Нормативно-методическая база сетевой распределенной системы подготовки магистров и аспирантов СПбГЭТУ Л.А.Марасина 5 декабря 2008 г. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Учебно-методическая секция О разработке магистерских программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Разработка вузами основных образовательных программ.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Предложения по внедрению в технических вузах.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Основные принципы проектирования макета Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки (ФГОС –3)
Транксрипт:

Нормативно-методическая база сетевой распределенной системы подготовки магистров и аспирантов СПбГЭТУ Л.А.Марасина 5 декабря 2008 г. 1

Проекты нормативно-методической базы введения образовательных программ для сетевой распределенной системы масштабной целевой практико-ориентированной подготовки магистров и аспирантов Методические рекомендации по разработке компетентностных моделей выпускников практико- ориентированных образовательных программ подготовки магистров Методические рекомендации по разработке вузовского образовательного стандарта образовательной программы практико-ориентированной подготовки магистров Методические рекомендации по разработке модульного учебного плана для образовательных программ практико-ориентированной подготовки магистров; типовая структура и пилотный вариант модульного учебного плана. 2

1. Методические рекомендации по разработке компетентностных моделей выпускников практико-ориентированных образовательных программ подготовки магистров 3

Компетентностная модель Компетентностная модель выпускника – структурированная совокупность компетенций, которыми должен обладать выпускник, завершивший обучение по соответствующей образовательной программе и профилю Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области (Макет ФГОС ВПО, утвержденный ) 4

1. Общие положения 2. Глоссарий 3. Компетентностная модель 3.1. Цели ВПО по магистерской программе 3.2. Область профессиональной деятельности выпускников 3.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников 3.4. Виды профессиональной деятельности выпускников 3.5. Компетенции выпускников Структура макета компетентностной модели 5

Структура компетентностной модели магистра Социально- личностные Компетенции магистра (КМ) Общекультурные Профессиональные Обще- научные Инструмен- тальные Научно- исследова- тельские Производ- ственно- техноло- гические Проектные Организа- ционно- управлен- ческие - инвариантны видам профессиональной деятельности (надпрофессиональные). - ориентированы на конкретные виды профессиональной деятельности ? 6

Профиль 2Профиль 1 Структура компетентностной модели: профили Социально- личностные Компетенции магистра (КМ) Общекультурные Профессиональные Обще- научные Инструмен- тальные Научно- исследова- тельские Производственно- технологические Проектные Организационно -управленческие... Компетенции ядра магистерской программы 7

Процесс разработки компетентностной модели Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции ядра магистерской программы Профессиональные компетенции профилей Являются частью макета. Разработчиками конкретных магистерских программ не редактировались Разрабатываются с участием работодателей !!! 8

Регламент согласования и утверждения КМ Компетенции магистерской программы Профессиональные компетенции профиля i Согласовано: Председатель научно-образовательного экспертного совета по направлению _______________ Председатель научно-методического совета по направлению _______________ Декан факультета _______________ Представители работодателей _______________ Руководитель магистерской программы ______________ Руководитель профиля ______________ Согласовано: Представители работодателей _______________ УТВЕРЖДАЮ Ректор 9

Направления развития КМ в рамках «сетевого» проекта: проблемы и возможные подходы Обеспечение сопоставимости КМ различных университетов: Повышение степени конкретности формулировок компетенций с целью их сопоставимости (например, на уровне объектов и задач профессиональной деятельности) с соответствующими компетенциями КМ других участников проекта Обеспечение возможности эффективного контроля уровня достижения компетенций (компетенции должны быть проверяемы!): Более детальное специфицирование компетенций, определяющее формы, методы и средства контроля компетенций Возможность формирования и контроля достижения компетенций в сетевой образовательной среде Наличие сетевой инфраструктуры; Наличие ЭУММ, поддерживающих формирование заданных компетенций; Поддержка вариативных образовательных траекторий при условии достижения заданных компетенций 10

2.Методические рекомендации по разработке вузовского образовательного стандарта образовательной программы практико- ориентированной подготовки магистров 11

Жизненный цикл основной образовательной программы Формирование требований к ООП (включая цели образования, область и объекты, виды и задачи деятельности, компетенции выпускника) Разработка ВОС ООП (спецификация ООП) Разработка ООП (учебного плана и УМКД) Реализация ООП (учебный процесс и показатели результатов обучения) Сопровождение ООП (оценка степени удовлетворенности ООП, коррекция ООП) 12

Спецификация МП в СРС МП МиА Спецификация МП Спецификация процесса Спецификация МП Спецификация требований к продукту МП Компетентностная модель выпускника соглашение между потребителями (работодателями, студентами) и вузом Требования к структуре и содержанию МП, к условиям реализации, к аттестации соглашение между разработчиками МП и «реализаторами» МП 13

Требования к структуре и содержанию МП Устанавливает связь между целевой основой ООП в форме компетентостной модели выпускника и содержанием образования в данной профессиональной области Компетентностная модель (ожидаемые результаты освоения МП) Ожидаемый объем знаний, необходимых выпускнику (начальная структуризация общего объема знаний, выделяются и кратко описываются основные образовательные единицы – укрупненные учебные модули и их связь с формируемыми компетенциями Окончательная структуризация предметного содержания подготовки: выделяются дисциплины, в т. ч. практики и проекты, раскрываются их содержание. 14

Требования к структуре и содержанию МП К од Учебные дисциплины, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) Коды формируемых компетенц ий 1234 ОНДОбщенаучный цикл12 ОНД.ББазовая часть6 ОНД.Б.01.01История и общие проблемы науки и техники В результате изучения студент должен: знать: уметь: владеть: 2 ОК.СЛ.0.1 ОК.ОН.0.1 ОК.ОН

26 ноября 2008 Вузовский образовательный стандарт МП 16 Матрица «дисциплины»-«компетенции» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ФИЗИКА И ТЕХНОЛОГИЯ НАНО- И МИКРОСИСТЕМ» Научно- исследовательские Проектные Производственно- технологические Организационно- управленческие Названия дисциплин КМ.П.НИ.0.1КМ.П.НИ.0.2КМ.П.НИ.0.3КМ.П.НИ.0.4КМ.П.НИ.0.5КМ.П.НИ.0.6КМ.П.НИ.0.7КМ.П.НИ.0.8 КМ.П.ПР.0.1КМ.П.ПР.0.2КМ.П.ПР.0.3КМ.П.ПР.0.4КМ.П.ПР.0.5КМ.П.ПР.0.6 КМ.П.ПТ.0.1КМ.П.ПТ.0.2КМ.П.ПТ.0.3КМ.П.ПТ.0.4КМ.П.ПТ.0.5КМ.П.ПТ.0.6КМ.П.ПТ.0.7КМ.П.ПТ.0.8КМ.П.ПТ.0.9 КМ.П.ОУ.0.1КМ.П.ОУ.0.2КМ.П.ОУ.0.3КМ.П.ОУ.0.4КМ.П.ОУ.0.5КМ.П.ОУ.0.6КМ.П.ОУ.0.7КМ.П.ОУ.0.8 Обязательные дисциплины Современные проблемы электроники Микропроцессорная техника История и общие проблемы науки и технического знания История и философские проблемы специальных наук История и методология электроники Компьютерные технологии в науке и производстве Процессы микро- и нанотехнологии (Я. М.) Диагностика микро- и наносистем (Я.М.) Физика наносистем (Я. М.) Материаловедение микро- и наносистем (Я. М.)

Требования к условиям реализации программы подготовки магистров Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса Образовательная программа включает лабораторные практикумы, практические занятия, курсовые проекты и работы по следующим дисциплинам: ______________________________________ (определяются с учетом формируемых компетенций) Образовательная программа включает учебно-методическую документацию (УМКД) и базовый комплект электронных учебно- методических материалов (ЭУММ), пригодные для адаптации и использования в СРС МП МиА, по следующим дисциплинам: 17

Материально-техническое обеспечение учебного процесса в СРС МП М и А При указании лабораторной базы магистерской программы выделяется: 1.целевое назначение этой материально-технической составляющей; 2.места её базирования; 3. основные характеристики, такие как, например: виртуальные лаборатории (тренажеры и симуляторы); лаборатории с реальным оборудованием (локальные); удаленные лаборатории с реальным оборудованием и программным обеспечением удаленного доступа; тренажеры (аппаратное и программное обеспечение). 18

Характеристики дисциплины в СРС МП МиА Дисциплина учебного плана Виды занятий (Типовые дидактические процессы - ТДП) Цели ТДП (подлежащие усвоению ЗУН, осваиваемые компетенции) Наблюдаемые результаты учебной работы (отчетные материалы) Средства технологической поддержки (обеспечения) Учебно-методическое обеспечение (по видам занятий): УМКД, ЭУММ Техническое обеспечение (по видам занятий) Виды контроля, способы аттестации Типовые дидактические процессы ЛекцияСеминарПрактикум по решению задачСитуационный практикум Деловая (ролевая) играЛабораторный практикумТренинг Самостоятельная работа магистранта * 19

3.Методические рекомендации по разработке модульного учебного плана для образовательных программ практико-ориентированной подготовки магистров; типовая структура и пилотный вариант модульного учебного плана 20

Принципы построения учебных планов учебные циклы: – общенаучный – профессиональный разделы: – практики и научно-исследовательская работа – итоговая государственная аттестация Суммарная трудоемкость учебных циклов - не более 50% от всей трудоемкости ООП 21

Принципы построения учебных планов каждый учебный цикл имеет – базовую (обязательную) часть, устанавливаемую ФГОС ВПО по направлению – вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом суммарная трудоемкость базовых составляющих учебных циклов составляет не более 30% от их общей трудоемкости дисциплины по выбору студента - не менее 30% вариативной части 22

Принципы построения учебных планов максимальный объем аудиторных занятий в неделю (20 часов в неделю) ограничение объема занятий лекционного типа (не более 40% аудиторных занятий) научно-исследовательский семинар на регулярной основе (не менее двух семестров) 23

Особенности КМС организации учебного процесса трудозатраты студента измеряются в зачетных единицах модуляризация содержания УП модульная организация учебного года личное участие студента в формировании своего учебного плана служба академических консультантов 24

Зачетные единицы трудоемкости трудоемкости всех компонентов УП (дисциплины, практика, НИРС, работа над ВКР и т.п.) измеряются в зачетных единицах одна зачетная единица трудоемкости (зет) равняется 36 академическим часам зет учитывают аудиторную и самостоятельную работу студента трудоемкость семестра равна 30 зет, включая практики и экзаменационную сессию целочисленные трудоемкости дисциплин одна неделя практики - 1,5 зет один семестровый экзамен - 1 зет(3 дня подготовки и 1 день на экзамен) зет начисляются студенту после успешного освоения определенной части программы 25

Модуль часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, которая должна подвергаться обязательной оценке – блок дисциплин УП («программный» модуль ) – отдельная дисциплина УП («программный» модуль ) – раздел дисциплины («учебный» модуль, «курсовая» единица ) 26

Атрибуты «программного» модуля определенное число зет результаты освоения виды занятий и формы контроля отдельная отчетность инструментарий и критерии оценивания методическое обеспечение 27

«Модуляризация» учебных планов (проект «Tuning educational structures in Europe») цель проекта «Tuning» – согласование принципов построения и содержания образовательных программ для обеспечения их совместимости принцип одинаковости или кратности модулей: каждому модулю назначаются кредиты в стандартизованных для данной программы кратных числах (например 5,10,15 или 3,6,9 и т.п.) для обозначения разделов дисциплин, используемых в качестве модуля, применяется термин «курсовые единицы» (course units) 28

Структура учебного плана 4-й семестр Практика 6 Подготовка магистерской диссертации 21 ИГА 3 3-й семестр ОНД.Б 2 ОНД.ВС 2 ПД.Б 4 ПД.В.Я/ ПД.В.Пр 4 ПД.В.Пр 4 ПД.В.Пр 4 М Пр 4 НИР 6 2-й семестр ОНД.Б 2 ОНД.ВС 2 ПД.Б 4 ПД.В.Пр 4 ПД.В.Пр 4 М Пр 4 НИР 4 Практика 6 1-й семестр ОНД.Б 2 ОНД.ВС 2 ПД.Б 4 ПД.В.Я 4 ПД.В.Я 4 ПД.В.Я 4 ПД.В.Я 4 НИР 6 29

Виды учебных планов стабильный учебный план базовый учебный план индивидуальный учебный план рабочий учебный план 30

Стабильный учебный план дает представление об общей структуре подготовки, о соотношении теоретической и практической, обязательной и вариативной частей ООП содержит перечень обязательных дисциплин и перечень модулей дисциплин по выбору студента Базовый учебный план содержит перечень учебных дисциплин, включая дисциплины по выбору студента с указанием – их трудоемкости по семестрам в зет – распределения часов по видам аудиторных и внеаудиторных занятий – форм промежуточной аттестации 31

Индивидуальный учебный план студента содержит перечень дисциплин, включая обязательные и выбранные студентом для изучения в данном семестре, с указанием их трудоемкости в зет и нормативного количества часов аудиторной и самостоятельной работы студента в неделю Рабочий учебный план разрабатывается учебным отделом на основе базовых учебных планов и индивидуальных учебных планов всех студентов, обучающихся по данной программе предназначен для составления расписания учебных занятий и расчета учебной нагрузки преподавателей. 32

Согласование (разработка) образовательных программ в рамках «сетевого» проекта: вопросы, требующие обсуждения Виды «сетевых» образовательных программ (СОП) совместная – разрабатывается и реализуется несколькими вузами совместного использования – разрабатывается отдельным вузом и содержит модули совместного использования Стандарты представления СОП спецификация (КМ,ВОС) модульный учебный план, включая перечень укрупненных модулей и их связь с компетенциями описание материально-технической базы (в т.ч. лабораторной) характеристика дисциплины ЭУММ Регламент формирования индивидуальной образовательной программы соотнесение и оценка модулей совместного использования соглашение о перезачетах оценок за модули совместного использования 33

Благодарю за внимание 34