Цыбулько Ирина Петровна, главный научный сотрудник ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании» РАО; председатель Федеральной комиссии разработчиков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цыбулько Ирина Петровна, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании» РАО; председатель Федеральной комиссии разработчиков.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Цыбулько Ирина Петровна - председатель ФПК по русскому языку; ведущий научный сотрудник ФИПИ, ведущий научный сотрудник лаборатории обучения русскому (родному)языку,
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ОБНОВЛЁННЫЕ ЦЕЛИ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ учитель русского языка и литературы МОБУ.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте.
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования» Мальцева О.Н. – заместитель.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Standart. edu. ru.. Начальная Основная Старшая Повышение квалификации Введение ФГОС Апробация Доп. материалы Базовые документы Обсуждение Глоссарий Контакты.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
1 Примерная основная образовательная программа НОО - основа основной образовательной программы НОО образовательного учреждения.
Транксрипт:

Цыбулько Ирина Петровна, главный научный сотрудник ФГНУ «Институт стратегических исследований в образовании» РАО; председатель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по русскому языку; кандидат педагогических наук Современные подходы к итоговой аттестации по русскому языку в контексте ФГОС

1.Специфика основных подходов к оценке результатов обучения русскому языку в соответствии с ФГОС 2.Планируемые результаты ФГОС по русскому языку: традиционные и новые подходы 3. Государственная итоговая аттестация по русскому языку и требования ФГОС Информация о выступлении

Виктор. Мысль приписывать все изобретения древним очень стара, о ней написаны сотни книг. Фауст. Стало быть, в ней есть нечто справедливое; вам известно мое убеждение: я не могу поверить, чтобы наука могла продвинуться далеко, когда ученые ее тянут в разные стороны! В этом путешествии они могут наткнуться на новое, но только наткнуться… Виктор и Вячеслав. Доказательства! Доказательства! Фауст. Вы знаете книгу, над которой я теперь тружусь; ее цель – напомнить о позабытых знаниях. В.Ф.Одоевский. Русские ночи (эпилог) 3

Традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, в гармоничном взаимодействии. Никто из исследователей не оспаривает факта, что основой любой инновации является традиция. Благодаря этому образование даже в эпоху социальных потрясений и реформ остаётся относительно стабильным. (Е.В. Бондаревская, Э. Д. Днепров, В. И. Загвязинский и др.).

«Великая дидактика» Я.А. Коменского «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». 5

50-е годы: закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»; бывшая 10-летка стала 11- леткой; соединение обучения с общественно полезным трудом учащихся объявляется обязательным принципом школьного образования.

70-е годы: изучение советскими учеными зарубежного опыта в области образования (программированное и проблемное обучение, тестирование, использование технических средств в учебном процессе и др.) ; это также оживляло поисковую работу ученых педагогов в области форм и методов обучения. использование технических средств в учебном процессе.

80-е годы: педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений (В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин и др.)

90-е годы: информатизация образования; создание новых учебно-методических комплектов; введение профильного обучения в старшей школе.

Особенности инновационных подходов: не все находки новаторов были революционными и глобальными; поиски велись в русле обогащения методики, а не содержания обучения и контроля; минимум социальных последствий; нет масштабности внедрения; обусловленнность социальным заказом; формы итоговой аттестации оставались прежними.

2001 год Изменения итогового контроля – эксперимент по введению ЕГЭ 2008 год Внедрение новой модели проведения ГИА выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Изменение итогового контроля

Четыре стадии развития инновации (по С.А. Арутюнову) 1.Селекция заключается в отвержении одних инноваций (и в отборе других для последующего усвоения или переработки. 2.Воспроизведение (копирование) это ранняя, «пробная» стадия вхождения инновации в культуру, образование. 3.В том случае, если инновация не воспринимается, что называется, «в штыки», начинается процесс ее модификации. Этот процесс двусторонний: в нем изменяется не только сама инновация, но и традиционные элементы культуры, вступающие с ней в контакт. Традиционная методика /итоговая аттестация / новый ФГОС 4. Последний этап в усвоении инновации, связанный с тем периодом, когда она уже не воспринимается как инновация, а превращается в часть традиции это этап структурной интеграции, который преобразует инновации во что-то «свое».

Государственная итоговая аттестация по русскому языку: стабильность, прозрачность, предсказуемость Единый государственный экзамен (11 класс) ( годы) Назначение работы – оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в вузы и ссузы. Государственная (итоговая) аттестация за курс основной школы (9 класс) (2008 год) Назначение работы –оценить подготовку выпускников IX классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.

Введение нового государственного образовательного стандарта по русскому языку будет проходить в условиях уже апробированной и ставшей традиционной модели государственной итоговой аттестации. Возникает необходимость определения соответствия ГИА-9 и ЕГЭ требованиям ФГОС.

1.Вопрос взаимодействия ГИА, методики преподавания русского языка и нового образовательного стандарта должен стать не предметом споров, а задачей научного анализа. 2.Изменение контрольных измерительных материалов должно быть прозрачным и предсказуемым.

Отличительные особенности стандарта второго поколения 1. Смена образовательной парадигмы в преподавании предмета. Системообразующей доминантой курса становится не только система языка, но и речевая деятельность во всём её многообразии. Каждый урок русского языка – это урок развития речи. 2. Особенно важными в этом смысле оказываются умения, обеспечивающие овладение речемыслительными способностями метапредметного уровня (например, способностью организовывать свою речемыслительную деятельность, направленную на полноценное получение и понимание информации). 3.Развитие функциональной грамотности. 4.Изучение основ лингвистики на деятельностной основе. 5. Самоконтроль учащегося. НО отсутствует содержательный блок (дидактические единицы)

Объекты Портрет выпускника Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов Требования к результатам освоения основных образовательных программ Основные результаты ступени образования Планируемые результаты ступени образования ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Система и модели оценки

критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки комплексный подход: использование как стандартизированных работ (устных, письменных), так и нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; интерпретация результатов на основе контекстной информации Система оценки: основные особенности

Русский язык (основная школа). Родной язык: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; 4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г. «Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное». М.М. Сперанский (Под ред. И.И. Мартынова)

Объекты, базовые показатели (индикаторы) и уровни оценки результатов и качества основного общего образования Образовательные результаты по русскому языку: предметные, метапредметные и личностные. Представленные «Предметные результаты освоения основной образовательной программы» представлены в общих формулировках («…сформированность представлений…», «…сформированность понятий…» и т.д.). Отсутствует содержательный блок (дидактические единицы). Дифференциация результатов образования. Базовый, уровень достижений («Выпускник научится…»). Повышенный уровень достижений («Выпускник получит возможность научиться…»). Операционализация результатов обучения по русскому языку. 21

22

Основные принципы оценки освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренных ФГОС: соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся; сбалансированность процедур внешнего и внутреннего оценивания (самооценивания); открытость процедур и результатов оценки для профессионального и общественного обсуждения, с одной стороны, и высокой степенью защиты информации частного характера, – с другой; прозрачность критериев оценки; гибкость системы оценивания, комбинирующей разные формы контроля; направленность оценки на развитие подростка, образовательного учреждения; переход от оценки результатов образования к действию по совершенствованию этих результатов; соблюдение равновесия между стандартами образования (ФГОС ООО) и личной (школьной) автономией (школьный экзамен).

24 Достижение планируемых результатов по основным разделам науки о языке Достижение планируемых результатов по овладению основными видами речевой деятельности

Коммуникативные навыки продуктивные говорение письмо рецептивные чтениеаудирование Виды речевой деятельности

Выпускник научится: адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка; проводить речеведческий анализ текста; владеть навыками различных видов чтения; владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями. Виды речевой деятельности Чтение

Умения, характеризующие достижение этого результата формулировать в устной и письменной форме цель автора прочитанного текста; владеть приёмами работы с заголовком текста и оглавлением книги; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; передавать в устной и письменной форме главное в содержании прочитанного текста; определять временные, причинно-следственные и логические отношения в тексте; выделять основную и дополнительную информацию в тексте; находить явную и скрытую информацию в тексте; пользоваться словарём с целью уточнения непонятного значения слова; перерабатывать найденную в тексте информацию в зависимости от цели её дальнейшего использования. Примеры заданий (базовый и повышенный уровень) 1. Планируемый результат: адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определенной функциональной разновидности языка.

Умение: 1)владеть приёмами работы с заголовком текста и оглавлением книги Задание базового уровня сложности Прочитайте текст газетной статьи. Как вы понимаете смысл заголовка статьи? Нам любые дороги дороги… Всемирный банк, изучив состояние российской экономики, опубликовал доклад, в котором назвал автомобильные дороги страны "чрезвычайно" дорогими и некачественными. Исследователи организации подсчитали, что ежегодно на содержание дорог (текущий и капитальный ремонт) в пересчете на один километр Россия тратит от 27 до 55 тысяч долларов. Для сравнения, в Финляндии (стране со схожими климатическими условиями), где качество трасс заметно выше, этот показатель в 2007 году составил чуть менее 10 тысяч долларов. Однако выводами Всемирного банка россиян вряд ли удивишь. О дороговизне российских дорог раньше говорили и отечественные специалисты. Так, по словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, строительство 10 километров дорог обходится столице в один миллиард долларов. Это совершенно баснословная сумма, которую не могут себе позволить даже куда более богатые города, чем Москва. При этом сами дороги в России и федерального, и местного значения качественными не являются – и об этом тоже знает каждый водитель. Недавно это, наконец, стало известно и Генпрокуратуре, которая провела собственное исследование состояния дорог в России. Правильный ответ: состояние любых дорог в России (и федерального, и местного значения) не соответствует тем денежным затратам, которые на них выделяются. Критерий достижения планируемого результата: верно данный ответ

Повышенный уровень сложности задания может быть обеспечен многомерной моделью задания; насыщенностью задания (текста) лингвистическим материалом; сложностью лингвистического материала, отобранного для задания; лингвистической спецификой текста для чтения или слушания (количество микротем, соотнесённость с тем или иным функционально-смысловым типом речи и стилем, эксплицитность или имплицитность предъявления информации и т.д.).

Задание повышенного уровня сложности Прочитайте текст газетной статьи (см. текст предыдущего задания). По мнению журналистов, заголовок статьи является очень удачным. Заполните пропуски в таблице и сделайте вывод о том, использование каких языковых средств способствует удачному заголовку. Анализ языковых средств, использованных в заголовке Пример из заголовка 1. Слова песни из известного мультипликационного фильма – «Бременские музыканты», в котором бродячие музыканты путешествуют по …. Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу свету. Тем, кто дружен, не страшны тревоги, Нам любые дороги дороги. 2. Многозначность слов в заголовкеСлово … может означать как нечто близкое сердцу, так и дорогое в материальном плане. 3.Употребление омонимов …

Правильный ответ: В заголовке в образной форме обыгрывается мысль о том, что состояние любых дорог в России (и федерального, и местного значения) не соответствует тем денежным затратам, которые на них выделяются. Содержание заголовка готовит читателя к прочтению статьи, привлекает его внимание. Этот заголовок – слова песни известного из мульфильма, хорошо знакомого читателям. Многозначность слова дороги и употребление его с омонимом (дороги дороги) позволяют в заголовке метафорично передать основную мысль статьи. Критерий достижения планируемого результата: верно заполненная таблица и сформулированный ответ.

опознать языковое явление; провести анализ; указать особенности функционирования в речи. При этом учитывается то, что каждый из разделов описывает язык с разных сторон, т.е имеет свой объект изучения. Достижение планируемых результатов по основным разделам науки о языке оценивается на основе базовых для этого раздела умений:

33 Выпускник научится: выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова; Морфемика и словообразование Примеры заданий (базовый и повышенный уровень)

2.И змерительные процедуры Уровни проведения Федеральный Региональный Муниципальный Образовательные учреждения Коммерческие организации, частные лица

Ф.И. Буслаев : «Предмет предметов» В новом образовательном стандарте русский язык приобретает статус метапредметной дисциплины.

10-11 классы РУССКИЙ ЯЗЫК РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Обоснование невозможности проверки в рамках одного экзамена содержания двух предметов: русского языка и русской литературы Научно-методические Этические (политические) ( Организационные Нарушается статус каждой из дисциплин Временя проведения экзамена Подготовка по двум предметам сразу неизбежно приведёт к перегрузке экзаменуемых Редукция экзаменов полностью снимает возможность влияния на систему Редукция содержания предметов приведёт к снижению валидности теста как измерителя Шкалирование результатов Уровень квалификации педагогов в ситуации отсутствия мониторинговых исследований будет оцениваться сразу по двум предметам Переключение с одного предмета на другой при выполнении теста создаст психологический дискомфорт на экзамене Возврат к сочинению невозможен: он полностью нивелирует то, что сделано в рамках развития каждого из предметов

Изменить статус программы: «Инвариант» ? Что делать? ЕГЭ по русскому языку, проверяющий углублённый уровень ЕГЭ по литературе проверяющий углублённый уровень Национальный «Кодификатор» ? Компетенции в обеспечении мотивации поведения и учебной деятельности Компетенции, обеспечивающие раскрытие личностного смысла учения Русская литература как обязательный школьный экзамен ЭГЕ по русскому языку в его нынешнем статусе Компетенции, проверяемые в ЕГЭ по литературе Компетенции, проверяемые в ЕГЭ по русскому языку

Благодарю за внимание !