Урок как пространство формирования метапредметных умений школьников школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Advertisements

М ЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ( В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ )
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Достижение метапредметных результатов образования и способы их оценивания средствами УМК «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Метапредметность как… Машуков А.В., помощник ректора.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
Проблема разобщённости научного знания Метапредметный подход в образовании, и соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Урок как пространство формирования метапредметных умений школьников школьников

формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Цели нового стандарта образования:

Метапредметность Метапредметность – это особый тип интеграции учебного материала на основе деятельностного подхода

Метапредметы Метапредметы – это учебные предметы, в основе которых лежит мыследеятельностный тип интеграции и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «знак», «знание». «проблема», «задача» и др.

Метапредметы соединяют в себе: идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности

Фундаментальные образовательные понятия: - Пространство и время; - Движение - Пути познания; - Мифы и парадоксы - Изменение и развитие; - Порядок и хаос - Знание и незнание; - Рисунок и схема -Модель и способ; - Постановка проблемы -Постулаты и доказательства; - Простое и сложное; - Общество и среда -Звук и цвет; - Позиция и роль - Энергия и работа; - Понятие живого (Учительская газета, 2009 г. Рубрика «Фундаментальные понятия»)

Метапредметные результаты – это освоенные учащимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях умение учиться, умение ориентироваться в явлениях действительности, умение ориентироваться в мире ценностей, готовность к профессиональному выбору, освоение ключевых компетентностей

Метапредметные результаты Метапредметные результаты можно представить как совокупность достижений учащихся в области исследовательской, проектной и коммуникативной культуры.

исследовательской культуры Элементами исследовательской культуры являются: общеучебная культура, культура работы с информацией, культура проведения исследования

культуры проектной деятельности Элементами культуры проектной деятельности являются: умения определить её смысл, цели, ресурсы, необходимые для выполнения поставленной цели, умение планировать деятельность, взаимодействовать с другими людьми и анализировать результаты деятельности.

коммуникативной культуры Элементами коммуникативной культуры являются: культура работы с вопросом (умение задавать вопросы и отвечать на них), культура устного изложения позиции, культура письменного сообщения, культура ведения дискуссии, культура разрешения межличностных конфликтов, культура оценочных суждений.

На метапредмете «Знание» На метапредмете «Знание» формируется блок способностей работать с понятиями. Понятие - это форма мысли, в которой отражаются существенные, отличительные признаки предметов

Необходимо научиться определять понятия, то есть формулировать их определения. Дать определение понятия это значит раскрыть его содержание, установить значение термина, отличить данный объект от всех других, похожих на него.

Например: перевести иностранный термин на русский язык (фотосинтез – светообразование) перечислить составные части определяемого объекта (побег это стебель с листьями и почками) объяснить, как образуется данный объект

Определение понятий через род (ключевое слово) и видовые отличия (существенные признаки) Глагол это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

На метапредмете «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся: кодировать информацию, выражать с помощью схем, знаков, символов то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать. За разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, нерешенных проблем Они осваивают техники анализа, умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

Слово ПРОБЛЕМА происходит от греческого «problenа» - «задача». В широком смысле проблемой называют сложный, противоречивый вопрос, требующий изучения, разрешения

Формула решения любой проблемы: осознание проблемы постановка цели формулирование задач выбор стратегии планирование контроль выполнения планов осознание результатов деятельности

При решении проблем и достижении целей мы используем различные ресурсы: информационные знания: они могут быть в нашей голове или на страницах книг, их можно получить из Интернета или во время общения с друзьями и специалистами; материальные ресурсы - это все предметы, которые нам нужны для решения наших задач; трудовые ресурсы - это труд людей, которых мы привлекаем к достижению своей цели: наших консультантов, помощников, экспертов

Стратегия «ИДЕАЛ» (каждая буква этого слова - шаг, который нужно сделать, чтобы выйти из трудной ситуации) Интересно, в чем проблема? Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Есть ли какие-нибудь «сильные» решения? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как это осуществить на практике?

Стратегия «МОЗАИКА ПРОБЛЕМ» используется при коллективном анализе проблем Выделяются разные аспекты одной большой проблемы и записываются на отдельных участках большого листа Лист разрезается, кусочки раздаются по группам На обратной стороне листа группа записывает свои идеи по решению этой части проблемы Далее эти листы передаются по кругу и группы познакомившись с предыдущими записями, пишут свои дополнения и предложения Затем из кусочков вновь собирается мозаика, и обсуждаются лучшие варианты решения проблемы

Стратегия «ФИШБОН» - «РЫБНАЯ КОСТЬ» Сначала снизу записывается формулировка проблемы. Затем выявляются причины возникновения проблемы и подбираются аргументы, подтверждающие эти предположения. Причины записываются слева, аргументы - справа. Путем анализа связки «причины - аргументы» формулируется вывод, который записывается в верхней части рисунка.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. У школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Учащиеся осваивают техники перевода проблем в задачи, поиск и рефлексию средств их решения и т.д.

Элементами коммуникативной культуры являются: культура работы с вопросом (умение задавать вопросы и отвечать на них). «Умный вопрос это уже добрая половина знаний».

Какие бывают вопросы? Самые простые - это ли - вопросы, в которых нет даже вопросительного слова: Был ли А.С. Пушкин в Вятке? Вопрос как называется...? позволяет вспомнить название термина, поэтому в формулировке вопроса должны быть перечислены признаки того объекта, название которого вы хотите узнать..

Какие бывают вопросы? Вопрос что такое...? требует в ответе точной формулировки определения понятия. Вопросы какой? какая? какие? позволяют перечислить признаки изучаемых объектов. Вопросы каким образом? как происходит? требуют от нас объяснения механизма действия или явления.

При проверке знаний выделяют три уровня сложности вопросов: Первый уровень - репродуктивный. С помощью вопросов и заданий этого уровня ученик воспроизводит (повторяет без изменений) уже знакомый материал. Вопросы: П ЕРЕЧИСЛИТЕ -Р АССКАЖИТЕ О... -П ОКАЖИТЕ... - З АРИСУЙТЕ... ЧТО такое... КТО написал... ГДЕ находится...КАК называется... К ОГДА произошла...

Второй уровень - конструктивный - предполагает применение знаний в знакомой ситуации. При выполнении заданий второго уровня учащимся предстоит создавать новые конструкции из имеющихся у них знаний. При этом они будут сравнивать, выделять главное, объяснять... В ОПРОСЫ : * К АКОВА ПРИЧИНА … * ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ... * ЧЕМ ПОХОЖИ... * ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ... *П ЕРЕЧИСЛИТЕ И ОБЪЯСНИТЕ... *Н АЙДИТЕ ФАКТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ... *О ТБЕРИТЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ... *С ОСТАВЬТЕ ПЛАН ( КОНСПЕКТ, СХЕМУ, ГРАФИК...) *З АПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ... *П ОЛЬЗУЯСЬ ПЛАНОМ, ОПИШИТЕ...

Третий уровень - творческий. Это проблемные, развивающие вопросы и задания, требующие размышления, установления причинно- следственных связей, выдвижения гипотез, доказательства и опровержения. При этом учащимся придётся показать свободное владение знаниями в новых, незнакомых ситуациях, проявить творчество, умение нестандартно мыслить.

В ОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ : П ОЧЕМУ... Д ОКАЖИТЕ ИЛИ ОПРОВЕРГНИТЕ УТВЕРЖДЕНИЕ О БОБЩИТЕ, СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД... В ЫДВИНЬТЕ ГИПОТЕЗУ, ПРЕДЛОЖИТЕ ВАРИАНТ ЕЁ ПРОВЕРКИ... Д АЙТЕ СРАВНИТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ... С КОНСТРУИРУЙТЕ... П РЕДЛОЖИТЕ свой ВАРИАНТ... В ЫЯВИТЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ... Н АПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ ( РЕЦЕНЗИЮ, ОТЗЫВ...)

Познакомив учащихся с этим, учитель дает текст учебного материала по предмету и просит составить разные типы вопросов к данному тексту.

Метапредметные технологии – это педагогические способы работы с мышлением, действием, рефлексией, пониманием, коммуникацией учащихся, которые используются при преподавании метапредметов и предметов традиционного цикла