Курс лекций «Психология управления персоналом» Профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Т.Ю. Базаров.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Управление персоналом = управление человеческими ресурсами.
Advertisements

Управление персоналом. Управление персоналом это область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
МЕНЕДЖМЕНТ. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
Управление персоналом – это целенаправленная и совместная деятельность состава руководства организации. К нему относятся руководители предприятия, а также.
Тема 4. Функции управления качеством. Управление качеством, как всякий процесс управление, осуществляется путем реализации управленческих функций.
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
Философия и концепция управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 3.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Менеджмент и менеджер
Принцип управления персоналом НаучностиФункциональностьАдаптивностьИерархичность ПропорциональностьЭкономичностьКомплексностьЦелеполагание КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Управление персоналом как наука Концепции и определения управления персоналом. Крутцова Марина Николаевна, к.пс.н., доцент кафедры управления персоналом.
Транксрипт:

Курс лекций «Психология управления персоналом» Профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Т.Ю. Базаров

Определение Управление персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.

Человек в организации – это … 1 2 3

Подходы к управлению персоналом Экономический Органический Гуманистический

Экономический подход управленческий подход, направленный на техническую подготовку людей на предприятии Организация - механизм Человек – деталь машины

Экономический подход: Ф.У.Тейлор и «школа научного управления» Управление – искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом Ф.У.Тейлор

1.Как осуществляется руководство и контроль? 2.Как решается дилемма «личные интересы и цели организации»? 3.Как решается дилемма «конкуренция и кооперация»? Экономический подход

Экономический подход: 1.Руководство и контроль - Принципы: –Обеспечение единства руководства, –Соблюдение строгой управленческой вертикали, –Фиксирование необходимого и достаточного объема контроля, –Разделение штабной и линейной структур организации, –Достижение баланса между властью и ответственностью.

Структура Штабная структура – специалисты отделов по УП, занимающиеся разработкой принципов работы с персоналом организации, конкретных программ и организацией кадровых мероприятий (менеджеры по персоналу). Линейная структура – менеджеры-практики, реализующие конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения собственных управленческих функций (линейные менеджеры).

Экономический подход: 2.Дилемма 1 - Принцип: –подчинение индивидуальных интересов общему делу. - Средства: твердость, личный пример, честные соглашения, постоянный контроль. 3.Дилемма 2 - Принцип: –обеспечение равенства на каждом уровне организации. - Средства: создание атмосферы доброжелательности и справедливости, заслуженное вознаграждение, не ведущее к переплате.

Условия эффективности и недостатки экономического подхода: Условия эффективности Недостатки

Условия эффективности и недостатки экономического подхода: Условия эффективности Недостатки Четкая задача для исполнения Невозможность проявлений креативных решений Стабильная среда Неповоротливость бюрократической надстройки Производство одного и того же продукта Мотивация персонала сводится к внешнему стимулированию Низкоквалифицирован ный труд, человек согласен быть деталью машины Использование ограниченного числа возможностей персонала

Органический подход управленческий подход, в рамках которого сотрудник рассматривается как личность и в соответствии с этой установкой понимаются управленческие задачи. Организация – Мозг Организация – организм Человек – личность

Организация - мозг Элементы анализа Функция Локализация Симптом Связь Обратная связь «Наличие постоянной задачи, осуществляемой с помощью меняющихся средств, является одной из основных особенностей работы каждой функциональной системы» А.Р.Лурия

«Филогенетическое» происхождение менеджмента Сознание – это представление о мире и своем месте в нем, связанное с возможностью дать отчет о собственных психических впечатлениях и переживаниях и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей. Менеджмент – это представление об устройстве организации и ее месте в обществе, связанное с возможностью дать отчет о происходящих орг- процессах, необходимое для разумной организации совместной деятельности людей (на уровне организаций). Сознание для человека Менеджмент для организации

физиологические потребности потребности в безопасности социальные потребности Пирамида потребностей А. Маслоу Органический подход самоуважение самоактуализация Система стимуляции труда должна обеспечивать процесс воспроизводства затраченной энергии Новая перспектива управления персоналом Система стимуляции труда должна создавать у людей чувства уверенности и защищенности. 1 2 Работа должна позволять общаться с коллегами и ощущать нужность людям. 3 4 Работники должны максимально вовлекаться не только в процесс труда, но и управления. Организация должна обеспечить условия, чтобы работа могла стать главным средством самовыражения. 5 Работа должна находиться в зоне устремлений работника; обеспечивать его автономность, ответственность и развивать самоидентичность. Новая перспектива управления персоналом

Требования к организации и предметы работы менеджера HR: Программы пенсионного и социального страхования, поддержки при болезни, гарантии занятости, перспективы карьеры внутри, безопасные условия труда. Базовая ставка. 1 2 к системе стимуляции Психологический климат в организации. Система коммуникации. 3 к системе коммуни- кации Поиск и подбор работников, планирование карьеры. Нужно заполнить. Есть идеи? 4 Оценка управленческого аппарата, программы развития и повышения квалификации. Нужно заполнить. Есть идеи? 5 Нужно заполнить. Нужно заполнить. Требования к организации и предметы работы HR- менеджера.

ОП обострил и обозначил проблемы: соотношения частей и целого, коммуникации, совмещения специализации и универсализации, организация и самоорганизация, несовершенство управленческих решений, взаимодействие организации и среды, анализ потребностей (орг-орг) и принцип баланса. Органический подход -Действуют на основе неполной информации, - Способны исследовать ограниченный набор вариантов решений, - Не способны точно оценить результаты.

Условия эффективности и недостатки органического подхода: Условия эффективности Недостатки

Условия эффективности и недостатки органического подхода: Условия эффективностиНедостатки Цели организации д.б. в сфере взаимодействия с окружающей средой Неучет социальности организации как продукта Пристальное внимание к дифференцированным потребностям людей Развитие без права на выбор Взгляд на организацию с т.з. взаимодействия целей, стратегий, структуры... Миф о «функциональном единстве» Выделение различных подсистем организации «Все потребности через организацию» Внимание к природе внутри и меж организационных взаимодействий Внешний локус контроля Поощрение дискуссий и конфликтов как источников новых идей Однородность способов анализа (социальные)

Гуманистический подход управленческий подход, в рамках которого организация рассматривается как культурный феномен и в соответствии с этой установкой понимаются способы управления сотрудником-человеком. Организация = член социальной группы Человек = социально- конструируемая реальность, культурный феномен.

Организационная культура – целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способах реагирования. Культура – процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению. Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя (1) усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и (2) процесс активного воспроизводства индивидом системы соц. связей за счет его активной деятельности, включения в соц. среду.

Интерпретационные схемы Ситуация или ситуационный анализ Смыслы и ценности Социальное конструирование реальности в процессе профессиональной социализации «Что все делают, но никто замечает» или понятийная основа гуманистического подхода

Гуманистический подход Культурологи- ческий взгляд Система понятий Постижимость опыта и предсказуемость действий Организационно- культурный подход Язык, нормы, фольклор, церемонии, смыслы Создание орг. действительности и влияние на нее Анализ отношений орг-и с окруж. средой Миссия, Стратегия организации Адаптация и изменение своего окружения Орг-е развитие = изменение ценностей Система ценностей Ценностное регулирование совместной д-ти проблемасредстварезультат

Сравнение подходов ПодходЭкономическийОрганическийГуманистический Фокус внимания Приемы работы, навыки ЛичностьЧеловек Уровень анализа ДеятельностьИндивидГруппа(ы)

Спасибо за внимание