Население в условиях кризиса: слухи, мифы, объективная реальность… 07 апреля 2010 г. Мельников В.В. ГУ-ВШЭ
Тема кризиса как тема «О погоде» К настоящему времени, в стране не осталось ни одного человека, который не знал, что в стране и мире происходит финансовый кризис. И: «А что Вы думаете о кризисе?» Р: «Да надоел уже этот кризис, все только о нем и говорят, куда не зайди, кризис, кризис, кризис...»
Кризису посвящают сайты В Российском Интернете зарегистрирован сайт Надпись на главной странице «Темой этого сайта являются все проблемы, связанные с наступающим мировым экономическим кризисом: соотношение курсов валют, в том числе доллара, рубля и евро, проблемы процентной ставки и стоимости кредита и ипотеки, мирового спроса на российские энергоносители, макро- и микроэкономические последствия валютной политики государств…»
Единое понимание природы кризиса отсутствует Не смотря на такое большое количество информационных ресурсов посвященных кризису ответить внятно на вопрос, когда же закончится кризис, будет ли вторая волна кризиса и чего ждать простому человеку в будущем дать никто не может. Как следствие рождается значительное число слухов, суждений и мифов. Подпитывают слухи разнообразные и зачастую противоречивые прогнозы известных бизнесменов и чиновников.
Эмпирическая база исследования В качестве эмпирической базы выступают результаты масштабных качественных исследований, проведенных в период с августа 2008 года по декабрь Настоящая статья построена на анализе 45 сессии «групповых дискуссий» по 8 городам РФ (Москва, С.Петербург, Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Владивосток, Красноярск, Казань), проведенным с июля по декабрь 2008, общее число участников составляет 345 человек. Под «групповой дискуссией» мы понимаем 1,5-2 часовые дискуссии с респондентами у них дома, сбор данных осуществляется в виде полуструктурированного интервью, в одной «групповой дискуссии» участвует около 5-7 человек. Так же в работе используются данные опросов, проведенных компаниями ЦИРКОН, ВЦИОМ, НАФИ, ФОМ за период с 2008 по настоящее время. В работе приводятся ссылки на использованные материалы.
Миф 1 – от кризиса всем плохо В ходе исследования, уже в разгар кризиса (декабрь 2008 года) мы выявили четыре основных группы людей, по разному оценивающих кризис и его воздействие на жизнь людей. Группа – «Кризис только на пользу». Среди этой группы доминирует позиция о том, что кризис это не так плохо, как говорят, те, кто входит в эту группу даже положительно оценивают то, как развивается кризис. Группа – «Кризис нам не помеха». Главенствующей в этой группе точкой зрения является позиция о том, что даже если кризис и происходит, то на них этот кризис не отразится, так как их источники доходов «защищены» от кризиса. Группа – «Потенциальная боязнь кризиса». Для этой группы характерна следующая позиция: их кризис, еще не затронул, но ощущение того, что кризис может сильно ударить по благополучию есть. Группа – «Пострадавшие от кризиса» В эту группу попадают те, кого уже к моменту проведения исследования затронули сокращения или произошло очень значительное падение доходов.
Миф 2 - Народ обнищал? Данные статистики свидетельствуют о том, что происходит массовое сокращение объемов покупок населением. Снижаются покупки: автомобилей (прогноз падения от 25% до 50%), тур. Путевок (падение спроса на новогодние праздники составило 30%), телефонов (падение составляет 30-40%) и т.д. В чем же дело? Самым простым ответом будет – «Народ обнищал» и не может себе ничего позволить. Однако в реальности резкого обнищания населения не произошло, скорее исчезла возможность увеличивать потребление товаров и услуг, темпами существенно превышающими реальные возможности.
Миф 3 – во всем виновато начальство В наших исследованиях мы слышали мнение, что тему кризиса нарочно раздувают, и это связано с тем, что это выгодно, и выгодно в первую очередь начальству, причем начальству на всех уровнях, особенно недовольны действиями начальников в бизнес структурах. И: «Кто как к этому кризису относится?» Р: «На мой взгляд искусственно это раздувают!» И: «Кто?» Р: «Ну…все руководители фирм…давно хотели ужать зарплаты и прочие расходы, но никак не могли, специально сейчас культивируют тему кризиса, чтобы оправдать свои действия» Таким образом, получается, что среди населения существует миф, о неком заговоре со стороны «начальства», собственно действия руководства и рассматриваются многими как основная причина кризиса. Хотя, похоже, что впервые, руководство и не виновато.
Выводы - I Во-первых, текущий экономический кризис окружают масса слухов и мифов. Во многом, это объясняется тем, что дать четкий и ясный ответ о том, когда закончится кризис не может дать никто. Во-вторых, на теме кризиса выгодно спекулировать, можно обвинять в кризисной ситуации руководителей предприятий, требовать компенсаций или отказываться от платежей, как по заработным платам, так и по кредитам. В-третьих, кризис несет с собой не только негативные последствия, в качестве положительных эффектов можно назвать снижение цен на определенные товары и услуги.
Выводы - II В - четвертых, доля россиян, в той или иной степени ухудшивших самооценки своего материального положения за период кризиса, равна примерно 20%. В – пятых, среди населения существует определенная претензия к банкам, которые лишили их привычного «европейского» образа жизни, перестав выдавать кредиты. В – шестых, наиболее защищенной группой населения, чувствует себя та группа, которая имеет отношение к государственной службе: чиновники, МЧС, МВД и т.д.
Выводы III 1.Кризис оказался больше психологическим шоком, нежели реальным финансовым потрясением 2.Если последние месяцев люди жили в испуге за своё будущее, то на 2010 год уже многие из них начали строить планы, причём довольно амбициозные и затратные 3.На эти планы влияет не столько сфера занятости или нынешнее финансовое положение, сколько возраст и амбиции 4.Чем моложе, тем свободнее мыслят, планируют и стараются не замечать препятствий. Чем старше люди, тем они консервативнее и осторожнее в оценках 11