Презентация к уроку для 9 класса Хуснадинов Рашид Ханафиевич учитель химии и биологии Всесвятская вечерняя СОШ Пермский край Основы радиохимии и радиоэкологиирадиохимии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Биологическое действие радиации. Причины отрицательного действия радиации: Какая энергия передана потоком ионизирующих частиц данному телу. Какова масса.
Advertisements

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада Выполнили: Аминова Диана, Теслюк Паша, Смирнова Вика, Ученики 9 «А» класса Руководитель:
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада Подготовили: ученик 9 «В» класса Шевнин Сергей и ученица 9 «В» класса Редькина Виолетта.
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ.
Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивного излучения.
Урок-конференция Радиация и ее воздействия на биологические объекты Учитель Прокопец Н.Д.
Презентация к уроку по ОБЖ (8 класс) по теме: Ионизирующее излучение.
Интегрированный физико–биологический урок Васильева Зоя Борисовна, учитель физики МБОУ СОШ 3 г.Славянска-на-Кубани.
РАДИОАКТИВНОСТЬ. АЛЬФА-, БЕТА-, ГАММА-РАСПАД АТОМНОГО ЯДРА. Автор презентации: Лебедева Марина Геннадьевна МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов.
История изучения радиоактивности началась 1 марта 1896 года, когда известный французский ученый Анри Беккерель случайно обнаружил странность в излучении.
* Источниками облучения являются естественный радиационный фон Земли, техногенно измененный естественный фон и искусственный радиационный фон. В результате.
Биологическое действие ионизирующих излучений. Ионизирующими являются лишь такие излучения, энергия которых (на одну частицу) способна вызвать ионизацию.
Что такое радиоактивность? Какие радиоактивные лучи вы знаете? Какими свойствами они обладают?
Радиоактивность - явление испускания атомами невидимых проникающих излучений Радиоактивность - явление испускания атомами невидимых проникающих излучений.
Урок – исследование на тему: Радиация и жизнь. Цель урока: Цель урока: Изучение влияния радиации на живые организмы. Изучение влияния радиации на живые.
ИОНИЗИРУЮЩИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ. Ионизирующими называют излучения, которые при взаимодействии с веществом вызывают его ионизацию. Явление радиоактивности было.
Вопросы для повторения. Основы ядерной физики. Что называют радиоактивностью?
Биологическое действие и применение ионизующих излучений.
Студентки 3 курса Новиковой Анастасии Владиславовны 1.
СТРОЕНИЕ ЯДРА Радиоактивность Julia Kjahrenova 1.
Транксрипт:

Презентация к уроку для 9 класса Хуснадинов Рашид Ханафиевич учитель химии и биологии Всесвятская вечерняя СОШ Пермский край Основы радиохимии и радиоэкологиирадиохимии и радиоэкологии 2013 г

Цель урока. Обобщить и закрепить сведения о радиоактивности, о воздействии излучений радиоактивных атомов на окружающую среду и на организм человека. Задачи. Уметь применять полученные знания при решении задач связанных с радиоактивным превращением атомов. Уметь применять полученные знания для предупреждения воздействия излучений радиоактивных атомов на здоровье человека и окружающую среду.

Радиоактивностью называют способность некоторых атомов самопроизвольно превращаться в атомы других элементов. Рис 1. Строение атома

Основной закон радиоактивного распада. Скорость радиоактивного распада. Формула N t = N 0 e – λt называется законом радиоактивного распада. Скорость радиоактивного распада называется абсолютной радиоактивностью, обозначается (a) определяется по формуле: а t = а 0 е – λt, где е = 2,71828 «натуральное» число; λ – постоянная распада радионуклида; а 0 – радиоактивность в начальный момент времени; t – время.

Рис 2. Экспоненциальный график изменения радиоактивности препарата (а) с течением времени (t)

Таблица 1. Самый распространенный радионуклид – это калий – 40 ( К значение Т 1/2 = 1,28 × 10 9 лет) входит в смесь стабильных изотопов природного калия 39 К и 41 К. Содержание 40 К в смеси около 0,00118%. В организме человека это самый распространённый радионуклид. Важнейшие природные и техногенные радионуклиды, обуславливающие радиационный фон на поверхности Земли

Радиоактивность по калию – 40 некоторых продуктов питания

Природный радионуклид углерод – 14 ( 14 6 С значение Т 1/2 = 5730 лет) с постоянной скоростью образуется в атмосфере за счёт взаимодействия ядер азота – 14 с нейтронами. Уравнение ядерной реакции: Рис. 3. Пример пищевой цепочки, по которой в организм человека попадает углерод -14.

Воздействие излучений радиоактивных атомов на организм человека. Доза излучения. Вредное воздействие излучений радиоактивных атомов наблюдается только тогда, когда излучение взаимодействует со средой. Само воздействие состоит в распаде молекул под действием ионизирующего излучения на ионы и свободные радикалы. Ионизация живой ткани нарушает жизнедеятельность клеток и отрицательно влияет на здоровье организма. Доза излучения количественно характеризует действие излучения радиоактивных атомов на окружающую среду и на организм человека. Различают: D погл – поглощённую дозу, в СИ – 1 Гр (грей) D экв – эквивалентную дозу, в СИ – 1 Зв (зиверт) D эфф – эффективную дозу, в Си – 1 Зв (зиверт)

Способы защиты от радиации Радиоактивные препараты ни в коем случае нельзя брать в руки – их берут специальными щипцами с длинными ручками. Легче всего защитится от внешнего источника α – частиц, так как они обладают низкой проникающей способностью не более 100 – 150 мкм. Для защиты достаточно экрана из писчей бумаги или слоя воздуха в 10 – 15 см. β - – частицы имеют гораздо большую проникающую способность, поэтому от их воздействия труднее защититься. Пробег β - - частиц в воздухе достигает нескольких десятков сантиметров. Для защиты организма от воздействия β - - частиц, испускаемых внешним источником, требуется экран из слоя алюминия или органического стекла в мм. Ещё большей проникающей способностью обладают γ – кванты. Для защиты от вредного воздействия γ – квантов используют толстый слой бетона или свинца.

Рис. 4. Прохождение ядерного излучения через разные материалы

Роль радона в радиоэкологии Выяснено, что главное вредное воздействие на население Земли оказывают не техногенные радионуклиды, а природный α – радиоактивный радон 222 Rn. Более половины всего природного фона обусловлено излучением радона. Радиоактивный инертный газ радон (наиболее долгоживущий 222 Rn значение Т 1/2 = 3,823 сут) образуется в результате последовательных радиоактивных превращений ядра урана – 238. Попавшие в атмосферу тяжёлые атомы радона скапливаются в низинах, подвалах и на первых этажах домов. Вместе с воздухом радон попадает в лёгкие. Для снижения вредного воздействия радона не следует долго находиться в подвалах, помещения нужно как можно чаще проветривать.

Рис. 5. Диаграмма составных частей (в %) в годовой радиационной нагрузке на организм человека на поверхности Земли

Литература 1.Химия и общество. Пособие для учителей. Американское химическое общество. Пер. с англ. М.: Мир, 1995 г. 2.Бердоносов С. С. Менделеева Е. А. Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов. Учебно-методическое пособие М г. 3.Красноперова А. П. Основы радиохимии и радиоэкологии. Учебник для вузов. Харьков г.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!