Тема: «Управление становлением образовательных практик: концепция и программа гуманитарного исследования» Г.Н. Прозументова, д.п.н., проф., зав.каф. управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Образующиеся и образовательные практики: объект гуманитарного управления инновациями» Г.Н. Прозументова, д.п.н., проф., зав.каф. управления образованием.
Advertisements

Тьюторство: конъюнктура или позиция в современном образовании Г.Н. Прозументова Д.п.н., профессор.
Образовательная реальность инноваций: концепция гуманитарного управления и исследования Г.Н. Прозументова, проф. Томского государственного университета.
Ресурсы профессионального развития педагогов по направлению: ТЬЮТОРСТВО Образовательные возможности участников программы «Тьюторское сопровождение в образовании»
Основания для разработки тьюторского проекта Материалы программы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ»
Качество образования и гражданский заказ Иркутск, декабря 2010.
Анализ современной ситуации в образовании Г.Н. Прозументова, д.п.н., профессор Томского государственного университета.
Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования: концептуальные основания Д-р пед. н., профессор Г.Н. Прозументова.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДИАГРАММНАЯ ТЕХНИКА В ОБЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ Л И З У Н О В Владимир Васильевич, Л И З У Н О В Владимир Васильевич, к.ф.-м.н., директор.
Содержание образования как ресурс развития субъектной позиции учащихся Семинар 3 в рамках ГЭП «Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных.
МЕТОДОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тьюторское сопровождение детского интереса в дошкольном образовании Тьюторское сопровождение образовательной инициативы.
Контексты развития современного образовательного учреждения (материалы программы профессиональной переподготовки «Управление социальными и образовательными.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как условие создания образовательной среды для формирования современных компетенций школьников Е.А.СУХАНОВА,
МЕСТО И РОЛЬ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Анфисова С.Е., ст. преподаватель кафедры дошкольной педагогики и.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ Е.Н. Евстигнеев, зав. кафедрой налогообложения и налогового менеджмента СПбГТЭУ Н.Г.
Посредническая позиция учителя и школы как организационно-педагогические условия становления пробно-поисковых действий учащихся Долгова Л. М., директор.
Транксрипт:

Тема: «Управление становлением образовательных практик: концепция и программа гуманитарного исследования» Г.Н. Прозументова, д.п.н., проф., зав.каф. управления образованием ФП ТГУ, директор НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ

Контекст гуманитарного управления и исследования инноваций Система образования как объект управления (образовательное учреждение): цели поставлены «объемлющий» системой; цели поставлены «объемлющий» системой; содержание образования в системе определено; содержание образования в системе определено; функции, отношения между «элементами», частями предписаны; функции, отношения между «элементами», частями предписаны; оценка состояния и качества образования (системы) осуществляется извне. оценка состояния и качества образования (системы) осуществляется извне. Слайд 1.

Состояние системы и результаты образования: - единообразие оснований как для организации образования, так и для самоопределения «образующихся»; - редукция «человеческого» содержания образования: образование = обучение образование = обучение человек = исполнению функций в системе человек = исполнению функций в системе совместная деятельность = «сидение» рядом совместная деятельность = «сидение» рядом Слайд 2.

Состояние системы и результаты образования: (продолжение) - дефицит участия человека в своем образовании: синергетический (дефицит самоорганизации); синергетический (дефицит самоорганизации); гуманитарный (дефицит субъекта); гуманитарный (дефицит субъекта); антропологический (дефицит «личного присутствия») антропологический (дефицит «личного присутствия») Слайд 3.

Инновации в образовании: задача: преодоления дефицитов участия и «личного присутствия» человека в своем образовании. Слайд 4.

Образовательные инновации. участие в образовании; участие в образовании; создание мест «личного присутствия»; создание мест «личного присутствия»; переход к Открытому образованию. переход к Открытому образованию. Слайд 5.

Методология гуманитарного исследования образовательных инноваций. Инновации как действие: по влиянию человека на свою повседневность; по влиянию человека на свою повседневность; по созданию мест «личного присутствия»; по созданию мест «личного присутствия»; по присвоению смысла и значения создаваемой реальности; по присвоению смысла и значения создаваемой реальности; основным результатом которого является образование самого человека. основным результатом которого является образование самого человека. Работы: Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 – (Разделы Влияние концепции культур на концепцию человека, С ; «Идеология как культурная система», С ). Страус А., Корби Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Изд-во. 2-е, стереотипное. М.: Как Книга, с. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Кол. монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, изд-во Том. ун-та, 2002 – 342 с. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Кол. монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, изд-во Том. ун-та, 2002 – 342 с. Слайд 6.

Методика гуманитарного исследования образовательных инноваций 1. Прецедентный (эмпирический) анализ инноваций - феноменологическое описание случаев, ситуаций личного действия; - реконструкция инновационного опыта: типологизация эмпирических признаков, характеристик, зависимостей, определяющих «явления» инновации; - обобщение эмпирического материала для определения образовательных эффектов и результатов инноваций. Работы: Страус А., Корби Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Изд-во. 2-е, стереотипное. М.: Как Книга, с. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005, 484 с. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, – 448 с. Слайд 7.

Образовательная практика: порождение образовательных инноваций е годы: А.С. Макаренко, В.С. Сорока – Росинский, С.Т. Шацкий и др е годы: В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов и др годы: Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов и др. Слайд 8.

Образовательные практики и инновации: регион. Образовательные практики Северская гимназия (Т.В. Якубовская, С.Н. Шуляева) Школа «Эврика-развитие» (Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова) Академ-лицей (И.Н. Тоболкина) Школа-сад «Кристина» (И. Сахарова) «Пеленг» (О. Тузов) Светлинский лицей (А.Г. Сайбетдинов) Школа Совместной деятельности (Г.Н. Прозументова, Л.А. Сорокова) Слайд 9.

Образовательная практика: эмпирические признаки: инициатива конкретного человека; инициатива конкретного человека; «место», личного действия по организации образования; «место», личного действия по организации образования; ситуации влияния на организацию образования; ситуации влияния на организацию образования; деятельность (акции) по созданию: деятельность (акции) по созданию: «образцов» совместной деятельности; «образцов» совместной деятельности; технологий (инновационные разработки); технологий (инновационные разработки); знаний, представлений об образовании, его содержании. знаний, представлений об образовании, его содержании. Слайд 10.

Концептуальные основания. Практика – «деятельность человека» Освоение и преобразование объектов; Освоение и преобразование объектов; Акт созидания ценностей; Акт созидания ценностей; Процесс детерминирования мышления. Процесс детерминирования мышления.Филос.энциклопед. словарь,С Слайд 11.

Практика – тип организации, самоорганизации жизни, требующие и воспроизводящие определенный набор человеческих качеств (антропологические типы) П. Бурдье Слайд 12.

Практика образования – «генеративные», «коммунальные отношения», которые обусловливают: способ производства знания и его качество; способ производства знания и его качество; отношение к Другому; отношение к Другому; образование самого человека. образование самого человека. Дж.К. Джерджен Слайд 13.

Образование человека определяется его совместной деятельностью с Другими: мир не произведение человека и человек не автор его; мир – это со-творение, а человек неотъемлемая часть своего творения; мир не произведение человека и человек не автор его; мир – это со-творение, а человек неотъемлемая часть своего творения; человек образуется и определяется присутствием в «бытии – одних – вместе – с – другими» (множественность, комбинаторность, уникальность); человек образуется и определяется присутствием в «бытии – одних – вместе – с – другими» (множественность, комбинаторность, уникальность); практика, образующая человека – это сотворчество, со-вместность, «опространствование смысла», со-творение мира. практика, образующая человека – это сотворчество, со-вместность, «опространствование смысла», со-творение мира. Ж-Л. Нанси Слайд 14.

Для построения такого объекта необходимо представить его как: трансцендентный элемент опыта; трансцендентный элемент опыта; будущее, которое «обладает объективным существованием в настоящем»; будущее, которое «обладает объективным существованием в настоящем»; сущность «предшествующую процессу опытного восприятия» и включаемую в него. сущность «предшествующую процессу опытного восприятия» и включаемую в него. А. Уайтхед Слайд 15.

Образовательная практика как объект гуманитарного управления инновациями. - совместная деятельность, цели, формы и нормы которой образуются ее участниками, образуют их; - место «личного присутствия» и участия человека в своем образовании; - «вещь», стоимостная ценность которой определяется в процессе ее создания и теми, кто ее делает; - интерактивный способ добывания знания и значений культуры; Слайд 16. Концепт

Образовательная практика как объект гуманитарного управления инновациями (продолжение). - феномен образовательной культуры, смысл и значение которого определяется его созданиями; - уникальный экземпляр организации совместной деятельности, являющийся феноменом культуры и фактом биографии, жизненной истории его создателей. Слайд 17. Концепт

Образовательное сообщество как субъект гуманитарного управления инновациями. - участники создания мест «личного присутствия» в образовании, (образовательной практики); - группа, осуществляющая контроль над «повседневностью» своего образования; - объединение, производящее «стоимостные ценности» в образовании; - создатели ресурса для преодоления в образовании антропологического дефицита; - субъект обоснования и добывания знаний о смысле и значении создаваемых им феноменов образовательной культуры. Слайд 18. Концепт

Оценка влияния образовательных практик на образование. Появление: уникальных мест «личного присутствия» человека в образовании; уникальных мест «личного присутствия» человека в образовании; образовательных сообществ в качестве субъектов управления образованием; образовательных сообществ в качестве субъектов управления образованием; представлений об образовании как сфере производства, создания «стоимостных ценностей». представлений об образовании как сфере производства, создания «стоимостных ценностей».Создание: инновационных разработок по организации участия человека в своем образовании и управлении «участием»; инновационных разработок по организации участия человека в своем образовании и управлении «участием»; ресурса для преодоления антропологического дефицита образования. ресурса для преодоления антропологического дефицита образования. Слайд 19.

Последствия становления образовательных практик: демассовизация образования; демассовизация образования; многообразие прецедентов и «экземпляров» практик; многообразие прецедентов и «экземпляров» практик; дифференциация форм и норм образования; дифференциация форм и норм образования; взаимная дополнительность (субъектов, форм образования); взаимная дополнительность (субъектов, форм образования); возможность образовательного самоопределения и выбора. возможность образовательного самоопределения и выбора. Слайд 20.

Гуманитарное управление становлением образовательной практики. Слайд 21. Опыт со-творения мест «личного присутствия» в образовании Феномен («экземпляр») образовательной культуры, Образовательная реальность инноваций Образовательные инновации: прецеденты Инновационное движение Гипотеза Образовательное сообщество