Подготовка обучающихся к ЕГЭ и ГИА: Теория и практика вопроса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема педсовета «Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников».
Advertisements

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Буторлинская средняя общеобразовательная школа»
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Показатели качества образования. Оценка качества образования – познавательно-оценочная деятельность, результатом которой является установление степени.
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
на исследованиях формирования читательской грамотности Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО (рук. Ковалева Г.С.),
Транксрипт:

Подготовка обучающихся к ЕГЭ и ГИА: Теория и практика вопроса

Качество образования– это: Мера соответствия установленным нормам, требованиям; т.к. они меняются, то и меняется содержание понятия

Качество образования – это: Качество персонала; Качество образовательных программ; Качество подготовки выпускников; Качество управления ОУ;

Качество образования – это: Способность всей системы образования удовлетворять потребностям общества ( измеряется через сформированность ЗУНов и способов деятельности, личностное развитие обучающихся, профессиональную компетенцию педагога и руководителя, формализованные показатели деятельности ОУ)

Свойства качества Совокупность отдельных свойств образовательного процесса; Динамично; Качество социальных объектов; обуславливается качеством образования Связано с количеством

Объективные противоречия в системе образования России: Между массовым характером образования и его качеством; Между массовым характером образования и его качеством; При постановке целей образования; При постановке целей образования; В неполном соответствии российской системы общемировым тенденциям (и общемировому пониманию условий достижения качества образования в школе) В неполном соответствии российской системы общемировым тенденциям (и общемировому пониманию условий достижения качества образования в школе)

Оценка деятельности современной школы 1. Качество образования – приоритетное направление деятельности современной школы; 2. Внутришкольный контроль – внутренняя оценка деятельности школы в современных условиях; 3. Мониторинг качества образования в школе – практика независимой оценки образовательных результатов; 4. Социальное партнерство – новые возможности оценки деятельности школы

Факты говорят… 50% российских школьников не осваивают школьную программу !

Наибольшие затруднения наши школьники испытывают при работе: с заданиями большого объема; с заданиями большого объема; с заданиями на материале разных предметных областей; с заданиями на материале разных предметных областей; с заданиями, где неясно, к какой области знаний надо обратиться; с заданиями, где неясно, к какой области знаний надо обратиться; с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию или с заданиями с избыточной информацией; с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию или с заданиями с избыточной информацией; с комплексными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов; с комплексными заданиями, состоящими из нескольких взаимосвязанных вопросов; с большим числом заданий разной тематики с большим числом заданий разной тематики

Задачи: Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; Достижение нового современного качества образования; Достижение нового современного качества образования; Формирование эффективных механизмов привлечения и использования ресурсов; Формирование эффективных механизмов привлечения и использования ресурсов; Повышение социального статуса и профессионализма работников образования; Повышение социального статуса и профессионализма работников образования; Развитие образования как открытой системы Развитие образования как открытой системы

Преобразования Начальная школа Реальная возможность выбора школы и формы обучения Реальная возможность выбора школы и формы обучения Использование развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту ребенка ( в том числе технологии безотметочного обучения) Использование развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту ребенка ( в том числе технологии безотметочного обучения) Создание в школе образовательной среды, способствующей развитию активности ребенка, его общению со сверстниками, старшими и младшими детьми Создание в школе образовательной среды, способствующей развитию активности ребенка, его общению со сверстниками, старшими и младшими детьми

Преобразования Основная школа Создание условий для развития у школьников способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации; Создание условий для развития у школьников способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации; Разнообразие видов деятельности ребенка (в том числе, проектной деятельности) Разнообразие видов деятельности ребенка (в том числе, проектной деятельности)

Преобразования: старшая школа Профильная школа, школа профессионального самоопределения

Компетентностный подход – общемировая характеристика образования Компетентность – интегративное личностное качество, проявляющееся в диапазоне контекстов, в которых обучающийся может ее продемонстрировать

Совокупность компетенций (проект «Среднее образование для Европы») Политическая и социальная; Политическая и социальная; Компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь; Компетентность, реализующая способность и желание учиться всю жизнь; Компетентность жизни в многокультурном обществе; Компетентность жизни в многокультурном обществе; Компетентность, определяющая владение устным и письменным общением; Компетентность, определяющая владение устным и письменным общением; Компетентность, связанная с возникновением общества информации Компетентность, связанная с возникновением общества информации

Совокупность компетенций (согласно Стратегии модернизации Российского образования) Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; Компетентность в бытовой сфере; Компетентность в бытовой сфере; Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности

Оценка качества Выбор номенклатуры показателей; Выявление эталонных значений; Выбор метода установления фактических значений; Установление фактических значений; Описание результатов

Необходимые действия: Установление потребностей и ожиданий потребителей; Разработка политики и целей организации в области качества; Установление процессов и ответственности; Разработка методов измерения результативности и эффективности; Предупреждение несоответствия

Международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements), ETS (Educational Testing Service); проект международного сравнительного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Third International Mathematics and Science Study); Организация экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Cooperation and Development); проект PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке образовательных достижений 15- летних учащихся на предмет их готовности к жизни.

Анализ результатов международных тестирований показывает, что пока отечественная система обучения не обеспечивает отвечающую современным мировым требованиям достаточную готовность школьников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Российские учащиеся в своем большинстве не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний, во всяком случае, на уровне тех требований, которые предъявляются в международных обследованиях. (Новый взгляд на грамотность: По материалам международного исследования PISA /Под ред. Г.С.Ковалевой. М., ).

Выпускники хотят Получить знания Уметь их применять Обладать навыками общения и лидерства Получить хорошую работу Получить образование бесплатно и дешево

Выпускники должны Знать сведения из разных дисциплин Обладать системной компетентностью Уметь распределять ресурсы Быть технологически компетентными Быть компетентными в работе с информацией

Оценивание выпускника ведется с позиций: Базовых навыков специалиста; Личности; Мыслительных навыков; общения

Базовые навыки специалиста Читать; Писать; Считать; Слушать и излагать мысль;

Читать: Понимать текст; Понимать задачу текста; Уметь выразить главную мысль; Уметь подтвердить ее словами автора (цитировать); Уметь согласиться с нею или опровергнуть главную мысль

Писать: Излагать мысли доступно для собственного понимания и понимания читающего; Уметь создавать текст; Уметь соблюдать традиции речи и лексики

считать Оперировать числами в пределах доступного понимания; Оперировать числами в формате заданного действия;

Мыслительные навыки специалиста анализировать; синтезировать; обобщать; сравнивать; уподоблять; соотносить

Период формирования: Базовые навыки: от 5 до 12 лет; Навыки мышления: от 6 до 9 лет

Русский язык: Разбирать слово Звукобуквенный разбор; Речевые и грамматические ошибки; Понимать текст, проблему, авторскую позицию, высказывать свое мнение, соглашаться или опровергать, делать вывод

биология Решать задачи; Работать с текстом: видеть биологические ошибки; Проводить сопоставление; Выстраивать верную логическую цепочку от меньшего к большему и наоборот; Проводить аналогии;

история Что лишнее; Что общего; Соотнеси… Подтверди словами из текста, что… Выдели основную идею в тексте Сформулируй авторскую позицию в документе и подтверди словами текста Сравни….. (периоды, века, личности, события) по предложенным параметрам

химия Анализировать Систематизировать Мыслить логически (если… то) Прогнозировать Мыслить нестандартно память

ЕГЭ проверяет: История, география, биология – знание фактов (до 60% вопросов и заданий) ; Химия, физика – знание фактов (до 50% заданий) ; Русский язык, математика, иностранный язык – умение применять фактические знания в действии (компетентность) – до 70% заданий

Образованность складывается из: Начальная школа – основные мыслительные навыки + навыки поведения в школе (что приравнивается к поведению в обществе) Основная школа - фактический запас знаний + навыки общения (социализация)

В любом ЕГЭ проверяются Базовые навыки специалиста; Мыслительные навыки

Фактические знания Формируются преимущественно в основной школе

Успешность сдачи ЕГЭ закладывается в начальной школе!

Способы формирования мыслительных навыков в предметном содержании

анализ Что лишнее и почему? корова, молоко, творог

анализ Кто лишний и почему? Маркс, Энгельс, Ленин

Систематизация Продолжи строчку: Яблоко, ягода, яркость… Малина, мед, микстура… Хлеб, мука, яйца… Сахар, сироп, свекла… Вата, бинт, нога, ботинок, ухо… Радио, розетка, рубашка, ремень, работа…

сравнение сравни: Слон и бегемот

Расположи в правильной логической последовательности Ре, соль, си, ми Пряжа, носки, нитки Белье, машинка, порошок, отжим Лимон, чай, сушки, сахар Жизнь, смерть, человек Работа, зарплата, радость, пенсия Стихи, картина, любовь, предательство

Найди общее Физика, химия, биология ; Мята, жасмин, смородина; 1,2,3, 5,10, 15, 20,50

соотнесение Соедини стрелочками попарно Иван-царевичмедведь колобокГороховое зернышко петушокЕмеля мужикСерый волк печьВершки

уподобление Противный, как… Устала, как… Мне очень приятно, просто как …

История Что общего (лишнего)в строке: 1223, 1380, 1480 География Сравни горы Альпы и Карпаты Химия Какие свойства, как и у соляной кислоты, имеет серная кислота? Обществознание Процитируй автора по …… вопросу

умение выразить мысль важно в любом предмете 1. Подбери к словам соответствующие прилагательные – процесс, государство, растение; 2. Подбери к словам соответствующие глаголы – организм, автор, реформа

Данная работа уместна в начальной школе и позволяет выработать речевые клише! Работа продуктивна до 6 класса, пока формируется речь ребенка. С 7 класса начинается осознанная эксплуатация речи и наработанные клише применяются в новых формах, основанных на фактических знаниях

Часть С не будет написана, если у ребенка нет сформированного умения выразить мысль!

Это важно знать! В контрольных работах следует давать задания не только ориентированные на проверку знаний, но и на проверку знаний в фактических умениях по типу проверяемых в ЕГЭ. Особенно такие работы актуальны для начальной школы и учеников 5-7 классов.

Содержание ЕГЭ Мой труд вливается в труд моей республики Лозунг первой пятилетки

Задания ЕГЭ: Предмет ЕГЭзаданиеГде изучается материал историяСоотнеси стрелками Палех литье Вологда вышивка Хохлома посуда Каслин шкатулки Технология, ИЗО. МХК историяСоотнеси стрелками «Щелкунчик» Адан «Спартак» Хачатурян «Жизель» Чайковский Музыка, МХК географияНазови даты превращения стран в колонии История, 8 класс

Задания ЕГЭ: Предмет ЕГЭзаданиеГде изучается материал биологияКакие мышцы участвуют в работе, если человек отжимается от пола Физическая культура биологияСколько раз нужно подпрыгнуть, чтобы давление поднялось на 5 единиц Физическая культура литератураВ чей период правления жил Радищев и как в истории назвалось это время история

Задания ЕГЭ: Предмет ЕГЭ лог заданиеГде изучается материал химияРассчитать химическое уравнение Математика, пропорции биологияКакое воздействие оказывает соляная кислота на слизистую желудка химия обществознаниеУкажи нормы международного гуманитарного права ОБЖ, 9 класс

В школьной программе нет предметов, так или иначе не просматривающихся в ЕГЭ!

Об этом стоит подумать! Для всех предметов вводить итоговые проверочные работы, которые так или иначе проверяют знание фактов, изученных по предмету. На заседаниях ШМО проработать вопросы «выхода» отдельных тем на ЕГЭ и методики отработки знаний для итоговой аттестации

Цена достижения образовательных результатов Нагрузка учащихся (число контрольных, проверочных и других видов аттестации в единицу времени (четверть), время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость), время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по четвертям, по параллелям) Нагрузка учителей (разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися, разнообразие видов выполняемой нагрузки в пед. коллективе, трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) Динамика здоровья (динамика состояния зрения, заболеваний, травматизма)

Оценка деятельности учителя Общая характеристика предмета; Требования к уровню подготовки; Основное содержание профессиональной подготовки; Основное содержание подготовки по педагогике и психологии

Новые требования к учителю сегодня Умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, овладевать обновляющимся содержанием и технологиями обучения; Умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, овладевать обновляющимся содержанием и технологиями обучения; Осмысливать изменения, происходящие в ценностно- смысловой сфере школьников, быть социально и профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли Осмысливать изменения, происходящие в ценностно- смысловой сфере школьников, быть социально и профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли

Оценка деятельности учителя Проверяется : методом подсчета вариантов занятий по одной теме в классах с разным уровнем усвоения; скоростью информационного потока по отношению к скорости усвоения учебного материала; умением соотнести запланированный уровень усвоения с реальной успеваемостью

Уровни усвоения Ознакомление; Формирование знаний; Формирование умений; Практическое использование; Творческое использование

Степень сложности Описательная Качественная Количественная аксиоматическая

Основные идеи конструирования урока Насыщение урока фактами; Смена деятельности на основе стабильного материала; Постоянное обращение к одной информации под разным углом зрения

Спасибо за внимание!