Основные категории философии. Гносеология старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Advertisements

ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКА КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР? КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР? ЧТО.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
Гносеология Лекция 5 Черепанова М.В. ассистент кафедры философии.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Философия познания Тема:. Вопросы: 1. Познание: чувственное и рациональное. 2. Типология видов знания( самостоятельно). 3. Понятие истины и её критерия.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
Транксрипт:

Основные категории философии. Гносеология старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна

Вопросы: 1.Структура познавательной деятельности. 2.Философские подходы к процессу познания. 3.Концепции истины в философии. 4.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Гносеология – теория познания 1. Структура познавательной деятельности

Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знания субъект познания S целенаправленная деятельность человека объект познания часть мира O

Структура познавательного процесса 1 ступень: Чувственное познание (память и воображение) представление восприятие ощущение 2 ступень Рациональное познание умозаключение суждение понятие (абстрагирование)

Формы чувственного познания ОЩУЩЕНИЕ – единичный акт чувственного познания ВОСПРИЯТИЕ – совокупность нескольких ощущений, целостный образ предмета ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринятого предмета

Формы рационального познания ПОНЯТИЕ – словесный символ, выражающий существенные признаки предмета СУЖДЕНИЕ – совокупность связанных между собой понятий УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – совокупность нескольких суждений, связанных между собой по законам логики

2. Философские подходы к процессу познания.

Гносеология (Эпистемология) – учение о познании Основные проблемы: Природа познания Возможности и границы познания Отношение знания к реальности Критерии истинности Субъект и объект познания Древо познания

Философские теории познания Эмпиризм - единственный источник знания – опыт Сенсуализм – единственный источник знания – ощущения человека Рационализм - единственный источник знания – разум человека Иррационализм – отрицает возможность рационального познания мира, источник знания – откровение, вера, инстинкт

Гностицизм (гносеологический оптимизм) Мир познаваем Представители: Ф. Бэкон Р. Декарт Г. Лейбниц Г. Гегель Агностицизм (отрицает возможность истинного знания) Мир не познаваем или познаваем частично Формы агностицизма: Скептицизм - Пиррон Юмизм – Д. Юм Кантианство – И. Кант Основные подходы к проблеме познания

Формы агностицизма: 1.Скептицизм Основатель: Пиррон Элидский (ок. 365–275 до н.э.) Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

«Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково. Неодинаково лишь человеческое восприятие. Вещи недоступны для нашего познания. На этом основан метод воздержания от суждений»

2. Юмизм Основатель: Давид Юм ( ) «Трактат о человеческой природе» «Познание начинается с опыта и заканчивается опытом, без врождённого знания (априорного). Поэтому мы не знаем причину нашего опыта. Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

3. Кантианство Основатель: Иммануил Кант ( ) «Критика чистого разума» Метод критического философствования Рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Разум (логические умозаключения) Рассудок (категории – общие понятия) Опыт (пространство, время – априорные формы чувственности)

Границы разума Вещь-в-себе Мир умопостигаемых сущностей Мир явлений, данных в опыте По Канту, разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям. мир ноуменов мир феноменов

Вопрос о разделение материи и сознания и, как следствие, всех философских направлений, поставил Ф.Энгельс Материализм: Познание – процесс, в результате которого материя, через свою отражательную способность - сознание, изучает саму себя Идеализм Познание - самостоятельная действительность идеального разума

3. Концепции истины в философии

Классическая (Корреспондентская) Аристотель Истина – соответствие знания действительности Конвенциональная Анри Пуанкаре Истина – результат соглашения Когерентная Рихард Авенариус, Эрнест Мах Истина – свойство самосогласованност и знаний Утилитарная (Практическая) Чарльз Пирс, Джон Дьюи Истина – полезность знания, возможность его применения

Виды истины Абсолютная истина источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна исчерпывающее знание Относительная – философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима, неполное знание Теории, утверждающие существование абсолютной истины называют метафизикой (догматизм – преувеличение роли абсолютной истины), относительной истины - релятивизмом.

Заблуждение Знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним Искаженное отражение действительности, возникающее как результат абсолютизации отдельных ее сторон Ложь – преднамеренное искажение информации в чьих-либо интересах: Дезинформация – передача искаженной информации Ошибка – результат неверных действий

Критерии научной истины 1. Опыт, практика 2. Математическое доказательство 3. Эвристичность 4. Вторичные критерии: красота, простота

4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Наука – определенная форма знания, направленного на предметное и объективное исследование действительности Метод Накопленные знания, факты Институт (профессия, лаборатории) Мировоззрение

Метод – путь достижения истины Теоретические методы: гипотетико-дедуктивный – выведение значения из гипотез, истинное значение которых неизвестно Абстрагирование – отвлечение от одних свойств и качеств предмета с выделением других, более значимых, Идеализация – процесс создания мысленных, не существующих в реальности объектов или условий: точка, идеальный газ ит.д. Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета

Эмпирические методы: Наблюдение – процесс восприятия процессов и явлений с целью их познания Измерение – процесс представления свойств реальных объектов в виде количественных величин Эксперимент – процесс воздействия на реальный объект или его изучение в заданных условиях

Методы, связующие теоретический и эмпирический уровни научного знания Сравнение – сопоставление различных объектов по одинаковым характеристикам Анализ – разделение целостного объекта на составляющие элементы Моделирование – создание модели объекта (мысленное, математическое, физическое, виртуальное)

Формы научного знания Факт – данные, подтвержденные научным экспериментом Проблема – вопрос, не имеющий однозначного решения Гипотеза – предположение о свойствах, причинах, структурных связях изучаемых объектов Закон – теоретические утверждения, отражающие существенные и постоянные связи явлений Теория - совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями

Концепции развития научного знания Кумулятивизм – последовательное накопление научных знаний, ведущее к истине Фальсификация (Карл Поппер) – экспериментальное опровержение теорий Научная революция (Томас Кун) – принципиальная смена парадигм

Томас Кун (1922 – 1996) научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы - исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция - это смена научным сообществом объясняющих парадигм научная революция накопление фактов – аномалий нормальная наука

Научные революции классическая наука - механистическая картина мира, жесткий детерминизм -Галилео Галилей, Исаак Ньютон неклассическая наука – релятивистская картина мира, вероятностный детерминизм, включение научного инструментария в результат научного знания- Альберт Эйнштейн постнеклассическая наука – синергетическая картина мира (Мир – открытая динамическая саморазвивающаяся система), включение этики в научное знание - Илья Пригожин

Карл Поппер (1902 – 1994) Проблема демаркации - отделения научного знания от ненаучного. Решение - критерий фальсифицируемости: если существует методологическая возможность опровержения теории путём постановки того или иного эксперимента (даже если такой эксперимент ещё не был поставлен), то теория - научна.

Самостоятельная работа: Проанализируйте высказывание: « Познай самого себя! Познала. И это нисколько не облегчает мне познания другого. Наоборот, как только я начинаю судить человека по себе, получается недоразумение за недоразумением » М.И. Цветаева