Человек как субъект познания. Телеграфный столб никогда не поймет принцип действия телеграфа Познание свойство живой материи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Advertisements

- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Подготовил Голобородько Евгений.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Чем, бы мы ни занимались, наша нервная система незримо участвует в каждом нашем, действии. Это - самая сложная и важнейшая сеть управления и связи в организме.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
§ 46. Значение, строение и функционирование нервной системы 8 класс биология.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
Нервная система. Особенности организации. Учитель биологии МБОУ «Городецкая СОШ» Кабанова Татьяна Леонидовна.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Макаров К.Е. МОУ Центр образования 49 город Тверь.
Транксрипт:

Человек как субъект познания

Телеграфный столб никогда не поймет принцип действия телеграфа Познание свойство живой материи

Материя философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя объективно независимо от них.

Знания Внутренне структурированная структурированная совокупность представлений о действительности

Сбор и обработка информации Запоминание Сохранение Воспроизведение Преобразование Ощущения Восприятие Память Мышление Воображение Этапы возникновения знаний

«Наши чувства клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа» Д.Дидро

92% 6% Нервная система Ощущения мгновенны Анализаторы состоят из рецептора, нервных путей и соответствующего участка мозга. Информация - необходимый поток ощущений Все ощущения имеют эмоциональный фон Ощущения дискретны

Раздражение (физический процесс) Возбуждение (физиологический процесс) Объект Анализатор Головной мозг

Зрение Энергия электромагнитной волны приводит к фотохимической реакции на сетчатке глаза Число палочек 130млн. Число колбочек 7млн Р мин = Вт (порог чувствительности) Диапазон частот 4 7,5х10 14 Гц Длительность сохранения глазом ощущения 0,14с

Зависимость чувствительности зрения от длины волны

Слух Воспринимают изменение давления (механическое воздействие) Р мин (порог слышимости) Вт Р мах 10 1 Вт Диапазон частот от 16ГЦ до 20кГц

Вкус Химические реакции Какого вкуса чувства наши Какого вкуса чувства наши И скорбь, и лютая тоска? и впрямь горька страданий чаша?…

Обоняние Особенно важна эмоциональная власть запахов. Эффективность умственной работы повышают запахи лимона, жасмина, розы Умственную усталость снимают запахи эвкалипта, базилика

Осязание. Восприятие механических и тепловых воздействий

Джаллаледин Руми «Спор о слоне» Из Индии недавно приведен, В сарае темном был поставлен слон, Но тот, кто деньги сторожу платил, В загон к слону в потемках заходил. И в темноте, не видя ничего, руками люди шарили его. Слонов здесь не бывало до сих пор. И вот пошел средь любопытных спор. Один, коснувшись хобота рукой: «Слон сходен с водосточною трубой!» Другой, пощупав ухо, молвил: «Врешь, На опахало этот зверь похож!» Потрогал третий ногу у слона, Сказал: «Он вроде толстого бревна». Четвертый, спину гладя: «Спор пустой Бревно, труба он просто схож с тахтой». Все представляли это существо По разному, не видевши его. Их мненья несуразны, неверны Неведением были рождены. А были б с ними свечи при свечах И разногласья не было б в речах.

Отсутствие ощущений Пустота становилась тревожной. Прежде всего он перестал ощущать положение собственного тела, рук, ног...Потом стало еще хуже: темнота, в которой он находился, заполнилась слаба мерцающими кругами... Он распадался...Он немного здесь, немного там, и все расползалось... Ст.Лем. «Дознание пилота Пиркса»

Нервная система Центральная нервная система (ЦНС) основная часть нервной системы человека, состоящая из скопления нервных клеток (нейронов) и их отростков; представлена спинным и головным мозгом. Главная и специфическая функция ЦНС осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов.

У человека низшие и средние отделы ЦНС спинной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок регулируют деятельность отдельных органов и систем организма, осуществляют связь и взаимодействие между ними, обеспечивают единство организма и целостность его деятельности. Высший отдел ЦНС кора больших полушарий головного мозга и ближайшие подкорковые образования в основном регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой.

Основные черты строения и функции ЦНС связана со всеми органами и тканями через периферическую нервную систему, которая включает черепномозговые нервы, отходящие от головного мозга, и спинномозговые нервы от спинного мозга, межпозвонковые нервные узлы, а также периферический отдел вегетативной нервной системы нервные узлы, с подходящими к ним и отходящими от них нервными волокнами. Чувствительные, или афферентные, нервные приводящие волокна несут возбуждение в ЦНС от периферических рецепторов;

Формирование и сохранение намерений, программы действий Логика левое полушарие Интуиция правое полушарие Память Речь Мышление Прием Переработка Хранение информации Энергетический блок тонуса

Ощущения Ощущения отражение в сознании свойств, предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств… Имеет рефлекторный характер как реакция нервной системы на раздражитель. Свойства психических отражений: идеальность образность, приблизительность, проявляются через речь

Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит, имеющий память да вспомнит…

В делах нужна изящная простота, которая достигается внимательностью, а отнюдь не кропотливым трудом.

Восприятие отражение предметов и явлений в целом Ощущения Отражения Значимые Незначимые Потребности Определяющиеся жизненным опытом Эмоциональное состояние

Восприятие Субъективно: Не является точной копией Активно Имеет опережающий характер Иллюзия отождествления Проблемы: Когнитивный диссонанс. Возникает, когда человеку приходится воспринимать информацию, несовместимую с внутренними убеждениями. Новая информация отбрасывается или обесценивается.

«Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». Ф. Ларошфуко

Память Память Память запоминание,сохранение,воспроизведение человеком своего опыта

Виды памяти Словесная Музыкальная Эмоциональная Двигательная

Запоминание запись в виде биохимических изменений в составе клеток Непроизвольное: то, что связано с целью деятельности там, где было напряжение (эффект Зейгарник) Ассоциативное Произвольное: Механическое Осмысленное (обработанное) смысловая группировка выделение ключевых понятий Эффект края-Эмоции

Сохранение Кратковременная до 9 часов Долговременная !!!!! !! Цель !! получения знаний !!!!! Сначала забывается то, что усвоено недавно. Особенность Сенсорная не более 1минуты

Повторение Повторение мать учения и отец глубокого сна График повторения 1 через 10 минут 2 через 24 часа 3 через неделю 4 через месяц 5 через 6 месяцев

Воспроизведение Узнавание Воспроизведение без оригинала Особенности Ассоциация по сходству по противоположности Реминисценция (позднее вспоминается лучше, чем в начале)

Он стал поэтом Он стал поэтом для математика у него не хватило фантазии для математика у него не хватило фантазии. Д.Гильберт

Муза в храме науки Леонардо да Винчи Поэт Ученый Художник

«Воображение важнее знания» А.Эйнштейн «Так разум среди хаоса явлений распределяет их по степеням причинной связи...» М.Волошин

Преобразование полученной информации Мышление Анализ сравнение по одному основанию обобщение абстрагирование Воображение Интуиция Синтез Ассоциация Аналогия Акцентирование

Абстрагирование выделение существенного признака и отбрасывание остальных

Агглютинация «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, пусть, это будет, скажем, змея, то возьми для ее головы голову овчарки,присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи.» Леонардо да ВинчиАкцентирование Выделение части и ее увеличение «Без анализа нет синтеза» «Без анализа нет синтеза». Ф.Энгельс

Результат преобразование информации познание свойств, не поддающихся восприятию предсказание результата

Форма представления результата МышлениеВоображение СуждениеОбраз Понятие Ускорение это… Чем сила больше, тем...

«Ученый должен быть человеком, который стремиться выслушать любое предположение, но сам определяет, справедливо ли оно. Внешние признаки явлений не должны связывать суждений ученого, у него не должно быть излюбленной гипотезы, он обязан быть вне школ и не иметь авторитетов. Он должен относиться почтительно не к личности, а к предметам. Истина должна быть главной целью его исследований Если к этим качествам добавится еще и трудолюбие, то он может надеяться приподнять завесу в храме природы.» М.Фарадей.

Ощущения (Органы чувств) Дедукция (логический анализ) Установление причинно- следственных связей Память Опыт Гипотеза Индукция (фантазия интуиция) Восприятие

«Познание мира идет от живого созерцания к абстрактному мышлению» В.И.Ленин

«Мир познанный есть искаженье мира» М.Волошин

«Мысль изреченная есть ложь...» Ф.Тючев

Речь «Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений» Р.Декарт РЕЧЬ один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают процесс говорения (речевую деятельность), результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Знание вербально (выражается в виде мыслей) Роль речи в познании: Более удобный способ передачи информации Замена ощущений Упрощение логического анализа Слово-символ, оно отражает свойство объекта, а не объект для описания объекта нужно бесконечное множество слов

«Физика имеет дело с карикатурой на реальность, и близость к истине зависит от того, насколько удачна эта карикатура» Я.Френкель

Модель 1) Образец (эталон, стандарт) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции; 2) Тип, марка изделия. 3) Изделие (из легко обрабатываемого материала), с которого снимается форма для воспроизведения в другом материале; разновидности таких моделей лекала, шаблоны, плазы. 4) Позирующий художнику натурщик или изображаемые предметы. 5) Устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого-либо другого («моделируемого») устройства в научных, производственных спортивных испытаниях.

6) В широком смысле любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя». 7) В математике и логике моделью какой-либо системы аксиом называют любую совокупность (абстрактных) объектов, свойства которых и отношения между которыми удовлетворяют данным аксиомам, служащим тем самым совместным (неявным) определением такой совокупности. 8) Модель в языкознании абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы

Выводы 1. Любая стадия познания отражает мир в виде модели: Модель на стадии ощущений ограничена диапазоном органов чувств. Модель на стадии восприятия значимость для нас этой информации. Модель, сохранившаяся в памяти ее особенностью ( развитием отдельных видов памяти, сохранностью информации). Модель на стадии мышления и воображения создается сознательно (мы гипертрофируем одни свойства и не учитываем другие).

«Наука кладбище гипотез» Анри Пуанкаре

2. Истинным считается знание, подтвержденное опытом. 3.Так как при проведении опыта всегда имеют место погрешности, то существует только вероятность истинности знания.

«Факты не существуют есть только интерпретации» Ф. Ницше

«Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии». Ф.Жолио-Кюри

4.Так как по мере развития науки можно поставить другой опыт и получить противоположный результат, то научное знание относительно. 5.Новые знания не отрицают старых, если они подтверждены опытом, а устанавливает границы их применимости. 6.Процесс познания бесконечен и абсолютная истина недостижима.

«Все лишь начало-нет пределов. Иду я ширятся границы. Мир вечной пустотой пылится. Достигнутое лишь крупицы...» Средневековый китайский поэт

Наука, религия и искусство в системе культуры... Наука система знаний о свойствах тел и явлений окружающего мира ИскусствоРелигия Субъективны Объективна Наука-вид познавательной деятельности, создающий объективные, системно организованные и обоснованные знания, позволяющие предсказывать результат Система знаний о духовном мире человека

Сайт Адрес сайта: Раздел на сайте: Учебные материалы и пособия для учащихся Физика Адрес раздела: