Лицензирование и аккредитация как инструменты обеспечения качества медицинской помощи (международный опыт) Комаров Ю.М., д.м.н., профессор, заслуженный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лицензирование и аккредитация как инструменты обеспечения качества медицинской помощи (международный опыт) Лицензирование и аккредитация как инструменты.
Advertisements

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И АККРЕДИТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Доктор медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части – О.Н.Герасименко.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Ф е д е р а л ь н о е а г е н т с т в о п о т е х н и ч е с к о м у ре г у л и р о в а н и ю и м е т р о л о г и и Государственное образовательное учреждение.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 6: Результаты деятельности ОУ.
Администрация города Батайска Разработка типового проекта системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международным стандартом ИСО 9001:2000, рекомендациями.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Роль оценки медицинских технологий для совершенствования лекарственного обеспечения населения Игнатьева Виктория Игоревна НИИ клинико-экономической экспертизы.
ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И СЕРТИФИКАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Р.М. МАКОВСКАЯ ГУ МО ЦМФД 3-4 декабря 2007г.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
2 Содержание: Актуальность работы Научная и практическая значимость Цель Задачи Структура респондентов поликлиники 11 г. МинскаСтруктура респондентов.
Руководства по клинической практике Robert Rhyne, M.D. Доцент кафедры семейной и общественной медицины медицинского факультета Университета Нью-Мексико.
Зам. гл. врача по экономическим вопросам Р.Д. Доржиева Опыт разработки и внедрения показателей и критериев эффективности деятельности.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С.А. Анденко – заместитель Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество редких (орфанных) заболеваний" (ВООЗ).
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
Магистерская диссертация на тему: РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ Выполнила: магистрант кафедры менеджмента.
Транксрипт:

Лицензирование и аккредитация как инструменты обеспечения качества медицинской помощи (международный опыт) Комаров Ю.М., д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, действительный член ВОК, ISQua, EQuiP (Международное и Европейское общества по обеспечению качества медицинской помощи) site: viperson.ru tel ,

Основа для подготовки доклада - 1 Отслеживание и анализ работ по клинической эпидемиологии, начиная с 1973 года Анализ свыше 3000 публикаций по DRG и изучение опыта их разработки в США Попытка создания в России DRG на материалах Горьковской областной больницы, гг. Изучение работ по созданию ИСО различных серий 9000 и 10000, т.е. стандартизации Участие в качестве национального координатора в европейском проекте COMAQ по качеству стационарной помощи, проводимом СВО (Утрехт), гг., и BIOMED ( )-Evert Reerink, Nik Klazinga, Srazimir Cucich Изучение опыта создания аналитических обзоров по клиническим проблемам и применению методов мета-анализа, Оксфорд, 1991 г. – Yan Chalmers Анализ работ по ЕВM и перевод ее на русский как Доказательная медицина

Основа для подготовки доклада - 2 Разработка системы обеспечения качества в рамках Комиссии Гор – Черномырдин с 1993 г. Совместная работа с АНСR, AIHA, Университетской корпорацией США, Университетом Дьюка Анализ классических работ по качеству (Уолтер Шухарт, Уильям Эдвардс Деминг, Каору Исикава, Генри Нив, Аведис Донабедиан, Ханну Вуори, Ян Чалмерс, Джозеф Джуран и др.) Выступление с докладом на Европейской конференции по качеству (Маастрихт, 1994) Организация и проведение Первой Всероссийской конференции по обеспечению качества медицинской помощи с международным участием – 1994 г. Участие в многочисленных мероприятиях ВОЗ и рабочих совещаниях по качеству, создание по этой проблеме Сотруднического центра ВОЗ в России Членство с 1998 г. во Всемирном (ISQua) и Европейском обществах по качеству медицинской помощи. Участие во Всемирном конгрессе по качеству, Мельбурн, 1998 Обучение эффективности в Институте экономического развития Всемирного Банка, Вашингтон, гг.

Основа для подготовки доклада - 3 Руководство работой по созданию Глоссария по качеству, отдельных клинико-организационных руководств, публикации по проблемам качества Проведение совместно с Дж. Айзенбергом международной конференции AIHA по обеспечению качества (Вашингтон, 1998). Изучение методологии по аккредитации больниц – JCAHO (Чикаго, 1998). Проведение циклов обучения ( ) при поддержке AIHA по качеству в регионах РФ, включение этих проблем в сертификационное обучение руководителей здравоохранения (по наст. время) Подготовка руководства по обеспечению качества медицинской помощи, Изучение международного опыта разработки систем качества, клинических рекомендаций, стандартов, протоколов и т.д. (NICE, SIGN, AHRQ, SBU, NZGG и др.) – Участие в качестве международного эксперта Евросоюза в проекте «Развитие медицинских стандартов на Украине» ( )

Это хорошо… Возможности современной медицины расширяются Значительная часть населения не удовлетворена качеством медицинской помощи Это плохо…

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Что это такое? Многоаспектная проблема Управление качеством Обеспечение качества Выбор и оценка технологий Оценка качества

Что такое качество медицинской помощи? Это – совокупность множества характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии (Глоссарий, Россия-США, 1999)

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Что это такое? Многоаспектная проблема Управление качеством Обеспечение качества Выбор и оценка технологий Оценка качества

Качество как многоаспектная проблема Адекватность (appropriateness) Доступность (availability) Преемственность и непрерывность (continuity) Действенность (efficacy) Результативность (effectiveness) Безопасность (safety) Своевременность (timeliness) Удовлетворенность потребности и ожидания (satisfaction) Стабильность процесса и результата (stability) Постоянное совершенствование и улучшение (improvement) (Глоссарий, Россия-США, 1999) Условия: профессиональная компетентность и межличностные взаимоотношения.

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Что это такое? Многоаспектная проблема Управление качеством Обеспечение качества Выбор и оценка технологий Оценка качества

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА Quality assessment Аудит КонтрольНадзор Экспертиза Результат / стандарт

Основная задача экспертизы качества медицинской помощи состоит в выявлении и анализе ошибок (в широком смысле этого понятия) для разработки мер по устранению причин, предупреждения повторения их, клонирования и тем самым для повышения качества медицинской помощи населению.

Продолжительность ожидания плановой операции Соотношение пациентов, ожидающих операцию и госпитализированных Ожидание плановой операции свыше 6 и 12 мес. Частота отмены операции Задержка выписки Ожидание приема амбулаторными пациентами Ожидание скорой помощи и БИТ Ожидание пациентами ИБС коронарографии, реваскуляризации Ожидание онкологическими больными начала лечения от момента постановки диагноза Профиль индикаторов качества для оценки доступности медицинской помощи в Великобритании

Фрагмент профиля из 26 индикаторов качества ведения амбулаторных пациентов («оплата по выполнению» в США) ПРОФИЛАКТИКА 1. Скрининг рака молочной железы Доля женщин, которым проведена маммография в течение текущего или предшествующего годов 2. Скрининг рака толстой кишки Доля взрослых, у которых выполнено по крайней мере 1 или более исследований: Исследование кала на скрытую кровь в течение года Сигмоскопия - в течение года или 4 предшествующих Иригоскопия - в течение года или 4 предшествующих Колоноскопия – в течение года или 5 предшествовавших 3. Скрининг рака шейки матки Доля женщин, которым выполнен по крайней мере 1 или более мазков на онкоцитологию в течение года или предшествующих 2 лет 4. Табакокурение Доля взрослых, с которыми проведена беседа о курении 1 или 2 раза в течение последних 2 лет 5. Отказ от курения Доля пациентов, которые отказались от курения 6. Вакцинация против гриппа Доля пациентов в возрасте лет. Которые вакцинированы против гриппа 7. Пневмония Доля пациентов, которые получили противопневмококковую вакцину Ишемическая болезнь сердца 8. Назначение гиполипидемических препаратов Доля пациентов с ИБС, которым назначена гиполипидемическая терапия на основании клинических рекомендаций АКА 9. Назначение б-блокаторов после ОКС Доля пациентов, перенесших ИМ, которым предписаны б-блокаторы в течение 7 дней после выписки 10. Назначение б-блокаторов после ИМ Доля пациентов, перенесших ИМ, которые получают постоянную терапию б-блокаторами в течение 6 месяцев после выписки

ТерминыОпределенияПримеры Индикатор качества помощи (indicator) Ретроспективно измеряемый элемент оценки медицинской помощи, относительно которого имеются доказательства или признанное мнение, что его изменение связано с качеством помощи Доля больных с АД >160/90 mm Hg, которым проведено повторное измерение АД в течение 3 месяцев Стандарт (standard) Степень соответствия индикатору или критерию оценки. Имеет очень малую степень свободы Минимум у 90% больных с АД >160/90 mm Hg должны быть проведены повторные измерения АД в течение 3 месяцев

Мировые тенденции От оценки качества к его обеспечению и управлению им. Оценить- это не значит улучшить качество. Обеспечить должный уровень качества- более сложная задача, требующая выбора адекватной и безопасной для пациента технологии, создания необходимых по количеству и качеству условий работы и всех видов ресурсов.

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Что это такое? Многоаспектная проблема Управление качеством Обеспечение качества Выбор и оценка технологий Оценка качества

ВЫБОР И ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ Health technology assessment Организационные технологии Клинические технологии Клинические рекомендации Медицинские стандарты Локальные клинические протоколы Доказательная медицина ISO

Клиническое обеспечение качества Применение адекватных и доказанных клинико-орга- низационных технологий, основанных на принципах Доказательной медицины и международных стандартах ИСО серии 9000

Доказательная медицина – это принципиально новая технология сбора, анализа, синтеза и использования медицинской информации, позволяющая принимать оптимальные клинические решения

Источники и причины появления Доказательной медицины Бурный рост числа клинических исследований в последние десятилетия Развитие новых медицинских технологий и систематический рост затрат на медицину (каждая последующая технология всегда дороже предыдущей) Появление новой фундаментальной дисциплины – клинической эпидемиологии, составившей методическую основы для ДМ Развитие информационных технологий и новые подходы к решению проблем поиска и распространения информации

Определение Клинические рекомендации- КР (clinical practice guidelines)- это утверждения, разработанные с помощью определенной методологии и призванные помочь врачу и больному принять решение о рациональной помощи в различных клинических ситуациях. (Институт медицины США) Клинические рекомендации- это оптимальное ведение групп пациентов, соответствующее их потребностям

Доказательная медицина и практика Не выдерживают никакой критики и не являются доказанными мировой практикой гипербарическая оксигенация, иридодиагностика, применение пищевых добавок и т.д. А разрекламированное ранее применение лидокаина для уменьшения риска фибрилляции желудочков в первые двое суток острого инфаркта миокарда оказалось недоказанным и приводило к росту летальности. В результате в новом издании «Болезни сердца» авторы признали использование лидокаина ошибкой и даже вредным. Аналогичная история недавно произошла с арбидолом, который Минздравсоцразвития продвигал на рынок в качестве противогриппозного средства, а оказалось, что это простой общеукрепляющий препарат, не доказанный ДМ.

Содержание клинических рекомендаций В международной практике клинические рекомендации- это рекомендательный документ, служащий информационной поддержкой для врача и пациента относительно наилучшей медицинской практики, результативность которой научно доказана. Они основываются на систематизированных обзорах (рандомизированных) клинических исследований и имеют определенную градацию по силе доказательства. В них представлена «эталонная» медицинская практика по диагностике и лечению конкретных заболеваний. Они являются надежным источником для разработки МС и ЛКП.

Стандартизация Стандарт- нормативный документ, регламентирующий набор правил, норм и требований к объекту стандартизации, утвержденный компетентным органом. «Стандарт» качества (quality standard of Health care)- реально достижимый и нормативно утвержденный на определенный период времени уровень медицинской помощи. (Глоссарий Россия-США, 1999)

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Что это такое? Многоаспектная проблема Управление качеством Обеспечение качества Выбор и оценка технологий Оценка качества

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА Quality assurance Общие условия Ресурсы Финансовые Достаточность? КадровыеМатериально- технические Аккредитация Табель оснащения Квалификация Медицинская этика и деонтология Минимизация ошибок Лицензирование Сертификация Работа в команде Лидерство Обучение Интеллектуальная собственность Мотивация и поощрения

Модели обеспечения качества медицинской помощи 1.Профессиональная модель 2.Административная модель 3.Индустриальная модель

Роль лидерства Вы не задумывались над тем, почему значение лидера в здравоохранении в целом и в обеспечении качества медицинской помощи, в частности, сейчас особенно важно, как никогда ранее?

Качество и лидерство Этого можно добиться только путем реализации принципа «работа в команде», но в любой команде, как и в любом деле обязательно проявляются лидеры (формальные или неформальные)

Римское право (Закон Аквилия) Врачебная ошибка – неопытность, неосторожность и неоказание медицинской помощи.

Врачебные ошибки *Эта проблема изучается со времен Гиппократа. *В нашей стране ей уделяли большое внимание Пирогов, Боткин, Спасокукоцкий, Вересаев, Давыдовский, Эльштейн и др. *Н.И. Пирогов подчеркивал значимость критического отношения врачей к своим ошибкам с тем, чтобы не повторять их, и это он рассматривал в качестве расплаты за высокую цену ошибок. *Одним из принципов Л.Дж. Питера является «…чтобы избежать ошибок, нужно набираться опыта, а чтобы набраться опыта, нужно делать ошибки».

Древняя Греция Врач имеет право на ошибку. Ошибка врача ненаказуема, если она допущена непреднамеренно.

Индия Врачебная ошибка каралась денежным штрафом в зависимости от знатности и кастовой принадлежности пострадавшего пациента.

В некоторых странах Азии и в России до XVII века за допущенную врачебную ошибку применялась смертная казнь. «буде из них кто нарочно или не нарочно кого уморят, а про то сыщется, им быть казненными смертью» Из царского указа

6% ошибок врачей 94% ошибок системы В известной в современном мире книге «Выход из кризиса» У.Э. Деминг утверждает, что ошибки работника и ошибки системы соотносятся как 1 : 15 Следовательно, в структуре медицинских ошибок следует с высокой степенью вероятности ожидать

Предтеча масштабного исследования в США Предварительные исследования показали, что различные врачебные ошибки встречались у 3-4% пациентов, а при оказании интенсивной помощи- не менее 2 ошибок в день, 20% которых приводили к тяжелым последствиям и фатальным исходам. Только в больницах предотвратимые ошибки могли бы снизить затраты на 2 млрд. долл. Обследование больниц в штате Нью-Йорк показало, что 30% случаев смерти были обусловлены ошибками в медикаментозных назначениях. Все это и побудило Институт медицины США провести углубленное исследование этой проблемы и оценить ее последствия.

Врачебные ошибки за рубежом 1.Доклад Института медицины США г о результатах многолетних исследований : В США ежегодно от врачебных ошибок погибает от 44 до 98 тысяч пациентов (8-я причина смерти). От СПИДа погибает в 4,5 раза меньше, от рака груди – в 2,5 раза меньше, в ДТП – в 2 раза меньше. Ежегодные экономические потери составили 38 млрд.долл. (в то время это почти весь наш федеральный бюджет), в т.ч. вследствие предотвратимых врачебных ошибок от 17 до 29 млрд. долл. в год 2.Выступление Президента США в Конгрессе по поводу врачебных ошибок г. в Поручение созданной при Президенте США в 1997 г. Комиссии по качеству медицинской помощи и потреблению. 3.Доклад комиссии Президенту «Что нужно сделать для безопасности пациентов»- 17 февраля 2000 г. Цель: снизить предотвратимые врачебные ошибки на 50% в течение 5 лет. 4.Утверждение доклада и плана действий Президентом г. 5.Отчет Секретаря департамента здравоохранения Томми Томпсона в Конгрессе о ходе работ по уменьшению врачебных ошибок. Устранение предотвратимых ошибок в больницах снижает стоимость стационарной помощи на 2 млрд.долл. 6.Отчет «Качество и безопасность в здравоохранении» на основе анализа 50 тыс.жалоб на ВОП показал, что в 23% они обусловлены врачебными ошибками, приведшими в 3% случаев к летальным исходам- апрель 2004 г. 7.По данным National Academy for State Health Policy к концу 2004 г. в 22 штатах были созданы системы слежения за врачебными ошибками с их анализом, во многих штатах созданы центры по безопасности пациентов и намеченная цель снижения в 2 раза частоты предотвратимых врачебных ошибок была достигнута.

Медицинские ошибки в Европе Комиссар ЕС по вопросам здравоохранения Андрулла Василиу сообщила в 2009 г.: 1.Каждый год в арбитражные суды поступают 10 тыс. жалоб, в которых в 52% случаев определяются врачебные ошибки, на 25% связанные с хирургическими вмешательствами, на 10%- с послеоперационным лечением и диагностикой. 2. Только за год в больницах стран ЕС из-за медицинских ошибок страдают 15 млн. чел. 3.Если в целом по ЕС каждый десятый случай лечения наносит ущерб пациентам, то в Германии доля врачебных ошибок ничтожно мала- всего 0.35% от числа обращений к врачам.

Продолжение В Канаде из-за врачебных ошибок ( гг.) и их осложнений дополнительно требуется 1.1 млн. койко-дней, а 24 тыс. пациентов ежегодно погибает из-за неэффективного лечения. В Британии и Финляндии врачи назначали препараты со множеством противопоказаний. В Италии ведется следствие против 4 тыс. врачей. Имеются и другие примеры.

Англия Законодательством предусматривается ответственность за врачебную ошибку в судебном порядке в зависимости от размеров ущерба и вреда здоровью пациента.

Публикация в Daily Mail и Telegraph за г. Только в одной больнице в г. Стаффорд (на родине терьера) за 3 года из-за халатности врачей погибло почти 1200 пациентов. Отношение всего медперсонала к больным было отвратительным. В дело вмешался премьер-министр Г.Браун, обещая наказать виновных. Бывший директор фонда страхования в Стаффорде 51-летний Martin Yeates, финансировавший эту больницу, получил от фонда незаконно ф.ст.

О врачебных ошибках В самой большой земле Германии- Северный Рейн-Вестфалия (9 млн. жителей, 50 тыс. врачей) в 1975 г. в соответствии с земельным законом о врачебных профессиях была создана Комиссия по врачебным ошибкам для выяснения претензий, проведения объективной экспертизы, выявления причин и принятия решений. Председатель Комиссии- судья на пенсии, 8 юристов и 79 врачей. Выделено бюро Комиссии из юриста и 4 врачей, которые работают с документами и не встречаются с пациентами. В результате 90% всех проблем решаются на досудебном уровне и только 10% дел- в суд. На досудебном уровне в Европе решается большинство возникающих проблем. Профессиональная ответственность врача страхуется либо учреждением, либо больничной кассой. В США- деликтная система с судом присяжных и определением виновности или невиновности врача. Врач сам себя страхует от возможных судебных исков.

Врачебные ошибки в России 1.Масштабных исследований не проводилось, но, судя по публикациям, отдельным исследованиям и судебным искам, их у нас никак не меньше. 2.Исследования в 1970-х годах показало, что участковый терапевт допускает ошибки с каждым вторым пациентом, а объем его знаний тогда был недостаточным. 3.Проведенное с нашим участием исследование работы акушеров- гинекологов показало, что ими допускается немало ошибок диагностического и лечебного характера, они не всегда владеют нужными навыками в работе, а если и владеют, то не всегда их применяют, что приводило к тяжелым последствиям и требовало улучшение качества их подготовки. 4.В.Ф.Чавпецов обоснованно классифицирует врачебные ошибки в зависимости от их последствий для здоровья пациентов, что легло в основу разработанной им специальной компьютерной системы.

Классификация ошибки О Ш И Б К А ВРАЧЕБНАЯСИСТЕМНАЯ врачебная, связанная с системной

Классификация и причины врачебной ошибки случайная профессионально- квалификационная должностная ВРАЧЕБНАЯ ОШИБКА Непредсказуемое стечение обстоя – тельств. Перегруженность (сверхнорматив – ная). Переутомление, стресс, болезнь врача. Недостаточность знаний. Недостаточность опыта. Отсутствие коллегиальной поддержки и помощи. Неисполнение или неполное исполнение должностных обязан- ностей. Эвентуальность объема медицинской помощи. Избыточный объем оказываемой помощи.

Классификация и причины системной ошибки надсистемная подсистемная собственно системная СИСТЕМНАЯ ОШИБКА Недостаточное законо- дательно- правовое обеспечение. Недостоточное ресурс- ное обеспечение систе- мы здравоохранения. Недостаточный госу – дарственный контроль. Отсутствие или несо - вершенство стандартов, регламентов (порядка оказания медицинской помощи), рекомендаций и протоколов ведения больных. Низкая оплата труда. Недостаточный систем – ный контроль. Ненадлежащая организация. Ненадлежащие условия. Отсутствие или недостаток ресурс- ного обеспечения. Недостаточный контроль.

Влияние системной ошибки на врачебную ошибку не исключает возможность врачебной ошибки создает условия для возникновения врачебной ошибки предопределяет или обусловливает врачебные ошибки

Две крупнейшие надсистемные ошибки: непризнание врача субъектом права отнесение здравоохранения к сфере услуг

Россия в долларах США Годовой доход семейного врача Важнейшая системная ошибка: низкая оплата труда врачей в государственном секторе здравоохранения

Величайшей врачебной ошибкой, связанной с системной ошибкой, является коммерциализация – медицинская помощь трансформируется в медицинский бизнес.

РЕЗУЛЬТАТ смещения акцентов в анализе медицинской ошибки в СМИ

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Что это такое? Многоаспектная проблема Управление качеством Обеспечение качества Выбор и оценка технологий Оценка качества

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Организационная работа и взаимодействие Непрерывное улучшение качества Обеспечение Технология Результат

Концепция всеобщего менеджмента качества (TQM) в здравоохранении -ориентация на пациента, соответствие его ожиданиям и современному уровню развития науки и технологии -лидирующая роль руководства в создании необходимых условий -вовлеченность всего медперсонала ЛПУ в деятельность по управлению качеством -процессный подход к ресурсам и деятельности -системный подход, объединяющий все процессы в ЛПУ и направленный на пациента -постоянное улучшение и совершенствование процессов, основанных на результатах -принятие решений, основанных на доказанных фактах и доказанных медицинских технологиях -организация взаимодействия с другими ЛПУ в интересах пациента.

«Качество медицинской помощи определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей пользой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. Уровень качества, таким образом – это степень достижения вышеупомянутого баланса пользы и риска.» Аведис Донабедиан, 1980 Донабедиановские центры обеспечения качества созданы в Париже (Александра Жиро), Барселоне (Роза Суньол) и в других местах.

Развитие идей Донабедиана-1 Оценка качества Контроль, экспертиза качества Лицензирование Обеспечение качества Непрерывное улучшение качества медицинской помощи Применение доказанных технологий Использование стандартов ИСО Критерии и стандарты результатив- ности и эффектив- ности

Развитие идей Донабедиана-2 Применение доказанных технологий Использование стандартов ИСО СтруктураМатер-технич. Оснащение и финансирование Информационн. технологии кадры Табель оснащения и финансы под технологии Базы данных и технические средства Много- уровневая

Развитие идей Донабедиана-3 Внутренняя и внешняя экспертиза Наблюдательный или попечительный совет Система слежения за врачебными ошибками Обучение: - отбор к профессии - обучение студентов - последипломное образование Судебно-медицинская экспертиза, клинические и патологоанатомические конференции Кадры Отсутствие необходимых знаний Отсутствие подготовленных экспертов Врачебные ошибки Поборы Мотивация за качество Законодательство Международная система лицензирования и аккредитации

Лицензия-1 Специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, выданное уполномоченным на то органом. Поскольку деятельность осуществляют не столько учреждения (здания, площади, оснащение и т.д.), сколько люди в них работающие (в нашем случае- врачи), то они, в основном, и должны получать разрешение на деятельность, без привязки к какому-либо конкретному медицинскому учреждению.

Лицензия-2 Лицензия продлевается профессиональной врачебной организацией. Для этого врач должен набрать определенное число баллов. В Германии нужно набрать 50 баллов в год, а за 5 лет-250 баллов (обучение-45 минут-1 балл, публикации, участие в конференциях и семинарах, доклады и т.д.). Но перед этим Немецкая врачебная палата определяет 1 раз и навсегда квалификацию специалиста. В США за 3 года нужно набрать 150 баллов.

Лицензия-3 В разных странах лицензию нужно подтверждать в срок от 1 до 5 лет, оптимально- через 3 года, т.к. именно за этот период обновляется медицинская информация. Для подтверждения лицензии врач должен: -доказать, что он владеет всей информацией по проблеме и знает о новых, доказанных и разрешенных клинических методах, а также применяет их на практике. -иметь сертификат специалиста, подтверждающий его обучение на курсах усовершенствования, сертификаты участия в профессиональных мероприятиях -предоставить документ об образовании и справку о физическом и психическом здоровье. Диплом- документ, подтверждающий у врача наличие высшего базового образования. Аттестация при этом не нужна. Не может быть врач какой-то категории, он либо имеет лицензию и работает, или ее не имеет. Таким образом, лицензия выдается на определенный период и может действовать в пределах одной территории ( в США – в пределах одного штата)

Лицензия-4 У нас в стране лицензию на деятельность получает медицинское учреждение, независимо от форм собственности (ФЗ о медицинском страховании от 28 июня 1991 г.), что противоречит любой логике. 1.Больница имела разрешение на производство аппендэктомии, а врач, ее делавший, уволился. Больных туда продолжают направлять. Кто в ответе? 2.Врача без лицензии защищать трудно, трудно и страховать его профессиональную деятельность. 3.Врач без лицензии- пациент без гарантии. 4.Пример с водительскими правами.

Лицензия-5 С 2011 г. лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, производства и технического обслуживания медтехники, а также лицензирование медицинских учреждений будет отменено. Вместо него вводится уведомительный порядок и упрощенная процедура получения разрешительных документов. Ясно, что от этого могут выиграть ЛПУ, но как это повлияет на качество медицинской помощи и лучше ли от этого будет пациентам?

Лицензия-5 Обзор лицензирования врачей в Европе выполнен под эгидой ВОЗ. В нем по каждой стране представлены законодательная основа лицензирования врачей, критерии, порядок и периодичность лицензирования, необходимое образование, лицензионный орган, требования к врачам, проходящим лицензирование, в т.ч. получивших квалификацию за пределами этой страны.

Если лицензия только для ЛПУ У врачей нет стимулирующих факторов, а нередко и возможностей для систематического пополнения знаний. К этому можно добавить потребительское отношение к врачам в нашем обществе, что обуславливает и престиж профессии и ее оплату. На следующем слайде показан рейтинг специальностей по материалам Фонда общественного мнения и журнала Wall Street.

100-бальная система оценок профессия США Россия ученые врачи бизнесмены юристы 8 50 банкиры 7 23 Преступные авторитеты проститутки

Аккредитация-1 Определение соответствия конкретного медицинского учреждения специально установленным стандартам или критериям. Фактически аккредитация- это проверка условий работы в медицинском учреждении на соответствие установленным требованиям с тем, чтобы врач, имеющий лицензию, мог нормально там работать. В разных странах используют неодинаковые критерии, но все они направлены на улучшение условий для обеспечения должного качества медицинской помощи.

Развитие аккредитации в здравоохранении-2 1.В 1910 г. врач Э. Кодман (США) предложил оценить результаты системы больничной стандартизации г. – основан американский колледж хирургов (АКХ) г. – АКХ разработал стандарты для больниц г. – начало проверки больниц по этим стандартам, 13% из них им соответствовали г. – первое руководство по аккредитации (США) г. – АМА, КМА, Американская больничная ассоциация создали объединенную комиссию по аккредитации (ОКА) г. – ОКА представила вариант стандартов для аккредитации больниц г. – КМА вышла из ОКА и создала собственную аккредитационную организацию 9.Сейчас ОКА – лидирующая в мире организация. Только в США ее оценочными программами охвачены медицинских организаций

Аккредитация-3 Наиболее распространенными и признаваемыми в мире являются аккредитационные системы Канады (Канадский совет по аккредитации служб здравоохранения) и США (Объединенная комиссия по международной аккредитации учреждений здравоохранения). Аккредитация является добровольной и осуществляется в 2 этапа: самооценка учреждения и внешняя экспертиза условий работы. При этом, как правило, проводятся специальные социологические исследования, опрашиваются пациенты и медицинские работники

Аккредитация-4 В качестве примера критериев и требований по аккредитации можно представить два документа Объединенной комиссии по аккредитации: 1.Стандарты для аккредитации больниц 2.Всеобъемлющее пособие по аккредитации больниц. Официальное руководство.

КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Что это такое? Многоаспектная проблема Управление качеством Обеспечение качества Выбор и оценка технологий Оценка качества

Благодарю за внимание и понимание!