Тема опыта Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина синтез его творчества Автор: Щеникова Наталья Сергеевна преподаватель русского языка и литературы Профессиональное училище.
Advertisements

Устное народное творчество Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина Проект И.П. Грибовой.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сказка – ложь да в ней намек: добрым молодцам урок!
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский 900igr.net.
М.Е.Салтыков-Щедрин ( ) Сказки. терминология «Эзопов язык» - средство борьбы с цензурными гонениями. «С одной стороны, появились аллегории, с.
Применение опорных сигналов в начальной школе. Борисенко В.А. учитель начальных классов Старомышастовской МОУ СОШ 31.
Технология интенсификации обучения на основе знаковых моделей учебного материала. Составила Серафимова Л. Г.
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову)
Методики индивидуальной работы с учащимися разного уровня знаний.
Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина-синтез его творчества. Выполнили учащиеся 10го класса МОУ ЧСОШ.
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский.
Использование приемов технологии развития критического мышления – один из путей формирования коммуникативной компетенции Коломиец Елена Константиновна,
Анализ урока Методическое совещание. Методика системного анализа урока 1. Выявить триединую цель урока (образовательную, развивающую, воспитательную)
МОУ Песчаноозёрная СОШ Учитель Фёдорова С.А. Системный подход к профильному обучению по русскому языку.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
Применение орфографических и пунктуационных правил при создании учащимися собственных текстов в рамках подготовки к ЕГЭ.
РМО учителей русского языка и литературы «Работа с текстом на уроке». «Чтение – вот лучшее учение» г г.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
Домашнее задание как составная часть образовательного процесса. Подготовила учитель географии МБОУ СОШ 6 Скуточкина Н.А.
Транксрипт:

Тема опыта Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Актуальность опыта Современные выпускники часто не знают норм литературного языка, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. На речь молодёжи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом: снижение речевой культуры подростка безвкусица и бестактность агрессивность речевого имиджа российского тинейджера.

Использование данного опыта позволяет повысить уровень речевой культуры обучающихся, а также способствует дальнейшей успешной социализации выпускников.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия: 1. между недостаточным уровнем развития речевой культуры обучающихся и возросшей потребностью в правильной и красивой речи как важнейшем средстве успешной самореализации личности; 2. между ограниченным тематическим наполнением курса русского языка в старших классах по изучению нормативного и коммуникативного аспектов культуры речи и высокими требованиями к соблюдению норм современного литературного языка в содержании Единого государственного экзамена; 3. между стремлением эффективно строить работу по изучению этой области знаний и недостаточностью информационно-методического обеспечения данного вопроса.

Данные противоречия позволили определить основную проблему опыта – развитие и совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в целях повышения уровня речевой культуры учащихся.

Ведущая педагогическая идея это использование опорных-схем конспектов (далее ОСК) как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды, обеспечивающей не только формирование устойчивых навыков правописания, но и но и развивающей мышление и речь учащихся.

Теоретическая база Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей- практиков: психолога Л. Выготского, педагогов Г. Селевко, В. Шаталова, методиста Ю. Меженко

Целевые ориентации 1. Формирование учебных компетентностей. 2. Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными

1. МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПОЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРУДНОСТИ, ИЗУЧЕНИЕ КРУПНЫМИ БЛОКАМИ, ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИМЕНЕНИЕ ОПОР, ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЙ. 2. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД. 3. ГУМАНИЗМ (ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ). 4. УЧЕНЬЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ. 5. БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ, ГЛАСНОСТЬ УСПЕХОВ КАЖДОГО, ОТКРЫТИЕ ПЕРСПЕКТИВ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ, РОСТА, УСПЕХА 6. СОЕДИНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Принципы

1.ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ВИДЕ ОПОРНЫХ СХЕМ-КОНСПЕКТОВ. 2.ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАГЛЯДНУЮ СХЕМУ, В КОТОРОЙ ОТРАЖЕНЫ ПОДЛЕЖАЩИЕ УСВОЕНИЮ ЕДИНИЦЫ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗЛИЧНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ, А ТАКЖЕ ВВЕДЕНЫ ЗНАКИ, НАПОМИНАЮЩИЕ О ПРИМЕРАХ, ОПЫТАХ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ КОНКРЕТИЗАЦИИ АБСТРАКТНОГО МАТЕРИАЛА. КРОМЕ ТОГО, В НИХ ДАНА КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ПО УРОВНЮ ЗНАЧИМОСТИ (ЦВЕТОМ, ШРИФТОМ И Т. П.). Особенности содержания

1. ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ В КЛАССЕ 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОМА 3. ПЕРВОЕ ПОВТОРЕНИЕ 4. УСТНОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА 5. ВТОРОЕ ПОВТОРЕНИЕ 6. КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА Особенности методики

Новизна опыта заключается в системном подходе к интенсивному формированию устойчивых речевых компетенций учащихся.

Технология опыта Предъявление новых знаний, а также систематизация и обобщение изученного материала за счет применения опорных схем-конспектов.

Опорные конспекты представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно- обобщенном виде. Оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению.)

В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо учитывать : 1. этапы обучения 2. степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы 3. способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.

Работа по опорным конспектам Требования к опорным конспектам и схемам Графическое единообразие и лаконичность в изображении языковых явлений. Употребление минимального количества слов, примеров. Использование известных условных графических обозначений, цветовых языковых сигналов. Применение принципа противопоставления языковых фактов. Кодированность информации.

Приложение 1 Памятка для учащихся: 1.Вспомни объяснение учителя в классе. (Ученику важно воссоздать в памяти картину урока: записи на доске, речь учителя, неожиданные моменты в объяснении нового материала). 2.Попробуй разобраться в опорных сигналах. (Этот этап позволяет ученику определить, что им уже усвоено, а над чем необходимо поработать). 3.Внимательно прочитай материал учебника, сравнивая его с опорным конспектом, попытайся понять его. (Работа с опорными конспектами ни в коей мере не умаляет роль учебника. Напротив, без него опорные конспекты «молчат»). 4.Расскажи материал учебника с помощью опорных сигналов и без них. (Это «индикаторный» момент подготовки. Если рассказ не получается, ученик должен вернуться ко второму и третьему пунктам «Памятки», иначе он не сможет воспроиз­вести конспект письменно).

5.Напиши опорный конспект по памяти. 6.Сравни написанный тобой конспект с образцом. (Очень важный этап, формирующий навыки самоконтроля. Если совпадение полное, то это свидетельство хорошей готовности к уроку. С ученика снимается психологиче­ский груз неуверенности при письменном ответе, который ждёт его на следующем уроке. Теперь школьник может быть уверен в положительной оценке своего труда. Если же при воспроизведении опорного конспекта в классе ученик допустит ошибку и получит оценку ниже ожидаемой, то он может пересдать материал в специальные консультационные часы. Так реализуются принципы психологического комфорта и от­ крытых перспектив). 7.Если допустил ошибки, поработай над их исправлением. (Ученик должен сам определить, с какого этапа ему следует повторить работу). 8.Выполни упражнение. 9. Желаем успеха! (Это не просто фраза, ибо ученик понимает, что при такой подготовке к уроку он вправе рассчитывать на успех).

Группы имён существительных по значению Группы существительных Что обозначаютп р и м е р ы СобственныеНазвание отдельных лиц, единичных предметов Москва, Белгород, Юрий Алексеевич Гагарин, журнал Пионер" НарицательныеОбщее на здание для всех однородных предметов и явлений Книга, снег, дерево, цветок, метель ОдушевлённыеНазвание людей, животныхУченик, Оля, Владимир, синица, тигр НеодушевлённыеНазвание неживых предме­ тов, а также предметов растительного мира Школа, город, журнал, трава

Вариант ученического ОСК по теме «Имя существительное» Имя существительное самостоятельная часть речи примеры предмет кто? что? кот стол собственные/нарицатель ные Мурка/кошка одушевленные/неодущев ленные книга/ мама подлежащее дополнение обстоятельство

Правописание имен существительных -И (Ы) 1 скл. Р.п. -Е 1 скл. Д.п. П.п. 3 скл. Д.п. П.п. 2 скл. дороже жизни (3 скл., Р.П.)любовь к Родине (1скл., Д.П.)

1869, «Для детей изрядного возраста» Задача:Особенности: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской жизни, выражение народных идеалов, передовых идей фантастика, реальность, комическое + трагическое гротеск, гипербола, эзоповский язык сказки «Дикий помещик»«Премудрый пескарь» цель: пробудить самосознание показать взаимоотношение показать, в чем смысл жизни и назначение человека междусудьба пескаря помещикаминародомцель жизни:черты: беречь свою распостылую жизнь глупость, трусость, беспомощность глупость жадность паразитизм безропотность терпение трудолюбие итог жизни: «Жил дрожал и умирал- дрожал

Результаты опыта Положительная динамика развития коммуникативных способностей Результаты ЕГЭ Рост качества знаний Олимпиады и конкурсы