Программа патриотического воспитания учащихся «Мы россияне» Авторский коллектив: Митрошина Н.И., Пятайкина Н.Н., Степанова С.Н., Федяева Е.В.
Программа патриотического воспитания « Мы россияне » разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан РФ и государственной программой « Патриотическое воспитание граждан РФ » и обращена к учащимся 5 – 10 классов Краевого государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Озерской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната II вида » Алтайского края, Тальменского района.
Цель : В ОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ Р ОССИИ, ГРАЖДАН ПРАВОВОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА, ОБЛАДАЮЩИХ ЧУВСТВОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ, ГРАЖДАНСКОГО ДОСТОИНСТВА, ЛЮБВИ К О ТЕЧЕСТВУ, К СВОЕМУ НАРОДУ.
Задачи: Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания; Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну; Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость: На уровне образовательного учреждения: Создание системы гражданско-патриотического воспитания; Обогащение содержания гражданско- патриотического воспитания; Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость : На уровне развития личности учащегося: Осознание обучающимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и преумножает ее историко- культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордиться Родиной, готов защищать свое Отечество; Формирование чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое; Повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны; Формирование активной жизненной позиции к борьбе за сохранение мира на Земле; Рост ответственности за реальный вклад подрастающего поколения в деле процветания родного края и Отечества.
Направления деятельности Моя малая Родина Изучение истории своего села, района, края в ходе поисково-исследовательской работы; Проведение экскурсий, походов, встреч с ветеранами войны и труда, интересными людьми; Проведение мероприятий, посвящённых памятным датам истории; Работа по благоустройству здания и территории школы, территории села путём проведения субботников и трудовых десантов; Поддержание культурных традиций школы и села в ходе участия школьников в традиционных праздниках, конкурсах, выставках.
Направления деятельности Защитники Отечества Проведение уроков мужества, военно-спортивных игр и других мероприятий; Встречи школьников с военнослужащими, ветеранами войны; Конкурсы рисунков и сочинений «История боевой награды», конкурсы чтецов «О доблести, о подвигах, о славе»; Акция «Письмо солдату»; Проведение мероприятий по изучению военной истории Отечества.
Направления деятельности Салют, Победа! Изучение летописи Великой Отечественной войны; Участие в речевых конференциях, интеллектуальных играх; Оказание шефской помощи ветеранам войны; Уход за памятниками павшим воинам и могилами погибших воинов-односельчан; Акция «Вахта памяти».
Направления деятельности Здоровье Приобщение всех учащихся к различным формам физической культуры путём привлечения их в спортивные секции, оздоровительные группы, спортивные состязания; Организация интересного и плодотворного досуга во внеурочное время путём проведения различных спортивно-массовых мероприятий; Осуществление мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганде.
Направления деятельности Экология и мы Осуществление мероприятий по пропаганде бережного отношения к окружающей среде, среди которых – экологические праздники, викторины, конкурсы в рамках Дней защиты от экологической опасности.
Направления деятельности Юные таланты Приобщение всех учащихся к творческой деятельности через систему урочной и внеурочной деятельности – проведение смотров, творческих отчётов, конкурсов и праздников.
Направления деятельности Забота Оказание посильной помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям и инвалидам путём проведения тимуровской работы и акций под девизом «Спешите делать добро».
Кадровое обеспечение программы: Руководитель ОУ Зам. директора по ВР. Классные руководите ли Педагоги предметник и Социальны й работник Учителя дефектолог и Дополнител ьное образование Психолог Воспитател и Зам директора по УВР
Этапы реализации программы I этап: проектный учебный год Цель: проектирование модели патриотического воспитания, создание системы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении. Основное содержание деятельности: Изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию; Ознакомиться с практикой проектирования программ по патриотическому воспитанию образовательных учреждений района, края и других регионов страны; Спроектировать модель патриотического воспитания; Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско- патриотическому воспитанию на педагогическом совете школы; Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы; Подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направления программы.
Этапы реализации программы II этап: практический учебный год Цель: реализация программы гражданско-патриотического воспитания. Основное содержание деятельности: Отработать содержание деятельности, опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; Обогатить содержание гражданско-патриотического воспитания через участие во всероссийских, региональных проектах; Развивать ученическое самоуправление; Разработать методические рекомендации по гражданско- патриотическому воспитанию; Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности; Принимать участие в районных, краевых конкурсах по гражданско- патриотическому воспитанию; Проводить мониторинг реализации программы.
Этапы реализации программы III этап: аналитический учебный год Цель: анализ итогов реализации программы. Основное содержание деятельности: Подготовить аналитические материалы по реализации программы патриотического воспитания на основе анализа и оценки результатов работы школы, выпустить методическое пособие по данной проблеме; Провести коррекцию затруднений в реализации программы; Определить перспективы, пути и способы дальнейшего развития патриотического воспитания в КГБС(К)ОУ «Озерской С(К)О школе- интернате II вида»
Механизм реализации программы Для решения поставленных задач используются сложившееся социально-педагогическое пространство. При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, краевые, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, которые регулируются положениями о районных, краевых, всероссийских конкурсах, а так же актами и положениями о школьных мероприятиях. Вся работа строится с учетом возрастных особенностей детей и с вовлечением в нее всех субъектов воспитательно-образовательного процесса и социальных партнеров.
Оценка эффективности реализации программы Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.
Качественные параметры: Сформированность гражданских навыков: умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; знание своих прав и обязанностей и умения их использовать; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах; готовность к самообразованию. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине; права и свободы человека и гражданина; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан. Сформированность уважительного отношения детей к школе-интернату, классу, педагогу, совместным делам, традициям.
Количественные параметры: Включенность учащихся в воспитательные дела. Отсутствие детей с девиантным поведением. Активность деятельности детско-юношеской организации в реализации программы патриотического воспитания. Массовость и активность участия в мероприятиях по гражданско-патриотической тематике.