Ислам: направления, течения, секты. 1 Три направления в исламе. 2 Секты шиитов. 3 Секты хариджитов. 4 Суфизм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ассасины Оглавление Кто такие Ассасины Ассасины - этим словом во многих странах называют коварных исполнителей заранее спланированных, тщательно подготовленных.
Advertisements

Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
Мекка Стр. 61: Географическое положение арабов, Занятия арабов.
Возникновение ислама УРОК 20 ЗАДАНИЕ Скажите, что вы знаете об исламе?
Ислам Традиции и обычаи веры. Мировая религия: По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд.) Не приемлет христианской идеи триединства;
Ислам Элективный курс: «Религии мира». 10 класс ГОУ СОШ 1062 Никитенко Владимир 10 «А» класс Руководитель проекта: Иркова Л.Е. – Учитель истории и обществознания.
ИСЛАМ СИМВОЛЫ ИСЛАМА Полумесяц и з в е з д а – символы и с л а м а.
Суть учения и течения в исламе. 1. Священные книги 2. Столпы ислама 3. Исламское право 4. Различные течения в исламе 4.1. Алавиты 4.2. Исмаилизм 4.3.
Основные направления в Исламе Федоровой А. В.. Ислам – это самая молодая мировая религия. Более миллиарда по всему людей исповедуют Ислам.
Слово ислам в переводе с арабского означает предание себя Богу,то есть ислам – религия служения единственному Богу Аллаху. Последователи ислама называют.
Коран.
История мировых религий. Ислам. ТОЛСТОУХОВА АННА НИКОЛАЕВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ПОВЕДНИКОВСКАЯ СОШ» МЫТИЩИНСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Жизнь пророка Мухаммада. Мухаммад – основатель ислама Основатель ислама житель Мекки Мухаммад шести лет остался сиротой; о нем заботились родственники,
РЕЛИГИЯ. РЕЛИГИЯ.. Что такое религия? Религия – это внутренняя убеждённость в существование сверхъестественного – Бога(или богов), который является объектом.
Возникновение ислама Арабский халифат 17 июня 2013 г.
VII в – зарождение третьей мировой религии - ИСЛАМА Арабы в VI-XIвв.
Религии мира. Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверх ъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,
Религия Ислам.География
Восточнохристианский и исламский миры Урок истории 10 класс.
План-схема параграфа 5 1. Возникновение Ислама Ислам в Средние века Карта стран которые включил в себя Ислам Святилище Мухаммед и Аллах Пять Столпов ислама.
Транксрипт:

Ислам: направления, течения, секты. 1 Три направления в исламе. 2 Секты шиитов. 3 Секты хариджитов. 4 Суфизм.

Три направления в исламе. В результате внутренних противоречий в исламе по второй половине VII в. возникли три направления: хариджиты (араб, "хараджа" – выступать, вышедшие, самая ранняя в исламе религиозно-политическая группировка), сунниты и шииты (ар. "шиа" - приверженцы, партия; по-другому "Шиат-Али" - партия Али).

Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других направлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов.

Шииты: 1) Считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и зятя Мухаммеда. 2) Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти - его потомкам (алидам).

3) Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан – таинственно исчез ("ал-Ка'им" - скрытый).

Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди и установит на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные "священные писания" - ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али.

Первый раскол среди шиитов произошел в VII в., когда после мученической смерти Хусейна возник спор о четвертом имаме. Группа шиитов во главе с Кайсаном провозгласила четвертым имамом сводного брата Хусейна, сына Али от наложницы. Движение кайсанитов не получило заметной поддержки и к XI в. прекратило свое существование. Следующий раскол был связан с именем Зейда, которого его сторонники провозгласили пятым имамом.

Наиболее крупный и значимый по последствиям раскол произошел в середине VIII в., когда шестой имам шиитов Джафар лишил своего старшего сына Исмаила права стать седьмым имамом в пользу другого своего сына. Несогласные с этим решением шииты сплотились вокруг опального Исмаила и объявили его седьмым имамом, что и положило начало созданию нового учения - исмаилизм.

Исмаилизм - принципиально новое течение мысли в шиитском исламе, многое заимствовавшее как у неоплатонизма (точнее, из орфико- пифагорейской древнегреческой философии), так и из зороастризма с его культом священной семерки и индийских учений о карме, перерождениях, Брахмане-Абсолюте.

Секты исмаилитов. В 869 г. возникла секта карматов. Карматы выступали за равенство и уравнительное распределение, но при этом сохраняли и даже увеличивали количество работавших на них рабов. Их отличали крайний фанатизм и нетерпимость. В 10 веке возникла секта друзов. Последователи Дарази, обожествляли отнюдь не отличавшегося благочестием и добродетелями фатимидского халифа Хакима ( ), друзы считали, что с Хакима начался новый цикл эманации Мирового Разума.

В конце 11 века возникла секта низаритов. В районе Аламута низариты создали здесь «государство исмаилитов» - строго организованную и дисциплинированную секту. Низариты ставили своей целью воспитывать и использовать в политических целях фанатиков веры, фидаинов, попросту убийц.

Внушая будущим фидаинам, что смерть во имя веры - прямая дорога в рай, наставники юношей стимулировали их рвение гашишем. От слова «гашиш» фидаины и вся секта низаритов стали именоваться гашашинами, откуда в европейской транскрипции возникло слово ассасины (фр. - «убийцы»).

Особое положение среди всех шиитских сект занимают две из них, близкие по характеру друг к другу, алавиты и Али-илахи. Обе они обожествляют Али и ставят его, чуть ли не рядом с Аллахом. Алавиты появились в IX в. как секта основателя этого учения Нусайра. Секта Али-илахи возникла примерно в XV-XVII вв.

Хариджиты и их секты. Сначала хариджиты пытались сопротивляться Омейядам. Но восстания безжалостно подавлялись. И в среде самих хариджитов произошел раскол. Сторонники ибн-Ибада заняли более умеренную позицию и пошли на компромисс с властями, основав секту ибадитов (абадитов). сторонники аль-Азра-ка объединились в крайнюю секту азракитов, призвавших к непримиримой борьбе с Омейядами. В конце VII в. сформировалась еще одна секта хариджитов - суфриты (софриты). Они считали возможным маневрировать, следуя принципу такыйя (мысленная оговорка).

СУФИЗМ. Суфии (от слова «суф», означающего грубую шерстяную накидку, в которую они облачались) - это своеобразные мусульманские монахи. Появились они, как реакция ревностных поборников чистоты исламской идеи на ее извращение власть имущими, в первую очередь халифами и их приближенными, уже к концу VII в. далеко отошедшими от норм, завещанных пророком.

В иерархически организованных орденах существовал строгий внутренний регламент, четко определялись ступени посвящения. Первой из них - шариат была ступень обучения неофитов. Вторая ступень - тарикат - означала, что подготовленный ученик вступил на благочестивый путь.

На третьей ступени - марифат - суфий считался достигшим определенного познания; он должен был уметь в совершенстве сливаться в экстатическом трансе с Аллахом и имел право учить молодых. Четвертая и высшая ступень - хакикат - означала полное постижение истины и слияние с Божеством, доступное лишь немногим.