М.А. Мазуровский Формирование системы планирования экономического развития муниципального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Advertisements

ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Механизм формирования инновационного климата в регионе « ЭКОПРОМ »
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
Тема магистерской диссертации: Финансовое обеспечение инновационных процессов Руководитель: Проф. Сенько А. Н.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Комаров В.М. к.э.н., доцент Социально и территориально ориентированная сервисная организация как элемент устойчивого регионального развития.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Пространственный аспект государственного регулирования экономики Лекция по дисциплине «Региональное управление»
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
Развитие региональных инновационных систем на основе программно-целевого управления: проблемы и перспективы Д.А. Созаева Государственный университет управления,
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Информация о выполнении плана работы Совета по оказанию помощи органам местного самоуправления Межведомственный Совет по вопросам взаимодействия и оказания.
Транксрипт:

М.А. Мазуровский Формирование системы планирования экономического развития муниципального образования

Противоречия и тенденции в области муниципального развития (актуальность) 1.«Регионализации» в части определения приоритетов и источников экономического развития в сочетании с «централизацией» полномочий в области управления ресурсами территории 2.Усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития 3.Смена парадигмы управления, предполагающая изменение целей, институциональных условий и выбора возможностей с учетом адаптационного потенциала объекта управления (региона или МО) 4.Ограниченность экономических ресурсов, находящихся в непосредственном ведении и управлении МО, с точки зрения обеспечения его самодостаточности 5.Сверхнизкая капитализация территорий, низкая эффективность использования имеющихся ресурсов

Гипотеза исследования ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что формирование экономической основы развития муниципального образования определяет разработку и внедрение такой системы планирования, которая, с одной стороны, должна быть направлена на повышение адаптационного потенциала территории, с другой стороны, на повышение эффективности использования ее ресурсного потенциала. При этом учитывая существенные различия муниципальных образований в обеспеченности факторами производства, необходимо разрабатывать дифференцированные стратегии, наиболее полно учитывающие особенности муниципального образования.

Объект, предмет и цель исследования ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – разработка научно- методических основ формирования системы планирования экономического развития муниципального образования, направленной на повышение эффективности использования экономического потенциала территории. Объект исследования – экономическое развитие МО. Предмет исследования – формирование, структура и содержание системы планирования экономического развития МО. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Выявление особенностей МО как объекта управления. Характеристика планирования как функции управления развитием МО на современном этапе. Выявление и оценка потенциала и факторов экономического развития МО. Характеристика элементов внешней и внутренней среды МО. Классификация МО Республики Карелия на основе оценки потенциала и факторов экономического развития. Разработка методических рекомендаций по формированию системы планирования экономического развития МО, направленного на повышение эффективности использования экономического потенциала территории.

Основные защищаемые положения 1.В современных условиях сложность и комплексность объекта планирования, в качестве которого МО, предполагает наличие широкой компетенции субъекта планирования в реализации планов, включая методы прямого и косвенного воздействия; а границы управления не совпадают с административными границами муниципального образования 2.В условиях перехода к рыночной экономике и в условиях глобализации происходит смена приоритетов и механизмов управления, предполагающая изменение целей, институциональных условий и функциональных возможностей объекта управления (МО) с учетом его адаптационного потенциала и внутреннего потенциала экономического развития. В этих условиях целесообразно применять дифференцированные стратегии развития МО, наиболее полно учитывающие их особенности 3.МО РК по степени сбалансированности экономического и социально-экологического развития делятся на три группы (МО с высоким экономическим потенциалом и неблагоприятными социально-экологическими условиями; со средним экономическим потенциалом и относительно благоприятными социально-экологическими условиями; МО с низким экономическим потенциалом и благоприятными социально- экологическими условиями), к каждой из которых применим свой тип стратегии развития 4.Система планирования экономического развития МО, направленная на повышение эффективности использования экономического потенциала территории, включает 4 контура планирования 5.Механизм согласования перспективных и текущих планов МО со стратегическими целями на уровне субъекта РФ и федеральном уровне основан на выделении бюджетообразующих предприятий, программ и проектов и их включение в число региональных и федеральных приоритетов, проектов и программ

Основные задачи муниципальной экономической политики повышение эффективности использования местных ресурсов и потенциала территории, их превращение в активы территории, которые необходимо капитализировать; повышение конкурентоспособности территории, ее хозяйствующих субъектов и производимых товаров и услуг; повышение инвестиционной привлекательности территории. Для решения этих задач муниципальная экономическая политика должна строиться на долгосрочной основе и носить научно-системный характер, определяя направления, последовательность и содержание всех действий и управленческих решений в долгосрочной, средне- и краткосрочной перспективах.

Местная экономическая политика должна быть ориентирована на капитализацию территории и ее потенциала в системе межрегионального разделения труда, главным критерием которой будет выступать максимизация стоимостных показателей Научные подходы при формировании системы планирования развития МО Системный подход МО как открытая социально- экономическая система, характе- ризующаяся целостностью, эмерджентностью, иерархичность и др. системными свойствами Суть подхода: создание условий для целостности и относитель- ной самодостаточности территории, в границах которой реализуются принципы местного самоуправления Воспроизводственный подход Экономика МО как сочетание структурных элементов и подсистем, ориентированных на самовоспроизводство (простое или расширенное) Суть подхода: выявление способности природной среды, экономического, социального и культурного потенциала МО к самовоспроизводству, а также необходимых для этого условий

Оценка МО Республики Карелия проводилась на основе метода рейтинговых оценок с использованием статистических материалов и включала в себя : 1.Оценку внутреннего потенциала МО (в т.ч.: трудового (по 6-ти показателям), производственного (по 5 показателям), потребительского (по 3 показателям), транспортно- транзитного (по 4 показателям), финансово-экономического (по 4 комплексным показателям), образовательного и научно-технического потенциала (по 3 комплексным показателям), а также имущественного комплекса и инвестиционного потенциала (по 3 комплексным показателям). 2. Оценку социально-экологических условий и обеспеченности МО объектами социальной инфраструктуры (в т.ч.: социальной ситуации и обеспеченности объектами социальной инфраструктуры (по 5-ти комплексным показателям), экологической ситуации (по 5 показателям)). Оценка потенциала МО и сбалансированности экономического и социального развития

ГРУППИРОВКА МО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПОТЕНЦИАЛУ И СОЦИАЛЬНО- ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ I II III

Оценка потенциала МО и сбалансированности экономического и социального развития Группа МО Состав группы (МО) Характеристика группы Оценка сбалансированности развития МО Приоритетная экономическая стратегия I Петрозаводский, Костомукшский, Кондопожский, Сегежский, Сортавальский 1. высокий экономический потенциал; 2. относительно сложная социальная ситуация, недостаточная обеспеченности населения соц. инфраструктурой 3. неблагоприятные (а в ряде локальных центров – критические) экологические условия Темпы экономического развития опережают темпы развития социальной инфраструктуры и приводят к ухудшению экологической ситуации Стратегия качественного роста, (усиление социальной составляющей, повышение экологической эффективности, развитие социальной инфраструктуры) II Лахденпохский, Медвежьегорский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Суоярвский 1. средний экономический потенциал; 2. относительно благоприятная социальная ситуация, средний уровень обеспеченности социальной инфраструктурой; 3. относительно благоприятные экологические условия (за исключением локальных центров экологической напряженности) Относительная сбалансированность экономического и социально- экологического развития Комбинированная стратегия роста (активизация использования экономического потенциала с развитием социальной инфраструктуры и повышением экологической эффективности) III Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Муезерский, Пряжинский, Пудожский 1. низкий потенциал экономического развития; 2. относительно благоприятная ситуация в социальной сфере, высокий уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры 3. относительно благоприятные экологические условия Депрессивные и стагнирующие МО с низким уровнем экономического развития, влияющим, с одной стороны, на отток населения и сворачивание экономических проектов, с другой стороны, на повышение обеспеченности социальной инфраструктурой и улучшение экологической ситуации Стратегия концентрированного экономического роста (повышение инвестиционной привлекательности и привлечением внешних экономических ресурсов и агентов)

Система планирования экономического развития МО С учетом логики управления МО как открытой системой, нацеленной на капитализацию активов территории и создание условий для расширенного их воспроизводства система планирования экономического развития МО должна включать в себя 4 контура: 1.контур воспроизводства ресурсов 2.контур расширенного воспроизводства факторов производства 3.контур повышения эффективности размещения капитала 4.контур модернизации капитала Система планирования экономического развития МО в качестве своего главного стратегического императива должна создавать условия для расширенного воспроизводства основных элементов экономической основы местного самоуправления

Система планирования экономического развития МО Предлагаемая система планирования направлена на последовательное повышение ликвидности активов территории, их вовлечение в хозяйственную деятельность и повышение ее инвестиционной привлекательности Контуры системы планирования экономического развития МО будут характеризоваться различными уровнями решаемых задач, предметом и объектами управления, а, следовательно, будут представлены разными инструментами управления В основу 4-контурной системы планирования экономического развития МО заложена «Формула Де Сото» (формула «сборки» активов и капитализации территории, предложенная известным перуанским экономистом Эрнандо де Сото)

Характеристика контуров системы планирования экономического развития МО Наименование контура Решаемые задачи и предмет и объекты управления Инструменты управления Контур воспроизводства ресурсов Разработка и внедрение инструментов воспроизводства факторов производства Программы использования и воспроизводства ресурсов Контур расширенного воспроизводства факторов производства Создание условий для роста добавленной стоимости, создания новых рабочих мест, расширенного воспроизводства основного капитала Программа воспроизводства факторов производства и структурной модернизации Контур повышения эффективности размещения капитала Повышение мобильности и ликвидности местных активов, выход на внешние рынки и привлечение инвестиций Инвестиционные и социально-гуманитарные программы Контур модернизации капитала Формирование региональной инновационной системы, «сборка» имущественных комплексов на основе соединения различных активов и их инновационное обновление Инновационные программы и программы научно- технического развития

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МО Разработка целей экономической политики на уровне МО Планирование изменений в структуре экономики и связанного с ними инвестиционного процесса Планирование организационной модели, соответствующей новой структуре экономики МО Контроль реализации индикативного плана и исполнения бюджета Администрация муниципального образования Стратегия развития МО 1 Комплексная среднесрочная программа развития МО Планирование доходов и бюджета, ценообразования на региональный продукт 2 Бюджет IV III II I Субъекты управления Предмет управления Механизмы управления Программы развития производственно- территориальных комплексов Подрядчики, собственники ресурсов Инвестиционные компании, и прочие внешние инвесторы Местное сообщество, стейкхолдеры

Выводы Предложенный подход к формированию системы планирования экономического развития МО, по мнению автора, позволит: 1.Повысить капитализации российских территорий 2.Повысить экономическую эффективность управления муниципальным имуществом 3.Ввести в практику работы местной администрации критерии эффективности управления имуществом, расположенным на территории МО 4.Создать условия для повышения производительности труда в муниципальном секторе экономики

Элементы научной новизны Предложены принципы декомпозиции и исследования элементов внешней и внутренней среды МО. Предложена и апробирована методика и система показателей по оценке сбалансированности экономического и социально- экологического развития МО. Предложен дифференцированный подход к выбору стратегии развития МО. Предложена концепция планирования экономического развития МО, основанная на принципе капитализации экономического потенциала территории и ее адаптации к изменяющимся факторам внешней среды. Разработана и апробирована 4-контурная система планирования экономического развития МО, направленная на повышение эффективности использования экономического потенциала территории.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!