Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ-68 с углубленным изучением русского языка и математики» г.Оренбурга Стрельцова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ-68 с углубленным изучением русского языка и математики» г.Оренбурга Стрельцова.
Advertisements

Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет Скульптура головы Платона.
МОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа» Обществознание 11 кл. П.8 «Взгляды на общество в индустриальную эпоху» Ан.Н. Тимотыш 2006.
10 класс обществознание урок 2. Рассмотреть, как проблемы обществоведческого и философского характера нашли свое отражение в древнейших учениях.
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
Древние мыслители о мире и человеке.. Мифы древности. Мифология-миф(предание) логос(учение)
Древние мыслители о мире и человеке. Человек есть, к сожалению, всего лишь человек; иногда и того меньше. Европейское изречение.
Древние мыслители о мире и человеке. План 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство.
Домашнее задание : § 2, закончить таблицу © Ковалькова Н.Н 1. Философия Древней Греции.
10 класс обществознание урок 4. Рассмотреть этапы становления общественной мысли в XVII – XX вв.
ВЗГЛЯДЫ НА ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕКА В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ «Труд – отец богатства, земля – его мать». У. Петти (1623 – 1687), английский экономист.
Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Древний мир Восток: Будда, Конфуций, Заратустра Однозначно доминирует отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Либералы, консерваторы и социалисты.. Причины появления новых идейно- политических течений: Развитие индустриального общества; Старые проблемы и новые,
Теории происхождения государства Левиафа́н (ивр. ливьята́н) «скрученный, свитый») чудовищный морской змей, упоминаемый в Ветхом Завете, иногда отождествляемый.
Транксрипт:

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ-68 с углубленным изучением русского языка и математики» г.Оренбурга Стрельцова Ольга Владимировна

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология Миф Миф в переводе с греческого – предание, сказание Логос Логос – слово, учение

Существует несколько тематических циклов мифов: Космогонические - мифы о происхождении человека и человеческого общества Индейская мифология

Индийская мифология Кельтская мифология Антропогонистические - мифы о происхождении человека и человеческого общества

Вещая птица Симург - Иранская мифология Бог Огня - Английская мифология Китайская мифология Эсхатологические – мифы, предрекающие «конец света», конец времён

Этрусская мифология Славянская мифология Скандинавская мифология

В мифах о происхождении мира и людей часто выделяют две идеи Идея творения: Мир создан каким-либо сверхъестественным существом – Богом, великим колдуном Идея развития: Мир постепенно Развился из некоего Бесформенного состояния – Хаоса, воды или яйца и т.д.

Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, мозаика, XII в. Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды»

Философия зародилась на Востоке в Древней Индии Индийская мифология Шива и сын его Сканда Мифология Древнего Китая

Веды сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка ) Веды

Индийские мыслители считали: «Всё, существующее на Земле, имеет живую бессмертную душу и, поэтому, нуждается в поклонении» Закат солнца над Гангой в Маяпуре. На протяжении тысячелетий, индуисты почитают реку Гангу и поклоняются ей в форме олицетворяющей её богини Ганги

Мир богов Мир людей Пространство, где процветает райская жизнь Социальная структура отражает космическую иерархию Демоны, духи обитатели Многочисленных адов Они не имеют никакого выбора и полностью зависят от тех условий, в которые попали

Мир людей Брахманы – мудрецы, толкователи Вед Кшатрии – воины, правители Вайшья – класс земледельцев и скотовод Судры – слуги Белый цвет благости и святости Красный цвет власти и страстей Жёлтый цвет умеренности и трудолюбия Черный цвет означал невежество

Даосизм Учение возникло в Древнем Китае. Основателем считается Лао-Цзы Лао-Цзы покидает Китай верхом на буйволе

Цель философов-даосов: Уйти от страстей и сущности жизни, приблизиться к Дао, чтобы обрести долголетие или даже бессмертие Дао

Суть учения: В мире существует два начала – Инь (темное, женское), которое рассматривается как пассивное ожидание и Ян (светлое, мужское) – активный поиск чего-то Даосская монада, изображающая концепцию Инь-Ян

Человек должен следовать двум целям: Оберегать себя от опасности Стараться прожить как можно дольше

Конфуций (552 – 479 гг. до н. э.) Разработал учение о «благородном муже» - человеке, который интересы общества и государства (у Конфуция это тождественные понятия) ставит на первое место, пренебрегая своими личными Конфуций

Идеальное общества, по мнению мыслителя, должно базироваться на трёх принципах: Гуманности Соблюдения ритуалов и обрядов Практического воплощения нравственных форм жизни

Поведение человека должно отражать законы, на основе которых существует вселенная Основу образования должно составлять изучение традиций и мудрости предков Человек должен осознавать собственную судьбу, которую ему не дано изменить Человек должен сосредотачивать свои усилия на том, что подвластно его воле Суть учения

«Правильное» государственное устройство Конфуция Государство Глава: Император – «наместник Бога на земле» Слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, учёных и чиновников Отношения между людьми регулируются моральными нормами

Общим для учений восточных философов было «растворение» человека в окружающем мире, его невмешательство в существующие социальные отношения Дома потомков Конфуция в его родном городе, Цюйфу

Платон (427 – 347 гг. до н. э.) Первый греческий мыслитель, основавший философскую школу. Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет Скульптура головы Платона

ОбществоГосударство Платон отождествлял понятия «общество» и «государство»

Платон выделял 3 стадии общественного развития Династия, состояние общества без бедных и богатых, без писанных законов, властью распоряжались старейшины родов и передавали её по наследству Аристократия – эпоха, когда возникают большие поселения людей, существует законодательство и выборная власть. В этот период появляется государство Идеальное государство, основанное на принципе справедливости

Государство делится на три группы: Правители-философы Воины-стражи, обеспечивающие порядок Группа земледельцев и ремесленников

Модель идеального государства Платона Государством управляют мудрецы - философы Опирается оно на доходы от натурального хозяйства и обходится без торговли и денег Отсутствие частной собственности Вся жизнь в государстве строжайшим образом регламентирована и чётко организована Общая цель : забота о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук, и особенно философии

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) Ученик Академии Платона, организатор и систематизатор всех накопленных к его времени научных знаний. Основатель собственной философской школы – Ликей (лицей) Скульптура головы Аристотеля копия работы Лисиппа, Лувр.

Государство Общество Аристотель указывал, что государство обладает особыми полномочиями – политическими, полномочиями господства, власти

Аристотель выделял 3 формы объединения людей Семья Селение Государство

«Правильные» формы правления Монархия Монархия – власть находится у наследного, законного представителя Аристократия Аристократия – власть лучших представителей народа Демократия Демократия – власть осуществляют все граждане

«Неправильные» формы правления Тирания Тирания –единоличноеправление, установленное в результатенасильственного захвата власти Олигархия Олигархия – власть немногих; Власть, принадлежащая небольшой кучке богачей Охлократия Охлократия – власть толпы

Основные задачи государства Недопущение чрезмерного роста политической власти личности Предотвращение излишнего накопления имущества гражданами Удержание в повиновении рабов

Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился Платон на фреске Рафаэля Санти Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа

Авторы Английские мыслители Т. Гоббс и Д. Локк Т. Гоббс Д. Локк

Теория божественного происхождения общества Государство – результат договора граждан, сознательно ограничивших часть своих прав, добровольно передавая их государству, с целью сохранения остальных прав

Т омас Гоббс Первоначальное, естественное состояние человека – «война всех против всех» Люди стремились выйти из этого состояния путём заключения «общественного договора», то есть учреждением государства Государство вправе использовать все средства для поддержания мира и безопасности

Джон Локк Естественное состояние основано на организующем начале – закон природы Гражданское состояние возникает тогда, когда люди отказываются от естественной власти и обращаются за защитой к закону Цель государства: сохранение свободы и собственности, приобретённой посредством труда Идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

Вольтер ( ) - французский философ- просветитель, поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник; был сторонником Равенства граждан перед законом Свободы слова Неприкосновенности частной собственности Ввёл термин « философия истории » Конституционной монархии

Вольтер осуждал католическую церковь – «раздавите эту гадину, разрушьте здание обмана». «Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать». Вольтер

Жан Жак Руссо ( ) - французский писатель, мыслитель, композитор Считал, что причина перехода к гражданскому состоянию – частная собственность и имущественное неравенство Выступа за защиту мелкой собственности Сторонник республики

«Республика более всего приближает людей к равенству» Ж. Ж. Руссо «Когда-то люди жили в гармонии с природой, но с появлением частной собственности всё изменилось» Ж. Ж. Руссо

Адам Смит ( ) Английский экономист и философ «Булочник печёт вкусные булки не из любви к человечеству» А. Смит «Люди, работая на себя, работают на других» А. Смит «Дайте человеку голую скалу в частную собственность, и он превратит её в цветущий сад» А. Смит

Адам Смит В основе общественных отношений лежит разделение труда Для процветания экономики страны необходимы следующие условия: 1.Частная собственность 2.Невмешательство государства в экономику, низкие налоги 3. Отсутствие препятствий для развития личной инициативы

В социальной структуре А. Смит выделил основные классы Наёмные рабочиеКапиталисты Крупные земельные собственники Различая их по источникам дохода Заработная плата ПрибыльРента

Представители Французские философы А. Сен-Симон (1760 – 1825), Ш. Фурье (1771 – 1850) и английский социалист-утопист Р. Оуэн А. Сен-Симон Ш. Фурье Р. Оуэн

Сущность теории Создание идеального общественного строя - социалистического Социалисты-утописты

Характерные черты «идеального» общественного строя Социальная гармония и общность интересов всех граждан Свободный творческий труд Равноправие в возможности применения своих способностей Государственное планирование в производственной сфере и в сельском хозяйстве Труд обязателен Все создаваемые блага распределяются по труду

Г. Гегель Немецкий философ конца XVIII - начала XIX вв. Под «гражданским обществом» понимал сферу материальной, экономической жизни и деятельности людей Г. Гегель

Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса. Он выделяет три исторических ступени и соответственно три типа общества Восточный мир АнтичностьГерманский мир

О. Конт (1798 – 1857) Французский философ и социолог Ввёл в научный оборот понятие «социология», понимая под ней науку, изучающую законы общественной жизни О. Конт

Теория Конта включает в себя три идеи Закон трёх стадий развития Классификация наук Социальная статика и социальная динамика

Закон трёх стадий Теологическая: люди осваивают мир, одушевляя природные явления и процессы Метафизическая: абстрактное отражение объектов (причины, необходимость и т.д.) Позитивная: достижение подлинно научных знаний

«Иерархия основных наук» Математика Астрономия Физика Химия Биология Социология Социологиях базируется на достижении предыдущих наук

Г. Спенсер ( ) Английский философ и социолог. Разработал теорию эволюции общества как целостного организма. Г. Спенсер

Выделял два типа общества «Военное» - с принудительным характером сотрудничества людей «Промышленное» - основанное на добровольном сотрудничестве

Общество, по мнению Спенсера, включает в себя три системы Производящую Распределяющую Регулятивную

Средства социального контроля «Страх перед живыми» (законы, охраняемые государством) «Страх перед мёртвыми» (соблюдение религиозных норм и запретов)

Идеи Спенсера и Конта стали базой быстрого развития социологии в ХХ в.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс – немецкие мыслители, положившие начало новому направлению в философии и политической практике - марксизму К. Маркс и Ф. Энгельс

Суть учения Первоосновой развития общества является трудовая производительная деятельность людей Исследуя общественное производство Маркс выделил две его стороны 1.Производительные силы (люди и средства производства) 2. Производственные отношения Цель: наиболее полное удовлетворение растущих потребностей людей посредством всеобщего обязательного труда

Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства

К. Маркс определил пять формаций 1.Первобытнообщинная 2. Рабовладельческая 3. Феодальная 4. Капиталистическая 5. Коммунистическая, включающая социализм в качестве первого этапа

Коммунистическое общество должно стать тем идеалом, в котором свободная человеческая личность будет находится в условиях, способствующих её наиболее полному развитию Советский революционный плакат

М. Вебер ( ) Немецкий социолог начала ХХ в. М. Вебер

По мнению Вебера, задача социолога – выделять не общее для всех явлений (законы), а значимое – ценности (осознанные интересы) Макс Вебер среди своих студентов

Ценности Носят исторически конкретный характер Имеют силу для определённого периода времени, а затем утрачивают своё значение Влияют на познание и оценку явлений Определяют нормы поведения людей, их цели

Рассматривая социологию власти, М. Вебер выделил три типа государства: Легальный Традиционный Харизматический Происходит подчинение не личности, а закону, существует аппарат управления из специально обученных людей Опирается не на закон, а на силу традиций в действиях общества и властей Связан с необычайными способностями лидера, верой в его харизму

Ж.-П. Сартр ( ) Французский писатель, по своим взглядам принадлежавший к философскому направлению, под названием экзистенциализм Ж.-П. Сартр

Экзистенция (существование) Центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому индивид выступает как конкретная неповторимая личность

«Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни» Ж.-П. Сартр «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет себя представлять» Ж.-П. Сартр Жан-Поль Сартр и Симона Бовуар беседуют с Че в его резиденции в Банко Насиональ. Гавана. Февраль 1960

У. Ростоу ( ) Американский социолог, выделивший пять «стадий роста» человеческого общества У. Ростоу

«Стадии роста» человеческого общества Общество высокого массового потребления Стадия «зрелости» Стадия «сдвига» Переходное общество Традиционное общество Аграрное общество с сословной иерархической структурой и властью, находящейся у земельных собственников Рост с/х производства, появление нового типа «предприимчивых людей», возникновение централизованного государства Промышленная революция, изменение техники и технологии, быстрое накопление капитала Быстрое развитие тяжёлой промышленности, широкое внедрение науки и техники, урбанизация Постиндустриальная эпоха с развитой сферой услуг

В. И. Ленин ( ) Последователь марксистского учения, внёсший в него ряд новых идей, но в своих последних работах («политическое завещание») переосмысливший ряд классических положений марксизма. С представлений о социализме как «единой фабрике» сменились идеей «строя цивилизованных кооператоров», действующих в условиях рынка и товарно-денежных отношений Марк, Энгельс, Ленин

Э. Бернштейн ( ) Немецкий публицист и политический деятель. ревизионизм Выступал с критикой ряда положений марксистского учения и положил начало новому направлению – ревизионизм (пересмотр, ревизия классического учения) Э. Берштейн

Г. В. Плеханов ( ) Теоретик и деятель российского революционного движения. Отстаивал идею зрелости экономических предпосылок как необходимого условия перехода к новому общественному строю. Г. В. Плеханов