Культурологические основы школьного краеведения. Философско-культурологический анализ возникновения и развития понятия «культура» Возникшее в период античности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические проблемы краеведческого образования.
Advertisements

Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Воспитание как педагогический процесс.
Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Светская этика Альберт Швейцер: Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Ведущие парадигмы образования 1. Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность.
Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе внедрения ФГОС.
Транксрипт:

Культурологические основы школьного краеведения

Философско-культурологический анализ возникновения и развития понятия «культура» Возникшее в период античности слово «культура» претерпевает множество понятийных переосмыслений. Под культурой подразумевается и обработка почвы, и образованность, и способность человека к раскрытию естественного потенциала. В работах античных философов Платона, Аристотеля, Эпикура становление и развитие культуры рассматривается как органичный единый процесс. Как самостоятельное понятие со своим содержательным наполнением культура впервые появляется в трудах С.Пуфендорфа (XVII в.) и определяется как совокупность того, что создано общественной деятельностью человека и существует благодаря ему.

Философско-культурологический анализ возникновения и развития понятия «культура» Более широко понятие «культура» начинает использоваться в Германии в конце XVIII века и определяется как показатель господства над природой с помощью знаний и ремесел с одной стороны, и как эквивалент социальным законам жизни с другой. В фундаментальном труде И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» излагается теория прогрессивного развития культуры, в основании которого лежит просвещение и воспитание. Культура выступает средством объединения людей, осуществляет развитие личности.

Философско-культурологический анализ возникновения и развития понятия «культура» Проблема культуры в русской философии наиболее полно представлена в творчестве Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева, П.А. Сорокина. Идея «локально- исторических типов», существующих в замкнутом самобытном круговороте повторяющихся циклов, лежит в основе работ Н.Я. Данилевского, тождества в качестве целостного духовного «организма» обозначена в трудах Н.А. Бердяева.

Философско-культурологический анализ возникновения и развития понятия «культура» В настоящее время в науке существует несколько подходов к определению культуры. Многочисленные определения понятия «культура» являются результатом реального многообразия ее проявлений в социальной жизни. С позиции деятельностной концепции культура – это социально значимая творческая деятельность в диалектической взаимосвязи ее результативного (определенного в нормах, ценностях, традициях) выражения и ее процессуальности, предполагающей освоение людьми уже имеющихся результатов творчества.

Философско-культурологический анализ возникновения и развития понятия «культура» Личностный подход позволяет рассматривать культуру как среду, растящую и питающую развитие личности. Под ее определением понимаются все проявления человеческой субъективности, свойства и качества, характеризующие «меру» культурности общества, культурно-исторической эпохи в ее человеческом измерении: уровень свободы, образованности, нравственности, духовности людей, их способности к культурному саморазвитию.

Философско-культурологический анализ возникновения и развития понятия «культура» Как антропологический феномен культура предстает в диалоговой концепции М.М. Бахтина и В.С. Библера. Видение ее в данной теории трехаспектно: культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур; культура – это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления, то есть культура – это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности; культура – это изобретение «мира впервые».

Философско-культурологический анализ возникновения и развития понятия «культура» Ценностная концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, где она рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное. Здесь действует механизм перевода культурных ценностей во внутренний мир личности. Особенностью этого рассмотрения культуры становится понимание ее в качестве некой объективной по отношению к человеку данности – совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии.

Краеведческое образование в контексте культуры Особенности культуры, определяющие культурологические основы школьного краеведения: - культура есть ценностная значимость и «наполненность» любого явления, соединяя в себе ценности истины, добра, пользы и красоты в их культурно-историческом национально-культурных контекстах; - культура, рассматриваемая как совокупность ценностей, функционирует благодаря постоянному их воспроизведению и повседневному бытованию как значимых для определенного сообщества, с одной стороны, а с другой – творческому обновлению и созданию новых артефактов; - культура есть процесс и механизм как сохранения и трансляции ценностей, так и их постоянного порождения и пересмотра в сфере познания, общения и творчества; - культура есть среда социально значимого взращивания человечности и пространство свободного произрастания элементов творческого опыта, его самоорганизации, саморазвития и самообновления.

Краеведческое образование в контексте культуры Краеведение - элемент культуры, который является носителем системы ценностей, отражающей особенности пространственно- временных сторон взаимодействия природы-общества- человека.

Человек создает произведения, в которых самодетерминирует себя для других. Произведения не исчезают, поскольку это отстраненное от человека, не зависимое от него бытие истины в авторской неповторимости. Созданные культурные факты «приобретают тем большую ценность, что многие черты природы… очень скоро под влиянием человека становятся иными». Типологические представления людей о том или ином участке Земли отражает большинство картин, относящихся к пейзажному ландшафтоведению. Наблюдения за окружающей природой позволяют человеку выбирать те краски для своей орнаментики и живописи, которые являются, прежде всего, колоритом их родной земли. Краеведческое образование в контексте культуры

Включение субъекта в диалог с носителями (авторами) соответствующих культурных фактов предполагает освоение им образовательной среды, представляющей собой созданную человеком систему окружающих его предметов, которые содержат общечеловеческие способы удовлетворения потребностей. Благодаря этому происходит понимание и присвоение культуры в индивидуальной форме личностных черт, формирующихся у образуемого субъекта, то есть образование.

Краеведческое образование в контексте культуры Образовательная среда - это система культурных фактов, которая изобретается человеком и представляет собой как предметы его окружающие, так и содержащиеся в них в снятом виде общечеловеческие способы удовлетворения человеческих потребностей. При этом формирующее воздействие образовательной среды на личность осуществляется непосредственно через ее образовательное окружение, в котором выделяется содержание и практика. На основе образовательной среды формируется пространство, где происходит осмысление культурных фактов и приобретение ими личностного смысла. Не наполненные индивидуальным смыслом культурные элементы не могут оказать серьезного влияния на жизнь субъекта, то есть не трансформируются в его личностные характеристики.

Краеведческое образование в контексте культуры Краеведение - культурный элемент, возникновение диалога с которым позволяет субъекту осваивать приемлемые способы разрешения проблем существования в социуме, то есть своего существования, прежде всего как личности. Формирование и реализация представлений человека о своем месте в существующем мире есть не что иное, как события в его жизни. В.И. Слободчиков видит в «со-бытии» подлинную ситуацию развития. Ребенок входит в событие, самоопределяется.

Ключевые идеи, представления и понятия краеведения с позиции личностно- ориентированного образования Усиление личностно-смысловой направленности содержания образования непосредственно связано с «регионализацией», выраженной наполнением содержания национально-региональными ценностями, включением особенностей среды обитания, менталитета людей, проблем социокультурного развития региона, что, несомненно, устанавливает необходимость использования образовательно-воспитательного потенциала краеведения на уровне учебного предмета, обладающего специфическими функциями, в основе которых выступает рассмотрение пространственно-временных сторон взаимодействия природы – общества - собственного «Я» в ближайшем окружении личности школьника.

Ключевые идеи, представления и понятия краеведения с позиции личностно- ориентированного образования Пространственность - особенность географии, истории, обозначающая их культурологическую направленность и выражающаяся в возможности размещения и развития процессов, явлений на всех уровнях: глобальном, региональном, локальном. Обращая внимание на направление явлений в пространстве, эти предметы, прежде всего, отвечают на вопросы «где?» и «почему?», предоставляет возможность охватить те слои человеческого существования, где осуществляется придание миру человеческого смысла, разные способы полагания которого отражаются в структуре меняющегося мира.

Ключевые идеи, представления и понятия краеведения с позиции личностно- ориентированного образования Специфика восприятия человеком пространства такова, что в центре его действий всегда оказывается собственное «я». Центр имеет наибольшую ценность, а объекты более отдаленные (периферийные) – убывающую. В концепции территориального функционирования Р.Б. Тейлора обращает на себя внимание такой феномен, как привязанность к месту, определяемая «аффективной связью между индивидом и его непосредственным окружением, что занимает существенное место в формировании личностных качеств человека, в его отношении к окружающему миру».

Ключевые идеи, представления и понятия краеведения с позиции личностно- ориентированного образования Краеведение как элемент культуры, наполненный индивидуальными смыслами, обладает свойствами, позволяющими на уровне учебного предмета, рассматривать следующие компоненты его содержания: аксиологический; когнитивный; деятельностно-творческий; личностный.

Ключевые идеи, представления и понятия краеведения с позиции личностно- ориентированного образования Аксиологический компонент имеет целью ввести учащихся в мир ценностей, помочь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций. На основе анализа сложившейся в обществе ситуации и особенностей ценностной сферы личности, ее интересов, потребностей, И.М. Осмоловская определяет дидактические основания отбора ценностей в содержание образования: -общечеловеческий характер отбираемых ценностей; - гуманистическую направленность, то есть рассмотрение человеческой личности, её свободы как вершины системы ценностей; - ориентацию системы ценностей на самореализацию личности, раскрытие ее индивидуальности.

Ключевые идеи, представления и понятия краеведения с позиции личностно- ориентированного образования Когнитивный компонент содержания краеведения, отражаясь в его двухуровневой структуре, обеспечивает учащихся научными знаниями о человеке, культуре, природе. Деятельностно-творческий компонент содержания краеведения оказывает воздействие на развитие творческих способностей, необходимых для самореализации личности, прежде всего, через краеведческий поиск, в ходе которого у школьников формируются не только умения действовать по образцу, но и умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Ключевые идеи, представления и понятия краеведения с позиции личностно- ориентированного образования Личностный компонент содержания, обеспечивая познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения, формирует личностную позицию. Рассмотрение пространственно- временных сторон взаимодействия природы – общества – собственного «Я» в ближайшем окружении, определяет возможность решения смысложизненных вопросов бытия личности.