Подготовила учитель начальных классов Барсукова И. А. БОУ города Омска «СОШ 18 с УИОП» Анализ заданий с позиций формирования универсальных учебных действий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА: ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Смирнова М.В., заместитель директора по УВР МОУ ООШ 5 г. Амурска
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Реализация ФГОС в завершенной предметной линии учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) для 2–4 классов общеобразовательных.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна,
Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколений.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Транксрипт:

Подготовила учитель начальных классов Барсукова И. А. БОУ города Омска «СОШ 18 с УИОП» Анализ заданий с позиций формирования универсальных учебных действий

2 Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ (ЛР: 1, 3, 6, 7, 8, 10) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок? В знании норм (когнитивный компонент) В наличии позитивного или негативного отношения к нормам (ценностный компонент) В принятии или неприятии норм (эмоциональный компонент) В поведении (поведенческий компонент)

В какой мере задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать? Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию

Ценностно-смысловые установки: описание «хорошего» задания «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор.

Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки Первый вопрос: Задание содержит эмоционально- ценностный компонент? ДА Второй и третий вопросы: Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация, пояснения? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Интересно - задумался Миша, - на какую же букву в Обратном словаре искать слова – названия предметов мужского рода? Ведь у них нулевые окончания? Ты поможешь Мише? Русский язык (2 класс) КОД ЗАДАНИЯ: 3-4

Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Какой же Дениска богатый, если у него нет ни собачки, ни лани, ни слонёнка? – спросил Миша. Почему Миша перечислил именно этих животных? Как ты ответишь Мише: чем же богат Дениска? Поясни свой ответ. Литературное чтение В. Драгунский «Что любит Мишка» КОД ЗАДАНИЯ: 4

Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки Первый вопрос: Задание содержит эмоционально- ценностный компонент? ДА Второй и третий вопросы: Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация, пояснения? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 3. Вправе ли главный герой считать себя «другом всех зверей»? Почему ты так думаешь? С твоей точки зрения, Филя способен нанести медузам вред? Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили и он смог бы купаться? Обоснуй своё мнение. Литературное чтение «Лучший друг медуз» М. Вайсман КОД ЗАДАНИЯ: 4

Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки Первый вопрос: Задание содержит эмоционально- ценностный компонент? ДА Второй и третий вопросы: Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация, пояснения? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

13 Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ ЛР: 5;МР: 4, 5 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностный смысл учения и рефлексия: смысл понятий Личностный смысл учения: Выход в мотивационную сферу личности Зачем я учусь? Рефлексия: Способность рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особенности Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?

Личностный смысл учения и рефлексия Предварительный вопрос: как, в чем проявля- ется наличие или отсутствие личностного смысла учения и способности к рефлексии? В потребностях и мотивах учебной деятельности В принятии или неприятии заданной педагогом учебной задачи и цели В умении осознать (осмыслить) цели, содержание и способы своей деятельности В умении оценить успешность/неуспешность своей деятельности

Мотивы: Внутренние: учебные и познавательные направленность на способы или результат; устойчивый или ситуацион- ный личностный интерес социальные широкие (польза, долг …) позиционные (одобрение) аффилиация (положительный эмоциональный фон) социальное сотрудничество саморазвитие и самообразо- вание (постоянное совершенство- вание) Внешние: вознаграждение, отметка безопасность и стабильность престиж и статус избегание неудач

Личностный смысл учения и рефлексия: особенности младших школьников В младшем школьном возрасте в рамках ведущей деятельности рефлексия сопряжена, в первую очередь, с учебными действиями контроля и оценки Необходимо помнить, что для младших школьников характерна высокая отзывчивость на новые стимулы и впечатления, что может служить препятствием в развитии любознательности

19 Формирование познавательной и личностной рефлексии в начальной школе связано с действиями контроля и оценки Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий

В какой мере задание стимулирует учащихся задумываться над мотивами, содержанием, способами, успешностью или неуспешностью своей деятельности, её причинами ? Личностный смысл учения и рефлексия: основной вопрос к заданию

«Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; А также – в идеале – постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: описание «хорошего» задания

Оценка учебных заданий: рефлексия Первый вопрос: Задание требует самооценки успешности/неуспешности? ДА Второй и третий вопросы: Нужно ли соотнести результат с учебной задачей и/или критерия- ми оценки, способами решения? Нужно ли выявить факторы/ причины успешности/неуспешнос- ти и/или поставить личные учебные задачи? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Математика (2 класс) Задание 1 Попробуй на глаз начертить на доске отрезок длиной 1м. Кто из учеников класса сделал это более точно? Проверьте это с помощью измерительной ленты.

Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Русский язык (2 класс) Задание 2 Как надо говорить…? Не забудь проверить себя по словарю. Ты не сделал (а) ни одной ошибки? Теперь ты понимаешь, для чего нужен этот словарь?

Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: ?

26 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции

27 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ САМООРГАНИЗАЦИЯ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ (МР: 1, 2, 3, 4, 5) умение самостоятельно определять цели; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки;

В широком смысле – в способности управлять своей деятельностью: ставить цели, организовы- вать, контролировать Как понимается способность к саморегуляции и самоорганизации? В узком смысле – в умении организовать свою учебную деятельность: планировать работы и ресурсы, отслеживать продвижение и качество выполнения

29 Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции связано преимущественно с действиями по организации и мониторингу собственной деятельности Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий

В какой мере задание требует от учащихся организации своей деятельности и создает (обеспечивает) необходимые для этого условия ? Самоорганизация и саморегуляция: основной вопрос к заданию

«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: состав работ и/или обязанности и/или время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию многошаговое, длительное (несколько этапов, рассчитано на неделю и более ) Включает требования и критерии оценки «Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект

Оценка учебных заданий: саморегуляция Первый вопрос: Задание многошаговое, длительное? ДА Второй и третий вопросы: Учащиеся планируют процесс выполнения? Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4

Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 3. Русский язык 3 класс 1. Безударный гласный в корне слова; 2. Парный по звонкости/глухости согласный; 3. Написание И/Ы после шипящих и Ц; 4. Написание сложных слов; 5. Написание разделительных Ь и Ъ Как выполнить работу над ошибками? В начале и конце учебника на обороте обложки ты увидишь инструкцию и задания. Найди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. Выполни одно из заданий на эту орфограмму.

Оценка учебных заданий: саморегуляция Первый вопрос: Задание многошаговое, длительное? ДА Второй и третий вопросы: Учащиеся планируют процесс выполнения? Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

36 Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ СОТРУДНИЧЕСТВО ЛР: 9;МР: 12, 13 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов- местной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

38 Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий Сотрудничество предполагает личный вклад каждого и зависимость общего результата от вклада каждого из участников работы

В какой мере задание требует совместной работы учащихся между собой и(или) с другими людьми, при которой они вступают в отношения партнеров равно заинтересованных в создании общего продукта? Сотрудничество: основной вопрос к заданию

40 «Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий Сотрудничество: модели и формат заданий

Оценка учебных заданий: сотрудничество Первый вопрос: Задание требует совместных действий? ДА Второй и третий вопросы: Учащиеся принимают согласованные решения? Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 1. Какие две скороговорки самые трудные? А как думает твой сосед по парте? Говорите каждую скороговорку по очереди. Литературное чтение (1 класс)

Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 2 (для работы в паре). Запиши как можно больше числовых выражений, значения которых равны 10. Сколько у тебя получилось? Сравни свой результат с результатом соседа по парте. Кто победил в этом соревновании? Математика (2 класс)

Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 3 (для работы в паре). Открой словарь на эту букву и выпиши ещё семь слов. Составь из этих четырнадцати слов диктант. Продиктуй его соседу по парте, а потом запиши тот диктант, который он составил для тебя. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. Много ли совпадений? Русский язык (2 класс)

Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 4.

Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 5. Литературное чтение 1 класс

47 Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ КОММУНИКАЦИЯ МР: 7, 9, 11 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог ; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

49 Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или) виртуального общения, предполагающими вступление в диалог (в том числе – с воображаемым собеседником), а также – владения речевыми средствами навыками смыслового чтения другими изобразительно-выразительными средствами Коммуникация: анализ состава учебных действий Коммуникация: анализ состава учебных действий предметный аспект

В какой мере задание требует развёрнутой (достаточно протяженной и связной) коммуникации с определёнными параметрами? Коммуникация: основной вопрос к заданию

51 Коммуникация: модели и формат заданий Коммуникация: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказыва- ния или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащи- мися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);

Оценка учебных заданий: коммуникация Первый вопрос: Задание предполагает диалог, связную, распространённую коммуникацию? ДА Второй и третий вопросы: Задана ли коммуникативная задача? Определены ли иные параметры (тема или предмет, формат) коммуникации? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Коммуникация: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Мнения ребят разделились. Костя с Петей считают, что Тёма – умный и ловкий: ни разу не поскользнулся, правильно дышал… И это - самое главное. Девочки сказали, что Тёма – мужественный: сумел преодолеть свой страх. И это важнее всего. Миша сказал: Тёма любит Жучку, вот почему он справился. А как думаешь ты? КОД ЗАДАНИЯ: 4 Н. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы» (3 класс)

Коммуникация: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Русский язык 2 класс КОД ЗАДАНИЯ: 4

55 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МР: 2 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Разрешение проблем и проблемных ситуаций: характеристика состава действий осознание проблемной ситуации – необходимости начать работу, принять решение … (ЧТО ДЕЛАТЬ?) постановка проблемы – осознание и определение того, ЧТО именно необходимо делать, разрешать оценка составляющих проблемы – поиск и отбор информации, обработка информации, условий и ограничений … (КАК и В КАКОМ ПОРЯДКЕ ДЕЛАТЬ?) перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий, поиск оптимального варианта принятие и воплощение решения

«Хорошее» задание содержит определенный вызов учащимся. Его нельзя выполнить путём воспроизведения имеющихся знаний и процедур. Задание содержит ситуацию неопределённости и допускает различные, в т.ч. – альтернативные – решения. Учащимся нужно принять решение. «Хорошее» задание содержит проблему, приближенную к реальной жизненной ситуации. В «хорошем» задании учащимся нужно воплотить в жизнь принятое решение. Разрешение проблем: требования к «хорошему» заданию

59 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ (МР: 2, 4, 5) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи; владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;

Разрешение проблем: основной вопрос к заданию В какой мере задание требует использования навыков и способов а) решения проблем (анализа ситуации, поиска и оценки информации, перебора вариантов, оценки последствий и др.), а также б) воплощения найденных решений в практике?

«Хорошее» задание требует принятия решения и воплощения его на практике на основе поиска и/или разработки новых подходов и решений в ситуации неопределённости (есть возможность выбора); в ситуации, приближенной к реальной Разрешение проблем: описание «хорошего» задания

Оценка учебных заданий: разрешение проблем Первый вопрос: Задание требует принятия само- стоятельных решений по разре- шению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий? ДА Второй и третий вопросы: Существуют ли альтернативы, есть ли у учащихся выбор? Требуется ли воплощение принятых решений на практике? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Решение проблемы: оценка (кодировка) учебных заданий

4 КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий

Задания (1). Постановка учебной проб- лемы в рамках изученного: Реши задачу, напиши сочинение, выполни опыт … 1 КОД: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий Задания (2-3). Постановка учебной проб- лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения 2-3 Задания (4). Постановка реальной проб- лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения: инсценировка, музей, создание ЭОР … 4

66 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самостоятельному пополнению и интеграции знаний

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ ПРИОБРЕТЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ ЛР: 2;МР: 6, 10, 14, 15 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

68 Формирование способности к самостоятельному пополнению и переносу знаний связаны преимущественно с выполнением логических операций, действий по аналогии в новой ситуации и оценочных действий с опорой на базовые предметные и общенаучные понятия и закономерности Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание предполагает не воспроизведение «готового знания», а его пополнение на основе использования логических операций и общеучебных навыков Переносу и интеграции знаний способст- вует использование содержания, идей, методов других предметов Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: требования к «хорошему» заданию

В какой мере задание стимулирует учащихся приобретать новое знание и на какой основе строится это новое знание? Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: основной вопрос к заданию

71 Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного посредством: исследования/преобразования известного на основе использования познавательных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания

Оценка учебных заданий: самостоятельное пополнение знаний Первый вопрос: Требуется ли осознание новых идей и/или смыслов, достижение нового уровня понимания, нового взгляда, нахождение нового применения, новых связей? ДА Второй и третий вопросы: Используются ли познавательные действия? Привлекается содержание, идеи и/или методы иных областей знания? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях

Самостоятельное получение знаний оценка (кодировка) учебных заданий Задание 1. Распредели на группы величины: 1 т, 1 см,1 г, 1 м, 1 мин, 1 с. Запиши название каждой группы.. 1 КОД ЗАДАНИЯ:

Самостоятельное получение знаний оценка (кодировка) учебных заданий Задание 2. Математика 2 класс 3 КОД ЗАДАНИЯ:

Самостоятельное получение знаний оценка (кодировка) учебных заданий Задание 3. Окружающий мир 3 класс Познакомься со списком книг, где есть интересные статьи о воде. Маша нашла эти книги в библиотеке. 1 Шапиро А.И. Лужа. – М.: Мозаика-Синтез, С. 12, 23 2 Эллиот Дж. и Кинг К. Детская энциклопедия (Реки и озёра. Моря. Воздух и вода). – М.: Росмен, с Напиши названия книг на эту тему, которые есть в вашей школьной библиотеке. Выпиши названия статей по этой теме из хрестоматии «Окружающий мир». Отметь знаком те, которые ты посоветуешь прочесть другу. 3 КОД ЗАДАНИЯ:

Освоение знаний: основные этапы 1. Прояснение смысла изучаемого 2. Перевод понятого значения (смысла) в условные знаки, символы, обозна- чения, термины 3. Понимание и применение

Освоение знаний: «хорошие» задания на первом этапе Прояснение смысла: Задания на осознание смыслов и постановку проблемы в ходе инсценировок, дидактических игр и экспериментов с изучаемыми объектами их маркировки, группировки, сортировки формирование ориентировочной основы учебных действий в ходе экспериментов и обсуждений

Освоение знаний: «хорошие» задания на втором этапе Перевод смысла в условные знаки и термины: Задания на создание учебных моделей и установление их связи с изучаемыми объектами и элементами символьного ряда в ходе сравнения/сопоставления объектов или установления связей и отношений на основе использования условных обозначений и терминов формирование ориентировочной основы учебных действий в ходе экспериментов и обсуждений

Освоение знаний: «хорошие» задания на третьем этапе Понимание и применение: Задания на преобразование имеющихся знаний создание новых объектов разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …) проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования Понимание и применение: Задания на преобразование имеющихся знаний создание новых объектов разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …) проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования выполнение проектов

80 Особенности учебных заданий, направленных на использование ИКТ в учебном процессе в целях обучения и развития

Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МР: 7, 8, 16 активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

82 Формирование ИКТ-компетентности связано с использованием ИКТ учащимися в целях их обучения и развития: для поиска, обработки, анализа, обобщения, оценки, преобразования, представления и передачи информации; для осуществления образовательного взаимодействия; для организации и мониторинга своей деятельности. Использование ИКТ: анализ состава учебных действий Использование ИКТ: анализ состава учебных действий

83 Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций

Оценка учебных заданий с использованием ИКТ Первый вопрос: Задание требует/предполагает использование ИКТ учащимися? ДА Второй вопрос: Как, для чего учащиеся используют ИКТ? В целях развития для получения нового знания, в т.ч. - сложных ИКТ-навыков для освоения УУД В хороших заданиях: Третий вопрос: ИКТ действительно необходимо? НЕТ ДА Для формирования испол- нительской компетенции

Базовые модели использования ИКТ 1. Работа с готовыми электрон- ными образовательными ре- сурсами (ЭОР), не требующая их преобразования I этап (осознание) 2. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР как средство решения учебной задачи II этап (отработка) 3. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР для самостоятельного создания новых объектов III этап (применение) Работа с текстовыми графическими редакторами и объектами (в т.ч. диа- граммами, схемами, анимациями), базами данных, датчиками, лаборато- риями, тренажерами, тестами, средст- вами коммуникации, и организации собственной учебной деятельности Тексты, презентации, объекты художественного и конструк- торского творчества, учебные модели и т.п. Работа с текстовыми, аудио-, видеоресурсами, ресурсами деловой графики

86 Оценка имеющихся обучающих заданий с позиций формирования УУД Выявление дефицитов Рекомендации по проектированию учебного процесса Рекомендации по проектированию учебного процесса

87 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме С ОТРУДНИЧЕСТВО, Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С АМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы Рекомендации по проектированию учебного процесса Рекомендации по проектированию учебного процесса

88 Спасибо за сотрудничество! ОБСУЖДЕНИЕ: