Украина, 03048, г. Киев ул. Народного Ополчения, 1, оф. 107-В тел./факс 249-93-42, 050-332-20-22 www.ldesign.prom.uawww.ldesign.prom.ua www.ldesign.kiev.ua.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОУ СОШ 806 Проектную работу выполнила учащаяся 8 Б класса Благова Кристина Научный руководитель Стук Д.И. Москва 2010.
Advertisements

выработанном им углублении- русле. Небольшие речки называются ручьями. Как правило, течение реки бывает непрерывным. Но встречаются и временно пересыхающие.
Презентация по географии на тему: «Загрязнение гидросферы».
Река Чернушка (Чёрная) – находится на северо-западе Москвы. РЕКА ЧЕРНУШКА.
Реки Брянской области. В книге "Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднестровья* В. Н. Топоров и О. П. Трубачев о происхождении названия реки.
Путешествие по Большой Ласьве ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАРШРУТ.
Всякая река течет в понижении, которое тянется от истока реки до ее устья, – это речная долина. Углубление в речной долине, по которому воды реки текут.
Поверхность Земли.
РоссияРоссия Красноярский край далее Разрабатываем маршрут Хатанга 2.Курейка 3.Нижняя Тунгуска 4.Подкаменная Тунгуска 5.Ангара 6.Енисей.
Проект организации движения скоростных электропоездов Москва (Киевский вокзал) – «поселение Московский» Подготовили: Игорь Драндин и Владимир Горбань.
Снег- индикатор состояния атмосферы Мониторинг чистоты воздуха по состоянию снега за 2007,2009 гг. В городе Нижневартовске.
1.Закрепить знания об океанических течениях, *S, *изменениях Т, *основных видах волн; 2.Узнать о водах: подземных водах, реках; 3.Выполнить практическую.
Проблема охраны реки Волги
Всякая река течет в понижении, которое тянется от истока реки до ее устья, – это речная долина. Углубление в речной долине, по которому воды реки текут.
Экологическая тропа Тема: Водоёмы большого города. Река Волковка ГБОУ СОШ 553 Ученики 3-В класса.
Деревня Куселярово расположена в живописном месте. Интересное географическое положение : на левом берегу на первой надпойменной террасе долины реки Юрюзань.
Выполнила: Степаненко Яна 8 «А» класс. В России много больших и красивых рек, таких как - ИРТЫШ, ЛЕНА, АНГАРА, ОБЬ. Одной из самих больших в Европе и.
Презентация к уроку по окружающему миру по теме: Презентация для начальных классов "Река Волга"
Введение Только тот может быть патриотом своей родины, кто умеет ценить и любить природу родного края. Л.Н.Толстой.
Транксрипт:

Украина, 03048, г. Киев ул. Народного Ополчения, 1, оф. 107-В тел./факс , ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ УСТЬЯ РЕКИ ЛЫБЕДЬ Ландшафтная мастерская Киев 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Концепция озеленения и благоустройства территории устья реки Лыбидь (от Стратегического шоссе до впадения в Днепр) выполнена на основании задач планировочного решения с учетом особенностей ландшафтного расположения. Чтобы препятствовать постоянному смыву верхнего слоя грунта и уменьшить нагрузку на вертикальные стенки существующего укрепления берега, предлагаем организовать береговую линию в виде террас со ступенями для перехода по уровням. На бетон наложить фактурную штриховку под плитняк. После расчистки зарослей засадить верхнюю линию террас декоративноцветущими кустарниками и деревьями, не требующими ухода. На левом берегу устья реки рациональным будет размещение альтанки, из которой откроется прекрасный вид на Днепр и Осокорки. В устье реки находится природно намытый островок. Он может стать хорошей площадкой для постройки ресторанчика на воде. Его стилизация в виде водяной мельницы обусловлена историческими данными о работе 7 больших мельниц на Лыбеди. Этот островок можно соединить насыпной косой с правым берегом реки, а к левому перекинуть пешеходный мостик. Небольшой причал у ресторана даст возможность подплывать прогулочным лодкам и катамаранам и подкрепиться на воде. Чтобы эта зона была приятна для прогулок и в вечернее время, необходимо ее осветить фонарями на столбах. Выходы сточных труб рекомендуем задекорировать каменной кладкой в виде гротов. По руслу ближе к устью уместно будет добавить несколько перекатов.Вдоль русла рекомендуем разместить валуны, рядом с которыми посадить растения с учетом высоты затапливаемости. Технические опоры мостов задекорировать соответственно выбранного стиля. Использование декоративных элементов (скамейки, мостики с перилами, ступенчатые переходы на террасы, скульптура юной Лыбеди) добавит этому месту ощущения погружения в историческое прошлое. Паркинг у гостиницы «Выдубичи» нужно обязательно обустроить функциональными беседками со столиками и скамейками. Установить рядом с ними контейнер для мусора или урны и туалет.

Экспликация растений Барбарис пурпурный «Superba», «Golden Ring» Лещина пурпурная Фундук Пузыреплодник «Gold» Пузыреплодник «Diabolo» Дерен белый Elegantissima, Spaethii Дерен отпрысковый Flaviramea Скумпия кожевенная (сорта) Кизильник (сорта) Спирея вангутта (таволга) Хеномелес Сумах Хоста Ирис Почвопокровные Сирень Береза Яблоня райская (сорта) Дуб (сорта) Черемуха (сорта) Злаковые Прибрежные (аир, ситник, осока)

АНАЛОГИ ЗОНИРОВАНИЯ

МАЛЫЕ РЕКИ КИЕВА. ЛЫБИДЬ В.И. Вишневский, доктор географических наук Лыбедь самая известная среди других киевских рек. Ее длина составляет 16,0 км, площадь водосбора - 66,2 км. кв, высота истока над уровнем моря м, устья - 91,5 г. Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что перепад уровня воды между истоком и устьем равен 93,5 м. Этот перепад есть даже больше, чем Днепра от Киева до Черного моря. Правда, при повышении уровня воды в Днепре на 2 м (а это случается почти ежегодно), высота падения в нем становится больше, чем в Лыбиди. Поскольку Лыбидь имеет значительный уклон, велика и скорость течения. Даже при средней водности она достигает 0,8-1,0 м / с. Кроме значительного уклона, достаточно большой скорости способствует сравнительно небольшое гидравлическое сопротивление бетонного русла. Особенностью реки является также то, что она не замерзает. Это связано с преобладающим поступлением воды из-под земли. Значительную роль играют и сбросы сточных вод. Достаточно важный вопрос, который еще не детализирован, - это расположение истока Лыбеди. В некоторых публикациях указывается, что исток расположен вблизи железнодорожной станции Караваевы Дачи. Отметим, что такая привязка недостаточно точна. Кроме того, возле только что упомянутой железнодорожной станции расположен не исток реки, а место ее появления на дневной поверхности. Более правильным подходом к установлению места утечки является использование сведений о ливневой канализации, в которой теперь течет большинство малых рек города. Местом истока реки целесообразно считать начало канализационного коллектора, наиболее отдаленного от устья. Опираясь на такой подход, истоком Лыбеди можно считать начало коллектора (его диаметр мм) на перекрестке улиц Радищева и Светлогорской неподалеку от бульвара Ивана Лепсе. Географические координаты этого места такие: широта - 50 ° 26 '47 ", долгота - 30 ° 24' 37''. Далее река течет вдоль указанного бульвара мимо проходной завода имени Ивана Лепсе. Второй коллектор, также достаточно удаленый от устья, начинается на ул. Каблукова у расположенной здесь спортивной базы. На перекрестке бульвара Ивана Лепсе и ул. Каблукова оба коллектора соединяются. Дальше Лыбидь течет под проспектом Комарова до перекрестка с ул. Героев Севастополя. Ниже по течению Лыбидь согласно рельефа местности отклоняется от проспекта Комарова на юг и оказывается в отрадненском парке. Здесь в реку с правого берега впадает ручей, который в прошлом называли Отрадный. На территории парка диаметр коллектора, в который закована река, увеличивается до 1500 мм. Следующий приток - левый (его название неизвестно). Он берет начало на перекрестке бульвара Лепсе и ул. Василенко. Далее река течет небольшим парком и пересекается ул. Гарматной рядом с поликлиникой. Приняв этот приток, Лыбидь течет под ул. Лебедева-Кумача и дальше пересекается Индустриальной улицей. Еще сравнительно недавно в существующей здесь котловине был подземный переход. Но однажды после сильного ливня его затопило почти до верха. Теперь рядом с этим местом построен пешеходный мостик. Ниже по течению Лыбедь течет под Нижнеключевой улице мимо спорткомплекса Национального технического университета "КПИ". Здесь в Лыбедь слева впадает коллектор, который берет начало на хуторе Грушки. Теперь в нем скрыт Волочаевский ручей. На дневную поверхность Лыбидь впервые выходит за пересечением Железнодорожной улицы, рядом с мебельной фабрикой "Лагода". Географические координаты этого места такие: широта - 50 ° 26 '37 ", долгота - 30 ° 27' 16''. Длина реки от истока до этого места составляет 4,55 км. После выхода на дневную поверхность река преимущественно течет в бетонном русле. Его ширина - 1,2 м. За несколько метров после выхода из коллектора в Лыбидь впадает правый приток - Вершинка. Реку с таким названием можно увидеть на первой карте Киева, составленной

полковником И. Ушаковым в 1695 г. Теперь Вершинка перед впадением в Лыбидь протекает под железной дорогой в водопропускных трубах. Основное течение реки скрыто в коллекторе, проложенном под ул.Ушинского. Река имеет и открытое русло, тянущийся вдоль железной дороги по м от нее, кроме того, к этой реке присоединяется ручей, текущий непосредственно вдоль железной дороги. Дальше Лыбидь течет между железной дорогой и Борщаговской улицей. Близость к железной дороге неслучайна - ее сознательно проложили вдоль Лыбеди, обходя киевские холмы. К сожалению, на многих современных картах Лыбидь на этом отрезке ошибочно показывают не с северной стороны железной дороги, а с южной - там, где река действительно некогда текла. Через 250 м после выхода на поверхность в Лыбидь впадает левый приток, берущий начало от ул. Гарматной, течет по территории завода "Большевик", а дальше пересекается улицами Индустриальной и Борщаговской. Коллектор в конечной части имеет ширину 3 м, высоту - 1 м. В 200 м перед Дворцом бракосочетаний в Лыбидь впадает левый приток - ручей Песчаный. Он берет начало на перекрестке улиц Александра Довженко и Дегтяревской, а дальше течет по краю Пушкинского парка и под территорией Зоопарка. Раскрывается коллектор двумя трубами: круглой и квадратной. Следующая приток Лыбеди правый - он впадает в 100 м перед местом пересечения реки Воздухофлотским проспектом. Водосбор этого притока довольно значительный - он охватывает Первомайский жилой массив и железнодорожное депо. Один из крупнейших коллекторов, дренирующий эту территорию, берет начало у перекрестка ул. Курской и Воздухофлотского проспекта и далее тянется вдоль этого проспекта. За несколько сотен метров в Лыбидь впадает ее левый приток Скоморох. Верховье этой реки расположено около Мотоциклетного завода. Далее она течет под ул. Белорусской, протекает возле станции метро "Лукьяновская", а еще дальше под местом разворота скоростного трамвая. Пройдя под землей территорию заводов "Транссигнал" и "Ленинская Кузница", Лыбидь выходит на дневную поверхность возле железнодорожного вокзала и дальше течет по территории ТЭЦ-3. Под мостом, на котором заканчивается ул. Льва Толстого, река принимает слева ручей Ботанический. С этого места ширина бетонного русла Лыбиди существенно растет - с 1,6 до 2,4 м. Сам же ручей берет начало и течет в своем верхнем течении в овраге, расположенном в ботаническом саду им. А. Фомина. Ручей можно увидеть в нескольких местах сквозь металлические решетки. В 100 м ниже упомянутого моста Лыбидь принимает довольно большой приток справа. Название этой речушки (или ручья) - Мокрая или Мокрый. Этот приток берет начало возле Соломенской улицы, а дальше течет в кучмовском овраге и под ул. Кудряшова. Раскрывается коллектор двумя трубами. В 100 м ниже по течению от ул. Физкультуры в Лыбедь впадает крупнейший левый приток - Клов. О размерах этой реки свидетельствуют размеры коллектора на конечном участке: ширина - 5,0 м, высота - 2,15 м. В этом коллекторе (его название - Прозоровский) сходятся еще два: Кловский (в нем течет река Клов) и Крещатицкий (в нем течет река Крещатик). Кловский коллектор берет начало около станции метро Арсенальная и тянется под ул. Мечникова. Крещатицкий коллектор начинается неподалеку от Софийской площади и далее проходит под главной улицей города. Перед самым мостом, на котором заканчивается ул. Ивана Федорова, в Лыбидь впадает левый приток. Этот коллектор тянется под только что упомянутой улицей. Следующий немаловажный приток Лыбиди - правый. Эта река течет под ул. Протасов Яр и впадает (точнее - коллектор прямоугольной формы) за 30 м ниже моста, на котором заканчивается ул. Ивана Федорова. Название реки неизвестно. Оно отсутствует и на карте М.Максимовича 1903 г. Через несколько сотен метров ниже по течению в Лыбидь впадает левый приток Ямка, который берет начало недалеко от площади Леси Украинки и дальше течет под улицами Щорса и Владимиро-Лыбидской. У реки расположены Дворец "Украина" и Владимирский рынок. За 100 м перед бульваром Дружбы Народов Лыбидь принимает свой самый большой, а именно - правый приток Совку. Эту реку можно увидеть лишь в нескольких местах, в частности, сразу после ее пересечения Краснозвездным проспектом, а также улицей Николая Гринченко. Неподалеку от Маргаринового завода Лыбидь принимает свой последний большую правый приток - Ореховатку

(возможно, Горихуватку). Название реки, вероятно, связано с фамилией хозяина хутора, существовавшего здесь ранее. Вместе с тем, в долине ручья довольно распространенным деревом является орех черный. На ручье в Голосеевском парке устроены Ореховатские (Горихуватськи) ставки, последний - возле Голосеевской площади. После них река исчезает в коллекторе. За несколько метров после впадения Ореховатки Лыбидь прячется под землю. Далее ее пересекает ул. Саперно-Слободская, вдоль южной стороны которой река течет к развязке с ул. Киквидзе. Следующий приток Лыбиди - левый; ручей впадает в 100 м к востоку от железнодорожной станции Киев-Московский. Вблизи путепровода, на котором заканчивается ул. Киквидзе, в Лыбидь впадает ее последний левый приток - Бусловка (Бусовка). Второе название связано с тем, что рядом расположена Бусова гора. Бусловка берет начало неподалеку от Печерского моста и течет под только упомянутой улицей в котловине между Черной и Бусовой горами. На дневную поверхность она выходит лишь на расстоянии 20 м перед ее пересечением железной дорогой. Перед Столичным шоссе сохранился единственный участок Лыбиди с естественным руслом. Ее длина м. Ширина русла здесь составляет 9-10 м, максимальная глубина - 0,5 м. Берега реки заросли кустарником и деревьями. На некоторых ветках встречается тряпье, которое показывает насколько может подниматься уровень воды в реке. По шоссе Лыбидь опять закована в бетонные берега. Ширина бетонного желоба, в котором течет река, составляет 3,5 м, глубина - 1 м. Правда, глубина воды, как правило, меньшая - около 0,5 м. Однако после ливней уровень может подняться еще на 0,5-1, 0 м. Место впадения Лыбеди в Днепр расположенно немного ниже ТЭЦ-5, а именно - в 100 м выше высоковольтной ЛЭП. Географическая широта этого места - 50 ° 22 '55'', долгота - 30 ° 34' 40''. В целом водосбор Лыбиди охватывает почти всю центральную часть города вместе с Крещатиком включительно. В пределах водосбора проживает свыше миллиона киевлян. Это сказывается на условиях питания реки и на качестве речной воды. Дождевые и талые воды, стекающие по улицам, загрязнены нефтепродуктами, тяжелыми металлами, органическими веществами. Довольно часто река несет мусор. К сожалению, загрязнены и берега. На водосборе Лыбиди расположен железнодорожный вокзал (учитывая Южный), автовокзал, несколько промышленных предприятий: ТЭЦ-3, Первый киевский молокозавод, завод "Киевгума", кондитерская фабрика, маргариновый завод, ТЭЦ-5 и др. Особенностью Лыбиди является также ее пересечение большим количеством мостов и еще большей - трубопроводов. К тому же некоторые трубопроводы тянутся вдоль берегов. Кроме того, вдоль Лыбеди, местами совсем рядом с самим руслом, проложены Старо-и Новолибидський коллекторы хозяйственно-бытовых сточных вод. О них свидетельствуют изготовленые из чугуна колодцы конусообразной формы с прикрученными крышками. Одновременно на водосборе реки расположено большое количество ценных объектов природы. Среди них - ботанический сад им. О. Фомина, зоопарк, несколько городских парков. Изредка здесь попадаются отдельные двухсотлетние дубы, которые раньше покрывали значительную часть водосбора. Давая краткую характеристику Лыбеди, целесообразно упомянуть и о ее давнем прошлом. Во времена Киевской Руси она представляла южный рубеж Киева. В XVI-XVII вв. на реке были сооружены дамбы с мельницами, большинство которых принадлежало киевским монастырям. Об этом в частности свидетельствует карта, составленная И. Ушаковым. Некоторые ставки на Лыбеди просуществовали до начала ХХ в.

ЛЫБЕДЬ Из дошедшего до нас плана Киева, составленного полковником Иваном Ушаковым в 1695 г., явствует, что и тогда река брала начало в пределах нынешних Караваевых Дач. Ее длина около 16 км. У ее истоков родники, выходящие на поверхность из водоносных горизонтов. Болотом по всей протяженности реки и не пахло, потому что наклон русла в сторону Днепра довольно велик, что обеспечивало весьма быстрое течение. Ныне русло заилилось, его наклон уменьшился, но и сегодня Лыбедь весьма «резвая». Такие реки человек издавна использовал для своих нужд. Лыбедь не стала исключением. Плотины делали реку глубокой и полноводной, в 1700 м от истока ширина ее достигала 50 м. Здесь она разделялась, образуя Вершинский остров с тремя водяными мельницами. До впадения реки в Днепр на ней стояли еще 4 водяные мельницы, из которых самой крупной была Михайловская, образовывавшая водохранилище с тремя островками. И если ширина Лыбеди в районе нынешней улицы Коминтерна обозначена на карте Ушакова в 50 саженей (107 м, сажень=2,1336 м), то о реке перед Михайловской мельницей полковник пишет: «А в том месте Лыбедь широкая...» В XVIIв. ее дельта лежала в пойме Днепра, подпитываясь его водами. Естественно, здесь по весне нерестилась рыба. Ныне дельта реки выше уровня Днепра более чем на полтора метра, и ни рыба, ни вообще днепровская вода сюда не попадают... Во времена Ушакова, чтобы смолоть на лыбедской мельнице зерно, надо было где-то остановиться, передохнуть, лошадей накормить. Так появились трактиры, за ними хуторки, стали селиться люди. В конце XIX века по берегам реки стали прокладывать железную дорогу. Лыбедь в ХХ веке Появились мастерские, товарная станция, депо. Поблизости стали селиться железнодорожники, образовались улицы. Одна из них, Ямская, увековечена Александром Куприным в рассказе «Яма». Самые шикарные заведения улицы красных фонарей имели в качестве непременного атрибута трехметровые ампирные чугунные колонны чуть толще человеческой руки. Еще в конце 1970-х здание одного такого «заведения» было недалеко от угла улиц Боженко и Байковой. Лыбедь река своенравная. Ласково журчащая летом в ясную погоду, в ливни и по весне она широко разливалась, сметая все на своем пути. Чтобы исключить неприятные неожиданности, стали планомерно поднимать берега реки и сокращать площадь ее русла. А улицы Киева все больше укатывали твердыми покрытиями, не впитывавщими осадки. Ливневые стоки стали собирать в коллекторы и отводить их в Лыбедь (и до сегодня без всякой очистки!). Попадали туда и канализационные стоки. Чтобы предотвратить разлив нечистот по городу, в гг. канализацию частично завели в проходящую вдоль русла реки чугунную трубу почти метрового диаметра. В 1938 г. рядом проложили еще одну. Эти трубы используют и поныне. В начале 1960-х годов фекальные стоки из них в Днепр составляли более 2 кубометров в секунду. После ввода в конце 60-х годов Бортничской очистительной системы основную часть фекальных стоков в трубах под Днепром отвели туда, но в Лыбедь и сегодня без всякой очистки впадают еще около 70 больших и малых стоков, состав воды в которых оставляет желать лучшего. Мысли о восстановлении Лыбеди возникали регулярно. В гг. при составлении Генерального плана Киева в стадии эскизного проекта ее рассматривали как городской водосток, причем на отдельных участках реку планировали перекрыть, создав водоемы-аккумуляторы для уменьшения сброса воды и ее очистки. Однако места для прудов найти не смогли. Река уже была туго зажата постройками. В 1947 г. начали разрабатывать проект использования Лыбеди в качестве открытого городского водостока...

Сколько здесь воды? Чтобы понять, как с рекой обращаться, нужно знать ее гидрологический режим, иными словами, сколько в ней воды в разное время года и при разных погодных условиях. Регулярные гидрологические наблюдения за Лыбедью не ведутся. Летом в хорошую погоду она сбрасывает в Днепр менее кубометра воды в секунду. Но площадь водосбора реки 55кв.км (площадь Киева около 790 км). Если предположить, что здесь одновременно выпало бы осадков или растаяло снега только на 1мм воды и все стекло бы в Лыбедь, то в реку попало бы кубометров воды. К счастью, осадки выпадают не мгновенно, часть их впитывается в землю, но при длительных дождях Лыбедь с грохочущими полуметровыми волнами сбрасывает в Днепр более 30 кубометров воды в секунду. (Для сравнения: среднее потребление воды одним киевлянином около 5 кубометров в месяц! Авт. ). А сечение туннеля, в который загнали реку в 1988 г., определяли из вероятного ее водосброса в 170 м в секунду! Это сопоставимо с расходом воды в Днепре в июле-августе (правда, в сухую погоду). Тот, кто увидит Лыбедь во время ливня, поймет: с нею шутки плохи. Сомневающимся рекомендую выйти на станции метро «Выдубичи» и пройти 200 м по Обуховской дороге до железнодорожного моста через речку. Высота отметок воды, оставленных ее потоками на опорах моста, на стволах и ветках деревьев, скажут сами за себя... В конце 1980-х годов при строительстве Южного моста 3 км Лыбеди от Московской площади до Лысой горы заключили в бетонный туннель шириной 16 м и высотой около 4. По верху проложили шоссе, навсегда скрыв своенравную реку от глаз людских. К счастью, 400 м ее в районе Лысой горы и сегодня текут в естественных берегах. Здесь так и кажется, что вот-вот из-под моста вынырнет нос варяжского драккара, новгородской ладьи или плоскодонной баржи, на которых еще в начале ХХ века возили кирпичи для строительства вокзала... Как вылечить Лыбедь? В июле 2006 г. градосовет дал принципиальное согласие на проект строительства в районе улиц Боженко и Ямской серии высоток. В нем упоминается очистка и использование Лыбеди. Проект обещали вынести на общественное обсуждение. Будем считать данную статью его началом. Лыбедь это очень просто! следует из работы, хотя восстановление реки согласно «Детальному плану территории в границах улиц Эренбурга, Короленковской, Боженко, Байковой и ж/д колеи в Голосеевском районе г. Киева» намечается провести в пять этапов (продолжительностью не один год). И начинать почему-то предлагается с середины реки. В первую очередь нужно... построить высотки на участке от Протасова Яра до Байковой. Ну а для Лыбеди, только «истинной», предлагается выделить узкую полоску, а параллельно ей соорудить два закрытых дополнительных канала для сброса дождевых стоков, которые будут очищаться непонятно где с помощью устройств Научно-производственного центра «Потенциал4». Восстановление остальных участков реки запланировано на четвертый-пятый этапы без указания сроков. Но может получиться, что после того как река будет раз и навсегда зажата в прокрустовом ложе данного проекта, смотреть дальше уже будет некуда. Город растет, значит, с поверхности водосбора все больше воды будет попадать в Лыбедь. Поэтому размеры новых сбросных каналов придется закладывать с резервом (от истока до впадания в Днепр). Плюс расстояние до русла «истинной» реки, чтобы воды не смешивались. Но целесообразно ли это в условиях дефицита площадей? Не лучше ли продолжать использовать основное русло реки, промывая его после дождей? Экономнее и надежнее очистные сооружения устанавливать не на предприятиях, а непосредственно по берегам реки. Тогда, во-первых, в случае их неисправности или прорыва не будут затоплены улицы, а во-вторых, появится возможность создать на реке целостный

хозяйственный комплекс с единым управлением. Русло же нужно перестроить и расширить, сделав его в сечении в виде трапеции, расширяющейся кверху. Для этого придется снести ряд построек, но переустройство Лыбеди, если его провести с умом и выгодой для города, того стоит. Вопрос очистки можно решить только в тесном взаимодействии специалистов разных направлений и изобретателей. Не следует бояться свежих идей. Институт гидробиологии АН УССР для таких работ еще 30 лет назад предлагал привлечь Институты общей и коммунальной гигиены им. Марзеева, гидробиологии, гидромеханики, коллоидной химии и химии воды, технической теплофизики, зоологии. Наверняка потребуется отдать часть территории на Нижней Теличке под пруд-накопитель. Если кто-то боится его прорыва, можно устроить его непосредственно в Днепре. Какую-то часть территории, отобранной у Лыбеди, все равно придется возвратить. Но в конце концов столица Украины просто не имеет права и дальше загрязнять Днепр, главный колодец державы! Во время паводков Лыбедь имеет приличный гидроресурс. Почему бы его не использовать, построив на реке ГЭС, скажем, в месте впадения в Днепр, а энергию использовать для очистки воды? По оценке экспертов, в общем качество воды в Лыбеди в три раза хуже, чем в Днепре. Так почему бы ее предварительно не разбавлять, используя воду Днепра, взятую выше Киева? Лучше всего это сделать с помощью Киевской ГЭС.Ее напора в 72 м с лихвой хватит и для очистки Лыбеди, и для снабжения Киева после несложной очистки, и для разных технических целей, например полива. Правда, придется проложить трубопровод от ГЭС до Караваевых Дач. Так можно будет регулировать уровень воды в реке и ее чистоту. Появится возможность создать на Лыбеди различные аттракционы. Чем не «пещера ужасов» туннель в 3 км от Московской площади до Лысой горы? А живописнейшие 400 м реки под горой? Да и река от Караваевых Дач до Днепра разве не «путь из варягов в греки»? С печенегами, половцами и порогами? Да, дорого, придется пожертвовать несколькими высотками, гаражами и складами. Зато Киев подаст пример разумного использования «списанных» рек, и не только для Украины. В конце концов чем Лыбедь хуже реки Харьков, запрудив которую плотиной высотой 5м, харьковчане получили прекрасный Журавлевский гидропарк? Можно не жертвовать ничем. Но тогда многолетние благие намерения или останутся на бумаге, или создадут еще больше проблем. А на Лыбеди, как и при татаро-монгольском нашествии, «негде будет коня напоить», а в Днепр так и будет попадать загрязненная киевскими улицами лыбедская вода. Может ли такое издевательство над главной рекой страны позволять себе государство, водные ресурсы которого практически исчерпаны? Наверное, нет... ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ЛЫБЕДИ От судоходной реки до коллектора Киевлянам даже в самую жаркую погоду вряд ли придет в голову выйти освежиться к бетонному коллектору, в котором несет свои зловонные воды одна из самых легендарных рек -- Лыбедь. Небольшой ручей глубиной до 20 см и шириной 4 метра в IХ веке был судоходной рекой -- глубина ее достигала 20 м, ширина - 1 км. Летописное прошлое реки украшено преданием о селе Предславино. Здесь на живописных берегах реки жила покинутая князем Владимиром его жена -- Рогнеда-Гореслава. Село, упомянутое впервые Нестором- летописцем в 1111 году, просуществовало еще несколько столетий. На реке,

начиная с самого раннего упоминания в 968 году, располагались многочисленные мукомольные мельницы киевских монастырей, в лыбедских прудах ловили рыбу, а сладкая родниковая вода (например, из родника Бусловица) продавалась в Киеве ведрами. Лыбедь вбирала в себя многочисленные источники, ключи и притоки - Скоморох, Китаевский, Старик, Отрадный, Паньковский, Клов, Зверинец, Протасов Яр. Постепенное разрастание Киева превратило Лыбедь в незначительный ручей. Спасти реку взялся было сам император Николай I, который, посетив Киев в начале 1850-х годов, соизволил "провести правильный канал по Лыбеди к Днепру с устройством по стороне Жилянской улицы бульвара". План был по-настоящему грандиозным, но начавшаяся Крымская война и смерть императора отложили его реализацию. В июле 1891 года несколькими гласными в Киевскую городскую думу был внесен план канала, разработанный на основании указа Николая I. Прежде всего, необходимо было упорядочить сток и открыть выход почвенным водам: специальная комиссия установила, что практически все погреба усадеб по Бибиковскому бульвару (совр. Шевченко), по улице Набережно-Лыбедской и многим другим регулярно затапливаются. Постройка канала несла многие ощутимые выгоды для киевлян, кроме осушения местности и оздоровления усадеб. Он давал возможность пассажирского и торгового сообщения Днепра с вокзалом и "эксплуатации обеих сторон канала для целей торговли". Канал, чуть не превративший Киев в некое подобие Амстердама, на плане имел длину более 5 км, глубину в 4 м и ширину 32 м, а его берега были специально укреплены и связаны тремя широкими мостами. Это гидротехническое чудо должно было быть оборудовано тремя новейшими шлюзами и запасными прудами. Сооружение требовало 250 тыс. руб. при годовом бюджете в 25 тыс. руб. и планируемой доходности в тысяч. Предусматривалась особая плата за проход пароходов и плотов, доходной должна была стать и торговая деятельность на берегах канала имени Николая I. Но этот оригинальный путь, позволивший связать в один торгово-пассажирский узел железнодорожный вокзал и речной порт, так и не был построен. Многие сочли его слишком смелым, да и история была против: сначала - Первая мировая война, потом - революция. Проблема Лыбеди снова стала актуальной в "советское время". Бассейн реки, изобилующий оврагами, занесенный песком и землей, весной-осенью, а часто и во время летних гроз, превращался в зловещее место. Становящиеся полноводными ручьи устремлялись по обсыпающимся оврагам в русло реки, вызывая потопы. Так весной 1937 года вышедшая из берегов река затопила огромную территорию от улицы Героев Стратосферы (совр. Воздухофлотский проспект) до Евбаза (совр. площадь Победы). В 22 домах вода поднялась до 1 м выше уровня первого этажа, разрушив фундаменты, полы и стены. На 12 дней разлива улицы превратились в Венецию, по ней деловито сновали лодки. Бассейн реки представлял еще и большую опасность для здоровья населения: все дома и предприятия, расположенные вблизи реки, использовали ее для сброса мусора и канализационных отходов. Все эти отбросы относились в Днепр или оставались гнить на дне, заражая воду и всю местность. Заболоченные участки Лыбеди были рассадниками малярии. Это заставило власти начать в 1936 году сооружение Лыбедского коллектора, который сразу был объявлен главным городским. Начались работы по углублению и расширению русла для борьбы с разливами, сооружались перекрытия реки для удобства "жителей и предприятий". Было отселено большое количество людей, живущих в зоне строительства. Уже в 1938 году весь путь от Петровской насосной станции через Лыбедской коллектор до Днепра был торжественно принят в эксплуатацию. Славная жизнь реки завершилась коллектором, а мутные лыбедские воды все еще ждут реализации проекта очистки ее от промышленных стоков. Источник: today.viaduk.net

РЕКА ЛЫБЕДЬ ПРЕВРАТИЛАСЬ В СТОК НЕФТЕПРОДУКТОВ Столичная река, которая названа в честь легендарной сестры основателей Киева, превращается в канаву для нефтепродуктов Экологи говорят: виноваты в этом сами киевляне. Чуть более столетия назад по речке еще плавали на лодках. А до середины XX столетия на ее берегах горожане отдыхали и даже ловили крупную рыбу. Некоторые источники утверждают, что в давние времена в устье реки базировался даже княжеский флот. Затем все изменилось - Лыбедь просто закатали в бетон. Но даже то немногое, что осталось, мы не уберегли. Государственная экологическая инспекция Киева, которая в мае проводила соответствующие проверки, бьет тревогу: содержание опасных нефтепродуктов в реке Лыбедь в несколько раз превышает норму. - Пробы воды из реки брали на четырех створах: на улицах Ушинского, Жилянской, в Протасовом Яру и на Выдубичах, - рассказал начальник Госуправления охраны окружающей природной среды в Киеве Александр Прогнимак. - На всех створах показатели анализа в полтора-два раза превышали допустимую концентрацию нефтепродуктов. По словам экологов, основной источник загрязнения Лыбеди нефтесодержащими веществами - автомойки, расположенные вдоль русла реки. Стоит отметить, что по закону все мойки должны быть оборудованы сливами для стоков, которые содержат спецфильтры, - только в этом случае они могут получить разрешение на эксплуатацию. Но выполняется ли эта норма? - К сожалению, экологическая инспекция сможет возобновить плановые государственные проверки моек не ранее чем в 2011 году, - отметил Прогнимак. - Поэтому Госуправление призывает представителей общественных экологических организаций столицы активно подключиться к выявлению фактов подобного рода. ПАНЬКОВЩИНА: БЕРЕГ ЧУДЕС Олег Кочевых Всё началось с речки Лыбедь. Была в Киеве такая река, приток Днепра. И текла она широко, полноводно, крутила колёса мельниц, принимала парусные суда и гружёные баржи. Сейчас увидеть её нелегко: остался от реки жалкий грязный канальчик. Впрочем, киевский рельеф навсегда сохранил заметный след исчезнувшей долины Лыбеди её высокие крутые берега. Замечали ли вы, что от Красного корпуса Киевского университета улицы уходят в три стороны вниз, порой очень круто вниз? Этот стремительный уклон и есть бывший берег бывшей реки Лыбедь. На лыбедском береговом наклоне и расположилась историческая местность под названием Паньковщина. Ещё загород В древности эти берега принадлежали киевским митрополитам. В ХVI веке митрополичьим поместьем заведовали управляющие, которыми в годах были отец и сын Паньковичи. От их фамилии и местность получила прозвание Паньковщина. В то время на здешних речных склонах в густых травах выпасали табуны коней, стада скота, были тут и остатки лесов, и сенокосы, и огороды, и, конечно же, сады. С ХVII века митрополиты проживали в Софийском монастыре, и Паньковщина превратилась в усадебное хозяйство этой обители. Сохранилось описание красивого десятикомнатного «софийского дома с галереей на Паньковском дворе», из которого открывался прекрасный вид на долину Лыбеди и возникшую в ней небольшую слободу монастырских поселян.

Так продолжалось до 1764 года, когда Екатерина II отобрала монастырские земли во владение государства. С тех пор Паньковщина бурно развивалась уже как сельская окраина Киева. А на луга вдоль Лыбеди тогда стали выезжать в жаркие дни семьи киевских мещан ставя самовары под кронами вековых дубов, предаваясь купанию, катанию на лодках и, в общем, «благословенной лени». Трудно в такую идиллию поверить, ведь сейчас на этом месте бесчисленные рельсы близ вокзала и не менее бесчисленные (хотя в последние годы и быстро исчезающие) индустриальные предприятия вдоль железной дороги. ЗАСЕДАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО СОВЕТА КИЕВГЛАВАРХИТЕКТУРЫ 23 ноября 2005 года. Проект детального плана территории в границах улицы Ильи Эренбурга, улицы Короленковской, улицы Боженко, улицы Байковой и железнодорожной колеи в Голосеевском районе. Проектная организация: ГО Центр градостроительства и архитектуры. Заказчик: Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды. Главный архитектор проекта: Алла Логвиненко. Знаковым вопросом разрабатываемого ДПТ является судьба реки Лыбедь, протекающей по этой территории, 49% которой относится к железной дороге. По мнению авторов, расчистка находящейся в настоящее время в чрезвычайно тяжёлом экологическом состоянии Лыбеди (общая протяжённость которой составляет 16 километров), не даст возможности воссоздать её в естественном виде, но река станет водным зеркалом территории и перспективной осью будущего общественного центра. Предусмотрены также: изменение статуса промышленной зоны и упорядочение территории складов по улицам Боженко и Ямской; прохождение транспортной магистрали общегородского значения от Телички до Борщаговской и реконструкция местных магистралей; защитные сооружения вдоль железной дороги. Поставлен вопрос и о будущем станции Киев – Товарный, о возможности её переноса. Авторы подготовили три варианта освоения территории, различающиеся по стилистике и планировочным решениям, - от 5-этажной застройки до урбанизированной среды с высотками в 30 этажей. А. Карминский: С моей точки зрения, жилья здесь быть не должно. Можно изменить статус, но железная дорога может захотеть самостоятельно осваивать свою территоррию по своим собственным проектам. Это всё наивно и необоснованно. Нужны, прежде всего, инженерные исследования. Л. Скорик: Регенерация реки – это святое дело. Мы не сможем восстановить берега и надо думать про канал, который будет привлекательной особенностью этого места. Какая-то часть здесь должна быть отдана под жильё, чтобы это место не стало мёртвым. Е. Лишанский: Пока технически и во времени не решена проблема Лыбеди, никакую застройку планировать нельзя. Это надо увязать. Тот, кто хочет восстановить реку должен изучить все стоки и их перехватить. Реку восстановили в 1970-е годы, когда строили железную дорогу, и потребовалась дренажная система. А исторические источники свидетельствуют, что в конце 18-го века река уже перестала существовать, и здесь была просто болотистая местность. Можно делать парафраз на речку, но не саму речку. Хочу напомнить разработчикам, что инженерия – это 60% проекта детальной планировки. Это бывшая долина и грунты здесь очень вибрируют.

А. Миргородский: Эта территория очень ценная – она находится в пяти минутах от Крещатика. Мы не можем здесь строить малоэтажные постройки. Р. Кухаренко: Мы должны сохранить панорамы и изучить культурный слой, который здесь достигает 4-5 метров. А шумозащитные сооружения должна возводить сама железная дорога. В. Присяжнюк: Мы поддерживаем идею этой работы – создание ландшафтной зоны реки Лыбедь. Следует чётко определить зонирование и особенное внимание обратить на шумозащитные сооружения. Совет может поддержать внесение изменений в Генплан по изменению статуса промышленных территорий на общественные, жилые, торговые. Следует решить инженерные вопросы. Предусмотреть частичное воссоздание исторической среды. Вынесение станции Киев-Товарный предварительно согласовать с Министерством транспорта. Разработать ДПТ и утвердить его в Киевсовете.

Схема расположения рек в г. Киеве: 1 – Горенка2 - Котирка 3 – Любка4 - Нива 5 – Коноплянка6 - Куриный Брод 7 – Сырец8 - ручей Кирилловский 9 – Глубочица10 - Лыбедь 11 – Вершинка12 - Скоморох 13 - Мокрая (Мокрый)14 - Клов 15 – Совка16 - Горихуватка 17 – Бусливка18 - ручей Голосеевский 19 - ручей Китаевский20 - ручей Вита 21 – Дарница22 - Северо- Дарницкий мелиоративний канал

Киев IX-XIII в.в.