Межбюджетные трансферты в Российской Федерации г. Бишкек сентябрь 2004 г. Г.В. Курляндская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г. Г. Покатович Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: выравнивание бюджетной обеспеченности.
Advertisements

А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
А. Н. Дерюгин Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований: проблемы реализации нового законодательства Москва 21 декабря 2004 г.
Афанасьев Р.С. Информационное обеспечение межбюджетных отношений на региональном и местном уровне Звенигород июля 2004 г.
Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на региональном уровне в условиях реформы местного самоуправления г. Кисловодск 30 июля 2004 г.
1 ВОПРОСЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Крюкова Л.П., начальник сводного бюджетного отдела Министерства финансов Пермского края.
К бюджету муниципального образования сельское поселение «Село Калужская опытная сельскохозяйственная станция» на 2016 год Бюджет для граждан.
Влияние фискальной политики на экономический рост: применимость модели для российских регионов Проблемы доступности данных; Классификация доходов и расходов;
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
А. Чекунов Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: вертикальная сбалансированность бюджетов;
Бюджет для граждан Бюджет Варгашинского поссовета на 2014 год и на плановый период годов Бюджет Варгашинского поссовета на 2014 год и на плановый.
Г. В. Курляндская Межбюджетное регулирование на суб-национальном уровне в условиях реформы межбюджетных отношений г. Москва Институт Всемирного банка 25.
Параметры областного бюджета Тверской области на 2010 год.
Особенности распределения финансовых трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов в 2005 г. Август 2004 Афанасьев Р.С.
Общий объем доходов бюджета Лебяжьевского района Объем доходов в расчете на одного жителя 336,7 30,9 306,7 36,8.
Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений Региональный Фонд софинансирования социальных расходов.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН ЗАКОН НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ОБ ОКРУЖНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ГОДОВ» от оз.
А. Н. Дерюгин Инструменты межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации г. Москва 20 апреля 2004 г.
Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
Транксрипт:

Межбюджетные трансферты в Российской Федерации г. Бишкек сентябрь 2004 г. Г.В. Курляндская

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Межбюджетные трансферты в расходах федерального бюджета (проект на 2005 г.) Национальная оборона 19,5% Общегосударственные вопросы 18,1% Национальная безопасность и 14,7% правоохранительная деятельность Межбюджетные трансферты 13,5%

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Структура межбюджетных трансфертов Название Сумма, тыс. руб. Доля, % Финансовая помощь бюджетам других уровней, в т.ч.: ,7100% Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ ,070,3% Прочие дотации и субвенции ,319,7% Фонд софинансирования социальных расходов ,02,96% Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов ,00,22% Фонд компенсаций ,0 Фонд регионального развития ,2

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Динамика межбюджетных трансфертов, (в % к ВВП) Выравнивание Финансирование мандатов Прочие трансферты

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Методика распределения выравнивающих трансфертов С 1999 года ФФПР распределяется по утвержденной формуле, методики и формула разрабатываются Министерством финансов РФ Формула и размер ФФПР утверждаются ежегодно одновременно с принятием Федерального Закона о бюджете Формула основывается на официальных статистических данных Параметрами формулы являются: налоговый потенциал индекс бюджетных расходов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Используемые данные Добавленная стоимость в разрезе отраслей экономики Фактические налоговые поступления в региональные бюджеты в разрезе отраслей экономики и отраслей промышленности Демографические показатели (численность населения, численность различных категорий населения - городского/сельского; по возрастным группам; проживающего в мелких населенных пунктах и в районах с ограниченным сроком завоза товаров; детей по возрастным группам; учащихся школ, школ-интернатов, ПТУ; и т.п.) Распределение населения по доходным группам Стоимость потребительской корзины в разрезе регионов Прочие статистические показатели (площадь занимаемой территории, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Преимущества использования налогового потенциала при распределении финансовой помощи Использование показателя налогового потенциала вместо фактических доходов направлено на стимулирование регионов к применению всех имеющихся в их распоряжении инструментов для повышения собираемости налогов с имеющейся на их территории налоговой базы. К таким инструментам относятся: снижение налоговой недоимки, отмена налоговых льгот по региональным и местным налогам, повышение в законодательных пределах ставок по региональным и местным налогам легализация теневой экономики

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка налогового потенциала Налоговый потенциал - это сумма налоговых доходов, которая может быть собрана в региональный бюджет при условии, что собираемость налогов в регионе такая же, как в среднем по РФ Налоговый потенциал региона в РФ рассчитывается по данным о произведенной добавленной стоимости в отраслевой разбивке где ДC отр - добавленная стоимость, произведенная в отрасли Т отр - фактические налоговые поступления из отрасли в бюджет

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Упорядочивание регионов по налоговому потенциалу

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка потребности в бюджетных расходах (индекс бюджетных расходов - ИБР) От оценки «расчетного дефицита» - к объективной оценке потребности в бюджетных расходах В качестве оценки потребности в бюджетных расходах используется показатель Индекс бюджетных расходов (ИБР) ИБР – величина, показывающая, во сколько раз оказание бюджетных услуг в данном регионе обходится дороже, чем в среднем по России где НР - нормативные расходы (региона или по РФ в целом) по отдельным статьям расходов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пример расчета нормативных расходов (НР) на здравоохранение среднероссийские нормативные расходы на душу населения где Р РФ – фактические расходы в целом по РФ

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пример расчета нормативных расходов (НР) на здравоохранение нормативные расходы региона на душу населения где К рег - корректирующий коэффициент расходов для региона

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Пример расчета нормативных расходов (НР) на здравоохранение корректирующий коэффициент расходов для региона где Ф - факторы, влияющие на размер бюджетных расходов в здравоохранении: возрастная структура населения уровень цен транспортная доступность продолжительность отопительного периода плотность населения стоимость энергетических ресурсов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Виды расходов, по которым устанавливаются нормативы Управление (нормативы на 1 городского жителя, на 1 сельского жителя) Образование (нормативы на 1 учащегося общеобразовательных школ, на 1 учащегося школ-интернатов, на 1 воспитанника детских домов, на 1 учащегося средних специальных учебных заведений, на 1 ребенка дошкольного возраста, Здравоохранение (норматив на 1 человека) Физическая культура и спорт (норматив на 1 человека) Культура и искусство (норматив на 1 человека) Транспорт (норматив на 1 человека) Правоохранительная деятельность (норматив на 1 человека) Социальное обеспечение (нормативы на 1 взрослого, нуждающегося в стационарном обслуживании, на 1 ребенка, нуждающегося в стационарном обслуживании, на 1 нуждающегося в нестационарном обслуживании, на 1 ребенка, находящегося под опекой или попечительством)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Изменение методики ИБР в бюджете 2005 г. Замена функциональной классификации на экономическую Д – доли в суммарных расходах регионов: расходов на заработную плату = 0,55 расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальные услуги = 0,25 прочих расходов = 0,20 k – корректирующие коэффициенты

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Бюджетная обеспеченность (БО) Выравнивающий трансферт предоставляется регионам, чья бюджетная обеспеченность ниже среднероссийской

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Упорядочивание регионов по уровню бюджетной обеспеченности

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) I-ый этап распределения трансфертов: пропорциональное подтягивание регионов до среднероссийского уровня

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) II-ой этап распределения трансфертов: выравнивание беднейших регионов

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Основные проблемы методики Формула меняется ежегодно (в части оценки НП, ИБР, порядка передачи трансферта) ИБР основывается на ряде непрозрачных нормативов Проблемы оценки налогового потенциала по добавленной стоимости: завышение НП ряда регионов из-за невозможности учета предоставляемых предприятиям федеральных налоговых льгот (мобилизационные и прочие льготы по налогу на имущество организаций, налоговые освобождения в условиях СРП и др.) искажение НП ряда регионов из-за несовпадения географии хозяйственной деятельности и налоговых платежей (увод налоговой базы через перерегистрацию в другом субъекте РФ и использование трансфертных цен) большой временной лаг используемых данных (данные по добавленной стоимости в разрезе регионов отстают на 3 года)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Последствия оценки НП по добавленной стоимости в РФ Искажение НП приводит к необъективной оценке возможностей региональных органов власти по мобилизации бюджетных доходов Завышение НП приводит к необоснованным претензиям региональных органов власти к налогоплательщикам (предъявление требований об уплате того объема налогов, который соответствует рассчитанному Минфином объему налогового потенциала)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Оценка НП по добавленной стоимости адекватно отражает реальную налоговую базу в тех государствах, где существует более стабильная экономическая ситуация (лаг данных по добавленной стоимости не столь существенен) большая степень диверсификации бюджетных доходов (региональные бюджеты в меньшей степени зависят от ограниченного числа налогоплательщиков) на региональном уровне преобладают оборотные налоги, база которых более адекватно отражает добавленную стоимость (НДС, налог с продаж) более совершенная система налогового законодательства и налогового администрирования (решение проблемы налогообложения в условиях трансфертных цен)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Альтернативный способ оценки налогового потенциала Использование оценки налогового потенциала на основе данных о базе налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ (метод репрезентативной налоговой системы)

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Отличие расчета налогового потенциала по действующей и альтернативной методике НП по действующей методике: ДC ij – добавленная стоимость, произведенная в регионе i в отрасли j, Т РФj - налоговые поступления из отрасли j в региональный бюджет всего по России. НП по альтернативной методике: Б ij – налогооблагаемая база по налогу j в регионе i, Т РФj - налоговые поступления по налогу j в региональный бюджет всего по России.

ЦЕНТР ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Тел.: (095) Преимущества использования метода репрезентативной налоговой системы при оценке налогового потенциала Более точное соответствие налогового потенциала реальной налоговой базе регионального бюджета Меньшее количество корректировок и досчетов – простота методики Более точный учет изменений в налоговом законодательстве Большая оперативность поступления и обработки информации