Требования к проектированию учебного процесса в соответствии с ФГОС НОО Особенности анализа урока с позиции оценки деятельности учителя по формированию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Advertisements

Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Каракулова.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
Оценка метапредметных результатов в начальной школе Выполнили : Соколова Л.Г. Козлова Е.В. Гусева Т.Л.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Формирование УУД на уроках математики. Это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
Транксрипт:

Требования к проектированию учебного процесса в соответствии с ФГОС НОО Особенности анализа урока с позиции оценки деятельности учителя по формированию УУД Вавилова Галина Николаевна, Заслуженный учитель школ РФ, методист МБОУ СОШ 6 г.о.Самара. 23 августа 2012г.

Разберёмся в понятиях Как проектировать эффективный анализ урока? Слово эффективность в переводе с латинского – эфектос – означает выполнение действий, обеспечивающие достижение намеченного результата, а также следствие каких-либо действий. Кто и как должен помочь учителю перейти от привычного планирования к проектированию урока? Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед», то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. В чём сущность системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности на уроке? См. «ФГОС НОО, раздел 1, п.7» Как анализировать процесс формирования УУД на уроке?

Что изменилось? Урок – это мастерская. 1.Учитель - организатор учебной деятельности обучающихся: консультирует, помогает ориентироваться в знаниях и получает новые знания вместе с учащимися. 2.Ученики работают с разными источниками информации: находят, отбирают, анализируют, систематизируют и демонстрируют полученные знания и умения. 3. Ученики взаимодействуют с учителем (задают вопросы, консультируются), с другими учениками, с информационными ресурсами и технологиями. 4. Обсуждаются различные точки зрения на исследуемую проблему. 5. Ученик размышляет о том, как он учится (рефлексия). 6. Планируемые результаты – оговариваются и формулируются на каждом этапе урока. 7. Вся работа на уроке носит системно-деятельностный характер, то есть предусматривает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Что мешает эффективной реализации требований ФГОС НОО 1. Поверхностное знакомство с нормативными документами. 2. Недоверие к учебнику как основному и наиболее эффективному средству обучения. 3. Предпочтение стереотипных стратегий деятельности. 4. Недостаточная информированность в об- ласти новой дидактики, возрастной и педагогической психологии. 5.Уровень развития у педагогов рефлексив- ных навыков.

Структура анализа деятельности учителя

Требования к НОО ГОС (2004) и ФГОС НОО (2009) ГОС НОО 2004ФГОС НОО 2009 Качественно новая личностно- ориентированная развивающая модель НОО: 1.Освоение системы ЗУНов, опыта осуществления разнообразных видов деятельности 2.Формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности: познавательной, речевой, информационной, организационной. 3.Выделение межпредметных связей, интеграция предметов с целью устранения учебной перегрузки 4.Развитие личностных качеств и способностей младших школьников в ходе учебно- познавательной, практической и социальной деятельности 5. Создание условий реализации способности каждого школьника, возможностей для его индивидуального развития. Системно-деятельностный подход к НОО: 1.Воспитание и развитие личности каждого ребёнка. 2.Переход к стратегии социального проектирования и конструирования системы образования. 3.Ориентация на результаты образования. 4.Решающая роль содержания, способов организации образования и взаимодействия участников образовательного процесса. 5.Учёт индивидуальных, возрастных и физиологических особенностей обучающихся. 6.Преемственность всех ступеней общего образования. 7.Разнообразие организационных форм НОО. 8.Гарантируемость достижения планируемых результатов НОО

Личностные УУД ГОС НОО (2004) ФГОС НОО (2009) Личностно-ориентированная развивающая модель НОО: 1.Развивать личность, творческие способности каждого школьника. 2.Развивать интерес к учению. 3.Формировать желание и умение учиться. 4.Воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально- ценностное отношение к себе и окружающему миру. 5.Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. 6.Сохранять и поддерживать индивидуальность каждого ребёнка. 1.В процессе урочной и внеурочной деятельности развивать личность обучающегося, по пяти направлениям: -спортивно-оздоровительное; - духовно-нравственное; -социальное; -общеинтеллектуальное; - общекультурное. 2.Формировать внутреннюю позицию школьника, воспитывать готовность и способность обучающихся к саморазвитию. 3.Формировать мотивацию к обучению, и познанию. 4.Формировать основы гражданской идентичности. 5.Формировать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции.

Организационные, регулятивные УУД ГОС НОО (2004)ФГОС НОО (2009) 1.Соотносить результат наблюдения, опыта с его целью. 2.Самостоятельно задумывать план действий, проявлять оригинальность при решении творческой задачи. 3.Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. 4. Определять способы контроля и оценки деятельности. 5.Устанавливать причины возникающих трудностей, находить ошибки в чужой и своей работе, уметь их исправлять, работать над ними. 1.Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. 2.Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата. 3.Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. 4.Различать способ и результат действия. Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии. 5.Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих

Познавательные УУД ГОС НОО (2004) ФГОС НОО (2009) 1.В ходе наблюдений, опытов, работы с информацией обнаруживать изменения, происходящие с объектом. 2.В процессе сравнения выделять существенные признаки, сопоставлять их, объединять по общему признаку, различать целое и часть. 3.Решать практические задачи путём простейших измерений; описывать свойства и качества изучаемых объектов с опорой на готовые предметные, знаковые, графические модели. 4.Планировать и решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций. 5. Создавать оригинальные сообщения, сочинения, графические работы, разыгрывать воображаемые ситуации. 1.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. 2.Использование знаково-символичес- ких средств, моделей и схем для решения познавательных задач. 3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, приёмами работы с информацией. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий, причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 5.Активное использование ИКТ для решения познавательных задач.

Коммуникативные УУД ГОС НОО 2004ФГОС НОО Правильное и осознанное чтение учебных, художественных, научно- популярных текстов. Определение темы и главной мысли прочитанного и услышанного текста. 2.Построение монологического высказывания на заданную тему, участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответов). 3.Элементарное обоснование высказанного суждения, проверка информации в словарях, учебных и справочных изданиях. 4.Упорядочение и представление информации по алфавиту, в таблице и по числовым параметрам. 5 Учебное сотрудничество, умение договариваться, распределять работу. 1.Освоение требований метапредметнойрограммы «Чтение: работа с информацией» 2.Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения. 3.Определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 4.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 5.Умение работать в материальной и информационной среде НОО в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета..Поиск необходимой информации в разных источниках.

Реализация требований ФГОС в рамках урочной и внеурочной деятельности. Формы организации урочной деятельности обучающихся Формы организации деятельности учащихся во внеурочное время Урок как коллективное действие. Учебное занятие (индивидуаль- ное, групповое, коллективное). Урок – мастерская. Урок-консультация. Урок – презентация. Урок решения проектных задач. Урок-экскурсия. Урок-концерт. Урок-конференция. Урок-отчёт. Интегрированный урок. Экскурсии (поездки или прогулки). Кружки. Секции, Круглые столы. Конференции. Диспуты. Школьные научные общества. Олимпиады, соревнования. Поисковые и научные исследования. Клубы по интересам. Общественно полезные практики.

Триединая задача любого развивающего урока Приобрести сумму предметных знаний и умений Овладеть умениями учиться, организовывать свою учебную деятельность Стать обладателем определённых личностных характеристик

Матрица анализа современного урока Этап урокаДеятельность обучающихся Деятельность учителя Варианты внеурочной деятельности Определяем тему урока Чтение темы по учебнику. Решение проблемных задач Приём «Цепочка знаний». Постановка проблемных вопросов Когда, кому и зачем нужны сведения по этой теме Формулируем и фиксируем цель и задачи урока ЗАЧЕМ? ЧТО? КАК? Работа в парах или малых группах «Вопрошай-ка» Просмотровое чтение материала учебника. Составляем план работы по достижению целей и задач урока Распределение ролей, работы, прогнозирование времени выполнения. Организационная помощь. Создание интерактивного плаката по теме урока Сюжетно-ролевая игра «Я –учитель лесной школы» Самостоятельная работа обучающихся с разными источни- ками информации Работа с учебником, словарями, энциклопедиями, с рабочей тетрадью Создание опти- мальных условий работы ( справочные источники, выход в Интернет),. Поиск новой инфор- мации, её обработка, анализ, организация, передача и интерпретация Контрольно- оценочная деятельность Самоконтроль, взаимоконтроль, сличение с образцом или оценка по критериям Приёмы «Волшебные линеечки», «Слушаю, уточняю, дополняю, оцениванию» Можно ли иначе? Как быстрее, удобнее это делать?

Матрица анализа современного урока (окончание) Этап урокаДеятельность обучающихся Деятельность учителя Варианты внеуроч- ной деятельности Коррекционно- развивающая деятельность Выполнение заданий разного уровня трудности. Сопоставление разных точек зрения. Подготовка диффе- ренцированных заданий,карточек- помощников разного уровня трудности Можно ли иначе? Когда, как это делать? Домашнее заданиеАнализ материалов учебника, с целью определения уровня сложности и прогнозирования возможных затруднений. Участие в обсужде- нии заданий по уровню их трудности и способам выполне- ния (в парах, малых группах, коллектив- но). Приёмы «Составь свои задания по теме», «Загляни за бугорок», «Проверь свои силы» Итог урокаРабота с карточкой «Проверь себя». Что узнал, чему учился, что хотелось бы ещё узнать, что уточнить. Оценка уровня активности обучающихся на уроке, приём «Ладошка» Клуб «Хочу всё знать». Факультатив «Умники и умницы», предметные кружки «За страницами учебника…» РефлексияЦветовые сигналы: могу сам, нужна помощь, не понял. Смайлики «моё настроение» Самооценка, анализ собственной деятельности и работы обучающихся Коррекция. Испытай себя. Олим- пиады, диспуты, соревнования. Самостоятельное учебное исследо- вание.

Обучение на основе «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учебника (учителя): обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Учимся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Образец интерактивного плаката

Учимся определять пути достижения общей цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Что могут суффиксы?

Русский язык: примеры (дидактические средства) учебной деятельности Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя ) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

Учимся слушать собеседника, вести с ним диалог, рассматривать разные точки зрения, излагать своё мнение и аргументировать его. В лесной школе на уроке русского языка изучали тему «Перенос слов». Белка сказала, что слово «улитка» надо разделить для переноса так: У - лит- ка. Заяц предложил свой вариант: улит- ка. А Лисёнок решил, что это слово нужно переносить так: ули-тка. Чью точку зрения поддерживаешь ты? Аргументируй, докажи своё мнение. Обсудите втроём эту ситуацию и примите общее решение о том, кто из учеников прав.

Формируем личностный смысл учения, формируем навыки прогнозирования и самооценки. Математика Числа Нумерация Приёмы устных и письменных вычислений Величины и действия с ними Геометрия Равенства, неравенства, уравнения Задачи Работа с информацией

Овладеваем начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемых объектов Утёнок объяснял Котёнку, что для записи чисел используют особые знаки, которые называют цифрами: -Число «один» записывают цифрой 1, число «два» - цифрой 2, а число «десять» записывают цифрой 10». Посоветуйтесь друг с другом и решите, что в объяснении Утёнка так, а что не так и почему? Как правильно нужно сказать?

Математика: примеры (дидактические средства) учебной деятельности экспериментыИгры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач

Учимся понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. «Волшебные линеечки» (Г.А.Цукерман)

Учимся адекватно оценивать собственную деятельность. Лист самооценки (Н.Ф.Виноградова) Оцени свою работу: подчеркни нужное: 1.Быстро,правильно,самостоятель- но. 2.Правильно, но медленно. 3.Правильно, но с помощью других. 4.Быстро, но неправильно. Спасибо, ты настоящий ученик! Желаю успехов!

Учимся анализировать, устанавливать аналогии, строить рассуждение. Приём «карточка-помощник» У буквы «б» в русском языке 4 работы. Назови каждую из них. Приведи свои примеры Бей __________ Барабан __________ Прорубь __________ Зуб __________

Осваиваем начальные формы личностной рефлексии. Лист обратной связи (Школа 2100) Зелёный цвет – «Мне было всё понятно. Со всеми заданиями справился сам». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

Моё эмоциональное состояние до и после урока Оценочная рефлексия настроения, внутреннего состояния обучающегося

Познавательная и личностная рефлексия. «Закончи высказывание». Теперь я знаю, что ….. Теперь я смогу отыскать нужный ответ в учебнике. Я сумею объяснить, почему…. Я смогу рассказать, как …. Больше всего на этом уроке мне понравилось …. Мне пока ещё трудно….

Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Самооценка. Приём «Ладошка»

Методический конструктор Личностные УУД (самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация) Регулятивные УУД: (организация УД, воле- вая саморегуляция, контрольно-оценочная деятельность) Познавательные УУД: (чтение и работа с информацией,логичес- кие, специально-пред- метные, постановка и решение проблем) Коммуникативные УУД: (учебное сотруд- ничество; диалог и монолог; разрешение конфликтов;управление поведением партнёра) 1.Удивительно, но… 2. «Солнышко» 3.Идеальное Д/З 4.Лингвистическая карта. 5.Панель 6.Два кольца. 7.Остановка. 1. «Проверь себя» 2.Отсроченная загадка. 3.Рефлексивное сочинение. 4.Задание-ловушка 5.Вопрос-ответ 6.Оценочное окно 7.Идеальный план 1.Тетрадь открытий. 2.Лингвистическая сказка. 3.Игротека «Карусель» 4.Лови ошибку 5.Смысловое или поисковое чтение «Загляни за бугорок» 6.Разноцветные шляпы. 7.Моделирование. 1.Учебный диалог 2.Учебная дискуссия 3.Метод 6 шляп (МШ) 4.Аргумент. 5.Если бы… 6. Вопрошай-ка 7. Таймер.

Как и чем измерить эффективность посещения и анализа урока Для завучаДля учителяДля обучающихся 1.Закрепление основных направлений и целей своего профессиональ- ного роста и совершен- ствования деятельности педагога. 2.Совершенствование и отработка процедуры и инструментария оцени- вания деятельности обучающихся и педагога в ходе посещения урока. 3.Выявление положитель- ной динамики, профессио- нального роста и дости- жений педагога. 4.Создание комфортной развивающей среды в коллективе. 1.Ориентация образова- тельного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. 2.Достижение планиру- емых результатов освое- ния учебных предметов НОО и формирования УУД. 3.Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО: личностные, метапредметные и предметные результаты. 4.Личностное и профес- сиональное саморазвитие и совершенствование 1.Создание комфортной развивающей образовательной среды. 2.Повышение качества образования, его доступ- ность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей. 3.Укрепление физичес- кого, психологического и социального здоровья всех участников образо- вательного процесса. 4.Выявление и развитие способностей обучаю- щихся через урочную и внеурочную деятельность и ОУДО.

«Затачивайте пилу» Советуем прочитать. 1. Ермолаева К. А. Проектирование урока, направленного на формирование универсальных учебных действий: 18/ 2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – – Вып. 1(3). – С О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, Цукерман Г.А. Оценка без отметки:

Благодарю за внимание и прошу оценить выступление по 5-бальной шкале Вавилова Г.Н. 1.Практическая значимость Доступность Научность Актуальность Насыщенность и глубина содержания Активизация внимания