Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле в узком смысле Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении.
Advertisements

Культура как социальное явление. Молодежная субкультура. 900igr.net.
Культура (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности,
Духовная культура. Духовная сфера жизни общества Д.жизнь общества – отношения людей опосредуются нематериальными ценностями. Знания, вера, чувства, переживания,
Формы, виды, типы культуры Морфология культуры. Тема 11.
Культура – от лат. сultura – возделывание, обработка и уход за землей с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей.
Культура Культура Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура.
Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок.
Культура как система ценностей. Три значения понятия «культура»: определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление (министерства.
Традиции Духовная составляющая традиции - элементы познавательной, нравственной, правовой, художественной, педагогической, религиозной и других культур.
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Общество и общественные отношения. Общество- определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки.
Презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация по теме "Культура и духовная жизнь общества"
Обществознание. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком. Культура Широкое значение – это все, что создано человеком (обществом)
Понятие правовой культуры. Правовая культура часть культуры общества, т.е. система ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих обществу.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
Обществознание. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком. Культура Широкое значение – это все, что создано человеком (обществом)
Тема: Духовная культура человека и общества.. 1.Понятие «культура». КУЛЬТУРА В широком смысле в узком смысле Все виды преобразовательной деят-ти чел-ка,
Какие сферы жизни общества вам известны? экономическая политическая социальная духовная.
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. 2. Средства массовой.
Транксрипт:

Специальность «Налоги и налогообложение» Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс

Тема 2.2. Культура как социальное явление Тема урока: Особенности социологического анализа культуры

1.Определение понятия «культура» Культура – устойчивая совокупность способов жизнедеятельности и мышления, присущая определённым социальным общностям (этносам, нациям, народам)

Первоначальное значение термина «культура» Термин «культура» Термин «культура» означал возделывание, облагораживание земли

Социологическое представление о культуре Социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создаётся в результате его осознанной целенаправленной деятельности

Понятие «культура» Культура имеет социальную природу и выражается в социальных отношениях Культура имеет социальную природу и выражается в социальных отношениях Культура не наследуется генетически, а возникает одновременно с человеческим обществом и формируется, аккумулируя опыт и знания многих поколений Культура не наследуется генетически, а возникает одновременно с человеческим обществом и формируется, аккумулируя опыт и знания многих поколений

Социальные носители культуры Материальная и духовная деятельность людей создаёт социальные (внеприродные) носители культуры – артефакты: Материальная и духовная деятельность людей создаёт социальные (внеприродные) носители культуры – артефакты: - Средства труда - Способы производства и потребления - Предметы домашнего обихода - Здания - Произведения литературы и искусства - Язык, традиции - Обычаи и т.д.

Социальный смысл природных объектов

Культура Формирование культурных ценностей и норм происходит на основе отбора определённых типов поведения и опыта людей

Основа культуры Основу культуры составляют ценности Основу культуры составляют ценности Ценности регулируют взаимоотношения людей и определяют способы ценностного освоения действительности Ценности регулируют взаимоотношения людей и определяют способы ценностного освоения действительности

Социальные ценности Социальные ценности – это разделяемые социальной общностью: - положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира; - общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности целей и способов их достижения.

Процесс формирования определённой нормы Социальные ценности определяют социальные нормы Социальные ценности определяют социальные нормы Ценность – норма: хорошо – можно, плохо - нельзя Ценность – норма: хорошо – можно, плохо - нельзя

Социальные нормы Социальные нормы – это предписываемые стандарты, правила, образцы и социальные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей

Виды ценностно-нормативных регуляторов Правовые регуляторы Правовые регуляторы Моральные регуляторы Моральные регуляторы

Правовые нормы Функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы Функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы В случае нарушения правовых норм к нарушителю могут быть применены соответствующие правовые санкции В случае нарушения правовых норм к нарушителю могут быть применены соответствующие правовые санкции

Моральные нормы и ценности Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности

2.Социальные функции культуры Воспитательная Воспитательная Образовательная Образовательная Регулирующая Регулирующая Объединяющая Объединяющая

3.Структура культуры Культура представляет единство трёх составляющих: материальной, социальной и духовной.

Материальная составляющая культуры Это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей

Социальная составляющая культуры Это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов

Духовная составляющая культуры Это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности

Элементы культуры Сознание Сознание Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира Язык Язык Деятельность Деятельность

Сознание Сознание (память, мышление) даёт человеку возможность познавать мир и себя, накапливать опыт и знания и передавать их последующим поколениям

Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира Человек оценивает свои и чужие действия и намерения Человек оценивает свои и чужие действия и намерения В каждой культуре имеются свои особенности в системе ценностных ориентаций В каждой культуре имеются свои особенности в системе ценностных ориентаций

Язык Язык – важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением Язык – важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением Язык – особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов Язык – особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов Язык – основное средство хранения и передачи культуры Язык – основное средство хранения и передачи культуры

Деятельность Это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной природы Это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной природы Человеческая деятельность носит осознанный характер Человеческая деятельность носит осознанный характер

4.Типология культуры Виды культуры: Народная культура Народная культура Элитарная культура Элитарная культура Массовая культура Массовая культура

Народная культура Это самый первый из всех видов культуры Это самый первый из всех видов культуры Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества Народная культура включает: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т.д. Народная культура включает: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т.д.

Элитарная культура Это культура для избранного круга людей, обладающих особой художественной восприимчивостью Это культура для избранного круга людей, обладающих особой художественной восприимчивостью Это индивидуальное творчество Это индивидуальное творчество Производители элитарной культуры – выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы Производители элитарной культуры – выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы

Массовая культура Получает распространение с развитием массовых коммуникационных систем в XX веке Получает распространение с развитием массовых коммуникационных систем в XX веке Это – массовое производство культурных образцов и массовое потребление Это – массовое производство культурных образцов и массовое потребление

Субкультура Часть общей доминирующей в обществе культуры Часть общей доминирующей в обществе культуры Это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности Это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности

Контркультура Социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры Социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры Возникло в 60-е гг. XX в. в молодёжной среде западных стран Возникло в 60-е гг. XX в. в молодёжной среде западных стран Это своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры: индивидуализма, прагматизма, религиозной морали, традиционных семейных ценностей Это своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры: индивидуализма, прагматизма, религиозной морали, традиционных семейных ценностей