.

МИРОВОЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЮ Только законодательные действия государства, даже рекомендованные авторитетными международными организациями, принципиально не могут решить проблему коррупции, хотя бы потому, что борьбу с коррупцией могут «возглавить» сами коррумпированные чиновники. Успех возможен только путем повышения зависимости государства от граждан. Для этого необходимы такие долгосрочные институциональные реформы как: сокращение числа и размеров государственных органов управления и их штатов, создание специальных или даже независимых от государства институтов, уполномоченных расследовать обвинения в коррупции.

ДВЕ ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ Первая - так называемая сингапурская. Главное место в этой схеме занимает жесткий контроль государства за деятельностью чиновников, умноженный на серьезное ужесточение наказания за коррупцию. Схема предусматривает также дерегуляцию экономики, упрощение налогообложения, повышения независимости судов. Эта модель эффективна для развивающихся стран, в которых присутствуют все вышеперечисленные причины коррупции. Вторая модель и имеет название - скандинавская. Она делает упор на ликвидацию самой возможности коррупции. Достигается это за счет либерализации экономики, публичности в деятельности госорганов и высоких этических норм, которые государство ставит перед госслужащими. Эта модель приемлема для более развитых стран.

С ИНГАПУРСКАЯ СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией отличается строгостью и последовательностью, основываясь на «логике в контроле за коррупцией»: «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». В момент обретения независимости в 1965 г., Сингапур был страной с высокой коррупцией. В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию.

Т АКТИКА СНИЖЕНИЯ КОРРУПЦИИ В С ИНГАПУРЕ Регламентация действий чиновников. Упрощение бюрократических процедур. Строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов. Центральным звеном стало автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Одновременно с этим было: ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Это сочеталось с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.

Ш ВЕДСКАЯ СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ До середины XIX века в Швеции коррупция процветала. Одним из следствий модернизации страны стал комплекс мер, нацеленных на устранение меркантилизма. С тех пор государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах и разрешениях. Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия. Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 1215 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной. На сегодняшний день Швеция по-прежнему имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.

И НДИКАТОРЫ КОРРУПЦИИ : Бесплатные World Banks Enterprise Surveys; Transparency International; Global Competitiveness Report. Платные International Country Risk Guide.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ: Чем опасна теневая богатомика? Как бороться с коррупцией?