Опыт создания результативных и эффективных СМК в образовательных учреждениях Проректор по НР и ИС д.т.н. проф. академик Академии проблем качества РФ, EOQ-аудитор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Advertisements

ФГОУ СПО «Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» 2011 В 2006 году – принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Функции Совета по качеству Обсуждение документов по управлению качеством (Подготовка для утверждения ректором) Обсуждение результатов внутренних аудитов.
Цель лекции : познакомиться с методами управления проектом применения системы менеджмента качества в вузе.
КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Т.Ф. Кайгородцева, преподаватель специальных дисциплин.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Система управления бизнес-процессами Цели внедрения СУБП Основные этапы внедрения СУБП Результаты внедрения СУБП.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Тема. Стандарты ISO и СМК (системы менеджмента качества)
1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА Основные требования.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Транксрипт:

Опыт создания результативных и эффективных СМК в образовательных учреждениях Проректор по НР и ИС д.т.н. проф. академик Академии проблем качества РФ, EOQ-аудитор Васильков Ю.В. ФГОУ ДПО Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова Казань, 2009

Качество - одна из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества

Задачи доклада 1. Зачем ВУЗам СМК? 2. В чем специфика СМК в ВУЗе? 3. Каковы амбициозные Задачи ВУЗа? 4. Почему нужно разрабатывать свою СМК? 5. Что такое «качество в образовании»? 6. Путь создания СМК 7. Требования к оценке СМК 8. Способы обеспечения высокой результативности и эффективности СМК, созданных Академией Пастухова

Зачем ВУЗам СМК? Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются: переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений (ОУ) на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутривузовских систем управления качеством образования, усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов; вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

Зачем ВУЗам СМК? В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства (Приложение к приказу Минобразования России от ).

Задачи в области качества Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством (система менеджмента качества - СМК). СМК является инструментом обеспечения высокого качества образования

Система качества Система качества образовательного учреждения является органичной частью системы менеджмента образовательного учреждения, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон.

Внедрение систем менеджмента дает образовательному учреждению существенные конкурентные преимущества, которые можно классифицировать следующим образом: организационные, экономические, репутационные, стратегические.

Организационные преимущества четкое распределение ответственности и полномочий; согласованное взаимодействие процессов и функций; высвобождение высшего руководства для стратегического управления по достижению целей ОУ; повышение качества работ всего персонала за счет его квалификации и компетентности, культуры производства, стабильной работы оборудования и процессов.

Экономические преимущества оптимизация использования ресурсов, повышение производительности труда; сокращение «скрытого производства» затрат на устранение несоответствий; сокращение экономических потерь от применения в производстве неэффективных методик обучения, неисправного лабораторного оборудования, методик оценки качества обучения; расширение востребованности специалистов.

Репутационные преимущества улучшение репутации в глазах всех заинтересованных сторон; завоевание приверженности потребителей; повышение лояльности сотрудников, улучшение психологического климата; улучшение отношений с поставщиками; национальное и международное признание ВУЗа в области менеджмента качества, усиление позиций при участии в конкурсах по качеству.

Стратегические преимущества преемственность знаний и опыта сотрудников, трансформация знаний и опыта сотрудников в интеллектуальный потенциал ВУЗа; возможность тиражирования достижений; подготовленность к совершенствованию бизнес-процессов.

В отличие от производственного процесса, где хорошую продукцию легко отделяют от бракованной, плохую «продукцию» трудно отделить от хорошей КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НЕОБХОДИМО УПРАВЛЯТЬ! Менеджмент качества в образовании

5. Постоянно и неизменно совершенствуйте систему производства и обслуживания Качество должно «встраиваться» в изделие на этапе конструирования. Основа разработка оптимальной конструкции изделия (оптимальный план, методика обучения). Нужно также добиться наилучшего понимания нужд потребителя и того, как он использует товар правильно или неправильно. Желаемое качество начинается с цели, определяемой руководством.

2. В чем специфика СМК в ОУ?

Отсутствие мотивации Особенность управления качеством в ОУ состоит в том, что мотивация на создание системы менеджмента качества непосредственно не связана с необходимостью повышения репутации в глазах потребителей. Рейтинги, в которых ОУ участвуют, остаются внутрисистемными мероприятиями и слабо ориентированы на критериальную базу рынка труда.

Основные трудности внедрения СМК в ОУ Отсутствие индивидуальных целей и задач в качестве как ОУ, так и подразделения, и конкретного человека (вследствие отсутствия рыночных отношений) Привязка в «умах» к нормативным показателям, а не стремление занять лучшие позиции на рынке Высокий творческий потенциал работников Неоднозначное понимание качества образования

Основные задачи при подготовке СМК в ОУ 1. Формирование своих ценностей (Миссия, Видение, Стратегические цели) 2. Внедрение процессного подхода с разделением ответственности 3. Постановка целей процессов и целей управления процессами 4. Обеспечение управления процессами

3. Каковы амбициозные задачи ВУЗа?

Формирование своих уникальных ценностей В чем индивидуальные особенности образовательного учреждения? Что его отличает от других? В чем нужно видеть свое уникальное предназначение? (Миссия) Каким себя хочет видеть ОУ в ближайшем будущем? (Видение) Каковы стратегические цели ОУ?

Нужно понимание, обучение персонала и руководителей, выполнение самими своих документов

4. Почему нужно разрабатывать свою СМК?

Задача развития ОУ – задачи идентификации начального состояния ОУ и последовательного перевода его в желаемое. Но этот путь не осуществим одним «большим скачком», а может и должен быть разбит на хорошо определенные и наблюдаемые этапы! Сначала создаем систему, соответствующую своему уровню. Она индивидуальна! Следование этому пути помогает избежать ошибок в развитии СМ и в обеспечении её эффективности Задача развития ОУ

Проблемы руководителей Система - инструмент руководителей Задача высшего руководства – вовлечение персонала Нужно заниматься качественным менеджментом «Нет ничего хуже, чем руководитель, знающий проблему наполовину»

Цели процессов и цели управления процессами Если руководство определяет показатели для всех отдельных процессов, последовательно рассматривая и определяя каждый из них без учета взаимосвязи, то в итоге, скорее всего, окажется, что: построенная система фрагментарна (т. е. в ней отсутствует ряд важнейших показателей, необходимых для управления); часть показателей противоречива (это означает, что достижение одного из них исключает достижение другого и т. д.); показатели не ориентированы на достижение стратегических целей компании

Именно поэтому показатели качества процессов не могут быть "типовыми", т.е. одинаковыми для различных организаций, работающих в различных условиях, решающих различные актуальные задачи. Показатели должны характеризовать достижение конкретных целей в конкретных условиях. Отсюда следует, что нельзя создавать "типовые системы", не учитывающие особенности конкретной организации. Обычно такие системы оказываются неработоспособными.

Для управления процессами недостаточно написать в регламентирующих документах, что процессы должны управляться владельцами и т. п. Необходимо создать соответствующие реально действующие механизмы управления, которые ориентированы на достижение поставленных целей процессов. Такие механизмы должны учитывать специфику еконкретного ОУ

5. Что такое «качество в образовании»?

Качество профессионального образования Это понятие может иметь различные значения в зависимости от запросов клиентов или других заинтересованных сторон. Требования к качеству устанавливаются: рынком труда, организацией-заказчиком, слушателем, государством.

Основные понятия качества Качество как порог, устанавливаемый через определенные нормы и критерии. Качество как соответствие требованиям Качество как удовлетворенность потребителя. Качество как соответствие цели В целом качество можно определить как сбалансированное соответствие профессионального образования многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам), условиям.

Взгляды на качество образования «Качество в образовании - это не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что обучающиеся получат комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющие им внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом».

Три важные причины, которые объясняют приход системы управления качеством в учебное заведение 1.Учеба и npеподавание должны доставлять удовольствие 2. Совершенствование систем и процессов образования 3. Предоставление необходимых знаний и навыков

Обобщение: …. качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам) которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

Взгляды на качество образования В одном из источников рассмотрено четыре концепции качества: соответствие стандарту; соответствие применению; соответствие стоимости; соответствие скрытым потребностям. При этом отмечается, что «большая часть ОУ России придерживается первой концепции главное, чтобы знания выпускника ОУ соответствовали государственным стандартам».

Факторы, влияющие на качество обучения 1. Качество субъекта получения образовательных услуг (студента, слушателя). 2. Качество объекта предоставления образовательных услуг (образовательного учреждения) 3. Качество процесса предоставления образовательных услуг

Качество субъекта получения образовательных услуг (студента) 1.1. Способности 1.2. Желание (интерес) 1.3. Возможности 1.4. Начальный уровень подготовки

2. Качество объекта предоставления образовательных услуг 2.1. Качество управления (назначение, цели, принципы, методы, структуры, организация планирования) Качество проекта предоставляемых услуг (структура и содержание программ обучения) Качество ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг: - материально-технического (учебные аудитории и лаборатории, оборудование, расходные материалы); - методического (учебная литература, пособия, сборники задач, макеты, тренажеры); - кадрового (профессорско-преподавательский и вспомогательный персонал); - финансового и т.д.

3. Качество процесса предоставления образовательных услуг 3.1. Качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (структура взаимодействия субъектов, форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы) Качество контроля за процессом предоставления образовательных услуг 3.3. Качество контроля результатов предоставления образовательных услуг

Для обеспечения гарантий качества образования необходима система менеджмента качества в ОУ

О системе качества ОУ «СК ОУ является основой постоянного улучшения процессов ОУ и предназначена для практической реализации стратегии ОУ по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом». В узком смысле управление качеством образования это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников ОУ.

Аргументы создания СК в ОУ Достижение целей ОУ: в) для достижения целей, определенных политикой в области качества должна быть разработана и внедрена эффективная, удовлетворяющая организацию и потребителя система качества. б) управление должно быть направлено на выявление, сокращение, устранение и, главное, на предупреждение дефектов; а) все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество, должны быть управляемы;

6. Путь создания системы эффективного (качественного) менеджмента

Создание системы менеджмента Подготовка персонала Мотивация высшего руководства Мотивация персонала Формирование мышления Обучение Создание системы «своими руками» Формирование структуры системы Создание процессной модели Документирование Управление Внедрение

Подготовка персонала Обучение по полному циклу: Основы качества Принципы современного менеджмента (ISO, EFQM) Мотивация высшего руководства Разработка процессной модели организации Построение систем менеджмента (документирование системы) Управление процессами Методы управления качеством Внутренний аудит

Усвоение «Поворот мозгов», мотивация сотрудников, коллег, руководителей Анализ состояния организации со стороны высшего руководства Основы качественного менеджмента Коррекция (уточнение) процессной модели организации

Усвоение («поворот мозгов») внутренняя мотивация, формирование конкретных программ действий, принятие и распределение ответственности

Разработка документов СМ Описание процессов Выбор критериев оценки качества процессов Разработка стандартов (процедур) управления процессами + Консалтинг

Второй этап обучения Обучение методам и инструментам управления качеством

Обучение внутренних аудиторов Задачи аудита, виды аудита ISO Аудит документов Аудит на месте Техника аудита Проведение стажировочных внутренних аудитов в ОУ и анализ их результатов с высшим руководством

Внедрение системы Внедрение основной и дополнительной документации, Планирование Внутренние аудиты, Корректирующие мероприятия, Анализ руководства

Развитие системы Анализ деятельности Анализ системы Улучшение деятельности Улучшение документации

7. Требования к оценке СМК в ОУ

Оценка качества Это действие независимой третьей стороны, демонстрирующее, что предоставлено подтверждение соответствия определенных программ, процессов или систем управления установленным в стандарте или другом нормативном документе требованиям. К таким действиям относится «сертификация соответствия» и «экспертная оценка».

Показатели качества Это параметры, отражающие измеряемые характеристики отдельной образовательной программы, процесса, результативности и эффективности системы управления, на основе которых могут быть собраны данные, позволяющие определить соответствие этой образовательной программы, процесса, системы управления определенным стандартам.

Признание качества образования Подтверждение наличия системы управления образовательными учреждениями профессионального образования, гарантирующей уровень качества ОУ, агентствами гарантии качества, сертификационными или аккредитационными организациями, являющимися в свою очередь эффективными и ответственными учреждениями гарантии качества.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИЙ - СОВРЕМЕННЫЙ СТИЛЬ БИЗНЕСА Массовый интерес образовательных учреждений к оценке качества менеджмента активно проявляется сегодня в двух направлениях: регулярное участие компаний в разного рода конкурсах, число участников которых в нашей стране растет год от года и исчисляется уже десятками и сотнями; сертификация систем менеджмента на соответствие международным стандартам.

Признание системы менеджмента Зачем нужно признание ОУ с признанной системой менеджмента повышает свою способность гарантировать оказание потребителю услуг заданного (ожидаемого, желаемого) качества при учете требований государства Способы признания Соответствие: Международному стандарту ISO 9001 Стандартам и Директивам ENQA Модели EFQM

8. Способы обеспечения высокой результативности и эффективности СМК в образовательных учреждениях Опыт ФГОУ ДПО « Государственная Академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова »

Опыт академии Пастухова ФГОУ ДПО Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П.Пастухова разработала и реализует для подготовки СМК в ОУ концепцию инновационно- проектной подготовки кадров для качественного управления организациями (ИППК). В основе концепции лежат следующие главные принципы: обучение в деятельности: эффективность учебного процесса существенно выше, если руководители в ходе обучения занимаются решением собственных проблем, и знания даются под конкретную проблему (принцип «действие-знание- действие»); проектная организация обучения: обучение является составляющей реального проекта и направлено на поддержку процесса его реализации, результатом обучения наряду с новыми компетенциями является выполнение проектного задания

Опыт академии Пастухова (продолжение) командный принцип: решением проблем деятельности в рамках конкретного проекта руководитель занимается, опираясь на помощь коллег и стараясь, в свою очередь, помочь им; принцип погружения: обучение состоит из модулей, во время реализации которых руководитель полностью отрывается от текущей работы и погружается в творческий процесс; многозадачность обучения: наряду с содержательными в процессе обучения решаются задачи выстраивания эффективного взаимодействия с членами команды (вне зависимости от их статуса, возраста и опыта), задачи личного самоопределения по отношению к новым идеям и решениям и выработки новых индивидуальных инструментов управленческой деятельности.

Публичная защита проектов Представление, обсуждение проектов, выполненных сотрудниками компании в присутствии представителей высшего руководства («диагностика персонала»)

Залог успеха Время Уровень участвующего персонала

Перечень вузов, с которыми Академия Пастухова работала по подготовке СМК ГОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена"; Институт управления закупками и продажами им. А.Б.Соловьева ГУ-ВШЭ (2005[1]);[1] ГОУ ВПО "Новосибирский государственный университет" (2005); ГОУ ВПО УГНТУ "Институт дополнительного профессионального образования" (2005); Институт бизнес-образования. Кафедра стандартизации сертификации и управления качеством Института Экономики Управления и Права (2007); ГОУ ВПО "Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова"; ГОУ ВПО "Ярославский государственный технический университет"; ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского"; ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет" (2007); ГОУ ВПО "Иркутский государственный университет" (2007); ГОУ ВПО "Иркутский государственный педагогический университет" (2007); ГОУ ВПО "Волгоградский государственный педагогический университет" (2008);

Перечень вузов, с которыми Академия Пастухова работала по подготовке СМК ГОУ ВПО "Владимирский государственный гуманитарный университет" (2008); ГОУ ВПО "Сургутский государственный университет ХМАО" (2008); ГОУ ВПО "Ивановский государственный университет" (2008); ГОУ ВПО "Соликамский государственный педагогический институт" (2008); ГОУ ВПО "Поволжский государственный университет сервиса" (2008); ГОУ ВПО "Орловский государственный институт экономики и торговли" (2008); ГОУ ВПО "Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина" (2008); ГОУ ВПО "Сыктывкарский государственный университет" (2008); ГОУ ВПО "Якутский государственный университет имени Амосова" (2008); ГОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет" (2009); ФГОУ ВПО "Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (2009); ГОУ ВПО "Саратовский государственный технический университет" (2009); ФГОУ ВПО "Пермская государственная сельскохозяйственная академия" (2009). И другие. Всего 30 учебных заведений

Список вузов, сертифицировавших СМК Факультет управления РГПУ им. А.И. Герцена (2005) Институт специального образования, факультет психологии, факультет менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров ГОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет" (2008) ГОУ ВПО "Уфимский государственный технический университет" Самостоятельное структурное подразделение "Институт дополнительного профессионального образования" (2006) ГОУ ВПО Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд им. А.Б. Соловьева (2005) Институт бизнес-образования Кафедра стандартизации сертификации и управления качеством Института Экономики, Управления и Права (2007) ГОУ ВПО "Орловский государственный университет экономики и торговли" (2008) ГОУ ВПО "Иркутский государственный педагогический университет" (2008)

Список вузов, сертифицировавших СМК ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" (2008) ГОУ ВПО "Новосибирский государственный университет" (2009); ГОУ ВПО "Ивановский государственный университет" (2009) ГОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет" (2009) ГОУ ВПО "Владимирский государственный гуманитарный университет" (2009) ГОУ ВПО "Волгоградский государственный педагогический университет" (2009) ГОУ ВПО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина" (2009) ГОУ ВПО "Соликамский государственный педагогический институт" (2009) ФГОУ ВПО "Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (2009) И другие…. (всего 19 ВУЗов)

Спасибо за внимание! Академия Пастухова приглашает к сотрудничеству! Васильков Ю.В.