Монополистическая конкуренция в пищевой промышленности.
Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей. Монополистическая конкуренция широко представлена на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, в розничной торговле. Основные методы конкуренции – товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.
Именно такой тип рынка характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. Дифференциация продукта обеспечивает фирмам монополистические преимущества и помогает защитить их от конкурентов. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи и др.
Кривая спроса менее эластична, чем при чистой конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта.
Теория монополистической конкуренции основывается на четырёх допущениях: большом количестве продавцов; дифференциации продукта; свободном входе в отрасль и выходе из неё; высокой информационной прозрачности.
Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Выход на такой рынок, не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого ликера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы совершенно сознательно создают и поддерживают дифференциацию, тем самым добиваясь для себя дополнительных прибылей, а на рынок страны принося многообразие товаров.
Динамика рентабельности продукции по основным отраслям экономики и промышленности в 1999–2001 годах, % Всего в экономике 18,518,99,3 Промышленность 25,524,714,1 Пищевая промышленность 13,010,17,7
Рост пищевой промышленности за последние несколько лет, вызван ростом оборотного капитала предприятий, что в свою очередь, обусловлено повышением платежеспособности населения.
Динамика темпов роста производства основных продовольственных продуктов за 1999–2001 годы, % Мясо84,4112,4104,0 Колбасные изделия 93,2113,2111,8 Животное масло93,2101,4100,6 Цельномолочная продукция 99,0110,1109,6 Масло растительное 112,8174,490,1 Сахарный песок182,286,5108,1 Мука107,194,399,0 Крупа85,399,5105,3 Макаронные изделия 132,696,0108,5 Маргариновая продукция 182,2120,7108,8 Мясные консервы 169,082,7106,4
Часть российских предприятий активно модернизируют производство, используют современные технологии, создают совместные с участием иностранного капитала предприятия. В последнее время наблюдается рост объема инвестиций в основной капитал.
Российская пищевая промышленность при высокой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке и быстрой окупаемости инвестиционных проектов остается привлекательным рынком для иностранных компаний. Инвестиции российских предприятий сдерживаются высокой стоимостью кредитных ресурсов, высоким уровнем рисков, отсутствием прозрачности финансовой деятельности и механизмов залогового обеспечения. Также сказывается недостаточная правовая защищенность подобных операций. Поэтому предприятия предпочитают привлекать внешние инвестиционные ресурсы в форме взаимного кредитования.