РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ по разделу « Кислородсодержащие органические вещества » Попова Ю.А. Попова Ю.А. зам. директора по учебной работе, преподаватель химии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Advertisements

«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Применени е модульной технологии на уроках биологии Презентацию приготовила учитель первой категории МБОУ «ХООШ4» Макарова Елена Анатольевна.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Контроль как один из методов диагностики учебных достижений учащихся в школьном курсе химии Квашина Ирина Павловна, школа 44.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
учебные предметы изучаются блоками, они группируются по полугодиям и по неделям ; при построении учебного материала используется принцип модульности :
« САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Педагогическая концепция Томилова Наталья Владимировна учитель химии МОУ СОШ 47 города Барабинска.
Блочно- модульная технология в преподавании математики 1. Проблемный модуль 2. Информационный модуль 3. Расширенный модуль 4. Модуль систематизации 5.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 76 Сормовского района г. Н. Новгорода ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО - ЛОГИЧЕСКИХ.
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ по разделу « Кислородсодержащие органические вещества » Попова Ю.А. Попова Ю.А. зам. директора по учебной работе, преподаватель химии зам. директора по учебной работе, преподаватель химии ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности» 2009 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Как показывают последние социологические исследования, в российском обществе растет потребность в самостоятельно мыслящих образованных выпускниках учебных заведений, умеющих самостоятельно учиться на протяжении всей жизни. Однако, студенты затрудняются самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, производить поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, объективно оценивать свои возможности, большинство студентов не владеет навыками сотрудничества в совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Как показывают последние социологические исследования, в российском обществе растет потребность в самостоятельно мыслящих образованных выпускниках учебных заведений, умеющих самостоятельно учиться на протяжении всей жизни. Однако, студенты затрудняются самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, производить поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, объективно оценивать свои возможности, большинство студентов не владеет навыками сотрудничества в совместной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Поэтому актуальной деятельностью преподавателя в целом становится организация познавательной деятельности студентов по дисциплине, как через индивидуальную, так и через совместную работу в паре, группе, обучение сотрудничеству, культуре общения. Поэтому актуальной деятельностью преподавателя в целом становится организация познавательной деятельности студентов по дисциплине, как через индивидуальную, так и через совместную работу в паре, группе, обучение сотрудничеству, культуре общения. Исходя из вышеизложенного, основными целями данной работы в данном направлении, являются: Развитие творческой активной личности студентов 1 курсов и общей информированности в области органической химии. Развитие творческой активной личности студентов 1 курсов и общей информированности в области органической химии. Формирование творческой и нравственной личности, ориентируемой на самоопределение и самореализацию в современном обществе (закон об образовании). Формирование творческой и нравственной личности, ориентируемой на самоопределение и самореализацию в современном обществе (закон об образовании).

Для реализации данных целей в дисциплине «Химия» можно выделить следующие задачи работы: Для реализации данных целей в дисциплине «Химия» можно выделить следующие задачи работы: Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию. Повышение мотивации к учению через изучаемый предмет Повышение мотивации к учению через изучаемый предмет Создание системы творческих заданий по органической химии для организации совместной творческой деятельности с использованием технологии модульного обучения в химии. Создание системы творческих заданий по органической химии для организации совместной творческой деятельности с использованием технологии модульного обучения в химии. Развитие умений наблюдать и объяснять явления и закономерности, проявляющиеся в природе, лаборатории, в повседневной жизни; воспитание элементов эколого- химической культуры. Развитие умений наблюдать и объяснять явления и закономерности, проявляющиеся в природе, лаборатории, в повседневной жизни; воспитание элементов эколого- химической культуры. Формирование у студентов основных понятий и законов органической химии, фактов, научного языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера, т.е. овладение основами знаний химической науки. Формирование у студентов основных понятий и законов органической химии, фактов, научного языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера, т.е. овладение основами знаний химической науки.

Пути реализации целей и задач 1. Методологический уровень. 1. Методологический уровень. -Примерная программа дисциплины « Химия» (на базе основного общего образования», ИПР СПО 2002 г. -Учебники Ю.М. Ерохин «Химия» Академия 2005 г. -

2. Содержательный уровень Одной из современных и перспективных технологий, способствующей формированию не только познавательных действий, но и системы взаимодействия отношений, общения между студентами является технология модульного обучения, обеспечивающая индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов. В педагогической литературе модуль определяется как целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им. Одной из современных и перспективных технологий, способствующей формированию не только познавательных действий, но и системы взаимодействия отношений, общения между студентами является технология модульного обучения, обеспечивающая индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов. В педагогической литературе модуль определяется как целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им.

Модульная технология существенно отличается от других систем обучения: содержание обучения представляется в законченных самостоятельных блоках, сложность которых зависит от уровня подготовленности студентов. Преподаватель взаимодействует индивидуально с каждым обучаемым как непосредственно - в прямом контакте, так и опосредованно - через модули; каждый обучаемый большую часть времени работает самостоятельно, в удобном для него темпе обучения; изменяется функция преподавателя в учебном процессе, он превращается в преподавателя-консультанта Модульная технология существенно отличается от других систем обучения: содержание обучения представляется в законченных самостоятельных блоках, сложность которых зависит от уровня подготовленности студентов. Преподаватель взаимодействует индивидуально с каждым обучаемым как непосредственно - в прямом контакте, так и опосредованно - через модули; каждый обучаемый большую часть времени работает самостоятельно, в удобном для него темпе обучения; изменяется функция преподавателя в учебном процессе, он превращается в преподавателя-консультанта

Далее в качестве примера приводится разработка модуля по разделу Кислородсодержащие органические вещества курса Органическая химия для 1 курсов всех отделений и специальностей. Предлагаемый модуль разработан на основе Примерной программы дисциплины « Химия» (на базе основного общего образования), ИПР СПО 2002 г.; имеет практическую и экологическую направленность. Далее в качестве примера приводится разработка модуля по разделу Кислородсодержащие органические вещества курса Органическая химия для 1 курсов всех отделений и специальностей. Предлагаемый модуль разработан на основе Примерной программы дисциплины « Химия» (на базе основного общего образования), ИПР СПО 2002 г.; имеет практическую и экологическую направленность.

Согласно программе на изучение этого раздела отводится 28 ч, из которых 26 часов приходится на модуль, учебным элементом (УЭ) которого является табличный УЭ (таблица 1) и 2 ч отводится на выполнение Контрольной работы по теме «Кислородсодержащие органические вещества». Согласно программе на изучение этого раздела отводится 28 ч, из которых 26 часов приходится на модуль, учебным элементом (УЭ) которого является табличный УЭ (таблица 1) и 2 ч отводится на выполнение Контрольной работы по теме «Кислородсодержащие органические вещества». Изучение химии по этой программе с использованием элементов модульной технологии начинается с изучения составляющих органического кислородсодержащего вещества, в результате чего, познается взаимосвязанная система химических понятий в следующей последовательности (схема 1): Изучение химии по этой программе с использованием элементов модульной технологии начинается с изучения составляющих органического кислородсодержащего вещества, в результате чего, познается взаимосвязанная система химических понятий в следующей последовательности (схема 1):

Схема 1. Взаимосвязь химических понятий темы Кислородсодержащие органические вещества Группа атомов, функциональная группа, строение, изомерия Группа атомов, функциональная группа, строение, изомерия Номенклатура Номенклатура Химическая реакция, свойства кислородсодержащих веществ, качественная реакция Химическая реакция, свойства кислородсодержащих веществ, качественная реакция Генетическая связь Генетическая связь Применение Применение

В структуру каждого модуля входит: 1) познавательная задача (цель изучения модуля) 1) познавательная задача (цель изучения модуля) 2) химическое содержание, отобранное в соответствии с целью 2) химическое содержание, отобранное в соответствии с целью 3) информация об имеющихся средствах обучения, которыми следует воспользоваться (с приложением инструкции) 3) информация об имеющихся средствах обучения, которыми следует воспользоваться (с приложением инструкции) 4) включение обобщения аккумулятор знаний 4) включение обобщения аккумулятор знаний 5) контроль знаний. 5) контроль знаний.

Такая структура модуля способствует полной самостоятельной проработке учебного материала студентом. Функция преподавателя в этом случае заключается в консультировании и координировании. При разработке модульного урока для самостоятельной деятельности студентов составляется инструкция, в которой определены: Такая структура модуля способствует полной самостоятельной проработке учебного материала студентом. Функция преподавателя в этом случае заключается в консультировании и координировании. При разработке модульного урока для самостоятельной деятельности студентов составляется инструкция, в которой определены: 1) цель усвоения материала модуля; 1) цель усвоения материала модуля; 2) учебный материал 2) учебный материал 3) где найти основной и дополнительный учебный материал; 3) где найти основной и дополнительный учебный материал;

Учебный материал представлен в виде следующих разделов (схема1): Планирование темы Кислородсодержащие органические вещества Тема урока Тема урока 1 Установочный урок 2 Строение, номенклатура и изомерия кислородсодержащих соединений (спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот). Получение кислородсодержащих веществ. Применение. 3 Физико-химические свойства кислородсодержащих соединений. 4 Лаб. раб. 1 "Окисление спирта в альдегид. Окисление альдегидов гидроксидом меди". 5 Пр. раб. 1 «Спирты. Альдегиды и кетоны»

6 Лаб. раб. 2" Получение и свойства уксусной кислоты". 7 Пр. раб. 3 « Карбоновые кислоты» 8 Производные карбоновых кислот: сложные эфиры и жиры. 9 Углеводы: состав и классификация. Моносахариды. Глюкоза и фруктоза. 10 Полисахариды: крахмал и целлюлоза. 11 Лаб. раб. 3 " Химические свойства глюкозы и крахмала". 12 Пр. раб. 4 « Углеводы» 13 Урок – обобщение. 14 К/р. 1: Кислородсодержащие органические соединения.

Рассмотрим наиболее подробно предлагаемый блок. Как видно из предлагаемой схемы, модуль Кислородсодержащие соединения содержит блок входа,теоретический блок и блок выхода. Как видно из предлагаемой схемы, модуль Кислородсодержащие соединения содержит блок входа,теоретический блок и блок выхода. Блок входа (установочный урок). С его помощью осуществляется актуализирующий контроль, входное тестирование, диагностический анализ и предварительная оценка способностей студентов. Тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний, которые необходимы для усвоения содержания данного блока-модуля. Блок входа (установочный урок). С его помощью осуществляется актуализирующий контроль, входное тестирование, диагностический анализ и предварительная оценка способностей студентов. Тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний, которые необходимы для усвоения содержания данного блока-модуля.

Теоретический блок. Первый этап – лекция или беседа. Главная задача лекции или беседы – вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению готовых научных истин, которые следует понять и запомнить. На втором этапе – проверка усвоения теоретических понятий. Переход к следующему этапу возможен только при 70%-м (по объему) усвоении знаний, понятий, т. к. он полностью посвящен самостоятельной учебной деятельности. Теоретический блок. Первый этап – лекция или беседа. Главная задача лекции или беседы – вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению готовых научных истин, которые следует понять и запомнить. На втором этапе – проверка усвоения теоретических понятий. Переход к следующему этапу возможен только при 70%-м (по объему) усвоении знаний, понятий, т. к. он полностью посвящен самостоятельной учебной деятельности. Блок выхода. Контрольно-учетный урок. Блок выхода. Контрольно-учетный урок.

3. Организация учебной деятельности студента. В модульном блоке Кислородсодержащие органические вещества учебные занятия можно разделить на два вида : В модульном блоке Кислородсодержащие органические вещества учебные занятия можно разделить на два вида : 1. Самостоятельная учебная деятельность по усвоению новых знаний 1. Самостоятельная учебная деятельность по усвоению новых знаний 2.Доминирующая рефлексивная деятельность студента. 2.Доминирующая рефлексивная деятельность студента. В первом случае эти части модуля рассчитаны на полную самостоятельную проработку учебного материала студентом. Функция преподавателя в этом случае заключается в консультировании и координировании (уроки 1,2,3,8,9,10 ). Во втором случае – учебные занятия, направленные на осмысление и рефлексию полученных ЗУНов – (уроки 4-7;11-14). В первом случае эти части модуля рассчитаны на полную самостоятельную проработку учебного материала студентом. Функция преподавателя в этом случае заключается в консультировании и координировании (уроки 1,2,3,8,9,10 ). Во втором случае – учебные занятия, направленные на осмысление и рефлексию полученных ЗУНов – (уроки 4-7;11-14).

В зависимости от места урока в теме и типа урока определяется структура и набор учебных элементов. Чем разнообразнее данные элементы, тем интереснее студенту. В настоящем блоке можно использованы следующие учебные элементы: В зависимости от места урока в теме и типа урока определяется структура и набор учебных элементов. Чем разнообразнее данные элементы, тем интереснее студенту. В настоящем блоке можно использованы следующие учебные элементы: Текстовый У.Э. как носитель учебной информации используется наиболее часто. Текстовый У.Э. как носитель учебной информации используется наиболее часто. Табличный У.Э. является наиболее компактной и удобной формой размещения информации. Табличный У.Э. является наиболее компактной и удобной формой размещения информации. Иллюстративный У.Э. используют для составления образного представления об объекте или процессе. Иллюстративный У.Э. используют для составления образного представления об объекте или процессе. Кроме этого, применяют и такие учебные элементы, как словесный, игровой, смешанный. Кроме этого, применяют и такие учебные элементы, как словесный, игровой, смешанный.

Как видно из приведенной схемы 1 изменение структуры планирования темы позволяет шире использовать материал учебника, дает возможность сопоставлять классы соединений на основе сравнения, помогает делать обобщающие выводы, способствуя таким образом развитию студента как творческой личности. Кроме того, модульная технология очень гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например, коллективные способы обучения, поэтому, помимо индивидуальной самостоятельной деятельности студента, можно работать парами или группами (например, работа в парах на уроках самостоятельного изучения материала). Как видно из приведенной схемы 1 изменение структуры планирования темы позволяет шире использовать материал учебника, дает возможность сопоставлять классы соединений на основе сравнения, помогает делать обобщающие выводы, способствуя таким образом развитию студента как творческой личности. Кроме того, модульная технология очень гибкая, она вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например, коллективные способы обучения, поэтому, помимо индивидуальной самостоятельной деятельности студента, можно работать парами или группами (например, работа в парах на уроках самостоятельного изучения материала).

4. Развитие познавательной активности студентов. Для развития познавательной активности используются следующие методы обучения: словесные (беседа, рассказ, лекция) словесные (беседа, рассказ, лекция) наглядные (таблицы, модели веществ) наглядные (таблицы, модели веществ) практические (химический эксперимент) практические (химический эксперимент) логические (сравнение, анализ, синтез, аналогия, выделение главного) логические (сравнение, анализ, синтез, аналогия, выделение главного) работы с текстом (учебник, дополнительная литература) работы с текстом (учебник, дополнительная литература) работа в группах (2-3 чел.) работа в группах (2-3 чел.) контроля (устный и письменный) контроля (устный и письменный) самоконтроля (взаимопроверка п/р.) самоконтроля (взаимопроверка п/р.) использование ТСО (просмотр фильмов на DVD, учебного материала в Интернете). использование ТСО (просмотр фильмов на DVD, учебного материала в Интернете).

5. Рефлексивная деятельность студента. При проведении контроля за усвоением и выполнением заданий используются следующие формы контроля: взаимоконтроль, контроль преподавателя. Контроль преподавателя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль, формы которого могут быть разными, в данном случае при входном контроле используются задачи на определение формул веществ и составление уравнений химических реакций по вариантам (приложение 4 ), при выходном контроле – контрольная работа (приложение 3), при промежуточном контроле формы могут самыми разнообразными – фронтальная беседа, практическая работа, самостоятельная работа, тест. При проведении контроля за усвоением и выполнением заданий используются следующие формы контроля: взаимоконтроль, контроль преподавателя. Контроль преподавателя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль, формы которого могут быть разными, в данном случае при входном контроле используются задачи на определение формул веществ и составление уравнений химических реакций по вариантам (приложение 4 ), при выходном контроле – контрольная работа (приложение 3), при промежуточном контроле формы могут самыми разнообразными – фронтальная беседа, практическая работа, самостоятельная работа, тест.

6. Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно отметить следующее: Модульная технология позволяет изменить структуру учебного процесса, способствуя переключению традиционных дидактических подходов на более эффективные. Модульная технология позволяет изменить структуру учебного процесса, способствуя переключению традиционных дидактических подходов на более эффективные. Наиболее эффективными представляется сочетание модульных уроков и общепринятых при работе в в ССУзах поскольку студенты должны уметь работать у доски, правильно излагать свои мысли, уметь работать перед группой. Наиболее эффективными представляется сочетание модульных уроков и общепринятых при работе в в ССУзах поскольку студенты должны уметь работать у доски, правильно излагать свои мысли, уметь работать перед группой. В модульной технологии активный процесс обучения состоит из следующих этапов: принятие цели студентом, подготовка к восприятию нового, практическая и исследовательская учебная деятельность, анализ содержания, подведение итогов обучения. В модульной технологии активный процесс обучения состоит из следующих этапов: принятие цели студентом, подготовка к восприятию нового, практическая и исследовательская учебная деятельность, анализ содержания, подведение итогов обучения.

В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса предполагается развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, формирование у каждого студента необходимых умений и навыков к самообразованию, развитию креативности. В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса предполагается развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, формирование у каждого студента необходимых умений и навыков к самообразованию, развитию креативности. Использование в преподавании технологии модульного обучения позволяет повысить интерес к изучаемой дисциплине, сформировать умения и навыки самообразования, повысить результативность обучения. Использование в преподавании технологии модульного обучения позволяет повысить интерес к изучаемой дисциплине, сформировать умения и навыки самообразования, повысить результативность обучения.

Используемая литература 1. Г.М. Чернобельская «Методика обучения химии в средней школе» 1. Г.М. Чернобельская «Методика обучения химии в средней школе» ВЛАДОС, 2000 г. ВЛАДОС, 2000 г. 2. Г.В. Ярочкина Презентация «Методика проектирования модульных программ» 2. Г.В. Ярочкина Презентация «Методика проектирования модульных программ» 3. Иванова С.В. «Возможности использования модульного обучения при изучении курса органической химии» 3. Иванова С.В. «Возможности использования модульного обучения при изучении курса органической химии» 4. Ю.М. Ерохин «Химия» Академия,2005 г. 4. Ю.М. Ерохин «Химия» Академия,2005 г.