Население в условиях кризиса: слухи, мифы, объективная реальность… 07 апреля 2010 г. Мельников В.В. ГУ-ВШЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ влияния повышения ставки ндс на экономику страны
Advertisements

ОПРОСЫ 6-7 декабря 2008 г. Кризис в российской экономике постепенно затрагивает все большую долю трудящегося населения, однако пессимизм в умонастроениях.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Человек и деньги в условиях финансового.
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В : НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИЛЯРА ИБРАГИМОВА доцент НИУ-ВШЭ Диляра Ибрагимова доцент кафедры экономической социологии.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Ситуация на рынке жилья Санкт-Петербурга в 2008 году. Прогноз на Центр исследований и аналитики Группы Компаний Бюллетень Недвижимости Санкт-Петербург,
Финансовая культура: испытание кризисом Исследование ФОМ для ММВБ Проект «Человек и деньги»
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Отношение населения к нынешней ситуации:
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
GfK Rus Семинар ГУ-ВШЭ и ОИРОМ «Кризис: самочувствие и поведение потребителей» Москва, Тенденции потребления в России ГфК-Русь Генеральный.
Сергей Саликов, Генеральный директор холдинга АНКОР Кадровая политика транспортной отрасли в новой экономический реальности Прогноз 2010.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Российский рынок банковского розничного.
Презентация по предмету- экономика по теме: «Инфляция и дефляция их основные причины и последствия Выполнил: ученик 9 «а» класса МОУ СОШ 175 Ленинского.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Диляра Ибрагимова, Директор по исследованиям.
Принимай инвестиционные решения САМ! Китай – новая надежда или "вторая Япония"?
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Россия, Европа, США: мировой кризис и настроение.
Особенности новой волны инфляции Новая инфляционная волна мировой инфляции (первые симптомы которой проявились еще в 2004 г., а затем в 2007 г.) имеет.
Макроэкономическая ситуация и стратегия Группы Алексей Савченко, CTF Holdings Limited Совет ИТ Альфа Групп, 14 Марта 2009 г.
Перепись - это один из самых эффективных способов коммуникации с властью. Благодаря переписи государство получает информацию о том, чего не хватает гражданам.
Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения Июль 2008.
Транксрипт:

Население в условиях кризиса: слухи, мифы, объективная реальность… 07 апреля 2010 г. Мельников В.В. ГУ-ВШЭ

Тема кризиса как тема «О погоде» К настоящему времени, в стране не осталось ни одного человека, который не знал, что в стране и мире происходит финансовый кризис. И: «А что Вы думаете о кризисе?» Р: «Да надоел уже этот кризис, все только о нем и говорят, куда не зайди, кризис, кризис, кризис...»

Кризису посвящают сайты В Российском Интернете зарегистрирован сайт Надпись на главной странице «Темой этого сайта являются все проблемы, связанные с наступающим мировым экономическим кризисом: соотношение курсов валют, в том числе доллара, рубля и евро, проблемы процентной ставки и стоимости кредита и ипотеки, мирового спроса на российские энергоносители, макро- и микроэкономические последствия валютной политики государств…»

Единое понимание природы кризиса отсутствует Не смотря на такое большое количество информационных ресурсов посвященных кризису ответить внятно на вопрос, когда же закончится кризис, будет ли вторая волна кризиса и чего ждать простому человеку в будущем дать никто не может. Как следствие рождается значительное число слухов, суждений и мифов. Подпитывают слухи разнообразные и зачастую противоречивые прогнозы известных бизнесменов и чиновников.

Эмпирическая база исследования В качестве эмпирической базы выступают результаты масштабных качественных исследований, проведенных в период с августа 2008 года по декабрь Настоящая статья построена на анализе 45 сессии «групповых дискуссий» по 8 городам РФ (Москва, С.Петербург, Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Владивосток, Красноярск, Казань), проведенным с июля по декабрь 2008, общее число участников составляет 345 человек. Под «групповой дискуссией» мы понимаем 1,5-2 часовые дискуссии с респондентами у них дома, сбор данных осуществляется в виде полуструктурированного интервью, в одной «групповой дискуссии» участвует около 5-7 человек. Так же в работе используются данные опросов, проведенных компаниями ЦИРКОН, ВЦИОМ, НАФИ, ФОМ за период с 2008 по настоящее время. В работе приводятся ссылки на использованные материалы.

Миф 1 – от кризиса всем плохо В ходе исследования, уже в разгар кризиса (декабрь 2008 года) мы выявили четыре основных группы людей, по разному оценивающих кризис и его воздействие на жизнь людей. Группа – «Кризис только на пользу». Среди этой группы доминирует позиция о том, что кризис это не так плохо, как говорят, те, кто входит в эту группу даже положительно оценивают то, как развивается кризис. Группа – «Кризис нам не помеха». Главенствующей в этой группе точкой зрения является позиция о том, что даже если кризис и происходит, то на них этот кризис не отразится, так как их источники доходов «защищены» от кризиса. Группа – «Потенциальная боязнь кризиса». Для этой группы характерна следующая позиция: их кризис, еще не затронул, но ощущение того, что кризис может сильно ударить по благополучию есть. Группа – «Пострадавшие от кризиса» В эту группу попадают те, кого уже к моменту проведения исследования затронули сокращения или произошло очень значительное падение доходов.

Миф 2 - Народ обнищал? Данные статистики свидетельствуют о том, что происходит массовое сокращение объемов покупок населением. Снижаются покупки: автомобилей (прогноз падения от 25% до 50%), тур. Путевок (падение спроса на новогодние праздники составило 30%), телефонов (падение составляет 30-40%) и т.д. В чем же дело? Самым простым ответом будет – «Народ обнищал» и не может себе ничего позволить. Однако в реальности резкого обнищания населения не произошло, скорее исчезла возможность увеличивать потребление товаров и услуг, темпами существенно превышающими реальные возможности.

Миф 3 – во всем виновато начальство В наших исследованиях мы слышали мнение, что тему кризиса нарочно раздувают, и это связано с тем, что это выгодно, и выгодно в первую очередь начальству, причем начальству на всех уровнях, особенно недовольны действиями начальников в бизнес структурах. И: «Кто как к этому кризису относится?» Р: «На мой взгляд искусственно это раздувают!» И: «Кто?» Р: «Ну…все руководители фирм…давно хотели ужать зарплаты и прочие расходы, но никак не могли, специально сейчас культивируют тему кризиса, чтобы оправдать свои действия» Таким образом, получается, что среди населения существует миф, о неком заговоре со стороны «начальства», собственно действия руководства и рассматриваются многими как основная причина кризиса. Хотя, похоже, что впервые, руководство и не виновато.

Выводы - I Во-первых, текущий экономический кризис окружают масса слухов и мифов. Во многом, это объясняется тем, что дать четкий и ясный ответ о том, когда закончится кризис не может дать никто. Во-вторых, на теме кризиса выгодно спекулировать, можно обвинять в кризисной ситуации руководителей предприятий, требовать компенсаций или отказываться от платежей, как по заработным платам, так и по кредитам. В-третьих, кризис несет с собой не только негативные последствия, в качестве положительных эффектов можно назвать снижение цен на определенные товары и услуги.

Выводы - II В - четвертых, доля россиян, в той или иной степени ухудшивших самооценки своего материального положения за период кризиса, равна примерно 20%. В – пятых, среди населения существует определенная претензия к банкам, которые лишили их привычного «европейского» образа жизни, перестав выдавать кредиты. В – шестых, наиболее защищенной группой населения, чувствует себя та группа, которая имеет отношение к государственной службе: чиновники, МЧС, МВД и т.д.

Выводы III 1.Кризис оказался больше психологическим шоком, нежели реальным финансовым потрясением 2.Если последние месяцев люди жили в испуге за своё будущее, то на 2010 год уже многие из них начали строить планы, причём довольно амбициозные и затратные 3.На эти планы влияет не столько сфера занятости или нынешнее финансовое положение, сколько возраст и амбиции 4.Чем моложе, тем свободнее мыслят, планируют и стараются не замечать препятствий. Чем старше люди, тем они консервативнее и осторожнее в оценках 11