Содержание образовательной области «Познание» в логике ФГТ в соответствии с действующими коррекционно – образовательными программами для детей с нарушениями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание образовательной области «Познание» в логике ФГТ в соответствии с действующими коррекционно – образовательными программами для детей с нарушениями.
Advertisements

ОТ ФГТ К ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Левицкая М.В. заведующая МБДОУ д/с 4 Дроздова Е.А. воспитатель МБДОУ д/с 4 г. Заполярный.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
МБУ детский сад компенсирующего вида 120 «Сказочный» Зимние игры и забавы с «солнечными» детьми. Обмен опытом работы с детьми с синдромом Дауна. Педагог-дефектолог.
Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Ознакомительный материал для родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «Детский сад 89» г.Верещагино.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Физическое развитие Познавательно -речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное.
Воспитатели: Терентьева.Ж.В Цуканова.С.В ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО.
МБДОУ «Детский сад 45» КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС ДО» Составитель: Ольхова.
Транксрипт:

Содержание образовательной области «Познание» в логике ФГТ в соответствии с действующими коррекционно – образовательными программами для детей с нарушениями интеллекта Творческая группа научный руководитель Т.Н.Винтаева, к.п.н., доцент, зав.кафедрой специальной педагогики и специальной психологии факультета специального образования ПГСГА, куратор Л.А. Ягодина, к.п.н., методист РЦ, педагоги МДОУ 120, 53

ПОЗНАНИЕ - это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире... (Новейший философский словарь, в редакции Е.В. Хомича). ПОЗНАНИЕ - совокупность сведений в какой-н. области...(Толковый словарь русского языка Ушакова). ПОЗНАНИЕ - это душевная деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). ПОЗНАНИЕ - это процесс постижения действительности и приобретения знаний. (Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру) «Познание » - как интеллектуальный процесс

«Познание» В структуре познавательного процесса выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание. На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности (осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях). Рациональное познание, воплощенное в мышлении человека, есть активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий (понятие: абстракция, идеализация; суждение, умозаключение).

«Познание» - как образовательная область ООП ДОУ Познавательно-речевое направление педагогической деятельности нацелено на освоение нескольких образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы. ПОЗНАНИЕ – образовательная область, которая базируется на становлении восприятия, активизации сферы образов-представлений и наглядных форм мышления. В процессе целенаправленного обучения у детей формируется, с одной стороны, ориентировочно-поисковая деятельность (метод проб, практическое примеривание и зрительная ориентировка на свойства и качества предметов), а с другой создаются условия для усвоения детьми систем сенсорных эталонов и их словесного обозначения.

Специфика в овладении ООП детьми с умственной отсталостью Грубые нарушения в формировании высших психических функций (мышление конкретное, память кратковременная, внимание неустойчиво) Значительно позднее овладевают различными видами деятельности: предметной, игровой, конструктивной и т.п. Дети испытывают трудности в овладении навыками мелкой моторики Грубое отставание в становлении эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость. Соответственно эти дети требуют особых условий в организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Познание», отличных от тех, которые имеются в общеразвивающих группах.

1. Развитие ориентировочной деятельности и формирование познавательной активности; 2. Развитие у ребенка ощущений, восприятия, наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира; 3. Формирование наглядно-действенного мышления; 4. Развитие восприятия количественных признаков окружающей действительности; 5. Формирование понимания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира; 6. Формирование языковых способностей; 7. Подготовка детей к письму и формирование элементарных навыков звукового анализа. Образовательная область «Познание» Задачи образовательной области Цель : Формирование познавательных интересов, интеллектуальное развитие и формирование целостной картины мира у воспитанников с нарушениями интеллекта

Реализация задач образовательной области «Познание» в программах «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Л.Баряева, О.Гаврилушкина ООП «Успех», под ред Вераксы Н.Е. и др. Сопоставление программных требований к образовательной области «Познание» в программах аналогичной направленности. Подразделы ООП «Познание» Сенсорное воспитание; Формирование мышления; Формирование элементарных количественных представлений; Ознакомление с окружающим; Развитие речи и формирование коммуникативных способностей; Обучение грамоте Сенсорное развитие обозначено. Раздел «Познания» отсутствует. В младшем д/возрасте (на 1 этапе обучения) реализация ОО непосредственно связана с игровой деятельностью (игры с бытовыми предметами-орудиями, игры с природными, бросовыми материалами, конструктивные игры); На последующих этапах обучения через реализацию разделов «Развитие речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире; конструирование; ФЭМП Развитие сенсорной культуры; Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; Формирование ЭМП; Формирован целостной картины мира, расширение кругозора

Образовательная область «Познание» включает следующие разделы: Образовательная область «Познание» имеет следующую структуру: сенсорное воспитание и развитие внимания; формирование мышления; формирование элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим; развитие речи и формирование коммуникативных способностей; подготовка к обучению грамоте (развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму и элементарное обучение грамоте).

Разделы образовательной области«Познание РазделыОбразовательные результаты Сенсорное воспитание Имеющий первичные представления о себе и природе (имеет начальные представления о свойствах предметов (форме, цвете, величине); овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (устанавливает связь между словом и свойством предмета); овладевший необходимыми умениями и навыками (различает детали конструктора по цвету и форме) Формирование мышления; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (устанавливает связь между словом и свойством предмета); Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возможностям (решает простейшие задачи, связанные с преобразованием проблемных ситуаций. При создании творческого продукта использует опредмечивающие образы); Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (строит несложные конструкции по образцу, предлагаемому взрослым); т.п.

Образовательный результат области «Познание» Любознательный, активный (принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников; проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях; принимает участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование); слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации; проявляет активность при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений; Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (устанавливает связь между словом и свойством предмета); Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (пробующие действия приобретают направленный характер с учетом достигаемого результата); Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возможностям (решает простейшие задачи, связанные с преобразованием проблемных ситуаций. При создании творческого продукта использует опредмечивающие образы); Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (имеет начальные представления о свойствах предметов (форме, цвете, величине); Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (строит несложные конструкции по образцу, предлагаемому взрослым); Овладевший необходимыми умениями и навыками (различает детали конструктора по цвету и форме (кубик, кирпичик, пла­стина, призма), создает простейшие постройки: путем размещения по горизонтали кирпичиков, пластин и накладывая 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга; а также путем замыкания пространства и использования несложных перекрытий.

Специфика реализации данной области заключается в следующем: 1. реализация как на специально организованных занятиях, так и процессе разнообразной детской деятельности; 2. специальные занятия по формированию мышления проводит учитель-дефектолог; 3. планирование занятий тесно связано с темами других разделов программы (обучение игре, ознакомление с окружающим); 4. обязательно создание чувственной основы для восприятия слова; 5. реализуется во всех видах детской деятельности: продуктивной, игровой, конструктивной и т.д.

РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ сенсорное воспитание и развитие внимания : 1. формирование перцептивных действий; 2. своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом; 3. закрепление в представлении образов предметов, свойств и от ношений; 4. фиксация образа в слове, т.е. появление образа-представления; формирование мышления; : 1. развитие осмысленных целенаправленных предметных действий; 2. формирование побудительного мотива для собственных высказываний; 3. укрепление взаимосвязи между основными компонентами: действием, словом и образом; формирование элементарных математических представлений; : обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств; ознакомление с окружающим;: 1. формирование представлений о предметном мире, созданным руками человека; 2. обогащение чувственного опыта ребенка, формирование временных представлений, ориентировки во времени; 3. овладение первоначальными навыками контроля и соотнесения своей деятельности с природными явлениями; 4. формирование образов и представлений о живом и неживом мире, о взаимосвязи объектов и явлений природы, а также о жизни и деятельности человека.

Образовательная область «Познание» в разделе «Сенсорное воспитание», подразделе «Формирование перцептивных действий» включает следующие задачи: 1. Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предмета; 2. Формирование восприятия формы; 3. Формирование восприятия величины; 4. Формирование восприятия цвета; 5. Восприятие пространственных отношений и ориентировка в пространстве группового помещения; 6. Формирование представлений о воспринятом;

Определение задач коррекционного воздействия в работе с детьми с умственной отсталостью Задача ТрудностиПричины Пути преодоления Особенности решения на разных возрастных этапах Развитие ориентиров очной деятельнос ти снижение ориентировочных рефлексов, низкая мотивация к ориентировочной деятельности, Низкая произвольность в поведении; Проблемы в эмоционально- волевой сфере Органические и функциональные нарушения в работе ЦНС, недостатки в функционировании зрительного и слухового анализаторов, психологическая инертность Создание предметно- развивающей среды для оптимального функционирования ориентировочной деятельности; Активизация ориентировочной деятельности через постановку проблемных задач (использование метода проб, практического примеривания и зрительной ориентировки на свойства и качества предметов); Младший дошкольный возраст: сенсорное развитие, акцент на деятельности, направленной на исследование предметов окружающего мира, обучение методу проб и ошибок как методу активного познания действительности, развитие самостоятельности в познании свойств и качеств предметов; Средний дошкольный возраст: развитие функций анализа и классификации предметов и явлений окружающего мира в зависимости от их свойств и качеств; Старший дошкольный возраст: развитие деятельности, направленной на активную ориентировку в ситуации, ее обследование, планирование, контроль и регуляцию поведения