Введение ФГОС НПО/СПО нового поколения: проблемы и перспективы Фролова С.В. –директор ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова», к.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения.
Advertisements

Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 2 этап: Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Что такое модуль? Модуль - это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 3 этап: Разработка программ дисциплин, при необходимости коррекция.
Зачесова Е.В. Комплекты оценочных средств (ОС) для оценки качества индивидуальных достижений учащихся в системе НПО и СПО.
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ФГОС СПО (третьего поколения) РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НА.
Разработка ОПОП Секция 2. Основная профессиональная образовательная программа Обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения,
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Разработка основных профессиональных образовательных программ в рамках внедрения ФГОС доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 1 этап: разработка черновых вариантов БУП и учебного плана ПОПОП.
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО нового поколения.
Структура примерной программы учебной дисциплины 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 1 этап: разработка черновых вариантов БУП и учебного плана ПОПОП.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Транксрипт:

Введение ФГОС НПО/СПО нового поколения: проблемы и перспективы Фролова С.В. –директор ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова», к.п.н., доцент, Заслуженный учитель РФ

Новые факторы Завершение процесса консолидации отраслей экономики в новой России Введение правовой рамки взаимодействия с работодателями Реформа системы высшего образования Завершение передачи СПО и НПО в регионы Рамочность ФГОС с акцентом на результаты Активное формирование системы профессиональных стандартов Преобладание зарубежных технологий Формирование независимой системы оценки качества профобразования (сертификация квалификаций) Реальная интеграция в международные образовательные процессы Проблемы с педкадрами и учебными материалами

3 Нормативная база введения в действие ФГОС Утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России - закупка 2008 г ФГОС по профессиям НПО, 84 ФГОС по специальностям СПО Поступили в МОН для организации утверждения ФГОС от разработчиков – 348 ФГОС из 370 ФГОС Из 360: Утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России - закупка 2009 г. - ФГОС по профессиям НПО, ФГОС по специальностям СПО - 53 ФГОС Находятся на регистрации в Минюсте России ФГОС Находятся на визировании у руководства МОН – 70 ФГОС Находятся на визировании в Роспотребнадзоре – 36 ФГОС Предполагаемые к исключению из Перечня НПО - 26

Задачи региональных органов управления Определить полный перечень специальностей и профессий для региона Определить перечень приоритетных для региона профессий и специальностей. Включиться в работу соответствующих Учебно – методических комиссий (дать предложения в ФИРО) Создать в регионе организационный механизм перехода на новые стандарты (региональные методическиеорганы, учреждения НПО,СПО,ВПО, объединения работодателей и др.) Принять план действий на г.. по переходу на новые ФГОС Провести инвентаризацию образовательных ресурсов и определить меры по их модернизации Принять в каждом образовательном учреждении организационную схему реализации ФГОС (прежде всего, в части профессиональных модулей), обеспечивающую гарантии качества подготовки Осуществить переподготовку и сертификацию специалистов по разработке примерных и основных образовательных программ по программам ФИРО (направить информацию в ФИРО) Обеспечить образовательные учреждения качественными образовательными программами (закупить, разработать)

Нормативные документы уровня ОУ (варианты) Пакет нормативных актов (приказы, распоряжения и т.д.) Утвержденный приказом директора План мероприятий по переходу на ФГОС нового поколения Утвержденная на Совете ОУ Целевая программа введения ФГОС (может быть в составе Программы развития ОУ)

Периодичность обновления ФГОС Пользователи стандартов (ОУ) обязаны ежегодно обновлять ОПОП (в части состава дисциплин (модулей), установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов местных рынков труда, актуальных и перспективных тенденций социально-экономического развития региона.

освоенные компетенции, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования От минимума содержания содержание изменчиво содержание одинаковое – результат разный ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТА СТАНДАРТИЗАЦИИ ФГОС К минимуму результатов

8 Особенности ФГОС Новая структура ФГОС: Требования к результатам освоения ОПОП Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Вариативная часть ОПОП: не менее 30% - ФГОС СПО не менее 20% - ФГОС НПО Используется: на введение новых компетенций, модулей и междисциплинарных курсов, дисциплин на увеличение объема времени на дисциплины и модули обязательной части ФГОС Разработка основных профессиональных образовательных программ совместно с работодателями

9 Особенности ФГОС Дисциплинарный подход - при освоении умений, знаний ОГСЭ, ЕН циклов, а также общепрофесиональных дисциплин Профессионального цикла: Модульный подход - при освоении профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности при освоении вида профессиональной деятельности используется учебная и производственная практика

10 Особенности ФГОС Два направления оценки качества подготовки обучающихся и выпускников: Оценка уровня освоения дисциплин, междисциплинарных курсов, тем междисциплинарных курсов Аттестация по профессиональному модулю как освоение вида деятельности посредством оценки профессиональных компетенций обучающихся при ведущей роли работодателей

ФГОСФГОС требования к результатам освоения ОПОП требования к структуре ОПОП требования к условиям реализации ОПОП и оценке результатов ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 309-ФЗ от 1 декабря 2007г.

Основные виды профессиональной деятельности ВПД фиксируются в Разделе 4.3. ФГОС по каждой профессии и специальности ВПД – это обобщенные профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы (глоссарий ФГОС)

Примеры видов профессиональной деятельности (1) Профессия НПО «Изготовитель изделий строительной керамики» 1. Формование изделий строительной керамики. 2. Прессование изделий строительной керамики. 3. Оправка керамических изделий после формования или прессования. 4. Сушка и обжиг изделий строительной керамики. 5. Глазурование, шлифование и декорирование изделий строительной керамики.

Переход от ВПД к компетенциям Каждый ВПД «расшивается» на компетенции, которыми должны владеть выпускники для реализации данного вида деятельности Типы компетенций: профессиональные общие

Структура ОПОП по специальности СПО Общий гуманитарный и социально- экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и ПМ в соответствии с основными ВПД. ПМ = один или несколько МДК (в том числе - учебная практика и (или) производственная практика).

Задачи аттестации по профессиональному модулю и итоговой государственной аттестации: экспертное оценивание на основании представлений эксперта и требований ФГОС ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ Задачи текущего контроля и рубежной аттестации: оценивание элементов компетенций (знаний и умений) с последующим агрегированием оценок Важно не ограничиться декомпозицией, а провести интегральную оценку Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций

Профессиональный модуль часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из ВПД. Вид профессиональной деятельности Профессиональный модуль

Состав профессионального модуля МДК (один, но чаще несколько, в зависимости от кол-ва ПК) Часть учебной практики Часть производственной практики

Междисциплинарный курс Часть программы профессионального модуля, ориентированная на формирование системы знаний, умений и практического опыта, необходимых для освоения профессионального модуля. Может содержать разделы различных учебных дисциплин.

ОПОП НПО/СПО – это… … совокупность учебно-методической документации, включающая в себя: структуру ОПОП; базисный учебный план; рабочие программы дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов (МДК); программы учебной практики (производственного обучения) и производственной практики в составе МДК; методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; пакеты КИМов по дисциплинам и ПМ и др.

Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 1 этап: разработка черновых вариантов БУП и учебного плана ПОПОП (УП ПОПОП)

1) Примерные программы дисциплин и модулей только обязательная часть ОПОП 2) Рабочие программы ОУ + вариативная часть ОПОП 3) Программы профессиональных модулей часы на МДК + практику ВНИМАНИЕ!

Разработка чернового варианта БУП Разработка чернового варианта УП ПОПОП УП ПОПОП 1 этап разработки Примерное распределение объема времени по циклам и определение «нагрузки» по каждой дисциплине и ПМ (МДК + практика)

Расчет практикоориентированности для БУП НПО ЛПЗ+(УП+ПП) ПрО= ·100% УНобщ.+ (УП+ПП) где ПрО – практикоориентированность; ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах); УП – объем учебной практики (в часах); ПП – объем производственной практики (в часах); УНобщ. – суммарный объем общей учебной нагрузки (в часах)

Расчет практикоориентированности для БУП СПО ЛПЗ+(УП+ПП+ПДП)+КР ПрО= ·100% УНобщ.+ (УП+ПП+ПДП)+КР где ПрО – практикоориентированность; ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах); УП – объем учебной практики (в часах); ПП – объем производственной практики (в часах); ПДП – объем преддипломной практики (в часах) КР – объем часов на курсовую работу (проект); УНобщ. – суммарный объем общей учебной нагрузки (в часах)

ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ разработка чернового варианта БУП и определение «нагрузки» по каждой дисциплине, ПМ (МДК + практика) ОПОП НПО: 70–85% ОПОП СПО базовой подготовки: 50–65% ОПОП СПО углубленной подготовки: 50–60%

2 этап разработки Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП и «нагрузки» по дисциплинам и ПМ

Профессиональный модуль ПМ 01. Ведение технологического процесса обработки алмазов и полуфабрикатов в бриллианты МДК Принципы организации и планирование производства бриллиантов МДК Эксплуатация оборудования и технологического оснащения для обработки алмазов и полуфабрикатов ПМ 02. Обработка алмазов и полуфабрикатов на высокотехнологичном оборудовании МДК Компьютерные технологии в обработке алмазов МДК Лазерные технологии в обработке алмазов ПМ 03. Организация работ структурного подразделения (участка) по производству бриллиантов ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК Управление работой структурного подразделения (участка) по производству бриллиантов Практика МДК Теоретическая подготовка по профессии/ям (огранщик, обдирщик, распиловщик, разметчик алмазов)

Структура примерной программы профессионального модуля 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Логика разработки программы ПМ Раздел 1. Заполнение паспорта программы ПМ Раздел 2. Результаты освоения ПМ Раздел 5. Контроль и оценка результатов Раздел 3. Структура и примерное содержание ПМ Раздел 4. Условия реализации программы ПМ Коррекция п. 1.3 Коррекция УП ОПОП Расчет часов УП ОПОП Сверка БУП Коррекция программы ПМ

МДК Цели и задачи модуля (требования к результатам освоения модуля) знать ФГОСФГОС Практика уметь иметь практический опыт

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ КодНаименование результата обучения ПК 1Проводить производственное исследование алмазного сырья, предназначенного к обработке ПК … ОК 1Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК …

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Производить расчёт параметров электрических цепей Лаб. р. «Расчет параметров электрических цепей» Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Производить разборку, сборку и регулировку приборов и устройств СЦБ. Точность выполнения операций по разборке, сборке, регулировке приборов и устройств СЦБ Экспертная оценка Наблюдение за действиями обучающегося во время практики Сравните с форматом для дисциплины ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Основной принцип разработки Основной принцип разработки:принцип разработкипринцип разработки дидактическая целесообразность. ПРИМЕРНАЯ программа – ориентир для ВСЕХ. Особенности конкретного ОУ и его окружения учитываются в РАБОЧЕЙ программе

Тематический план профессионального модуля Коды ПК Наименования разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося Учеб – ная, часов Производ – ственная (по профилю специальности часов (если предусмотрена рассредоточен – ная практика) Всего часов в т.ч. лаб. работы и практич. занятия, часов в т.ч., курсо – вая работа (проект) часов Всего часов в т.ч., курсо – вая работа ( проект), часов Раздел 1. ……………………… *** * * * ** Раздел 2. ……………………… ****** Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) * (ввести число) * (повторить число) Всего: ***** * **

Деление ПМ на разделы формирование конкретной ПК или группы ПК соотнесение с предметом деятельности различные места прохождения практики наличие нескольких междисциплинарн ых курсов В зависимости от особенностей содержания конкретного модуля разделы профессионального модуля могут быть сопоставлены с одним или несколькими МДК Факторы

Содержание обучения по профессиональному модулю Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению 4.2. Информационное обеспечение обучения 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Разработка программ дисциплин, при необходимости коррекция БУП и «нагрузки» по дисциплинам и ПМ 3 этап разработки

Структура примерной программы учебной дисциплины 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь определять причины и размер ущерба и способы его возмещения Выполнение пр. р. «Оценка ущерба и предложение по возмещению»

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работыОбъем часов Максимальная учебная нагрузка (всего)* Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)* в том числе: лабораторные занятия* практические занятия* контрольные работы* курсовая работа (проект) (если предусмотрено)* Самостоятельная работа обучающегося (всего)* в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) * Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). **** Итоговая аттестация в форме (указать) в этой строке часы не указываются

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально- техническому обеспечению Информационное обеспечение обучения

СОДЕРЖАНИЕ ОПОП 1.Общие положения 1.1. Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы 1.2. Нормативный срок освоения программы

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы 2.1. Область и объекты профессиональной деятельности 2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции 2.3. Специальные требования

3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса Базисный учебный план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Программы дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла Программа… (код, наименование дисциплины) Программа… (код, наименование дисциплины)

3.3.n. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.4. Программы дисциплин математического и общего естественно-научного цикла Программа… (код, наименование дисциплины) Программа… (код, наименование дисциплины) 3.4.n. Программа… (код, наименование дисциплины) 3.5. Программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла

Программы общепрофессиональных дисциплин Программа… (код, наименование дисциплины) Программа… (код, наименование дисциплины) 3.5.n. Программа… (код, наименование дисциплины)

Программы профессиональных модулей 3.5.o. Программа профессионального модуля (код, наименование) 3.5.р. Программа профессионального модуля (код, наименование) 3.5.q. Программа профессионального модуля (код, наименование) 3.6. Программа производственной практики (преддипломной)

4. Материально-техническое обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы 5. Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы 5.1 Контроль и оценка достижений обучающихся 5.2 Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы 5.3 Организация итоговой государственной аттестации выпускников Приложения: Макеты Примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) / профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) ____________ ____________________________ коднаименование специальности (профессии) Организация-разработчик:____________________________________ Разработчики: _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, _________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО) Заключение Экспертного совета ____________ от «____»__________ 20___ г. номер

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ _______________________________________________________________________ название профессионального модуля 1.1. Область применения примерной программы Примерная программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО _____________ __________________________________ кодназвание Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования примерной программы профессионального модуля. в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): ___________________________________________________________ указывается вид профессиональной деятельности в соответствии с перечисленными в п. 1. ФГОС по специальностям / профессиям, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1. ________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ 3. ________________________________________________________________ указываются профессиональные компетенции в соответствии с перечисленными в п. 1. ФГОС по специальностям / профессиям,

Примерная программа профессионального модуля может быть использована ________________________________________________________ Указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки, при освоении профессии рабочего в рамках специальности СПО (указать код и наименование специальности СПО) __________________________________________________________ указать уровень образования: основное общее, среднее (полное) общее, профессиональное образование и др. __________________________________________________________________ указать опыт работы: тип предприятия, должности, стаж и др.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: __________________________________________________________________ уметь: __________________________________________________________________ знать: __________________________________________________________________ Указываются требования к практическому опыту, умениям и знаниям в соответствии с перечисленными в п. 1. ФГОСами по специальностям / профессиям,

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля: всего _________ часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося _______ часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _____ часов; самостоятельной работы обучающегося ______ часов; учебной и производственной практики ______ часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ____________________________________________________, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: КодНаименование результата обучения ПК … ……………………………………………………………………… ПК … ……………………………………………………………………… ПК …. ……………………………………………………………………… ОК … ……………………………………………………………………… ОК … ……………………………………………………………………… ОК … ……………………………………………………………………… Наименование результатов обучения приводится в соответствии с текстом вышеназванных ФГОС СПО / НПО.

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО) 1.Коды профессиональных компетенций 2. Наименования разделов профессионального модуля: (Раздел 1. …, Раздел 2. …, Производственная практика (по профилю специальности) 3.Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) 4.Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов): - Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Всего, часов, лабораторные работы и практические занятия, часов, курсовая работа (проект), часов - Самостоятельная работа обучающегося Всего, часов, курсовая работа (проект), часов 5.Практика - Учебная, часов - Производственная (по профилю специальности),часов

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения 1234 Раздел ПМ 1. ……………….. номер и наименование раздела * МДК 1. ………………….. номер и наименование МДК * Тема 1.1. …………………. номер и наименование темы Содержание (указывается перечень дидактических единиц)* 1.** … Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)* 1. Практические занятия (при наличии, указываются темы)* 1. Тема 1.2. ……………………. номер и наименование темы Содержание (указывается перечень дидактических единиц)* 1.** … Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)* 1. Практические занятия (при наличии, указываются темы)* 1.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. (при наличии, указываются задания)* Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы ……………………………………… Учебная практика Виды работ …………………………………………… * Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) Виды работ …………………………………………… * Раздел ПМ 2. ………… номер и наименование раздела * МДК … номер и наименование МДК * Тема 2.1. ………………… номер и наименование темы * ……………….. Тема 2.2. ………………… номер и наименование темы * ………………

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. (при наличии, указываются задания) * Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы ……………………………………… Учебная практика Виды работ …………………………………………… * Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) Виды работ …………………………………………… * Раздел ПМ 3. ………… номер и наименование раздела * ………………

Примерная тематика курсовых работ (проектов) (если предусмотрено) ……………………………………………. * Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) (если предусмотрено) * Производственная практика (для СПО – (по профилю специальности) итоговая по модулю (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) Виды работ …………………………………….. * Всего* (должно соответс твовать указанному количеству часов в пункте 1.3 паспорта примерной программ ы)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов ___________; мастерских ____________; лабораторий __________. указывается наименование указываются при наличии указываются при наличии Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета ___________: __________________________________________________________________ Технические средства обучения: __________________________________ Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________: __________________________________________________________________ Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________ Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: _____________________________________________________________________________ Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. Количество не указывается.

4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. ……………… 2. ……………… 3. ……………… Дополнительные источники: 1. ……………… 2. ……………… После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Описываются условия проведения занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся. __________________________________________________________________ Перечисляются учебные дисциплины и профессиональные модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного профессионального модуля Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): _________________________________________________________________. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Инженерно-педагогический состав: _______________________________. Мастера: _______________________________________________________.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Результаты указываются в соответствии с паспортом и разделом 2 примерной программы. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по примерной программе профессионального модуля.

Экспертное заключение (основные показатели) Экспертиза раздела 1 «Паспорт примерной программы профессионального модуля» Формулировка наименования вида профессиональной деятельности (ВПД) и перечень профессиональных компетенций (ПК) соответствует тексту ФГОС Возможности использования примерной программы профессионального модуля описаны полно и точно Требования к практическому опыту, умениям и знаниям соответствуют перечисленным в тексте ФГОС (в т. ч. конкретизируют и/или расширяют требования ФГОС)

Экспертиза раздела 5 «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)» Основные показатели оценки результата позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих ПК Наименование форм и методов контроля и оценки освоения ПК точно и однозначно описывает процедуру аттестации Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность ПК Основные показатели оценки результата позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих компетенций (ОК) Наименование форм и методов контроля и оценки освоения ОК точно и однозначно описывает процедуру аттестации Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность ОК

Экспертиза раздела 3 «Структура и содержание программы профессионального модуля» Структура модуля соответствует принципу единства теоретического и практического обучения Разделы модуля выделены дидактически целесообразно Соотношение учебной и производственной практики дидактически целесообразно Выбор варианта проведения практики (концентрированно, рассредоточенно, комбинированно) дидактически целесообразен Содержание практики (виды работ) соответствует требованиям к практическому опыту и умениям Содержание учебного материала соответствует требованиям к знаниям и умениям Объем времени достаточен для освоения указанного содержания учебного материала Объем и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствуют требованиям к умениям и знаниям Примерная тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно Примерная тематика курсовых работ соответствует целям и задачам освоения профессионального модуля (пункт заполняется, если в программе предусмотрена курсовая работа) Содержание программы модуля предусматривает формирование перечисленных общих и профессиональных компетенций

Экспертиза раздела 4 «Условия реализации программы профессионального модуля» Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.) обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, междисциплинарной подготовки, учебной практики, предусмотренных программой профессионального модуля Перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, междисциплинарной подготовки, учебной практики, предусмотренных программой профессионального модуля Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны Перечисленные источники из числа нормативно-правовых актуальны (пункт заполняется, если нормативно-правовые акты указаны в качестве источников) Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы модуля

Общие требования к организации образовательного процесса соответствуют модульно-компетентностному подходу Общие требования к организации образовательного процесса описаны подробно (перечислены условия проведения занятий, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся) Дисциплины и модули, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля, определены с учетом принципа систематичности и последовательности обучения Требования к кадровому обеспечению (в т. ч. к уровню квалификации преподавателей МДК и руководителей практики) позволяют обеспечить должный уровень подготовки современного рабочего (специалиста)

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следует выбрать одну из трех альтернативных позиций) данет Программа профессионального модуля может быть рекомендована к утверждению Программу профессионального модуля следует рекомендовать к доработке Программу профессионального модуля следует рекомендовать к отклонению

ФГОС (проекты ФГОС) Выставлены на сайте МОиН РФ: Национальное агентство развитии квалификации nark-rspp.ru ГОУ ЯО Рыбинский педагогический колледж тел:(4855) Прошли широкое обсуждение в мае-июне 2009 г. (предложения, замечания анализируются)

Спасибо за внимание