Управленческая экономика Тема 4. Прикладные аспекты потребительского выбора и спроса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Advertisements

Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Прикладная экономика Микроэкономика. 1.Прикладные аспекты теории потребительского выбора и спроса 2.Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Применение функций в экономике. Функции находят широкое применение в экономической теории. Спектр используемых функций весьма широк от простейших линейных.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Поведение потребителя Natalja Viilmann, PhD Лекция 2:
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Транксрипт:

Управленческая экономика Тема 4. Прикладные аспекты потребительского выбора и спроса.

Содержание темы 4. 1) Теория потребительского выбора. 2) Прикладные аспекты теории потребительского выбора. 3) Как менеджеры могут стратегически воздействовать на потребительский выбор? (семинар).

1.Теория потребительского выбора.

1)Общие принципы потребительского выбора 2)Концепция полезности. 3)Линия бюджетного ограничения. 4)Кривые безразличия. 5)Предельная норма замещения.

5 Общие принципы поведения потребителя на рынке 1. Покупатель руководствуется своими предпочтениями. 2. Поведение потребителя является рациональным. 3. Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность. 4. На выбор потребителя влияет закон убывающей предельной полезности. 5. Возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом.

6 Кардиналистская теория потребительского выбора предполагает, что полезность измеряется в абсолютных единицах с использованием количественных числительных. Ординалистская теория потребительского выбора основывается на предположении о том, что потребитель, выбирая, распределяет варианты в определенном порядке (кривые безразличия).

7 Функция полезности это прямо пропорциональная зависимость между совокупной полезностью благ и их количеством. U = f (Qx,y)

8 Правило максимизации полезности Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ. MU y MU x = P y P x Или: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ. MU y P y MU x P x = ---- MU x P x MU y P y

9 Бюджетное ограничение D Q x С В А Qy Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю

Кривые безразличия Показывают различные комбинации двух благ, приносящие потребителю одинаковую общую полезность.

11 Кривые безразличия 1. Кривые безразличия не пересекаются. 2. Кривая безразличия, в большей степени удаленная от начала координат, соответствует более высокому уровню полезности. 3. Уменьшение крутизны наклона кривой безразличия отражает факт снижения предельной нормы замещения(MRS) блага Y благом X.

Предельная норма замещения (MRS yx ) коэффициент, показывающий степень изменения количества блага Y в результате изменения количества блага X при данном уровне общей полезности потребительского набора. Предельная норма замещения уменьшается:

ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕЩЕНИЯ: Субъективная готовность потребителя платить за одну дополнительную единицу товара X отказом от определенного количества товара Y, при условии, что полезность не меняется.

14 Правило максимизации полезности в ординалистской теории Имеем: 1.линию бюджетного ограничения (доход, цены) E = Q x · P x + Q y · P y 2.различные кривые безразличия (функцию полезности) 3.снижающуюся MRS yx Потребитель выбирает оптимальный набор благ, то есть максимизирует полезность при данном доходе и ценах, в точке кривой безразличия, где предельная норма замещения блага Y благом X равна соотношению цен этих благ.

15 Равновесное положение потребителя D

2. Прикладные аспекты теории потребительского выбора.

1)Влияние временного ограничения на потребительский выбор. 2)Компромисс между объемом производства и прибылью. 3)Компромисс между риском и доходом. 4)Выбор между работой и досугом.

2.1. Влияние временного ограничения на потребительский выбор. Для потребителя время может быть также важно, как деньги. Временное ограничение сокращает число доступных потребительских наборов.

Пусть мистер Эванс, который регулярно посещает футбол и бейсбол, решил, что будет тратить на помещение матчей не более 24 часов в месяц и не более 120$ на билеты. Он тратит 4 часа, чтобы добраться до бейсбольной площадки и 6 часов – чтобы доехать до футбольного стадиона. Билет на бейсбол стоит 10$, на футбол – 40$. Пусть B – число бейсбольных, а F – число футбольных матчей, которые Эванс посещает каждый месяц. Тогда 40F+10B=120 Отсюда, F = 3-B/4 – можно построить линию бюджетного ограничения.

Но мы не учли временное ограничение. Если Эванс тратит 24 часа на матчи, то: 6F+4B=24 F=4-2B/3 - линия временного ограничения F (футболь ных матчей в мес.) B (бейсбольных матчей в мес.) A E C D Линия временного ограничения Линия бюджетного ограничения Эванс должен выбрать потребит. набор на линии AE или ЕС (отрезок ED не доступен из-за временного ограничения

2.2. Компромисс между объемом производства и прибылью. В реальном мире менеджерам часто приходится делать выбор между различными целями. Мы можем использовать кривые безразличия для оценки выбора. Предположим перед менеджером стоит 2 цели: 1) получить большую прибыль; 2) стать заметным игроком на рынке (рост объема продаж).

Для упрощения представим, что фирма выпускает уникальный товар, т.о. кривая рыночного спроса = кривой спроса на её продукцию. P = a – bQ P=a, когда Q=0 Q=a/b, когда P=0 TR (общий доход, выручка) = 0, когда P=0 или Q=0 Если производство единицы продукции обходится в k ед., то TC (общие издержки) = kQ.

Полезность увеличивается, если увеличивается прибыль (при неизменном выпуске) или увеличивается выпуск (при неизменной прибыли). Фирма максимизирует полезность при прибыли П2 и выпуске Q2, получая полезность U2. Заметим, что она не максимизирует прибыль (U1) или выпуск. Мы ограничили выпуск мах размерами, приносящем мах прибыль.

2.3. Компромисс между риском и доходом. Предположите, что у инвестора Деви есть $1 млн. которые она хочет разместить между акциями и государственными облигациями. Ожидаемая доходность по гособлигациям 5%, и нет риска. Ожидаемая доходность по обыкновенным акциям 10% и значительный риск. Если она инвестирует 1/2 в акции, то она ожидает 7,5% доход и незначительный риск.

Линия RT показывает ожидаемый доход и соответствующий ему риск для различных сочетаний двух типов инвестиций. Люди отличаются по своим склонностям к риску. Можно это представить в виде кривых безразличия. Для большинства из нас кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Чем больше ожидаемый доход, тем на больше риска согласна Деви. Она должна выбрать точку S на линии RT, где она касается с самой высокой кривой безразличия. Здесь ее ожидаемый доход = 7.5%. Следовательно она должна купить на 500 тыс. $ гособлигаций и на 500 тыс $ обычных акций. Ожидаемый доход (%) Риск ,5 Т S R

Conservative portfolio: 60% to income assets, 40% to growth assets Balanced portfolio: 40% to income assets, 60% to growth assets Aggressive portfolio: 20% to income assets, 80% to growth assets Risk profile calculator: (What is your investment risk profile?)

2.4. Выбор между работой и досугом. «There are 24 hours each day whether you are reach or poor» - говорят англичане. Таким образом, имеем бюджетное ограничение: H W +H L = 24, где H W – рабочие часы, H L – часы досуга. Функция полезности: выражение от дохода и досуга U = f (I, L). При данном уровне дохода, она будет счастливее если будет больше отдыхать, и при данном уровне досуга, счастливее при большем доходе. Мы можем оценить доход, как: W. (24 - H L ) = 24W – W. H L, где W – заработная плата/час.

Время – деньги. Теперь мы можем продемонстрировать это с помощью бюджетного ограничения. Если мы выберем только работу, то H W = 24, H L =0. Доход = 24W. Если только отдых, то H W = 0, H L =24. Доход = 0. Рынок будет платить нам W за час (или мы жертвуем W за каждый час досуга): –W = –24W/24 Наклон кривой безразличия: = / Таким образом, индивид будет работать до точки, в которой компромисс досуг-доход будет равен зарплате MU L /MU I =W. На базе модели досуг-работа можно построить индивидуальную кривую предложения труда.

Доход 24W I0I0 24H L HLHL Досуг U4U4 U3U3 U2U2 U1U1 Часы работы при з/п W Если зарплата = W, часы работы 24–H L часов При увеличении зарплаты до W, индивид изменит спрос на досуг (сократит до H L ), предпочтя больше работать. Часы работы увеличатся до 24–H L. Но при дальнейшем увеличении зарплаты он будет работать меньше, т.к. уже получает достаточно для комфортной жизни и может уделить больше времени семье. Так, если зарплата вырастет до W, индивид сократит рабочее время до 24–H L часов.

Кривая индивидуального предложения труда Эффект дохода – изменение количества часов работы (предложения труда), в ответ на изменение совокупного дохода при неизменной ставке зарплаты. Эффект замещения – изменение количества часов работы (предложения труда), в ответ на изменение ставки зарплаты при постоянном доходе.

Зарплата Индивидуальная кривая предложения труда в пространстве «зарплата – досуг» L1L1 w1w1 w3w3 w2w2 L2L2 L3L3 Часы работы

Спасибо за внимание!