ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных ООП, реализующих ФГОС ВПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО.
Основные принципы проектирования макета Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки (ФГОС –3)
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УНИВЕРСИТЕТА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО ГОСУДАРСТВЕННОЕ.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Транксрипт:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ компетентностно-ориентированных ООП, реализующих ФГОС ВПО

Расхождение между задаваемыми системой образования целями реальными потребностями студентов, выпускников, работающих специалистов, работодателей и общества

Три бомбы под систему образования компетентностный подход образовательные технологии качество образования

Миссия ОУ подготовка компетентного выпускника – путь в новое социально-профессиональное пространство подготовка компетентного выпускника – путь в новое социально-профессиональное пространство

Поток интерпретаций понятий Инновации ИнновацииМодули Зачетные единицы КомпетенцииМатрицы Технологическое проектирование педагогического процесса

Поток интерпретаций понятий Инновации – новизна изнутри, поиск внутренних ресурсов, используется компетентносный поход, реализуемый на системно- модульном подходе Инновации – новизна изнутри, поиск внутренних ресурсов, используется компетентносный поход, реализуемый на системно- модульном подходе

Поток интерпретаций понятий Модуль – это однородный, функционально законченный раздел дисциплины Модуль – это однородный, функционально законченный раздел дисциплины неделимые логические единицы учебной информации информация тогда модуль, когда она встраивается в некую систему более высокого порядка (МГТУ им.Н.Э.Баумана)

Модуль - это составная часть системно представленной информации, предназначенной для усвоения, для самообучения, обеспеченной актуализацией и целеполаганием, методическими средствами для продуктивной деятельности и рефлексии (самооценки собственного результата) - это составная часть системно представленной информации, предназначенной для усвоения, для самообучения, обеспеченной актуализацией и целеполаганием, методическими средствами для продуктивной деятельности и рефлексии (самооценки собственного результата) Научно-методический совет по проблемам образования взрослых МО РФ

Модуль «Основной учебный модуль (ОУМ) – это учебная дисциплина из образовательной программы, её раздел или тема, непосредственно формирующие в ходе подготовки студентов их способность (готовность) отвечать тем или иным требованиям, предъявляемым к ним. письмо Минобразования РФ от /15

Модуль Модуль - еще более широкое понимание модуля – это приравнивание его как к отдельной дисциплине, так и к блоку дисциплин. Так, «под модулем можно понимать самостоятельный комплекс, объединяющий содержательные и организационные, методические и технологические компоненты базовых для определенной специальности нескольких или отдельной учебной дисциплины в единстве ее теоретических и прикладных сторон в аспектах будущей профессиональной деятельности студента

Поток интерпретаций понятий зачетная единица (ЗЕ)– мера трудоемкости образовательной программы Одна ЗЕ соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам). 2. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, то есть 1,5 зачетной единицы.

Поток интерпретаций понятий Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях. Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; Компетенции являются основой, которая дает возможность выпускнику легко ориентироваться на рынке труда, быть подготовленным для дальнейшего обучения

Поток интерпретаций понятий Язык компетенций – наиболее подходящий для взаимодействия с заинтересованными кругами (работодателями социальными партнерами). Язык компетенций – наиболее подходящий для взаимодействия с заинтересованными кругами (работодателями социальными партнерами).

Поток интерпретаций понятий Матрица – дословно это система кодирования информации Матрица соотнесения – распределение компетенций (универсальных и профессиональных) по всем учебным дисциплинам и практикам учебного плана и по годам обучения. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины

Технологии становятся формой бытия науки, целью которой является не только и не столько генерирование знаний, сколько порождение технологий как универсального способа бытия знания Технологизация как организационно- управленческая норма проектирования образовательного процесса

Первоначально идея технологий формировалась в инженерии, тем не менее, прямой перенос логики инженерных технологий, построенных в пространстве бессубъектных отношений, в социальные, в т.ч. педагогические науки, невозможен из-за субъективных в них отношений (S-S и субъектно-ценностные отношения)

В педагогике необходима дополнительная «оснащенность» технологий по принципу «обучая развлекай, развлекая обучай» В педагогике, являющейся открытой системой, происходит трансформация знания в поведенческую диспозицию и стратегию действия. Ориентация на педагогические технологии означает переход от академической (знаниевой) парадигмы к деятельностной.

Основные исходные данные для проектирования ООП: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ООП, реализующих ФГОСВПО: Общая постановка задач ФГОС ВПО как новый комплекс требований, которые должны быть реализованы в проектируемых вузовских ООП ФГОС ВПО как новый комплекс требований, которые должны быть реализованы в проектируемых вузовских ООП Действующие ООП (под ГОС ВПО второго поколения) как «аккумуляторы» накопленного вузами академического опыта и культуры организации высшего образования в конкретных областях Действующие ООП (под ГОС ВПО второго поколения) как «аккумуляторы» накопленного вузами академического опыта и культуры организации высшего образования в конкретных областях

Необходимость осмысления: В чем требуется серьезная перестройка? В чем необходимо уточнение, корректировка? ПЕРЕХОД ОТ ЛОГИКИ СОДЕРЖАНИЯ К ЛОГИКЕ РЕЗУЛЬТАТА

Информационный (традиционный тип обучения), центрированный на предмете Педагог- передатчик информации Студент- восприни- матель информации Объем передаваемой информации Результат образования – ЗУН

Результат образования – компетенции/компетентности Педагог- Менеджер Педагог-консультант Педагог-модератор Педагог-тьютор Студент- партнер Формы активного обучения и взаимодействия Деятельностный тип обучения, центрированный на студенте

Признаки студентоцентрированности 1. Учёт личностных особенностей и потребностей студента 2. Акцент на самостоятельную деятельность и рефлексию 3. Повышение личной ответственности за результаты обучения

Изменение роли преподавателя преподаватель Сопроводитель при формировании определенных компетенций Педагог- менеджер, а не транслятор учебной информации Руководитель и куратор работы обучающихся Определитель цели, Устанавливае мой для ОП Организатор различных видов деятельности обучающихся Консультант и мотиватор обучающихся

Преемственность подходов: ООП нового поколения не разрабатывается «с нуля» - «перенастраивается» в соответствии с новым компетентностным форматом ФГОС ВПО 1.впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных в форме компетенций 2. определяются не только профессиональные, но и общекультурные качества выпускников 3. Рабочие программы достраиваются в части ожидаемых результатов образования

Требования к ООП (Бакалавры Магистры) Требования к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации

Требования к результатам освоения ООП Компетенции Общекультурные Профессиональные

Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда

Требования к условиям реализации ООП кадровое обеспечение учебно-методическое и информационное обеспечение материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и информационное обеспечение ООП совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии

Проектирование ООП Уточнение компетенций выпускника (с работодателями) Разработка дескрипторов компетенций Формирование перечня дисциплин и практических разделов ООП и последовательности их освоения Составление сводных матриц оценки результатов образования Распределение трудоемкости, проектирование учебного плана, Проектирование дисциплин (разработка рабочих программ учебных дисциплин, включая дисциплинарные карты компетенций, предметные дескрипторы уровня освоения компетенций)

Требования к структуре ООП Код Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий Код формиру- емых компе- тенций С.3 Профессиональный цикл *) Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать:уметь:владеть:*) Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

МАТРИЦА 1 Соответствие компетенций дисциплинам учебного плана

Содержание дисциплин и иных форм учебной и практической деятельности Количество часов Формируемые компетенции К1К1К1К1 К2К2К2К2 К3К3К3К3… Кz…Кz…Кz…Кz… Д1Д1Д1Д1 C 11 - С 31 C z1 Д2Д2Д2Д2 С 12 C ДnДnДnДn С1nС1n C zn Самостоятельная работа C 1c C 2c C 3c C zc Практика C1пC1п Исследовательская деятельность C1иC1и -- CzиCzи Проектировочная деятельность C1прC1пр C 2пр -- МАТРИЦА 2 соотнесения учебных дисциплин/модулей и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций

Выдержки из ФГОС бакалавров и магистров Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам; Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам; Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск –4 и 2 года;

Выдержки из ФГОС бакалавры Общая трудоемкость – 240 зачетных единиц; Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом; Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык»; Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»; Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Выдержки из ФГОС бакалавры Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий; Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляется оценка – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»; ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2, Б.3. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин;

Выдержки из ФГОС бакалавры Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения; Максимальный объем аудиторной учебной занятий в неделю при освоении ООП составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуются при очной форме обучения, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период;

Выдержки из ФГОС магистры Общая трудоемкость – 120 зачетных единиц; Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин; Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период; Трудоемкость УЦ ООП магистра задается с интервалом до 10 зачетных единиц; Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП М.1 и М.2 должна составлять не более 30 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП; Суммарная трудоемкость циклов М.1 и М.2 должна составлять не более 50 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП; Трудоемкость циклов М.1 и М.2, и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестации; Максимальный объем аудиторной учебной занятий в неделю при очной ф.об. составляет 14 академических часов; Дисциплины по выбору должны составлять не менее 30 процентов вариативной части; Удельный вес занятий в интерактивных формах д.с. не менее 40 процентов от аудиторных занятий;

Паспортизация компетенций Паспорт компетенций – развернутая характеристика требований к результатам образования, относящимся к конкретной компетенции. Включает: Паспорт компетенций – развернутая характеристика требований к результатам образования, относящимся к конкретной компетенции. Включает: Карта компетенций Образовательные дескрипторы – отличительные признаки уровней освоения компетенции Дисциплинарные карты компетенций Матрица оценки результатов образования

Титульный лист программы ПАСПОРТ И ПРОГРАММА формирования у студентов вуза обязательной профессиональной компетенции: «ПК – 8.1.» при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО

Примеры структур компетенций составляющие по определению, принятому в ФГОС ВПО: Знать: - закономерности развития и размещения пространственной экономики; - составляющие механизма совершенствования демографической, социальной, экологической, финансово-кредитной, инвестиционной, промышленной политики в регионах; - региональные проблемы развития экономики в России и за рубежом. Уметь: - анализировать и оценивать современные показатели социально- экономического развития регионов; - рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие хозяйственную деятельность субъектов РФ; - анализировать и интерпретировать социально-экономическую, финансовую, инвестиционную и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий, организаций, ведомств; - ориентироваться в рамках полирегионального и полиэтнического российского пространства. Владеть: - инструментальными средствами для обработки экономических данных, анализа расчетов и обоснования полученных выводов; - навыками построения теоретических и эконометрических моделей социально-экономического развития региона

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня Пороговый уровень (как обязательный для всех студентов-выпуск­ников вуза по завершении освоения ООП ВПО) Выполнение задач в соответствии с заданными стандартами Умение делать выводы об уровне социально- экономического развития региона на основе современной статистики 2Повышенные уровни (относительно порогового уровня) (повышенные уровни могут быть: 1) по одному основному признаку, 2) по всем признакам, 3) по нескольким признакам) Степень эффективного / неэффективного производственн ого поведения выпускника 1. Способность выявить проблемы, динамику и тенденции основных показателей на разных геопространственных уровнях; 2. Наличие профессионального опыта в рамках компетенции; 3. Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы.

Перенастройка рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик на новый результат образования Взаимосвязь рабочих программ между собой (междисциплинарность) с системообразующими компонентами ООП: КМВ КО УП содержанием УД

Перенастройка – описание результатов образования на «языке компетенций результаты образования - цели результаты образования – оценивание результаты образования – задачи результаты образования – компетенции

фокусируют внимание на достижениях студентов, а не преподавателей фокусируют внимание на достижениях студентов, а не преподавателей обеспечивают согласованность программ обеспечивают согласованность программ помогают разработчикам точно определять их ключевые цели помогают разработчикам точно определять их ключевые цели акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием акцентируют связь между преподаванием, обучением и оцениванием облегчают проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи облегчают проектирование, поскольку делают понятным, в каком месте проявляются системные связи Ориентация на результаты образования: Ориентация на результаты образования: «Перенастройка» рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик

Принципы проектирования Модульность (устранение дублирования, временных и логических связей между дисциплинами, технологиями и т.д.; повышение активности СРС и пр.) Технологизация (детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей, оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий) Студентоцентрированность (учёт личностных особенностей и потребностей студента; акцент на самостоятельную деятельность и рефлексию; повышение личной ответственности за результаты обучения ) Преемственность (страхование рисков на качество усвоения результатов образования)

РаботаЛичностьРезультаты Задача-функцияЗнанияУменияОтношенияЦенности Ключевые результаты Цели Задачи (как способ достижения цели) КомпетенцияКомпетентностьСтандарты (норма качества) Планирование будущего направления деятельности Думает и действует проактивно Создавать план на уровне стандарта к определенному времени и пр. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ Диаграмма соответствия Глагол, определяющий суть действия (3-е лицо единственного числа)

Общие структуры (макеты) рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик (с рекомендациями по содержанию их проектирования) За основу взят «Макет основной образовательной программы бакалавриата и рекомендации по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих» из работы, выполненной по заказу Минобрнауки РФ на базе Московского государственного горного университета в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России (П. 2.1.)

2.1. Общая структура (макет) рабочей программы учебной дисциплины (модуля) ______________________________________________________________________ (наименование вуза) «УТВЕРЖДАЮ» Ректор (декан, директор института) «……» _______________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) _________________________________________________________________ (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки Профиль подготовки Квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр, дипломированный специалист) Форма обучения (очная, очно-заочная и др.) г.__________ – 200____ г.

компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик разработка результатов образования проектирование средств и процедур оценки проектирование содержания и технологий образования

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ ОСВОЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК конкрентны Правильная формулировка целей начинается с глагола неопределенной формы: анализировать, преобразовывать, применять, варьировать, модифицировать, систематизировать, принимать решения, владеть («уметь», «обладать», (способностью), знать, (стремиться «использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию), выражать и т.д. измеримыдостижимы определены во времени

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль) логическая и содержательно- методическая взаимосвязь с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками) требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: 1)Знать: _____________________________ (номер/индекс компетенции[1]) [1] 2)Уметь: _____________________________ (номер/индекс компетенции) 3)Владеть: _____________________________ (номер/индекс компетенции) [Примечание: В данном пункте рабочей программы дисциплины (модуля) рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника (пример см. прил. 2, п.3). Для каждого ожидаемого результата образования должно быть установлено соответствие с конкретной компетенцией (или несколькими компетенциями) (на уровне знания, умения, владения). Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП] [1][1] Номер/индекс компетенции берется из компетентностной модели выпускника, представленной в ООП, Раздел 3. / См.: Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС вузов России, – С [1]

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) стр.17 п/п Раздел Раздел дисциплины СеместрНеделясеместра Виды учебной работы, ключая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточно й аттестации (по семестрам) В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно- исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

4 Темы, разделы дисциплины Количество часов Компетенции n…n…n…n…Σ общее количество компетенций Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого МАТРИЦА 3 соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ В СОЧЕТАНИИ С ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА ИМЕЮТ ПРАВО «ВЫБИРАТЬ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТВЕЧАЮЩИЕ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА» ВСТРЕЧИ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, МАСТЕР-КЛАССЫ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ 5 [Примечание: Один из подходов к выбору и разработке образовательных технологий, обеспечивающих результаты образования в форме компетенций, дан в Электронном приложении 9.]

Виды профессиональной деятельности (приводится весь перечень видов деятельности, свойственных квалификации (ступени) трех (двух) ступеней высшего образования) Виды деятельности, дифференцированные по ступеням высшего образования (значком «Х» отмечаются те из них, к которым должны быть, по мнению работодателей, подготовлены выпускники) БакалаврСпециалистМагистр и т.д. Вопросы к анкете для работодателей (примерные) 1. Виды выполняемой профессиональной деятельности (определяются экспертами из числа профессорско-преподавательского состава и работодателей и\или профессиональных объединений)

4. Нас не устраивают слабые стороны в подготовке специалистов (перечень негативных качеств разрабатываются экспертами) 4.1. невысокий уровень теоретической подготовки; 4.2. слабая ориентация на трудоустройство; 4.3. сильно завышенная самооценка, высокие амбиции; 4.4. отсутствие представления о нормах поведения; 4.5. низкий уровень современных экономических и юридических знаний; 4.6. слабая практическая подготовка (оторванность знаний от практики); 4.7. отсутствие представлений о международных стандартах, принятых в данной специальности; 4.8. низкая мотивация к труду; 4.9. незнание на хорошем уровне иностранного языка; неспособность к самокритике; несоблюдение этики корпоративной культуры и т.д. Вопросы к анкете для работодателей (примерные)

ФакторыОжидаемое влияние на функции, задачи, виды профессиональной деятельности в течение ближайших пяти лет 5.1. Технология Новые материалы Новое образование, машины, инструменты и т.д Организация труда Методы производства Методы и средства труда Методы сборки Ремонт и т.д Социально-экономические факторы Изменения в окружающей среде Изменения в поведении потребителей Цены и рынки Законодательные изменения Вопросы к анкете для работодателей (примерные) 5. Прогнозируемые будущие функции и/или специальности (специализации)

Вопросы к анкете для преподавателей (примерные) п/п Профессиональная компетенцияВажность для первой ступени (бакалавр) 1..никакой 2. слабая 3. значительная 4. большая Важность для второй ступени (специалист) 1..никакой 2. слабая 3. значительная 4. большая (для специалистов к цифре, означающий балл оценки, добавить букву «с». Например, 2с и т.д.) Примечание: формулирование профессиональных компетенций логичнее производить в той их классификации, которая предложена выше (см. 4) Анкета для преподавателей состоит из двух частей: в первой «разместятся» те компетенции, по которым у выпускников и работодателей выявлен высокий уровень согласия. Поэтому информационное наполнение этой части анкеты будут формироваться на основе результатов обработки анкет, полученных от выпускников и работодателей. Во второй части будут заданы вопросы, относящиеся к предметно- специализированным (профессиональным) компетенциям: организационно-управленческим, экономическим, общенаучным, общепрофессиональным, специальным (снова подчеркнем, что эта классификация, по нашему мнению, отвечает специфике подготовки специалистов для сферы техники и технологии и не может быть полностью приемлемой для других направлений (специальностей) высшего образования). Структура второй части анкеты аналогична той, которая была применена в проекте TUNING (вторая линия).

Спасибо за внимание