Аксиология: взгляды и направления изучения природы ценностей и ценностных ориентаций человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новое смысловое поле, позволяющее увидеть: КУЛЬТУРОЛОГИЮ как науку, изучающую культуру целостно, как специфическую функцию человеческого бытия ОБРАЗОВАНИЕ.
Advertisements

Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена... Жить нужно созидая, поддерживать созидательность.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС.
Правовая культура общества. Подготовила: Жилина Анастасия ПО-КОД
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Новая идеология педагогики Методологическим основанием новой педагогики и нового воспитания является переориентация на общечеловеческие ценности.
Классификация потребностей (по А. Маслоу): физиологические - экзистенциальные – в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,
Понятия «личность» и «индивидуальность» «индивидуальные свойства личности – это не одно и тоже, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.. План урока: 1.Особенности политического сознания 2.Обыденное и теоретическое сознание 3. Понятие «идеология» 4. Современные политические.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Раздьяконова Екатерина Владимировна, к.ф.н., ассистент кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Транксрипт:

Аксиология: взгляды и направления изучения природы ценностей и ценностных ориентаций человека

"Стремление выделить аксиологию как особый аспект в рассмотрении философских проблем основывается на необходимости … постановки вопроса о том, каков "смысл" бытия, каково назначение человека, что движет им в практической и духовной деятельности." Дробницкий О.Г.

Ценности: Ценности: многообразие интерпретаций

Проблема аксиологии – что есть благо? Главная задача аксиологии - показать как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к "фактам" реальности. (Сократ)

И. Кант - мир ценностей и норм – мир должного И. Кант - мир ценностей и норм – мир должного Р. Лотце – психологическая трактовка ценностей «мы ценим то, что приносит нам удовольствие» Р. Лотце – психологическая трактовка ценностей «мы ценим то, что приносит нам удовольствие» Виндельбанд - ценности – это нормы, которые образуют общий план всех функций культуры Виндельбанд - ценности – это нормы, которые образуют общий план всех функций культуры М. Шелер – объективизация ценностей, "материальная этика ценностей" М. Шелер – объективизация ценностей, "материальная этика ценностей"

Школа культурно-исторического релятивизма (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) проблема моральных ценностей три типа этики Идеационная этика Чувственная этика Идеалистическая этика

Традиционные аксиологические концепции западных исследователей Условное название концепцииПонятие ценности 1 " Натуралистический психологизм" (А.Мейнонг, Р.Б.Нерри, Дж.Дьюи, К.И.Льюис) Специфические факты наблюдаемой реальностью; они эмпирически фиксируются; их источник - биопсихически интерпретированные потребности человека. 2 "Трансцендентализм " (баденская школа неокантиантства: Виндельбандт, Риккерт) Идеальное бытие, нормы которого порождаются "чистым нормативным сознанием" (трансцендентальным или субъективно-эмпирическим)

3 "Персоналистич еский онтологизм" (М. Шелер) Несовершенное отображение в структуре человеческой личности аксиологических установок Бога 4 "Культурно- исторический релятивизм" (Дильтей, Шпенглер, Тойнби, Сорокин) Множественные (сосуществующие равноправные) ценностные системы, которые опознаются с помощью исторического метода и интуитивно истолковываются 5 'Социологизм" [М.Вебер, Знанецкий, Парсонс) Норма, способом бытия которой является значимость для субъекта (Вебер), или норма как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов (Знанецкий, Парсонс)

Ценность связана со способностью идей, явлений выступать средством удовлетворения интересов людей (В.П.Тугаринов) Ценность связана со способностью идей, явлений выступать средством удовлетворения интересов людей (В.П.Тугаринов) Ценность - это значимость явлений, вещей, процессов для субъекта деятельности (В.А.Василенко, О.Г.Дробницкий, М.С.Коган и др.) Ценность - это значимость явлений, вещей, процессов для субъекта деятельности (В.А.Василенко, О.Г.Дробницкий, М.С.Коган и др.) Ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она в конечном счете связана с социальным прогрессом (А.М.Коршунов) Ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она в конечном счете связана с социальным прогрессом (А.М.Коршунов)

Проблема структуры системы ценностей – как системы координат, необходимой для реализации оценочной функции

Ценности различаются (I вар.): по предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные и т.п.), по предметному содержанию (духовные и материальные, экономические, социальные и т.п.), по роли в жизнедеятельности индивида (терминальные и инструментальные), по роли в жизнедеятельности индивида (терминальные и инструментальные), по функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие) по функциональной направленности (интегрирующие и дифференцирующие)

(II вар.) Смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни) Смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни) Витальные (жизнь, здоровье, благосостояние, личная безопасность) Витальные (жизнь, здоровье, благосостояние, личная безопасность) Общественного признания (трудолюбие, социальное положение) Общественного признания (трудолюбие, социальное положение) Межличностного общения (честность, бескорыстие, взаимопонимание) Межличностного общения (честность, бескорыстие, взаимопонимание) Демократические (свобода слова, партий, совести, национальный суверенитет) Демократические (свобода слова, партий, совести, национальный суверенитет) Утилитаристские (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость) Утилитаристские (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость) (Энциклопедический словарь по культурологии. М., С. 426)

Система ценностей Выражается в форме идеалов личности Специфична у определенных возрастных, профессиональных, этнических, религиозных и др. групп Иерархия ценностей обуславливается национальной, классовой, социальной принадлежностью

Система ценностей образовательного учреждения Методологические (универсальные) ценности Концептуальные (социетальные) ценности Инструментальные (коллективистские и личностные) ценности

Анализ психологических подходов А. Маслоу Высшие ценности Высшие ценности Низшие ценности Ценности развития Регрессивные ценности, способствующие выживанию эстетические нравственные познавательные покой сон безопасность

Анализ психологических подходов В. Франкл Три класса ценностей, позволяющие сделать человеческую жизнь осмысленной Ценности творчества (труд) Ценности переживания (любовь) Ценности отношения Высшие ценности, позволяющие человеку выработать свою позицию

Анализ психологических подходов М. Рокич Терминальные ценности Терминальные ценности (ценности цели)- предельные цели и смыслы существования (ценности цели)- предельные цели и смыслы существования Инструментальные ценности (ценности средства)- предпочитаемые образы действия, принципиальные стратегии поведения, выступающие в роли средств по отношению к терминальным ценностям

Анализ психологических подходов В.А. Ядов Теория иерархической системы диспозиций. Низший уровень - элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей в простейших ситуациях. Второй уровень - система социально фиксированных установок, содержащая эмоциональный, когнитивный и собственно поведенческий компоненты. Третий уровень связан с общей направленностью интересов личности в определённую сферу социальной активности - базовые социальные установки. Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими условиями жизни данного индивида

По степени действенности ценности можно разделить на Ценностные отношения – Ценностные отношения – характеристика ценностно-смысловой сферы с наиболее выраженным эмоциональным компонентом Ценностные представления - Ценностные представления - результат сравнения потребностей с возможностью их реализации в данных условиях, но без стремления действовать Ценностные ориентации - Ценностные ориентации - система фиксированных установок личности, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям Ценностное сознание

Сформированность нравственной и гражданской позиции

Сформированность целеустремленности в самоопределении

Сформированность позиции в отношении к здоровому образу жизни

Ценность – это свойство общественного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта Ценность – это свойство общественного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта (Энциклопедический словарь по культурологии. М., С. 426) Ценности как обобщенные значения объектов, как выражение фундаментальных норм, которые помогают осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях, в том числе между целями рациональных действий, предстают социальными индикаторами качества жизни. Ценности как обобщенные значения объектов, как выражение фундаментальных норм, которые помогают осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях, в том числе между целями рациональных действий, предстают социальными индикаторами качества жизни.

Ценности как "специфические образования сознания, выступающие в структуре общественного и индивидуального сознания идеалами, обобщенными представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, являются идеальными критериями оценки и ориентации личности в обществе " Ценности как "специфические образования сознания, выступающие в структуре общественного и индивидуального сознания идеалами, обобщенными представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, являются идеальными критериями оценки и ориентации личности в обществе "(В.Н.Сагатовский)