Проектирование и оценка качества заданий по географии в рамках компетентностного подхода Выполнил: учитель географии Сидорова Ю.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.Развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. 2.Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный.
Advertisements

Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках географии.
«Р АЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ » Выполнила: И.Т.Майорова, учитель географии МКОУ «Соляновская СОШ», п.Соляная,
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Формирование исследовательских навыков на уроках географии.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
«Проект как средство формирования образовательного пространства, способствующего повышению географической культуры» Выполнила Хагина А. Е Выполнила Хагина.
1 Тренировочный урок Вводный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с ТСО Урок практической работы.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
МОУ КАНИНСКАЯ СОШ Мастер-класс «Новые формы и методы обучения географии» Подготовила – Комарова Ирина Евгеньевна.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через систему самостоятельной и практико-ориентированной деятельности учащихся Из опыта работы.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Система оценки сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Проектирование и оценка качества заданий по географии в рамках компетентностного подхода Выполнил: учитель географии Сидорова Ю.В.

Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Задача современной школы : воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищёнными, добиться высокого качества жизни. Результат обучения: социальная гибкость личности социальная мобильность личности личность умеющая моделировать и проектировать свою жизнь

Главная цель географического образования: создание условий для формирования социально-адаптированной личности, воспитание толерантности, формирование коммуникативных навыков через краеведческую направленность, исследовательскую работу и проектную деятельность.

Для того чтобы человек добился успеха в жизни, необходимо, чтобы все группы компетенций взаимодействовали друг с другом в процессе обучения. Процесс обучения УменияЗнанияНавыки Опыт деятельности

Сравнение традиционной и инновационной педагогики Критерии сравнения «знаниевая» педагогика«способностная» педагогика ЦельФормирование ЗУНРазвитие способностей личности Девиз педагога«делай как я»«Я вместе с тобой» Характер, стиль взаимодействия Авторитарность, монологичностьДемократичность, диалогичность, открытость Формы организации Фронтальные, индивидуальныеГрупповые, коллективные Методы обученияОбъяснительно-иллюстративный, информационный Проблемные, частично-поисковые, исследовательские Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный «Формула обучения» Знания- репродуктивная деятельность Проблемная деятельность- рефлексия -знания Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая деятельность, рефлексия Функция учителяНоситель информации, хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества, консультант Позиции ученикаПассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели (векторы образования): обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.

Компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций на раскрытие личностного потенциала ученика, на формирование самооценки и самоконтроля учеников на рефлексию учителя, которая позволяет добиваться лучших результатов в образовательном процессе.

Перспективным компетентностное обучение Является потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

На первом этапе внедрения компетентностного подхода, формируются общеучебные компетенции школьников, как: извлечение основного содержания прочитанного или услышанного из Интернета, книги, лекции; точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии, сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания планирование действий и времени, т.е. возможность дома, в спокойной обстановке все найти, прочесть, обработать, используя свой компьютер и Интернет с глобальными библиотеками; оценка результатов своей деятельности, т.к. отослав в на какой - нибудь конкурс свою работу ученик не только может получить удовлетворение от хорошо выполненной работы, но и посмотреть другие такие же работы, посмотреть какую информацию использовали "коллеги",

Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого–физических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока необходимо осуществлять индивидуальный подход к школьникам При проектировании заданий по географии реализуются требования разноуровневого обучения. Задания должны включать в себя вопросы 3 уровней сложности.

В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, цифровым материалом использую задания трех уровней: -первый уровень - объяснительно – иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебнике. -второй уровень – репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу. -третий уровень - частично – поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новый учебной ситуации.

Задания первой части соответствуют базовому уровню усвоения знаний и умений, без которых невозможно последующее нормальное усвоение географии. Предполагается, что эти задания должны быть правильно и без ошибок выполнены всеми учащимися класса. Итоговая оценка представляет собой сумму баллов, возрастающую при увеличении числа правильно выполненных заданий. Оценивание результатов соответствует современным формам, используемым, например, при подведении итогов ЕГЭ.

При объяснении нового материала я использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца. В 6 классе при изучении тем: « Основные формы рельефа суши», «Реки», «Озера» предлагаю задания разного уровня сложности : 1) выделить главные мысли изученного; 2) дать характеристику явлениям, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте; 3) сравнить физическую карту с климатической. Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справиться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.

Контрольная работа по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА» 1 часть Пользуясь необходимыми картами Географического атласа для 6-го класса физической полушарий, физической России, политической мира, напишите ответы на вопросы или заполните пропуски. 1. Определите географические координаты города Дели, расположенного на юге Евразии. 2. Географические координаты этого города 54° с. ш. и 73° в. д. ________был основан в 1716 г. как пограничная крепость для защиты от кочевников. 3. В каком направлении от Ниагарского водопада расположено озеро Верхнее в Северной Америке? 4. Какой из городов на востоке Евразии Якутск или Пекин расположен восточнее? 5. Определите, в каких широтах находится южноамериканское государство Венесуэла. 6. Определите абсолютную высоту самой высокой вершины Уральских гор. 7. Определите абсолютную высоту, на которой находится поверхность озера Виктория в Африке. 8. Определите, какие глубины в северной части Каспийского моря. 2 часть 9. Река Колорадо находится на западе Северной Америки и впадает в залив Тихого океана. Определите направление ее течения. 10. Расскажите, в какой части Африки находится Ливия и в какой части страны находится ее столица Триполи. 3 часть 11. Определите координаты крайней западной точки Франции. 12. Объясните, что такое градусная сеть и каково ее назначение

Задания 1 части направлены на: Определение координат Определение объекта по координатам Определение широтного положения Определение направлений Определение абсолютной высоты (глубины) 2 часть Определение направлений (перенос умений) 3 часть Определение координат (перенос умений) Расширенное определение понятия

В 7 классе при выполнении практической работы «Характеристика рельефа материка» предлагаю учащимся следующие задания: 1. описать по плану рельеф одного из материков(1уровень) 2. дать сравнительную характеристику рельефа двух материков с выявлением причин сходства и различий(2уровень) 3. составить прогноз по изменению форм рельефа в будущем и его последствия(3уровень)

Использование дифференцированного обучения позволяет создать атмосферу успеха, комфортные условия для творческой работы, ощутить результативность собственного труда.

Основной целью сегодняшнего образования становится выращивание личностного потенциала ученика. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Время требует от современной школы иных подходов к обучению. Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования, и необходимость его формирования в первую очередь связана с необходимостью создания условий для самореализации учащихся.

Типы творческих заданийСпособствуют развитию, психических свойств Репродуктив ного уровня рисуноквоображение сообщениеустная речь, память чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны. мышление, память, внимание игра термин-понятияпамять, внимание Частично- поисково го уровня рассказ с ошибкамивнимание, память составление логических цепочеквнимание, логическое мышление узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) внимание Творческий уровень путешествиевнимание, память, мышление, воображение решение географических задачвнимание, логическое мышление составление образца территориивнимание, память, логическое мышление, воображение социологический опросвнимание, мышление Проблемно - поисков ый уровень свое заданиевнимание, память, мышление, воображение Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося

Например, развивающее задание 1-го уровня– по овладению теоретическими и практическими знаниями,составление «синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и способствует развитию речи, творческих способностей и расширению географического кругозора. Например: _____________ 1 существительное ___________ _________ 2 глагола __________ _________ __________ 3 прилагательных __________ ___________ __________ Предложение Пример «синквейнов», составленных на уроках: Машиностроение Механизирует Автоматизирует Трудоемкое Наукоемкое Металлоемкое Машиностроение технически вооружает экономику.

2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков узнай объект, Определите: страну по характерным для неё словам: морской транспорт, мегалополис. Император, «экономическое чудо». Германия; Китай; Швеция; Филиппины; Япония.

3-го уровня по развитию логического мышления рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек «Логическая цепочка» – упражнение, которое получается, как правило, в сильных классах и проводится как закрепление темы. Учитель говорит первое предложение: «Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП. Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно, так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешне-экономических связей и торговле с соседними странами. Следующий ученик начинает свою фразу с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого ученика – это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему.

4-го уровня по развитию творческого мышления, они состоят из выполнения географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сочинение стихотворений Задания-парадоксы: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: Ответь на вопрос: «Где на земном шаре можно построить дом. Все окна, которого будут смотреть на юг?» Определите особенности распространения пустынь на севере и юге материка Африка. Почему на севере они занимают большую площадь?

Примеры заданий для проверки знаний и умений учащихся по географии( тест) Первый уровень Правильно ли утверждение (да или нет): 1. Самое большое по площади озеро Африки – это оз. Виктория. _____________ 2. Теплое Гвинейское течение увеличивает количество осадков, выпадающих в прибрежных районах Гвинейского залива. _____________ 3. В горах Атлас возможны землетрясения, так как эти горы находятся на стыке двух литосферных плит. _____________ Выбери правильный ответ: 1. В рельефе Африки преобладают: а) равнины; б) низменности; в) горы; г) плоскогорья. Задания с выбором ответа. Какой буквой на карте европейской части России обозначена стрелка, соответствующая направлению на север?

2 уровень(воспроизведение на уровне понимания) _________________Задания, с кратким ответом. Задания, требующие написать ответ в виде числа Сколько времени будет в Лондоне, когда в Москве 15 часов? Ответ запишите цифрами. Ответ: 12ч. Задания, требующие написать в качестве ответа к поставленному вопросу одно-два слова Определите страну по ее краткому описанию. Эта полуостровная страна по форме правления является конституционной монархией (королевством). Более половины экономически активного населения страны занято в сельском хозяйстве, но в ВВП более 40% составляет доля интенсивно развивающейся промышленности. Главные ее отрасли: электронная, легкая промышленность; развиваются высокие технологии. Замечательные морские побережья, заповедные острова, дворцы и буддийские храмы привлекают многих иностранных туристов. Ответ: Таиланд ____________________. Задания с выбором нескольких правильных ответов Укажите три отрасли, которые в эпоху НТР стали играть наибольшую роль в структуре химической промышленности мира. А)добыча горнохимического сырья Б)производство кислот и щелочей В)производство синтетического каучука Г)производство пластмасс и химических волокон Д)производство минеральных удобрений Е)микробиологическая промышленность Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке без пропусков и знаков препинания. Ответ: ___________ //Ответ: ВГЕ Задания на установление соответствия Установите соответствие между народом Российской Федерации и языковой семьей, к которой этот народ относится. НАРОД 1)Удмурты 2)башкиры 3)русские ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ А)уральско-юкагирская Б)северокавказская В)индоевропейская Г)алтайская //Ответ: АГВ

3 уровень применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творческий перенос 1. Подумайте, как изменился бы органический мир Австралии, если бы в настоящее время она соединялась бы узким перешейком с Евразией? ____________________________________________________________ 2. Всего несколько тысяч лет назад значительная часть Сахары была занята саванной, где обитали жирафы, антилопы, о чем достоверно известно из исторических источников. Какие современные сведения помогли бы древним землепользователям предвидеть эти изменения? Как будет изменяться площадь Сахары в ближайшее время в таких экономически отсталых странах, как Мали, Нигер, Чад? ____________________________________________________________ Задание на объяснение географических особенностей территории. Объясните, почему в городе Усть-Илимске (Иркутская область) было построен крупный целлюлозно-бумажный комбинат. Одна из причин – близость к сырьевой базе. Укажите еще не менее двух причин.

Задания на определение изменений свойств географических объектов и явлений во времени и пространстве Определите, как изменилась бы (уменьшилась или увеличилась) продолжительность дня в Аргентине в июне, если бы угол наклона земной оси к плоскости экватора составлял 60 ? Запишите ход ваших рассуждений. Задания на выделение территории или объекта с заданными в условии географическими свойствами Определите, в каком из населенных пунктов, обозначенных на карте острова буквами А, В, С, D, будет выпадать наименьшее количество осадков? Свой ответ обоснуйте. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Для меня оценка – это кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления. Поэтому при оценивании я использую следующие критерии качества обучения по географии оценка функциональной грамотности, т.е. наличие знаний, умений и способностей обучающихся, обеспечивающих успешность освоения государственного образовательного стандарта по географии. оценка владения учащимися современными информационными технологиями, использование их в проектной, исследовательской и других видах деятельности учащихся; способность критически относиться к информации распространяемой средствами массовой коммуникации оценка умения самостоятельно работать с различными источниками географической информации. оценка умения применять приобретенные географические знания в производственной и повседневной бытовой деятельности, включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценивание природной, хозяйственной и экологической обстановки в своей местности. творческий подход учащихся к выполнению заданий по географии. позитивная мотивация к предмету.

Для оценки результатов деятельности учащихся я использую следующие методы: Объективные методы АнкетированиеТестирование Субъективные методы Проекты и творческие работы Практические работыПортфолио Письменный и устный контроль

При оценивании географических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10 -ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания: 9 – 10 правильных ответов – «5» 7 – 8 правильных ответов – «4» 5 – 6 правильных ответов – «3» 3 – 4 правильных ответов – «2» 0 – 2 правильных ответов – «1» Оценивание контрольной (письменной) работы Учитывается правильность, и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала 90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5» 70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4» 45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3» 20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2» 0 – 19% правильно выполненной работы – оценка «1»