PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Advertisements

Презентацию составили ученицы 10 класса: Ушарова Мария Пупова Анастасия Жарко Алина Преподаватель: Велижанина Оксана Станиславовна.
1 Человек и информация. 2 Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Урок обществознания 10 кл. Учитель Выдра Т.П.. Цель -познание окружающего мира.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Познавательная деятельность. Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. План. 1.Бытие и познание. 2.Познаваемость мира как философская проблема. 3.Познание как деятельность. 4.Чувственное познание.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Познание окружающего мира План урока 1. Как мы познаём окружающий мир? 2. Научное познание и его особенности. 3. Истина и лож. 4. Философское мышление.
Транксрипт:

PPTzone.ru

1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

субъект В узком смысле субъект познания – человек, а в широком – все общество. Объект Объект познания – познаваемый предмет, либо весь окружающий мир. субъект В узком смысле субъект познания – человек, а в широком – все общество. Объект Объект познания – познаваемый предмет, либо весь окружающий мир.

Гносеология Гносеология (gnosis-знание+logos- учение) - теория познания; изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Термин ввел Кант. Это исследование познания только с Канта определилось в качестве особой области философии, получив название «теория познания», и которое в XIX в., а также в начале XX в. порой заглушало почти все прочие направления философии.

Гносеология= эпистемология эпистемология. В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. Эпистемология Эпистемология - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание. эпистемология. В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. Эпистемология Эпистемология - это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания и границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

2. Понятие истины Проблема истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру. Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Истина Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающееся субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека. Проблема истины Проблема истины - это проблема соответствия (адекватности) знаний человека внешнему миру. Истина есть совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Истина Истина - это адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающееся субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют: вне и независимо от сознания человека.

Заблуждение Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание). Ложь Ложь – несоответствие наших мыслей действительности. Знание Знание – мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее. Заблуждение Заблуждение - это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека (незнание, выдаваемое за знание). Ложь Ложь – несоответствие наших мыслей действительности. Знание Знание – мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее.

Характеристики (измерения) истины

Критерий истины Основной критерии истины Другие критерии истины в познавательной деятельности: - Критерий истины – оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом. Основной критерии истины – практика. Другие критерии истины в познавательной деятельности: - выступают опытные данные, - логика мыслительной деятельности, - результаты научных экспериментов.

Пути познания мира

Основная форма(способ) познавательной деятельности является научное познание (наука). Научное познание Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Наука Наука - это особая форма интеллектуального труда, система деятельности по производству достоверного (точного) знания. Основная форма(способ) познавательной деятельности является научное познание (наука). Научное познание Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Наука Наука - это особая форма интеллектуального труда, система деятельности по производству достоверного (точного) знания.

Чувственное (эмпирическое) познание – ступень познания, на которой человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха осязания, обоняния, вкуса). Рациональное, теоретическое, познание («абстрактное мышление») - теория познания, считающая источником научного знания о мире формы рассудка, придающие неопределенному опыту статус закона.

Формы Чувственного познания: Ощущение – это первичный элемент чувственного познания, сообщает данные об отдельных свойствах предметов. Непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – одна из форм чувственного познания, представляющая собой, складывающийся в нашем сознании устойчивый целостный образ предмета. Представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно даже в том случае, если они отсутствуют и не воздействуют на органы чувств. Формы Чувственного познания: Ощущение – это первичный элемент чувственного познания, сообщает данные об отдельных свойствах предметов. Непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие – одна из форм чувственного познания, представляющая собой, складывающийся в нашем сознании устойчивый целостный образ предмета. Представление – такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно даже в том случае, если они отсутствуют и не воздействуют на органы чувств.

Формы Рационального познания: Понятие – форма мысли, которая выделяет общие и существенные свойства и признаки какого-нибудь класса предметов, их смысл и значение (например, понятие «человек» фиксирует то, что присуще всем представителям этого вида: мышление, речь, труд и т.д.). Суждение – это то, посредством чего отражаются зависимости и отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же отрицается. Умозаключение – это связь между двумя или несколькими суждениями. Формы Рационального познания: Понятие – форма мысли, которая выделяет общие и существенные свойства и признаки какого-нибудь класса предметов, их смысл и значение (например, понятие «человек» фиксирует то, что присуще всем представителям этого вида: мышление, речь, труд и т.д.). Суждение – это то, посредством чего отражаются зависимости и отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же отрицается. Умозаключение – это связь между двумя или несколькими суждениями.

Общелогические способы мышления: анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части; синтез – их объединение в единое органическое целое и результат синтеза - совершенно новое образование; абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих); обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах); дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Общелогические способы мышления: анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части; синтез – их объединение в единое органическое целое и результат синтеза - совершенно новое образование; абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих); обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах); дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.

Метод Метод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Методы познания бывают ненаучные и научные, подразделяющиеся на эмпирические и теоретические. Метод Метод (от греч. – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность правил, приемов, норм познания и действия. Основной функцией метода является организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Методы познания бывают ненаучные и научные, подразделяющиеся на эмпирические и теоретические.

Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм Оптимизм мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства. Агностицизм Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Скептицизм Скептицизм мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение. Ответы на этот вопрос даёт: Оптимизм Оптимизм мир познаваем, границ познания нет, необходимо лишь время и средства. Агностицизм Агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Скептицизм Скептицизм мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение.

Интернет – ресурсы iography/nikolaj- 2.htm znanie.ru/print.php ?nid= iography/nikolaj- 2.htm znanie.ru/print.php ?nid=8775