Экономический потенциал культуры
Сфера культуры в экономике Сфера культуры объединяет различные виды деятельности и организации, оказывающие культурные услуги населению. По своему «коммерческому потенциалу», т. е. возможности существовать в рыночных условиях, организации культуры отличаются существенной неоднородностью. Кроме того, выполнение некоторых функций, закрепленных за организациями культуры учредителем (собственником), вообще не может быть организовано на рыночных принципах и не зависит от спроса или востребованности. Организации культуры обеспечивают достижение социально значимых целей, результаты которых не могут и не должны измеряться только экономической эффективностью; они выражаются в развитии культуры и общества, творческого потенциала, гарантиях социальной защиты, социальной справедливости и т. д. Соответственно, реструктуризация( изменение компанией структуры капитала соотношения заёмного и собственного капитала ) бюджетного сектора в сфере культуры должна строиться с учетом указанных особенностей.
Экономический потенциал культуры Роль культуры и ее экономический потенциал в современном обществе радикально меняются. В контексте современных тенденций к культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики и действующему агенту развития, источнику нового мышления. Эксперты изучают культурные ресурсы, разрабатывают управленческие технологии и конкретные предложения о том, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места, изменить имидж территории, стать интересными и для местного сообщества, и для туристов. Широко обсуждается и обосновывается тезис о том, что именно культура аккумулирует (накапливает)позитивные эффекты в разных сферах, позволяет превратить слабые стороны в сильные, что кооперация организаций культуры с другими субъектами позволяет улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции и, тем самым, инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально- экономических проблем и способствовать разрешению конфликтных ситуаций.
Основные экономические моменты в культуре технологии «экономики желаний» в действии превращают культурное наследие в доходную, а не расходную статьи бюджета, обеспечивают развитие современной занятости, формируют привлекательность и культурный бренд территории. Люди приобретают товары и услуги, чтобы не утратить групповую идентификацию (отождествление). Спрос на товары и услуги, предлагаемые сферой культуры, самым непосредственным образом связан с социально- психологическими мотивами, его вызывающими.
Но только «экономика желании» способна направить творческую энергию на потребление, превратить «пыльную» культуру в востребованный институт и таким образом конвертировать желания в деньги. Государство рассматривает бюджет как инструмент выполнения своих обязательств не перед учреждениями культуры, а перед населением. При такой логике учреждения являются исполнителями, обеспечивающими реализацию государственных (муниципальных) обязательств по предоставлению услуг населению.
В последнее десятилетие прошлого века индустрия культуры быстрыми темпами развивается в России, обгоняя другие отрасли по темпам. Однако те люди, которые привержены традиционным представлениям о культуре (а вернее, представлению о культуре как продукте деятельности организаций, которые работают в традиционном, малоподвижном секторе культуры), индустрии культуры не относят к «культуре» по причине их тесной связи с коммерческой составляющей.
Экономический эффект. Деятельность культурных институтов, культурные акции создают локальный экономический эффект. Работы по искусству и культурные продукты имеют собственные автономные рынки (галереи и аукционы), которые позволяют создать необходимый инвестиционный потенциал.
Увязка культурной политики с маркетингом города и стратегиями, нацеленными на расширение туризма, происходит благодаря таким факторам, как значительный и продолжающий расширяться рынок культурных продуктов, хорошо развитая инфраструктура культуры, которая играет важную роль в привлечении торговли и промышленности, превращении сферы культуры в область инвестирования творческих способностей людей и др.
Экономическая культура В экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.
Культура сегодня Сегодня культура обладает ничуть не меньшим, а порой и гораздо большим потенциалом, чем многие отрасли промышленности, и, более того, может служить надежным фундаментом для их формирования и развития.
Литература Галина Юзефович Экспорт июля Т.Г. Богатырева «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРЫ»