учитель географии высшей категории Заварзина Наталья Николаевна Гимназия г. Лабытнанги, Ямало – Ненецкий автономный округ.
Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края … А. С. Барков
СУЩНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В понятие краеведение вносилось различное содержание. В 20-х годах XX в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории. В 30-х годах краеведение определялось как общественное движение, объединяющее местное трудовое население.
Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно-историческое, географическое и т. п. вплоть до археологического. Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний главное назначение школьного краеведения.
В школе приходится нередко наблюдать, как ученик, напрягая память, старается пересказать фразы учебника или объяснения учителя, причем с сильным ограничением и обеднением. Это естественно, так как словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит. И наоборот, школьник будет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связывая его с рассказом учителя, по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие того, что зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее.
Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по образному выражению Н. Н. Баранского, могут увидеть мир в капле воды. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от близкого к далекому.
Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Очень связывает краеведческая работа изучение географии и истории. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводится в историческом плане. Невозможно также представить, чтобы одновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство с историческими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первое место вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией, а также, например биологией.
Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников.
Велико значение школьного краеведения и охрана природы. Закон гласит, что охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. Школьники-краеведы много могут сделать и для воспитания бережного отношения к зеленому другу и жителей городов. В работу по изучению своего микрорайона города должна быть включена и охрана городских насаждений. Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы.
Исходя из программы, состава обучающихся класса и местных возможностей, учитель, совместно со школьниками, определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение региона и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве своего родного города. Осуществление краеведческого подхода через организацию исследовательской деятельности в Гимназии г. Лабытнанги.
Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имеет свою специфику, так как многие объекты, как правило, являются малоизученными особенно история становления города, его предприятий, учреждений, памятников культуры и т.п. - что создаёт большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учащихся. Позиция исследователя здесь в целом ряде случаев является не игровой, а реальной, и сама учебная деятельность в рамках предмета становится полем, где востребуются самые разные предметные и общеучебные знания и умения. Краеведение для учителя верный путь к научной исследовательской деятельности совместно со своими учениками. Поэтому самую значительную роль в развитии научного интереса к родному краю играет научное общество учащихся «Гимназист».
НОУ «Гимназист» Лабытнангский городской краеведческий музей Окружной музей национальных культур им. И.С. Шемановского, Г. Салехард Экологический стационар ИЭРиЖ УРО РАН (институт экологии растений и животных Уральского отделения Российской Академии наук) Мерзлотная станция Центр Госсанэпидемнадзора г. Лабытнаги
При локализации учебной задачи («история дома, в котором вы живете», «выдающиеся земляки», «жизнь замечательных людей », «маршрут литературного героя», «химический состав воздуха в нашем дворе», «породы местных собак» и т.д.) самостоятельные и коллективные исследовательские работы учащихся выходят за границы чисто учебных задач и могут в отдельных случаях представлять общественный интерес.
Подтверждением этому является участие НОУ «Гимназист» в ежегодном конкурсе на соискание премии мера г. Лабытнанги, гимназисты предлагают проекты социального характера которые занимают призовые места и удостаиваются специальными премиями различных структур города: комитета по архитектуре, экологии и др. Такая исследовательская деятельность в области краеведения способствует приобретению навыков профессиональной работы, которые очень важны для многих потенциальных специальностей нынешних учащихся.
Бесспорно, приоритетным условием качественного выполнения исследовательской работы является работа в архивах. Именно здесь ученик может познать чудо открытия, взять в руки какой-нибудь интереснейший документ. Причём помимо научной пользы в этом заложен колоссальный воспитательный эффект. Архивы города хранят бесценные свидетельства прошлого. Без возможности поработать с ними, трудно надеяться на положительный результат в исследовании. Поэтому НОУ «Гимназист» поддерживает тесную связь с Лабытнангским краеведческим музеем и является членом городского общества краеведов.
После того как проработана литература к теме, изучены, отобраны и проанализированы документы, собраны (при необходимости) устные исторические свидетельства, проведены социологические исследования, на свет появляется итог кропотливой деятельности учащихся исследование, вписывающее новую страницу в историю округа.
В качестве основных требований к исследовательской деятельности школьников выдвигаются: способность фиксировать межпредметные связи и строить целостную работу на интегрированной основе; умение проектировать и реализовывать исследовательскую работу; умение работать с первоисточниками, использовать различные методы исследования; способность к систематизации и структурированию полученного материала; умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные концепции.
Анализируя развитие краеведческого направления исследовательской деятельности гимназистов важно отметить, что отчётливо просматривается: - динамика повышения творческого, интеллектуального потенциала личности школьников - самостоятельность мышления; - повышение интереса к написанию исследовательских работ и проектов направленных на развитие своей гимназии, города, региона; - приобретение опыта защиты исследовательских проектов на конкурсах различного уровня; - влияние на профессиональное самоопределение.