Экономическ ое самоопределение разных социально- демографических групп Купрейченко А.Б. д.пс.н. Kvit-alla@yandex.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Advertisements

ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Воспитание как педагогический процесс.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Социальная структура общества Презентацию подготовил ученик 8- А класса Горин Пётр.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих факторов : семья школа трудовой коллектив средства массовой информации молодёжные.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Цели и задачи: Сформировать общее представление о способах овладения будущей профессией через составление схемы личного профессионального плана ; Определить.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
Транксрипт:

Экономическ ое самоопределение разных социально- демографических групп Купрейченко А.Б. д.пс.н.

Динамика ориентаций личности на экономические ценности в условиях социально-экономических изменений (Н.А. Журавлева, 2006) Два типа направленности: 1) ориентации личности на материальное благополучие; 2) ориентации личности на достижение высокого уровня материального благосостояния (богатства). Первым типом направленности чаще характеризуются респонденты старших возрастных групп, состоящие в браке и имеющие детей. Респонденты младших возрастных групп, не состоящие в браке, не имеющие детей, с низким уровнем образования чаще относятся ко второму типу направленности.

Ценностное сознание личности в первой половине 90-х гг. ХХ в. характеризовалось более выраженной ориентацией на собственность как терминальную ценность, а во второй половине 90-х гг. и на рубеже с ХХI в. ее значимость снижалась.

Среди ориентаций на экономические ценности в структуре ценностных ориентаций личности в период гг. наиболее динамичной была инструментальная ценность собственности: в условиях относительной экономической стабилизации к 1997 г. ее значимость снизилась, а после острого экономического кризиса (августа 1998 г.) вновь возросла. Менее всего в сознании респондентов изменялось значимость богатства как терминальной ценности.

Различия в динамике ориентаций личности на экономические ценности в зависимости от пола В структуре ценностных ориентаций женщин с 1994 г. по 2001 г. снижалась значимость терминальной ценности собственности, в то время как в системе жизненных ценностей мужчин снижение значимости собственности произошло только после острого экономического кризиса в обществе к 1999 г., но в последующий период заняла даже более высокое ранговое место.

После острых социально-экономических кризисов (1994 г. и 1999 г.) в структуре ценностных ориентаций мужчин снижалась значимость материальной обеспеченности, тогда как в периоды относительной экономической стабилизации (1997 г., 2001 г.) эта жизненная цель становилась более значимой. Значимость же материальной обеспеченности в иерархии ценностей женщин в 90-е гг. была стабильной, а в период гг. снизилась.

Экономическая адаптация россиян в постсоветском пространстве: масштабы, динамика, условия успешности (А.С. Готлиб, 2005) Конечной целью адаптивного экономического поведения выступает достижение определенного материального положения, способного обеспечить удовлетворение насущных физиологических и социальных потребностей.

Основные пути экономической адаптации: преимущественно институционализированные практики, протекающие на рынке труда, в сфере общественного производства; приватные, «домашние», одновременно и «производительные» практики, протекающих преимущественно в неинституционализированных формах: выращивание фруктов, овощей на приусадебных участках; собирательство; рукоделие; охота; выращивание домашнего скота и разведение пчел, а также торговля всем вышеназванным.

«Успешные адаптанты» те, для кого характерно: - использование адаптивных форм поведения; - отнесли себя к таким группам по степени материальной успешности как полностью обеспеченные, обеспеченные почти полностью, более или менее обеспеченные.

«Успешные дезадаптанты» те кто: не использовал выделенные адаптивные формы поведения; в то же время отнесли себя к группам полностью обеспеченных, обеспеченных почти полностью, более или менее обеспеченных.

«Неуспешные адаптанты» те, кто: использовали адаптивные формы поведения (пытались «вписаться»), но считают себя малообеспеченными или бедствующими. «Неуспешные дезадаптанты» те кто: не использовал адаптивные формы поведения; считают себя малообеспеченными или бедствующими.

Группа «успешных адаптантов» представлена прежде всего предпринимателями и управленцами разных уровней. У этой группы – преимущественно мужское и очень молодое «лицо»: преобладают молодые люди лет с высоким уровнем образования и высокими доходами.

Группа «неуспешных адаптантов» представлена прежде всего специалистами- гуманитариями. Это те учителя, работники культуры, преподаватели высшей школы, которые предпринимают реальные шаги по «выживанию», но так и не могут изменить свою личную жизненную ситуацию к лучшему. Здесь нет ярко выраженного гендерного лица: и мужчины и женщины представлены в равной степени. Лидирующий возраст – лет. Образовательный уровень очень высок: преобладают специалисты с высшим образованием.

Группа «неуспешных дезадаптантов» имеет, прежде всего, «пенсионерское лицо», то есть представлена прежде всего людьми, чьи социальные и психофизиологические ресурсы для «вписывания» в меняющуюся социально- зкономическую действительность ограничены. Другие социально-демографические параметры этой группы: низкий уровень образования и низкий доход.

В группе «успешных дезадаптантов» были выделены три подгруппы: Первая - предприниматели, чей пик активности пришелся на ранние годы перестроечного периода. Сегодня они уже обеспечили себе надежное существование, не требующее от них адаптивных действий. Их можно было бы назвать «постадаптантами».

Вторая - домохозяйки, жены «успешных» мужей, для которых не существует стимульной ситуации «выживания», требующей определенных действий. Третья - технические специалисты, работающие на довольно стабильных, успешных предприятиях, которых серьезно не коснулись преобразования в социально-экономической сфере. Фактически у них тоже не было стимульной ситуации, побуждающей к активным действиям на рынке труда. Вторую и третью составляющую этой группы можно было бы назвать «аутадаптантами».

Эти результаты не вписываются в ожидания исследователей и трудно поддаются интерпретации с их теоретических позиций. Объяснение состоит в том, что принадлежность личности к различным социально- экономическим и социально-демографическим группам, как и связанные с ними ее социально- экономический статус, уровень материального благосостояния и многие другие характеристики воздействуют на социальное поведение не непосредственно, а опосредствуются ценностно-смысловым значением экономических явлений и ресурсов.

В ряде отечественных и зарубежных исследований последних лет убедительно показано, что, анализируемые экономические ресурсы (деньги, собственность, труд, время, социальные сети и т.д.) имеют различные смыслы для отдельных категорий людей. Ценностно-смысловое значение определяется той функцией, которую на конкретном этапе самоопределения субъекта, с его точки зрения, выполняют эти экономические явления.

Для полноценного анализа экономического сознания и поведения личности и группы следует соблюсти ряд условий: во-первых, представлять личность или группу соответственно в качестве индивидуального или группового субъекта - активного, самостоятельного, ответственного, способного к саморегуляции и рефлексии; во-вторых, рассматривать субъект как динамично развивающийся, имеющий представления об основных этапах своей жизни, собственных возможностях и потенциалах, а также целях и потребностях на каждом этапе; в-третьих, учитывать ценностно-смысловые составляющие активности субъекта.

Перечисленные условия составляют суть подхода к исследованию экономического поведения с точки зрения самоопределения. Самоопределение - поиск субъектом своего способа жизнедеятельности в мире на основе принимаемых или формируемых им базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и самому себе, а также на основе отрефлексированных собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний, воспринимаемых во временной перспективе.

Феномен самоопределения личности, выделенный философами, главным образом экзистенциального направления (Н. Аббаньяно, Н.А. Бердяев, Н. Гартман, С. Кьеркегор, Х. Ортега, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), разрабатывался также выдающимися отечественными психологами (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова и др.)

Основные различия понятий «адаптация» и «самоопределение». Первое существенное отличие заключается в разных целях этих процессов. Достижение равновесия системы со средой и ее внутреннего равновесия не являются основными целями самоопределения. Во-вторых, самоопределение имеет место как при наличии, так и при отсутствии противоречий с внешними условиями. Как отмечал еще С.Л. Рубинштейн, основу самоопределения составляет самодетерминация. Т.е. изменения субъекта будут происходить в соответствии с его личными целями и смыслами относительно независимо от наличия или отсутствия внешней стимуляции.

Во-третьих, полное внутреннее равновесие не может считаться целью самоопределения, т.к. такое состояние, скорее, будет тормозить развитие субъекта. Достижение динамичного равновесия возможно в ограниченный промежуток времени на каждой стадии самоопределения личности, затем наступает закономерное изменение ее потребностей и интересов, целей и ценностей, нарушающее это равновесие. Таким образом, наличие внутренних противоречий есть необходимое условие самоопределения в переходные периоды жизни человека.

Субъект может отказаться от адаптации в изменяющихся условиях, он может не стремиться ни к приспособлению, ни к равновесию со средой. Именно в этом может состоять его самоопределение. Так, еще В. Франкл высказывал точку зрения о том, что человек не свободен от условий, но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не обуславливают его полностью. От него, в пределах его ограничений – зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям

Равновесие со средой может быть достигнуто путем разной степени изменения среды или самого субъекта. В процессе самоопределения субъект идет по пути овладения, покорения или искоренения среды. Процесс приспособления к среде нередко носит вынужденный характер, т.к. требования среды могут противоречить жизненным целям и принципам субъекта. Если субъекту удастся сохранить свою целостность и автономность, то подобная принудительная адаптация будет носить, скорее всего, временный характер (вынужденное предпринимательство).

Возможен еще один тип взаимодействия со средой, когда субъект, прогнозируя перспективное направление своего развития, целенаправленно создает условия среды наиболее для него подходящие. В этом случае адаптация к таким практически идеальным условиям, если не отсутствует полностью, то носит «свернутый» характер.

Социализацию и адаптацию в определенном контексте можно рассматривать в качестве различных форм или направлений самоопределения. В свою очередь, и самоопределение может включать процессы социализации, адаптации, профессионального становления и т.д. или выступать их специфической формой.

Самоопределение может протекать в форме самореализации и близких ему процессов: самоактуализации, саморазвития, самоосуществления или самосовершенствования. Требования внезапно изменившихся внешних условий могут сделать актуальной также самотрансценденцию личности. В ряде случаев субъект самоопределяясь может покинуть неблагоприятную среду используя жизненную стратегию избегания. И, наконец, в крайне неблагоприятных условиях, которых не удается избежать или когда речь идет о выживании, самоопределение субъекта может идти по пути самосохранения и самозащиты.

На определенных этапах жизни в фокусе сознания самоопределяющегося человека может находиться не собственная личность, а окружающее социально-психологическое пространство в целом или отдельные его компоненты. В этом случае самоопределение субъекта будет проходить в форме социально- преобразующей активности. Сопровождающие их личностные изменения могут носить характер самоотдачи, самопожертвования, самоограничения и т.д.

Наряду с созидательными, конструктивными формами самоопределения существуют также разрушительные, или деструктивные формы. В случае, если субъект активно не приемлет окружающую среду, но не силах ее изменить, самоопределение приобретает различные формы социального протеста, который может иметь разрушительный характер, в том числе и по отношению к самому субъекту, как самоподавление, саморазрушение и самоуничтожение.

Бывают и менее критичные ситуации, например, когда человек не в состоянии разрешить внутреннее противоречие, не способен интегрировать собственную систему мотивов и ценностей, в результате чего он отказывается принять и признать некоторую часть своей личности. В этом случает самоопределение принимает формы частичного самоотрицания.

Характер взаимодействия с окружающей средой и даже сам факт его наличия в высокой степени определяется тем, как воспринимает окружающую среду субъект, т.е. какие ее объекты (элементы) значимы для него, к каким он относится нейтрально, какие им отвергаются, а какие из них и совсем игнорируются. Все вышесказанное можно отнести и к анализу «внутреннего мира» субъекта. Человек может также принимать, относиться терпимо, отвергать или не замечать отдельные собственные ценности и идеалы, потребности и интересы, личностные качества и т.д.

Подобное в высокой степени избирательное и, в то же время, преобразующее отношение субъекта к внутренним и внешним условиям убеждает в том, чтобы считать более уместным использование других, нежели «среда», терминов, а именно таких, как психологическое и социально-психологическое пространство.

Некоторые феномены и закономерности экономического самоопределения Ценностно-смысловая рациональность экономического поведения (или ценностное обусловливание выбора- отвержения типа экономической активности)- этот вид рациональности заключается в том, что субъект считает разумным поступать сообразно наиболее значимым для него ценностям, смыслам, идеалам, целям и принципам.

Ценностно-смысловая рациональность в высокой степени определяет выбор или отвержение различных видов экономической активности: трудовой, сберегательной, потребительской и т.д. Примером являются уважаемые, престижные, популярные и т.д. профессии. Широко известны такие феномены потребления, как эффект Веблена, эффект сакрального потребления и т.д.

«Экономический интерес» является частным случаем такой рациональности, т.е. тем случаем, когда основные жизненные цели и ценности субъекта тесно связаны в его сознании с материальными благами и экономическими ресурсами. Подобная близость и даже тождественность, например, материальных благ (в частности, денег) и жизненных ценностей фактически являлась аксиомой или основным постулатом многих исследований экономического поведения. Однако для менталитета населения России (особенно постсоветской) это положение не характерно.

Ценностно-смысловая рациональность экономической активности может проявляться в различных формах – в разной степени осознаваемой или в неосознаваемой, пассивной, активной и даже демонстративной и т.д. Пример неосознаваемой формы – феномен вынужденного предпринимательства. Исследования показывают низкий уровень удовлетворенности деятельностью у этих людей (Филинкова Е.Б.). В исследовании А.Б. Купрейченко, посвященном восприятию неэтичной рекламы, выявлено демонстративное отвержение потенциальными потребителями тех товаров, реклама которых воспринимается как неэтичная.

Исследование Е.Д. Короткиной потребительских предпочтений представителей двух различных типов культур (по концепции М. Мид): современной (русские студенты) и традиционной (арабские и индийские студенты). В ходе исследования удалось статистически доказать влияние культурной принадлежности на особенности процесса принятия решения при покупке товара. представители традиционной культуры были ориентированы на качество, полезность для здоровья, на утилитарные и эстетические характеристики товара. Представители современной культуры ориентированы в первую очередь на стоимость товара, а во вторую - на качество и оздоровительное питание

Практическое значение ценностно-смысловой рациональности: для построения долгосрочных прогнозов в сфере занятости или потребления, для выявления тенденций развития социальных институтов и отдельных групп общества, которые определяют те или иные ограничения в выборе экономической активности для своих членов. Например, практически важно знать, будет ли в ближайшем будущем запрещено или разрешено членам определенных этнических групп или религиозных конфессий воспользоваться теми или иными видами медицинского вмешательства, продуктами питания, техническими средствами, формами образования и т.д.

Необходимо также знать какие существуют и как будут меняться психологические барьеры и ограничения для определенных видов трудовой и экономической активности представителей различных социальных и демографических групп (например, престижные и приемлемые профессии, а также формы и правила экономической деятельности женщин или мужчин, различных групп молодежи и т.д.).

Мотивы ценностно-обусловленного экономического поведения Часть людей может сознательно отвергать различные формы экономической активности из-за своих взглядов и убеждений. Другие, отказываясь от потребления определенных товаров и услуг, не задумываются о причинах и следуют своим привычкам. Таким образом может проявляться «этический навык». Третьи демонстрируют предпочтение или отвержение конкретных форм экономического поведения для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе (этнической, конфессиональной, региональной, политической и т.д.).

Феномен изменения психологических функций отдельных компонентов экономического самоопределения субъекта – «эффект смены ведущей функции». И низкие, и высокие показатели ключевых элементов экономического самоопределения (субъективного экономического статуса, социально-экономической идентичности, удовлетворенности различными сторонами экономической активности, оценки успешности экономической деятельности и т.д.), в зависимости от выраженности других элементов экономического сознания (значимости материальных благ и экономической активности, самооценки возможностей и потребностей на данном этапе жизни и др.), могут выполнять функции временного сдерживания, торможения, ограничения или, наоборот, стимулирования экономической активности. В ходе экономического самоопределения субъекта нередко происходит смена, чередование этих процессов. Данный психологический механизм выполняет функцию гармонизации самоопределения субъекта.

Исходные теоретические посылки многих исследователей ранее заключались в том, что экономические представления, идентификация субъекта с определенными экономическими группами или оценка своего экономического благополучия тесно связаны с уровнем реального экономического благосостояния. В исследовании же В.А. Хащенко было установлено, что экономическая идентичность чаще всего не совпадает с реальным экономическим статусом индивида, в большей мере она связана с экономическими ожиданиями, надеждами и притязаниями личности, т.е. фактически отражает возможное направление ее развития.

Однако экономическая идентичность личности и группы не всегда направлена в будущее, реально может иметь место и прямо противоположная тенденция. Так, в выполненном С.А. Цветковым исследовании социальной группы безработных обнаружено, что наибольшие сложности в социальной адаптации возникают у тех из них, кто продолжает сохранять идентификацию с профессиональными группами, спрос на которые на рынке труда резко сократился]. Этот социально-психологический тип идентичности фактически характеризуется ориентацией личности на свое прошлое.

Таким образом, в результате целого ряда конкретных исследований показано, что в условиях роста реального экономического благосостояния в качестве ведущей функции таких психологических феноменов как экономическая идентичность, субъективное экономическое благополучие, субъективное качество жизни, субъективно-экономический статус и т.п. выступает целеполагающая функция. То есть, названные феномены, прежде всего, отражают то основное направление развития личности в экономической среде, которое она наметила для себя как наиболее желательное, приемлемое и одновременно, по ее представлению, достижимое.

В случае же любого, добровольного или вынужденного, отказа субъекта от ранее поставленных целей основной функцией этих же феноменов становится психологическая защита. Это означает возврат личности к жизненным принципам, ценностям и идеалам предыдущего этапа жизни и стремление к сохранению достигнутого уровня материального благосостояния.

Важный, но в некотором смысле и парадоксальный вывод о характере неблагополучной динамики состоит в том, что в таких условиях роль экономических факторов становится менее значимой, по сравнению с социо-культурными, духовными, ценностно- нравственными и социально-психологическими. Воздействие культурных, духовных, нравственных и психологических факторов нередко является противоположным действию экономических, политических, правовых и др., и первые из них в процессе воздействия на экономическое сознание, самосознание и поведение субъекта вполне могут пересиливать вторые, в том числе и в неблагоприятных условиях.

По нашему мнению, реализацией этой защитной функции является, обнаруженный в результате исследования экономического самоопределения студентов, выполненного А.Л. Журавлевым, А.Б. Купрейченко и И.М. Осипенко, психологический механизм повышения удовлетворенности своим материальным положением, характерный для некоторых групп студентов.

У первокурсников относительно высокий субъективно-экономический статус и уровень удовлетворенности потребительских интересов оказывают сдерживающее влияние на экономическую активность, поскольку на данном этапе профессиональной подготовки они ограничены в своих возможностях зарабатывания, как по причине низкой экономической компетентности, так и потому, что это может существенно мешать процессу получения образования.

У студентов третьего курса к уже отмеченным причинам сдерживания экономической активности добавляется еще одна – в структуре их ценностных ориентаций на этом этапе профессионализации материальные ценности и экономические ресурсы занимают далеко не ведущее место. Для данного периода характерны более выраженная социальная направленность и активность, идеалы равенства и социальной справедливости, романтический настрой и чувство перспективы, ценность свободы и независимости. Особо значимы для них феномены принятия друзьями, значимыми другими, студенческим сообществом, а также успех у представителей противоположного пола.

Так, в исследовании выявлено, что сознательное торможение экономической активности (характерное для первого курса) и ограничение интереса к ней (характерное для третьего курса) на этапе окончания вуза сменяются процессами, стимулирующими эту активность. Данный социально-психологический механизм выполняет функцию гармонизации экономического самоопределения субъекта.

Функция гармонизации экономического самоопределения субъекта заключается в том, что в зависимости от целей ближайшего и будущих этапов жизнедеятельности субъекта, от его оценок своих потребностей и возможностей на каждом конкретном этапе происходит формирование устойчивых состояний экономического сознания и самосознания или, напротив, их неравновесных состояний, актуализирующих и задающих направление процесса самоопределения личности.

Получены доказательства взаимосвязи нравственно-психологических элементов экономического самоопределения субъекта. На выборке руководителей предприятий разных форм собственности обнаружена взаимосвязь представлений об этичности мира бизнеса, нравственной оценки денег и самооценки соблюдения нравственных норм в деловых отношениях. Выделенные по этим показателям типы личности руководителей отличаются характеристиками экономической активности и ее динамики.

В целом, позитивная оценка мира бизнеса и деловых партнеров в сочетании с насыщенностью денег жизненно-важными смыслами, а также высоким уровнем готовности соблюдать нравственные нормы выступают предикторами роста экономической активности. Однако анализ типа «Нравственно-конфликтная оценка денег» показывает, что совокупность факторов, оказывающих влияние на экономическое поведение личности, значительно шире. Эти руководители отмечают самую высокую тенденцию роста экономической активности

Руководители, относящиеся к этому типу, являются молодыми, дерзкими и «голодными». О последнем говорит тот факт, что, не являясь, по мнению окружающих, бедными, сами себя они причисляют именно к этой группе. Для них характерна высокая насыщенность смыслами понятия «деньги» и позитивная оценка мира бизнеса как мира больших возможностей. Т.о. экономический успех необходим им для достижения наиболее значимых жизненных целей.

Интенсивный рост экономической активности в сочетании в небольшим опытом деятельности приводит к тому, что путь «наверх» данных руководителей является тернистым и сопровождается большим количеством проблем, в том числе нравственными противоречиями и внутриличностными конфликтами. Противоречивость, амбивалентность и конфликтность многих нравственно- и экономико- психологических характеристик этих руководителей является закономерным этапом их становления, жизненного и профессионального самоопределения.

Со временем многие из них наработают эффективные стратегии разрешения противоречий, научатся находить компромисс с деловыми партнерами, сформируют устойчивые образы делового мира и правил поведения в нем, что позволит им обрести уверенность в своих силах и душевное равновесие. Те, кто не справится с этой задачей, вынуждены будут отказаться от своих притязаний и, скорее всего, будут снижать экономическую активность или вообще сменят вид деятельности.

Высокий экономический статус Низкий экономический статус Высокая удовлетворенность материальным благосостоянием Низкая удовлетворенность материальным благосостоянием Нравственная оценка денег Отношение к конкуренции Отношение к соблюдению НН Самооценка эк. возможностей Представления о мире бизнеса Тенденции снижения экономической активности Тенденции повышения экономической активности

Мотивы экономической активности Отношения (в т.ч. нравственные) к экономическим феноменам Оценка актуального состояния внутренних и внешних условий Значимость экономической активности Основные жизненные смыслы и ценности Культурно-исторические, социальные, личностные и групповые факторы Содержание и способы экономической активности, в частности нормы делового поведения Оценка результатов экономической активности Формы, виды, интенсивность и динамика экономической активности

Источники: Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», с. Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения современных российских руководителей // Психология. Журнал Высшей школы экономики, Т.8, 2. C