Культура России: ценности, традиции символы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Год культуры- история Кубани в лицах. Литература.
Advertisements

Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 7 Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Основы мировых религиозных культур учебный курс. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа»,
Нации и межнациональные отношения Нации и межнациональные отношения.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс ОРКСЭ (Основы духовно- нравственной культуры народов России) Инициатива президента Д.А. Медведева.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
1)Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых культур и светской этики по выбору родителей.
«Теоретические подходы к развитию у младших школьников интереса к народным традициям»
Классный руководитель: Савченко Любовь Алексеевна МБОУ СОШ 8 с. Спасское.
В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
МБОУ «Мордовско-Пимбурская СОШ». Урок по обществознанию в 11 классе. Учитель Лашманова Людмила Петровна.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Современный национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
Транксрипт:

Культура России: ценности, традиции символы

Основные проблемные вопросы: Является ли Россия самобытным культурным типом? Можно ли считать Россию самостоятельной цивилизацией? Каков и как поддерживается оригинальный облик отечественной культуры в условиях многовекового развития?

1. Географическое положение граничит с большинством мировых регионов: Западной Европой, Ближним Востоком, Центральной Азией, Китаем и Японией, Северной Америкой. Отсюда - историческое взаимодействие культуры России с главными мировыми цивилизациями Россия – государство, общество и культура – развивается на огромной территории Восточной Европы и Северной Азии,

2. территория и ресурсы Россия – самая большая по территории страна мира; потенциал ее ресурсов пропорционален этому факту: Россия имеет практически все ресурсы для независимого цивилизационного развития

3. Климат Климат ряда регионов России благоприятен для жизни большого населения и его эффективной деятельности (Центр, Урал, Поволжье и Северный Кавказ). Но большая часть территории России – это одна из наиболее холодных частей земного шара, освоение которой связано с большими трудностями

4) население и характер его деятельности На протяжении веков народ России как полиэтническая культурно-историческая общность стал крупнейшей нацией Европы. Российская нация сформировалась на основе интеграции многих народов Евразии в единое целое при взаимодействии с рядом народов, сохраняющих свою культурную идентичность в пределах российского государства. Россия: Факторы самобытности:

5) национальный характер Суровые условия климата и опасности, связанные с охраной огромных границ сформировали стойкий, неприхотливый характер, способность к экстремальным усилиям, особое чувство социальной сплоченности и справделивости (общинность, соборность, «чувство локтя») Россия: Факторы самобытности

6) Своеобразие культуры В истории России сформировалось единство культуры – система смысла, значений, ценностей, норм, форм мышления и общения, определяющей сознательные целеполагающие мотивы исторической активности Культура выступает особым фактором самобытности, не сводимым к естественным условиям, поскольку выступает как осознанная программа деятельности – программа переосмысления натуральной реальности. Именно свойства такой осознанной программы позволяют говорить о России как об особом культурном типе Россия: Факторы самобытности

1. Славяне. Славянское язычество: основные сферы сохранения и переработки традиций: - народный быт вплоть до 20 в., - традиционный фольклор, народное творчество - стилизаторские мотивы профессионального искусства - некоторые черты национального характера, - феномен неоязычества Истоки культуры России

2) Влияние Византии: культурный прототип. Россия – духовная наследница Византии Сферы заимствования и влияния: - Православная христианская вера, - письменность и литература, - образование, - архитектура, церковное искусство и музыка, - политическая культура Истоки культуры России

3) Взаимодействие с культурами других стран и народов Сферы заимствований и влияния: - государственно-политический строй, - техника и технологии, наука, образование - Явления стиля жизни (начиная с 18 века) Для тысячелетней истории России характерна качественная переработка и переосмысление влияний в соответствии с традициями и со складывающимся культурным типом Истоки культуры России

Древняя Русь – современная Россия: Факторы единства 1) Язык и общая предыстория 2) Возникновение и развитие централизованного государства: Киевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация. 3) Единая вера, система миропонимания и смыслообразования, принимаемая элитой и большинством населения страны. 4) Интеграция многих народов Европы и Азии в состав российской нации и формирование однородного культурно-исторического типа. 5) «Русская идея» - формулирование взгляда на цели и миссию культурного развития.

Смысловой космос культуры и своеобразие культурного типа России Типы культур как варианты осмысления – переосмысления мира: Варианты смыслообразования: Рациональный: «Я» как смыслообразущий центр, Мистический: «Другой» как источник и центр обретения смысла Эстетический: сопереживающее взаимопроникновение своего и другого – смысл как потенциал складывающегося события – потенциал чудесного совершенства Культурно-смысловой тип – конкретная организация данных способов обретения смысла в единую систему через подчинение одних другим

Западная цивилизация 1.Рациональность 2.Эстетика 3.Мистика Сферы главных целей и достижений: Техника, наука, право, политика, Экономика, искусство

Восточно–азиатская цивилизация (Китай, Япония, Корея) 1.Эстетика 2.Мистика 3.Рациональность Сферы целей и достижений: Искусство, медитативная практика, ритуализация жизни, этика подчинения, познание как созерцание

Древнегреческая цивилизация 1.Эстетика 2.Рациональность 3.Мистика Сферы Главных целей и достижений: искусство, философия, образование, этика, политика

Южная Азия: Индо-буддийский тип культуры 1.Рациональность 2.мистика 3 эстетика сферы целей и достижений: магия, техника владения собой (йога) тайное знание, медитация, народное творчество

Ближний Восток: Исламская цивилизация и иудаизм 1.Мистика 2.Рациональность 3.Эстетика Сферы целей и достижений: Религия – строгий монотеизм, нравственный закон, догматическое право, семья, воспитание

Православная цивилизация: Россия 1.Мистика 2.Эстетика 3.Рациональность Сферы целей и достижений: Религия, Этика совести и служения, Искусство

Латинская Америка 1.Эстетика 2.Рациональность 3.Мистика

1. Вера: - Вера Христова, Святая Русь ее символы: Храм как символ Неба на земле, Христианские ценности милости и любви и традиции благочестия, русские святые - Нравственные приоритеты сознания: понятия правды и совести -Вера в высший смысл и высшую справедливость

2. Искусство Обрядовые традиции, стихия народного праздника и народной эстетики Древнерусские школы зодчества, иконописи, хорового пения Достижения классического искусства вв. : Литература, музыка, живопись, балет, имеющие мировое признание и влияние

2. Искусство Сила и своеобразие русского искусства - в выходе к темам глубокого мировоззренческого и нравственного содержания, в обращении к «последним вопросам бытия», часто имеющим религиозно- мистический подтекст

3. Разум, рациональное начало культуры: Государство, политика: политическая культура, основанная на идеалах государственного служения. Незаурядные достижения в науке, технике. Формулирование оригинальных идей русской философии 19- начала 20 в.. Формирование национальных традиций образования – от Средневековья до 20 века.

3. Особенности рациональной сферы культуры: - Многие явления в философии, науке, технике, образовании сложились под влиянием культуры Запада. - «Недостаточность среднего уровня культуры» (Н.О. Лосский «Характер русского народа») - В традиционном народном сознании разум не считается высшим проявлением человеческого духа - (Образ Ивана-Дурака в русских сказках)

Россия как культурный тип и самобытная цивилизация В России сложилась и развилась оригинальная самостоятельная цивилизация – системно организованная совокупность всех сторон социальной и культурной жизни на огромном геополитическом и геоэкономическом пространстве.

Россия как культурный тип и самобытная цивилизация Россия представляет миру оригинальный культурно-смысловой тип, не сводимый к другим, ряд культурных достижений, имеющих уникальное значение и влияние в мире. Этот культурно-смысловой тип характеризуется многовековой устойчивостью: поддерживается как на основе культурной традиции, так и перидически воссоздается в качестве системы ценностных и деятельных приоритетов, способен к интенсивному развитию на собственной основе при интеграции передового мирового опыта.