Цель: осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников, повышение качества образования. Задачи:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот,
Advertisements

Педсовет «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся» Для того чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно.
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения Все наши замыслы, все поиски и построения Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются.
«Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для её развития» Педагогический совет.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ- ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Материалы для проведения педагогического совета Выполнила: Синельникова Л.М. зам. директора по УВР.
Тема семинара Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы обучаемых.
Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения Зам. директора по УВР И.В. Парамонова.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
«Методы повышения учебной мотивации учащихся, развитие познавательной активности учащихся»
Приемы активизации обучения через повышение мотивации учения и изменения мотивационных установок Агашкина Галия Кашфелгаяновна.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Развитие личности Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо.
Педсовет на тему: «Поиск средств и форм работы с детьми по формированию мотивов учения» Побойко Ольга Павловна, зам по УВР МОУ «Умыганская средняя общеобразовательная.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения. Педагогический семинар.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться Василий Андреевич Сухомлинский.
«Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Проект по теме: Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"
Транксрипт:

Цель: осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников, повышение качества образования. Задачи: Обосновать необходимость формирования мотивации к самостоятельному поиску знаний как показателя качества образования; Проанализировать и определить теоретические аспекты формирования учебной мотивации учащихся к самостоятельному поиску знаний; – Разработать структурную схему «Мотивационная сфера учащегося»; – Используя практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения.

Педсовет 2 «Формирование мотивации учащихся к самостоятельному поиску знаний» План: Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения их компетентности (доклад Заикина Н.В.) «Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках» (содоклад Дорожко Т.М.) «Формирование мотивации к обучению в основной и старшей школе» (Трофимова Л.Н., Хачай Г.И., Феоктистова И.А.) Работа в группах по разработке структурной схемы «Мотивационная сфера учащегося» (Шилкова В.В.). Защита работ групп (по 2- 3мин каждая группа) Утверждение…… Рефлексия (5 мин). Выработка решения

Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Леонтьев А.Н.

Дети не хотят учиться. Почему же не хотят? Это вопрос вопросов. В чем причины? Типичные причины Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Громадность школьного материала Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни Однообразие жизни и учебного процесса. Бедность и непродуманность методики и организации учеб­ного процесса и школьной жизни вообще Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей

Мотив- причина действия или побуждения к какой- либо деятельности. При наличии побуждающих мотивов наши действия становятся гораздо более энергичными и последовательными, чем при отсутствии таковых. Д.Карнеги: «На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать».

У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом- игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта. Дети- настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всё трогать, ощупывать, пробовать. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвижение своего «я» и огромное развитие фантазии и воображения- это инстинкт детского творчества. Дети любят созидать, устраивать что-то часто из ничего, дополняя недостающее воображением. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

Собственное развитие в процессе учения; Действие с другими и для других; Познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся: Учеба как вынужденное поведение; Процесс учебы как привычное функционирование; Учеба ради лидерства и престижа; Стремление оказаться в центре внимания; Материальное вознаграждение; Избежание неудач.

Классификация мотивов: Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: Широкие социальные мотивы –долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.д.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); Узколичностные мотивы – стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); Отрицательные мотивы – стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избежания неприятностей)

Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.д.; мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребёнка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

Сложные отношения подростка со взрослыми и сверстниками; Неудовлетворенность низкой самостоятельной познавательной деятельностью. учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения; преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом); универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;

Причины снижения мотивации изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников; как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске. требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение ученика к учителю. 3. Отношение учителя к ученику. 4. У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. 5. Личная значимость предмета. 6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивнос ть учебной деятельности. 8. Непонимание цели учения. 9. Страх перед школой.

Мотивация достижения успеха ФакторыПозиция ученика и учителя 1. Стремление к успеху1.Я хочу это сделать - Попробуй это сделать 2. Надежда на успех2.Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе – Ты это сможешь, у тебя получится 3. Вероятность достижения успеха 3.Все зависит от меня – Всё зависит от тебя, ты добьёшься 4. Индивидуальные оценки достижений учителем 4.Сегодня я стал лучше, чем вчера - У тебя получилось

Наша задача – организовать урок так, чтобы каждая его минута так или иначе вовлекала в работу каждого ученика, чтобы минуты не пропадали даром ни для кого.

«Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль... В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст». С. Л. Соловейчик

Первое правило – определение целей урока; Второе правило – это уточнение типа урока; Третье правило - уточнение вида урока; Четвертое правило –выбор методов, приемов и технологий обучения; Пятое правило – определение структуры урока.

Например: обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств; обобщить и систематизировать знания о (чем конкретно); отработать навыки (какие); устранить пробелы в знаниях (какие); добиться усвоения учащимися каких-то понятий.

уроки изучения нового материала; уроки совершенствования знаний; уроки обобщения и систематизации знаний; комбинированные уроки; контрольные уроки учета и контроля знаний.

урок-лекция; урок-беседа; киноурок; урок теоретических или практических самостоятельных работ; урок лабораторных работ; урок-экскурсия; урок-семинар; дидактическая игра; анализ ситуаций.

метод монологического или диалогического изложения ; метод эвристической беседы (отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организацией поисковой деятельности учащихся по ее решению); метод исследовательских заданий (организация самостоятельной работы учащихся, подбор проблемных познавательных задач и заданий, имеющих практический характер);

Методы метод алгоритмических предписаний (инструктирование учащихся, подходит для лабораторных работ); метод программированных заданий (пошаговая разбивка учебного материала в форме вопросов, задач и заданий, часто с выбором ответов).

Технология модульного обучения; Технология организации самостоятельной работы; Технология бально-рейтинговой системы оценивания; Технология исследования; Кейс – технология; Технология критического мышления; Технология проектной деятельности; Технология проблемного обучения; Игровые технологии; Виртуальные лаборатории.

Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности.

Знание базового минимума только на материале темы; Умение устанавливать связь нового и пройденного ранее (как по этому курсу, так и по cопутствующим); Овладение творческими приемами в использовании изученного материала, предложение нестандартных решений Три главных вида сложности при подаче материала и при его усвоении, и при оценивании :

материал любого занимательного рода, позволяющего увлечь новой темой; очень четко выделенный базовый минимум темы – «самое главное»; задания и сведения, позволяющие связать новую тему с ранее изученным; проблемы, задания, вопросы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений (памятка по этапам).

ПРАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ УРОК, ВЕДЁТ К УСПЕХУ. А УСПЕХ - ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ.

«Здесь нет верха и низа – учителей и учеников. Здесь все коллеги, т.е. люди, которые работают вместе…когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Принуждение осталось на низшей ступени образования…» Ю.М Лоцман

Атмосфера доброжелательности ; Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи; Помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности; Педагогическая поддержка ; Оценивание. Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Смысл учения Мотив учения Постановка целей Эмоции Интересы

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента: o осознание ребенком объективной значимости учения; o понимание ребенком субъективной значимости учения. Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения. Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка. Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

ВЫВОД: Основными условиями формирования положительной мотивации учения являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя.

Ответы к заданиям творческих групп Смысл учения, мотив учения: Совместная работа школьников; Совместная с обучающимися работа по осмыслению и восприятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Создание ситуации успеха; Вера учителя в возможности ученика (сравнение с ним вчерашним); Форсирование адекватной самооценки у обучающихся; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Постановка целей: Совместная с обучающимися работа по осмыслению и восприятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха.

Ответы к заданиям творческих групп Эмоции: Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Использование игровых технологий и др. Интерес: Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Нестандартная форма проведения урока; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания;

Учитывая актуальность данной темы для повышения качества образования, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующее решение: 1. Изучить и внедрить в практику работы современные педагогические технологии, направленные на формирование мотивационной сферы учащегося. 2. Обобщить опыт учителей-предметников по применению наиболее эффективных форм работы по данной проблеме (руководители МО). 3. Организовать мониторинговые исследования по определению уровня мотивации учения учащихся 8, 9, 10, 11 классов (учителя-предметники, классные руководители – до 15.12). 4. Провести открытые уроки по изучаемой проблеме (руководители МО, первая декада декабря). 5. Каждому учителю, классному руководителю составить уровневую карту учебной мотивации учащихся.

Нам нравится в школ е! Величайшая гуманистка XX века Мать Тереза говорила: Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью. А мы сделали все возможное для того, чтобы ученик занимался в школе с интересом, вкладывал в учебу личное отношение?

"Готовность к риску" (PSK) Шуберта. Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. "Готовность к риску" Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов, Д. Марлоу, Д. Краун). Данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот. Диагностика самооценки мотивации одобрения " Иерархия потребностей". Тест используется для оценки удовлетворенности по 5 шкалам: материальное положение, потребность в безопасности, в межличностных связях, в уважении со стороны, и в самореализации. " Иерархия потребностей" Измерение потребности в достижении успеха у студентов. Академические успехи студента определяются не только уровнем способностей, развитием познавательных способностей и интересов, но и силой мотивации учения. Одним из мотивов обучения является побуждение к достижению успеха в учебной деятельности. Измерение потребности в достижении успеха у студентов

"Лесенка побуждений" (А.И. Божович, И.К. Маркова). Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. "Лесенка побуждений" Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной. Выбор студентами профессии и удовлетворенность ею определяется по преобладанию мотивов по трем шкалам: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Методика изучения мотивации обучения в вузе Методика изучения мотивации успеха студента. На основе оценок испытуемого подсчитывается выраженность следующих параметров: успех как материальный уровень жизни, успех – удача, признание, власть, успех как результат собственной деятельности, как психическое состояние, как преодоление препятствий, призвание. Методика изучения мотивации успеха студента Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А. А. Реаном, В. А. Якуниным. На основании полученных результатов определяется ранговые места мотивов учебной деятельности в определенной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов

Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов педагогических специальностей, адаптированная М. М. Калашниковой, В. Н. Косыревым, О. В. Щекочихиным. Cтуденты ранжируют список мотивов учебной деятельности предложенный авторами методики. Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов педагогических специальностей Методика изучения отношения к учебным предметам (Г.Н. Казанцевой). Позволяет выявить предпочитаемые учебные предметы, причины предпочтительного отношения к ним, и вообще какие моти­вы преобладают (мировоззренческие, общественные, прак­тически значимые, личностные и др.). Методика изучения отношения к учебным предметам Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков). Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым. Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов (социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные и утилитарные). Методика определения основных мотивов выбора профессии "Мотивация к избеганию неудач". Тест предложен Т. Элесом (Элерсом), позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем. "Мотивация к избеганию неудач"

"Мотивация к успеху". Данный тест на оценку силы мотивации к достижению цели, к успеху предложен Т.Элесом (или Т.Элерсом). "Мотивация к успеху" "Мотивация успеха и боязнь неудачи" (МУН) А.А. Реана. С помощью данного опросника можно определить тип мотивации - мотивация успеха (в основе активности личности лежит потребность в достижении успеха)и мотивация боязни неудачи (активность человека является потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи). "Мотивация успеха и боязнь неудачи" "Мотивация учения студентов педагогического вуза" Пакулина С.А., Кетько С.М.. В методике приведены мотивы поступления в педагогический вуз, реально действующие мотивы учебной деятельности и профессиональные мотивы. Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке (группе) определяется количество баллов, составляющих ту или иную мотивационную структуру. "Мотивация учения студентов педагогического вуза" "Мотивы выбора профессии" (Овчарова Р.В.). Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально- значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы). "Мотивы выбора профессии"

"Смысло-жизненные ориентации" (СЖО). Тест адаптирован Д.А.Леонтьевым. С помощью этого теста исследуются представления старшеклассников о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь. "Смысло-жизненные ориентации" "Тест юмористических фраз" (А.Г. Шмелев, А.С. Бабина, ТЮФ). Этот тест позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер (агрессия-самозащита, межполовые отношения, пагубные привычки, деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные проблемы, бездарность в искусстве и другом творческом деле, человеческая глупость). Наличие установки в перечисленных областях проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке. "Тест юмористических фраз" Шкала оценки потребности в достижении. Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало - является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы. Шкала оценки потребности в достижении