Алия Тонкобаева, национальный эксперт Проекта WECOOP Региональный тренинг «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Advertisements

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
ОВОС и СЭО в странах Центральной-Азии. Законодательство и практический опыт. Печенюк Олег ОО « Независимая экологическая экспертиза » Кыргызстан.
1 Взаимодействие ОАО «ФСК ЕЭС» с заинтересованными сторонами по проблемам природоохранной деятельности. Отчет по обязательствам 2007 года Демин М.В. –
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Лекция 1 ОВОС КАК СФЕРА НАУЧО- ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОВОС И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Экологическая оценка: экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Рубен Авидзба, Национальный эксперт Законодательство и практический опыт, касающиеся ОВОС и СЭО в Таджикистане.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Современные проблемы развития экономики и окружающей среды Калабаева Тамара, доцент Международной Академии Бизнеса г.Алматы, Казахстан.
РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ УКРАИНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) г. Киев 15 октября 2013 г. Куруленко Святослав.
Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан О ходе реализации отраслевой программы «Жасыл даму» на годы.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРУДОВ к. б. н. Гумарова Р. Р., доцент кафедры государственного права НФ БашГУ.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
ОВОС и СЭО в странах Центрально-Азии. Законодательство и практический опыт. Печенюк Олег ОО « Независимая экологическая экспертиза » Кыргызстан.
Транксрипт:

Алия Тонкобаева, национальный эксперт Проекта WECOOP Региональный тренинг «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка» апреля 2013, Алматы ОВОС и СЭО в Казахстане: законодательство и практика

Содержание Законодательство в области ОВОС – Общие положения и процедура ОВОС – Компонент общественного участия – Трансграничный ОВОС (международные конвенции) Практика в области ОВОС – Обобщенная информация Комитета экологического регулирования и контроля – Примеры Предпосылки для развития СЭО в Казахстане – Законодательство и практика Выводы и рекомендации

Законодательство в области ОВОС Экологический кодекс (глава 6) Инструкция по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации (Приказ Министра ООС РК от ) Правила проведения общественных слушаний (Приказ Министра ООС РК от ) Правил доступа к экологической информации, относящейся к процедуре ОВОС и процессу принятия решений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности (Приказ Министра ООС РК от )

Общие положения Цели: Определение экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений Разработка рекомендаций по оздоровлению окружающей среды, предотвращению уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов.

Принципы ОВОС в Казахстане: обязательность интеграция (комплексность) альтернативность достаточность сохранение совместимость гибкость участие общественности

Классификация объектов ОВОС и распределение по органам ГЭЭ I категория: -1 и 2 класс опасности согласно санитарной классификации производственных объектов (СКПО) -Разведка и добыча полезных ископаемых, кроме распространенных Комитет экологического регулирования и контроля II категория: -3 кл. опасности согласно СКПО -Добыча общераспространенных полезных ископаемых -Все виды лесопользования и специального водопользования Управления природных ресурсов и регулирования природопользования III категория: -4 кл. опасности согласно СКПО IV категория: -5 кл. опасности согласно СКПО -Все виды использования объектов животного мира (за искл. Любительского рыболовства и охоты) Л

+ Декларация о намерениях (для вновь вводимых масштабных (1 кл. сан. клас- ции, объем кап. вложений - > $50 млн) объектов через год после начала деятельности) потенциально возможные направления изменений и вызываемых ими последствий детальный анализ всех аспектов воздействия конкретных объектов и сооружений (корректир- ующий характер) 1 2 3

Рассматриваемые виды воздействия на 1 и 2 этапах Характеристика вариантов намечаемой деятельности Компонентно-качественная характеристика воздействия объектов и сооружений в штатном режиме и аварийных ситуациях Определение устойчивости ОС к возможному воздействию Атмосферный воздух, за искл. парниковых газов Поверхностные и подземные воды Поверхность дна водоема Ландшафты Земельные ресурсы и почвенный покров Растительный мир Животный мир Состояние экосистем Состояние здоровья населения Социальная сфера (занятость населения, образование, транспортную инфраструктуры) 1 2

Участие общественности в ОВОС (1) Один из принципов ОВОС Обеспечивается заказчиком В подготовке и обсуждении материалов ОВОС Основные формы: – общественные слушания – сбор письменных предложений и замечаний – анкетированные опросы населения Документирование процесса учета общественного мнения (=> комментарий по учету предложений и замечаний общественности в проектной документации)

Участие общественности в ОВОС (2) Обсуждение материалов предОВОС Выбор места размещения (варианта решения) с учетом интересов общественности Обсуждение материалов ОВОС Участие в оценке воздействий и последствий, мер по их снижению и предотвращению Раздел ООС Обсуждение раздела ООС Участие в обсуждении изменений, вносимых в материалы ОВОС

Трансграничная ОВОС (ЭкоКодекс) Статья 43. Особенности ОВОС объектов с трансграничным воздействием «Особенности проведения ОВОС объектов с трансграничным воздействием определаются международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан» Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Закон о присоединении от 21 октября 2000 года)

Трансграничная ОВОС (2) Потенциальные объекты для проведения ОВОС в трансграничном контексте (ИАЦ ООС, 2012) из Республиканской карты индустриализации (кас. Алматинской и Джамбульской областей): – Диверсификация и расширение ферросплавного производства и его сырьевой базы с доведением мощности до 300 тыс. тонн ферросплавов в год; – Строительство завода по производству минеральных удобрений; – Горнолыжный курорт мирового уровня в городе Алматы; – Реконструкция международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

Практика в области ОВОС (1) Динамика количества рассмотренных и отклоненных документов по МООС и департаментам экологии

Наиболее значимые проекты хозяйственной и иной деятельности, поступившие на ГЭЭ (I полугодие) ОВОС для «Первой нитки линейной части газопровода Казахстан-Китай» ПредОВОС к ТЭО строительства «Национального центра хранения серы» (не согласован) ОВОС проекта «Объединенный гидроузел «Достык» на р.Хоргос с подкл. магистральных каналов в Панфиловском р-не Алм. обл. Проект ОВОС к технологии применения методики микробиологической очистки нефтезагрязнений почв и грунтов ТОО «Вест Дала» ОВОС на проект «Контррегулятор Мойнакской ГЭС на реке Чарын Проект технико-экономического обоснования прединвестиционной программы развития нефтегазоконденсатного месторождения Урихтау с ПредОВОС (не согласован) ОВОС при строительстве и эксплуатации плотины и Бестюбинского водохранилища Мойнакской ГЭС ОВОС к проекту «Вторая очередь второго этапа строительства нефтепровода Казахстан-Китай. Участок Атасу-Алашанькоу. Строительство и реконструкция НПС 11, НПС 9 и узла учета нефти Алашанькоу ПредОВОС к ТЭО строительства производства аммиака и карбамида в г. Актау Мангистауской области

Практика общественного участия в ОВОС Проект ОВОС строительства Северо-Каспийской базы реагирования на разливы нефти, инициаторы проекта - Agip KCO и ТОО Тенгиз Сервис -разработчик ОВОС - ТОО «КазНИГРИ» -место для строительства базы - акватория Северо-Восточного Каспия (п. Дамба Атырауской области) -участие общественности - Кампания ЭкоФорума НПО РК «Даешь альтернативу участку морской базы по реагированию на нефтяные разливы!»; опасения общественности: - особые экологические условия рассматриваемого участка -его выбор на безальтернативной основе -необходимость учета значительных вредных трансграничных воздействий = > проект от согласования отклонен; предложено рассмотреть альтернативные варианты расположения базы реагирования

Предпосылки для развития СЭО в Казахстане (ЭкоКодекс) Статья 47. Объекты государственной экологической эспертизы 2) проекты государственных, отраслевых и региональных программ с сопровождающими их материалами ОВОС 4) проекты НПА РК, нормативно-технических и инструктивно- методических документов, реализация которых может привести к негативным воздействия на ОС 8) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий ! Подготовка экологических докладов по проектам НПА, планов и программ и консультаций с заинтересованной общественностью по ним в законодательстве РК не предусмотрено.

Примеры законодательства, вкл. планы и программы, прошедших процедуру ОВОС (1) Проект Закона Республики Казахстан «О энергосбережении»; Проект Закона РК «О космической деятельности» Проект «ПредОВОС Генерального плана городов спутников по трассе Алматы-Капшагай» Проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий» Проект постановления Правительства РК «Об утверждении Программы модернизации и развития ЖКХ до 2020 года;

Генеральный план города Актау Мангистауской области. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2012 года 1147 Примеры законодательства, вкл. планы и программы, прошедших процедуру ОВОС (2) Воздействие на природную среду Вид деятельности ВоздействиеОценкаКомментарий Атмосфера Загрязнение атмосферного воздуха Н Предусматриваются меры по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (модернизация предприятий, установка очистных сооружений, внедрение современных технологий). Поверхностные воды (Каспийское море) Загрязнение поверхност- ных вод Н Предусматриваются меры по доочистке стоков на КОС, очистке промышленных стоков, организация водоохранной зоны и полосы Каспийского моря и зон санитарной охраны водозаборов и др. Подземные воды Загрязнение вод С Предусматриваются меры по ликвидации существующих (хвостохранилище Кошкар-Ата) и потенциальных источников загрязнения подземных вод. ПочвыЗагрязнение почвНПрименение новейших технологий позволит значительно снизить уровень загрязнения атмосферы, а также почв. Строительство мусороперерабатывающего завода и нового полигона ТБО, ПТТО, а также рекультивация хвостохранилища Кошкар-Ата улучшат санитарное состояние городской территории.

Генеральный план города Актау Мангистауской области. Примеры законодательства, вкл. планы и программы, прошедших процедуру ОВОС (3) Воздействие на природную среду (продолжение) Вид деятельности ВоздействиеОценкаКомментарий Нарушенные территории Стихийные свалки, отвалы, карьеры, хвосто- хранилище Кошкар-Ата П Рекультивация нарушенных территорий позволит использовать восстановленные земли в хозяйственной деятельности Флора и фауна Изменение условий обитания П Озеленение территории (лесопосадки), охрана природных комплексов улучшат условия существования фауны Охраняемые природные территории Увеличение антропоген- ной нагрузки Н Разработка программы по охране вод Каспия, охраняемых территорий (Ботанического сада, заказника оз. Караколь) и разработка маршрутов рекреационно-туристического отдыха снизят антропогенную нагрузку на данные территории П – положительное, Н – незначительное, С - среднее

Пример планов/программ, по которым не проводился оценки экологических воздействий, и последствия Программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на годы (Постановление Правительства РК от 11 октября ) Плана развития горнолыжных курортов мирового уровня в Алматинской области и близ города Алматы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2012 года 1761) Проект строительства высокогорного горнолыжного курорта в урочище Кок-Жайляу (территория Иле-Алатауского ГНПП), губительный для ООПТ

Выводы ОВОС проектов хозяйственной деятельности реализуется по широкому спектру проектов, однако: - разработка финансируется на средства заказчика хозяйственной деятельности; - сбор предложений и замечаний, а также доступ к документации ОВОС проводится в рамках подготовки и проведения общественных слушаний, а не на протяжении всего процесса разработки -сложность документации ОВОС для представителей заинтересованной общественности (отсутствие в документации ОВОС нетехнического резюме) -нерегламентированность трансграничной ОВОС -отсутствие этапа «послепроектного анализа» (особенно актуально для дальнейшего развития СЭО) СЭО в законодательстве обозначена, но процедуры, в основном, отсутствуют - обязательства по подготовке экологических докладов и консультаций с заинтересованной общественностью в законодательстве отсутствуют

Рекомендации Совершенствование процедуры ОВОС хозяйственных проектов в отношении повышения ее независимости (?) и усиления доступа к информации и участию общественности Разработка национальной процедуры проведения трансграничной ОВОС, в соответствии с ратифицированными международными договорами Развитие института стратегической экологической оценки НПА, включая планы и программы, обеспечивающей участие общественности в обсуждении проектов НПА и экологических докладов по ним.