Материалы к курсу лекций по дисциплине «Экономическая безопасность на транспорте» Москва - 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационная составляющая экономической безопасности на предприятии транспорта.
Advertisements

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа в январе- июне 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе 2012 года.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Экономическая безопасность национальной экономики 5geografiya.net.
ФАКТОРЫ РОСТА в российской промышленности
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, в январе-ноябре 2009 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Центрального федерального округа в январе- мае 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- апреле 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-июне 2009.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Северо-западного федерального округа в январе 2012 года.
Основные социально-экономические показатели (темп роста %) Отчет ОценкаПрогноз ВВП Производство промышленной продукции.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- мае 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Приволжского федерального округа в январе- декабре 2010 года.
Транксрипт:

Материалы к курсу лекций по дисциплине «Экономическая безопасность на транспорте» Москва

Национальные интересы в сфере экономики Основные угрозы национальной экономической безопасности Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, сохранение единого экономического пространства 1. Деформация производственной структуры с преимущественным развитием топливно-энергетического и сырьевого сектора 2. Снижение технического уровня производственного потенциала, его высокий физический и моральный износ 3. Низкая конкурентоспособность продукции 4. Недостаточная инвестиционная активность 5. Разрушение научно-технического потенциала Повышение благосостояния и качества жизни населения1. Высокий уровень бедности населения 2. Рост безработицы 3. Высокая дифференциация доходов населения Единство и устойчивость финансово-банковской системы1. Слабость финансово-кредитных институтов, неразвитость фондового рынка 2. Низкая монетизация экономики 3. Увеличение расходов на обслуживание государственного долга 4. Высокая долларизация экономики Способность институтов власти создавать экономические и правовые условия для повышения эффективности экономического развития и исключения криминализации общества 1. Несовершенное законодательное и нормативно-правое обеспечение 2. Значительный удельный вес теневой экономики 3. Рост инфляции 4. Бегство капитала за границу 1

2 Определение организационной структуры органов власти на разных уровнях, отвечающих за экономическую безопасность и ее правовое обеспечение Выделение национальных интересов в сфере экономики на базе принятой Концепции национальной безопасности Определение угроз национальным интересам Выбор индикаторов экономической безопасности и разработку их пороговых значений, количественно отражающих уровень угроз Постоянный мониторинг экономической ситуации, а также оценку важнейших нормативных актов и хозяйственных решений с учетом требований экономической

Организационные структурыПравовое обеспечение Совет безопасности Российской Федерации Управление экономической безопасностью Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики Секция научного совета СБ РФ по экономической и социальной безопасности Федеральные органы, отвечающие за экономическую безопасность Советы по экономической безопасности субъектов Федерации Структуры безопасности отраслевых и корпоративных органов управления Закон о безопасности Государственная стратегия экономической безопасности Закон о валютном регулировании и о валютном контроле Закон об отмывании «грязных» денег Закон о промышленной безопасности Нормативно-правовые акты и инструктивно- методические материалы отраслевых и корпоративных структур 3

Показатели экономической безопасности Пороговые значения В сфере производства и науки Инвестиции в основной капитал (в % к ВВП) Расходы на оборону (в % к ВВП) Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве ,9 2,6 20,5 15,7 2,8 20,8 16,0 2,6 19,9 16,1 2,7 20,2 19,5 2,9 22,1 2. В социальной сфере Уровень безработицы по методу МОТ (в % к ЭАН) Доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума (в % ко всему населению) Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения (раз) ,2 27,6 13,8 9,0 23,3 13,8 8,6 20,6 14,3 7,7 20,4 14,4 6,7 19,1 15,4 3. В денежно-финансовой сфере Уровень монетизации (М2 в % к ВВП) Доля расходов на обслуживание государственного долга (в % к общему объему расходов федерального бюджета) Дефицит федерального бюджета (в % к ВВП) ,4 24,5 -3,2 17,7 20,1 +2,9 24,0 9,7 +2,8 24,1 8,8 +2,8 29,1 2,5 -2,1 4

Страны ВВП по ППС, трлн. долл. Доля стран в мировом ВВП, % ВВП на душу населения ППС (США = 1) Индекс уровня (США = 100) Валютный курс (США = 1) По ППС, тыс. долл. Индекс (США = 100) Австралия Канада Чехия Дания Финляндия Франция Германия Греция Венгрия Италия Япония Нидерланды Норвегия Польша Португалия Румыния Россия Великобритания США Китай 6715,0 1133,0 207,6 182,2 159,8 1862,2 2514,8 282,8 171,6 1626,3 3870,3 566,6 219,8 518,0 211,0 202,7 1697,5 1901, ,1 5333,2 1,22 2,06 0,38 0,33 0,29 3,39 4,57 0,51 0,31 2,96 7,04 1,03 0,04 0,94 0,38 0,37 3,09 3,46 22,51 9,7 32,798 35,078 20,281 33,626 30,469 29,644 30,496 25,290 17,014 27,750 30,290 34,724 47,551 13,573 20,006 9,374 11,861 31,580 41,674 4,091 78,7 84,2 48,7 80,7 73,1 71,1 73,2 61,2 40,8 66,6 72,7 83,3 114,1 32,6 48,0 22,5 28,5 75,8 100,0 9,8 1,4 1,2 14,4 8,5 1,0 0,9 0,7 128,5 0,9 129,6 0,9 8,8 1,9 0,7 1,4 12,7 0,6 1,0 3, ,3 1,2 23,9 6,0 0,8 199,5 0,8 110,2 0,8 6,4 3,2 0,8 2,9 28,1 0,5 1,0 8,2 Мир в целом ,008,97221,581 5

Показатели Валовая добавленная стоимость (в текущих основных ценах) 8,97,47,3 Среднегодовая численность работников организаций7,06,7 Основные фонды (на начало года, по полной учетной стоимости) 12,029,028,828,9 Инвестиции в основной капитал 14,120,718,018,1 6

Вид транспорта Перевезено грузов Грузооборот Перевезено пассажиров Пассажирооборот Железнодорожный Автомобильный Трубопроводный Морской130,0150,011 Внутренний водный4210,240 Воздушный 0,030,

8 Железнодорожный транспорт осуществляет основной объем перевозок в стратегически важных отраслях, непосредственно влияющих на национальную экономическую безопасность, среди которых угольная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, добыча и переработка черных металлов, производство строительных материалов, лесная, пищевая промышленность и др. Несмотря на общую убыточность пассажирских перевозок, ж/д транспорт обеспечивает более 40% потребности в движении населения при приемлемом уровне тарифов, решая тем самым одну из важнейших социальных проблем национальной экономической безопасности Сравнительный расчет средних издержек и доходных ставок подтверждает, что ж/д транспорт по экономичности грузовых перевозок превосходит другие виды транспорта (кроме морского) Ж/д транспорт полностью и своевременно выполняет свои налоговые обязательства перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, что способствует экономической стабилизации и укреплению финансово-кредитной системы страны Выполняя основной объем массовых грузовых перевозок для большинства регионов страны, ж/д транспорт обеспечивает устойчивые производственные связи в народнохозяйственном комплексе, сохранение общего экономического пространства и способствует укреплению федеральной структуры государства

Вид продукции Произведено, млн т Перевезено, млн т Коэффициент перевозимости (гр.2/гр.3), % Удельный вес в объеме перевозок, % Уголь269252,81694,023,91 Продукты первичной нефтепереработки ,24668,711,56 Железная руда82,886,849104,98,21 Прокат черных металлов47,133,93772,13,21 Цемент35,1424,97471,22,36 Сырая нефть34818,4645,31,75 Сталь, стальные заготовки, рельсы 5917,32429,41,64 Трубы из черных металлов5,46,278116,30,59 Маргариновая продукция0,5030,22344,30,02 Мясо и субпродукты1,2360,53443,20,05 Топливный торф2,71,14742,50,11 Целлюлоза5,2722,08139,50,20 Мука11,23,59032,10,34 Чугун455,54712,30,52 9

Вид транспорта Грузовые перевозкиПассажирские перевозки Себестоимость Доходная ставка Себестоимость Доходная ставка Железнодорожный1,00 Автомобильный13,5910,600,711,09 Морской1,090,7713,9511,84 Внутренний водный1,391,103,687,18 Воздушный 104,0478,9932,3777,45 10

11 В производственной сфере Снижение уровня безопасности перевозочного процесса на ж/д транспорте, обусловленного низким уровнем надежности эксплуатируемой техники; Высокий физический и моральный износ материально-технической базы вследствие низких темпов обновления и снижения инвестиционной активности; Снижение эффективности организации и управления перевозочным процессом ввиду недостаточного внедрения элементов пятого технологического уклада и современных информационных технологий. В социальной сфере Значительный разрыв в оплате труда работников ж/д транспорта с рядом базовых отраслей и видов транспорта; Диспропорции между ростом производительности труда и заработной платы; Недостаточное финансовое обеспечение реализуемых в отрасли программ социальной защищенности работников. В финансовой сфере Убыточность пассажирских перевозок; Неадекватное современной экономической ситуации ограничение ж/д тарифов; Снижение государственной поддержки инвестиционных программ развития отрасли, имеющих в том числе общенациональное значение.

ФинансовыеТехнико-технологические 1.Рентабельность 2.Текущая ликвидность 3.Абсолютна ликвидность 4.Автономия – доля собственных средств в валюте баланса 5.Коэффициент обеспеченности оборотных активов (доля оборотных активов, формируемых за счет их собственных источников 6.Коэффициент обеспеченности запасов и затрат (степень покрытия запасов и затрат собственными источниками) 1.Показатели движения коэффициент ввода (поступления) коэффициент выбытия 2. Показатели технического состояния коэффициент износа коэффициент годности коэффициент замены 3. Показатели эффективности фондоотдача Фондоемкость МаркетинговыеКадровые 1.Уровень обновления продукции 2.Доля в общем объеме выпуска конкурентоспособной продукции 3.Контейнеризация перевозок 4.Использование логистических услуг (управленческих, складских, транспортно- экспедиторских) 1.Наличие и структура персонала предприятия и его динамика 2.Эффективность использования трудовых ресурсов 3.Качество мотивационной системы 4.Состояние интеллектуального потенциала предприятия 12