Образовательный стандарт вуза на основе ФГОС и международных требований к качеству уровневой подготовки выпускников инженерных программ Чучалин А.И., проректор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Advertisements

1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ CDIO В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ТПУ Чучалин А.И., проректор по образовательной и международной деятельности.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Тольяттинский государственный университет Ельцов В.В. Совместная образовательная программа. Этапы в организации и проведении работ по проектированию образовательных.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Индивидуализация образовательных программ (задачи, пути решения)
Авторы: Чубик П етр С авельевич, д октор технических наук, профессор, и.о. ректора Томского п олитехнического университета (ТПУ) Чучалин А лександр И.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Чучалин А.И., проректор по стратегическому управлению Томского политехнического университета, доктор технических наук, профессор ЭВОЛЮЦИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Транксрипт:

Образовательный стандарт вуза на основе ФГОС и международных требований к качеству уровневой подготовки выпускников инженерных программ Чучалин А.И., проректор ТПУ, председатель АС АИОР 1 АИОР.

Программой развития Национального исследовательского Томского политехнического университета в 2009 – 2018 гг. предусмотрено «Создание образовательной среды мирового уровня и генерация профессиональной элиты в области ресурсоэффективных технологий…» (Мероприятие 1.1.). 2 АИОР.

Целевым показателем оценки эффективности реализации данного мероприятия является «Доля основных образовательных программ по приоритетным направлениям развития, включая магистерские программы, согласованных с международными стандартами (14% в 2010 г., 45% в 2018 г.)». 3 АИОР.

«…реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»… 4 АИОР.

«Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов» (Закон «Об образовании», ст.7, п.2. в редакции 2009 г.). 5 АИОР.

Подходы к стандартам, устанавливаемым вузами самостоятельно: - вуз разрабатывает и применяет собственные образовательные стандарты (СОС) по новым направлениям (специальностям), по которым ФГОС отсутствуют, 6 АИОР.

- вуз устанавливает собственный образовательный стандарт, дополняющий и развивающий требования ФГОС для ООП по утвержденным направлениям (специальностям), в том числе в части соответствия международным стандартам. 7 АИОР.

В Томском политехническом университете проектирование и реализация ООП осуществляется по «Образовательным стандартам ТПУ» начиная с 1995 г. В 1995 и 2001 гг. были ведены в действие две версии «Образовательного стандарта ТПУ», разработанные, соответственно, на основе ГОС ВПО РФ I и II поколений. 8 АИОР.

В «Образовательном стандарте ТПУ» версии 2001 г., были установлены требования к структуре ряда ООП с учетом международных стандартов на основе Приказа Минобразования РФ от г. 48 «О проведении в Томском политехническом университете эксперимента по экспорту образовательных услуг в страны дальнего зарубежья». 9 АИОР.

Стандарт ООП ТПУ – документ Системы менеджмента качества, регламентирующий разработку, реализацию, оценку качества и непрерывное совершенствование основных образовательных программ с учетом миссии, традиций, мировых тенденций, корпоративной культуры, стратегии и других особенностей вуза. 10 АИОР.

В 2008 г. в рамках выполнения Инновационной образовательной программы ТПУ « Развитие в университете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня о приоритетным направлениям науки, техники и технологий» разработана третья версия Стандарта ООП ТПУ на основе концепции ФГОС III поколения. 11 АИОР.

12 АИОР. В 2010 г. введены в действие «Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета» с учетом международных стандартов инженерного образования.

13 АИОР. Стандарт ООП ТПУ – 2010 ориентирован на: - структуру и номенклатуру уровневых инженерных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов в рамках Болонского процесса: Bachelor (FCD) – Master (SCD) – Integrated Maser (SCD),

14 АИОР. требования к профессиональным инженерам со стороны международных сертифицирующих и регистрирующих организаций (EMF, APEC Engineer Register, FEANI), - требования к выпускникам инженерных программ со стороны международных аккредитующих организаций (IEA, ENAEE), - требования к профессиональным инженерам со стороны международных сертифицирующих и регистрирующих организаций (EMF, APEC Engineer Register, FEANI), - требования к выпускникам инженерных программ со стороны международных аккредитующих организаций (IEA, ENAEE),

15 АИОР. международные критерии аккредитации инженерных программ (WA, EUR-ACE) и интегрирующие их критерии общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий АИОР, - международные критерии аккредитации инженерных программ (WA, EUR-ACE) и интегрирующие их критерии общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий АИОР,

16 АИОР. - методологию компетентностного подхода (Outcome-based Approach) к проектированию, реализации и оценке качества образовательных программ,

17 АИОР. - кредитно-накопительную систему (ECTS) оценки результатов обучения и содержания образовательных программ, рейтинговую систему оценки качества освоения программ студентами,

18 АИОР. - асинхронную организацию учебного процесса с приоритетом самостоятельной работы студентов (Learning VS Teaching) и личностно - ориентированные образовательные технологии (Student – сentred Education),

19 АИОР. европейские рекомендации по управлению качеством образовательной деятельности в вузе в рамках Болонского процесса (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area), - европейские рекомендации по управлению качеством образовательной деятельности в вузе в рамках Болонского процесса (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area),

20 АИОР. требования международного стандарта ISO 9001:2008 (IWA 2:2007) к управлению процессами, обеспечивающими образовательную деятельность в вузе в интегрированной системе менеджмента качества. - требования международного стандарта ISO 9001:2008 (IWA 2:2007) к управлению процессами, обеспечивающими образовательную деятельность в вузе в интегрированной системе менеджмента качества.

21 АИОР. Стандарт ООП ТПУ включает следующие разделы: 1. Общие сведения о ТПУ (история, миссия, стратегия). 2. Назначение и область применения Стандарта ООП ТПУ. 3. Термины, определения, обозначения, сокращения (на русском и английском языках). 4. Общие требования к ООП.

22 АИОР. 5. Требования к результатам освоения ООП. 6. Требования к разработке и проектированию ООП. 7. Требования к структуре и содержанию ООП. 8. Требования к условиям реализации ООП. 9. График учебного процесса. 10. Учебный план (базовый и индивидуальный).

23 АИОР. 11. Учебно-методический комплекс модуля (дисциплины). 12. Требования к оценке результатов освоения ООП. 13. Требования к мониторингу и совершенствованию ООП. 14. Состав нормативной и учебно- методической документации ООП. 15. Порядок утверждения и внесения изменений в Стандарт ООП ТПУ.

24 АИОР. Внедрение новой версии Стандарта ООП ТПУ – это модернизация образовательной деятельности по следующим направлениям: - содержание образования, - образовательные технологии, - организация учебного процесса, - мониторинг и оценка качества результатов реализации ООП, - открытость информации.

25 АИОР. Содержание образования. Технология проектирования ООП: - планирование компетенций (ФГОС, международные требования, запросы работодателей и др.), - цели ООП (компетенции профессиональных инженеров), - результаты обучения (компетенции выпускников ООП), - матрица соответствия целей и результатов обучения, Содержание образования. Технология проектирования ООП: - планирование компетенций (ФГОС, международные требования, запросы работодателей и др.), - цели ООП (компетенции профессиональных инженеров), - результаты обучения (компетенции выпускников ООП), - матрица соответствия целей и результатов обучения,

26 АИОР. - оценка результатов обучения в кредитах ECTS, - декомпозиция результатов обучения (знания, умения, опыт), - распределение результатов по циклам ООП согласно ФГОС, - формирование модулей ООП по результатам обучения, - оценка модулей (дисциплин) ООП в кредитах ECTS.

27 АИОР. Образовательные технологии: - оптимальное сочетание форм организации (лекция, лабораторная работа, семинар, курсовой проект, производственная практика, НИРС и УИРС и др.) и методов активизации (методы IT, работа в команде, сase- study, деловая игра, проблемное, контекстное, междисциплинарное обучение и др.) образовательной деятельности.

28 АИОР. Организация учебного процесса: – унификация ООП по циклам (Б.1,С.1, Б.2,С.2, М.1) для родственных направлений (фундаментальность, ресурсоэффективность), - оптимизация ООП по циклам (Б.3,С.3, М.2) для родственных направлений (вариативность профессиональной подготовки),

29 АИОР. формирование индивидуальных учебных планов студентов и асинхронная организация образовательного процесса (накопление кредитов), - организация и обеспечение внутрироссийской и международной академической мобильности студентов (совместные программы). - формирование индивидуальных учебных планов студентов и асинхронная организация образовательного процесса (накопление кредитов), - организация и обеспечение внутрироссийской и международной академической мобильности студентов (совместные программы).

30 АИОР. Мониторинг и оценка качества результатов реализации ООП: - создание фонда оценочных средств для измерения результатов обучения и экспертной оценки компетенций студентов, - применение рейтинговой системы для непрерывного контроля качества освоения ООП студентами и совершенствования образовательного процесса.

31 АИОР. Открытость информации: - организация и контроль свободного доступа студентов ко всем видам информационных ресурсов ООП, - информация об ООП, а также критериях и процедурах оценки успеваемости студентов, - информация об успешности освоения ООП студентами и их достижениях (портфолио).

32 АИОР. Внедрение образовательных стандартов вузов на основе ФГОС и международных стандартов инженерного образования позволит обеспечить de facto мировой уровень подготовки выпускников ООП в области техники и технологий в ведущих российских университетах.

33 АИОР. Аккредитация ООП, разработанных и реализованных в вузах по таким образовательным стандартам, на соответствие международным критериям (WA и EUR-ACE) позволит обеспечить de jure мировое признание качества российского инженерного образования.

34 АИОР. Сертификация российских инженеров, освоивших в вузах аккредитованные ООП, на соответствие международным требованиям (EMF, APEC Engineer Register, FEANI) позволит обеспечить их глобальную конкурентоспособность. Сертификация российских инженеров, освоивших в вузах аккредитованные ООП, на соответствие международным требованиям (EMF, APEC Engineer Register, FEANI) позволит обеспечить их глобальную конкурентоспособность.

35 АИОР. Международный проект «Engineering Curricula Design aligned with EQF and EUR-ACE Standards» ( TEMPUS DE-TEMPUS-JPCR). Координатор проекта: Hochschule Wismar (Германия). Координатор в России: ТПУ. Участники: МГТУ им. Н.Э Баумана, СПбПУ, ENAEE, SEFI и др.

36 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!