Учитель истории обществознания и права МОУ СОШ 3 Сарыглар Чодураа Шактар-ооловна
Модели и подходы в преподавании обществознания Обществознание обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, юриспруденции и др.), проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного цикла). Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук с целью подготовить школьника к жизни в обществе.
Что такое философия?
Философия –это любовь к мудрости (так переводится на русском языке) слово философия произошло от греч. слова philosophia (phileo люблю +sophia мудрость) 1.Система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;
Особенности обществознания В широком понимании обществознание включает в себя школьные основные и факультативные курсы, систему внеклассной и клубной работы, связанные с получением учащимися представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, месте себя и своей страны в окружающем мире и др.
Содержательная сторона обществознания основана на различных сторонах взаимодействия человека. Уровни этого взаимодействия предполагают определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений. Правовая составляющая не выделяется в качестве отдельной области, а становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами.
Цель обществознания – социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Важной составляющей подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. Такая позиция означает смещение акцентов в преподавании от пассивного восприятия учащимися набора научных истин и понятий к активной деятельности по осознанию сложных общественных явлений.
Целевые установки в обществознании 1. Самореализация, под которой понимается свобода действий с учетом уважения свободы других людей и успешность, измеряемая не только уровнем материального достатка, но и профессионализмом, интересом к жизни, соотнесением личного успеха с общими целями. 2. Воспитание патриотизма и гражданственности через осознание сопричастности к судьбам Родины, стремление сделать свою страну лучше, внести собственный вклад в преодоление имеющихся трудностей.
Цели, задачи и ожидаемые результаты в преподавании обществознания 3. Самостоятельность, выраженная в мотивации к познанию, творчеству, профессиональному развитию, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. 4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.
Задачи 5. Уважение общественного многообразия, проявляющегося в признании существования разных мировоззрений, конфессий, этносов, культур, социальных групп и т.п. 6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор. 7. Конструктивность и позитивность, выражающиеся в отказе от нигилизма, умении предлагать собственные варианты решения проблем.
Ценностные ориентиры в преподавании обществознания 1. Гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями. 2. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
Ценностные ориентиры в преподавании обществознания 3. Гражданская ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной гражданской позиции, преодолении социального иждивенчества и инфантилизма. 4. Консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости, противодействие сепаратизму и экстремизму в любых его проявлениях. решениях, эффективность механизмов борьбы с коррупцией.
Ценностные ориентиры в преподавании обществознания 5. Толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур, принятие неодинаковости людей как условия существования человеческого сообщества, стремление к поиску согласия и взаимодействию на основе общечеловеческих ценностей. 6. Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений; а также проявляющаяся в умении противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.
Ценностные ориентиры в преподавании обществознания 7. Независимость, показывающая не только стремление к внешнему государственному суверенитету, но и стремление к экономической, идеологической и геополитической самостоятельности. 8. Легитимность власти, формирующая взаимодействие институтов управления с гражданами, общественную стабильность и видение мирных способов отстаивания своих интересов. 9. Открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых
Образовательные задачи в обществознании Изучение обществознания направлено на решение следующих задач: 1. Освоение учащимися разных социальных ролей. 2. Активное участие молодежи в общественной жизни. 3. Участие в реализации социальных проектов. 4. Укрепление здоровья школьников.
Ценностные ориентиры в преподавании обществознания 5. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. 6. Развитые умения в поиски информации с использованием различных источников. 7. Овладение правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе. 8. Способность противостоять манипулированию, рационально обосновать свою точку зрения. 9. Знание и использование правовых механизмов защиты прав и свобод.
Ожидаемые результаты в обществознании Наиболее важными результативными составляющими (или ключевыми результатами) изучения обществознания при воплощении перечисленных задач являются следующие: Политико-правовая составляющая – ПРАВОСОЗНАНИЕ. Экономическая составляющая – ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Духовная (этико-моральная) составляющая – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Социальная составляющая – УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ. Личностная составляющая – АКТИВНОСТЬ.
Заполняйте таблицу Естественно- научные и социально- гуманитарные знания СходствоРазличия
Запищите сходство и различие Естественно- научное и социально- гуманитарные знания Сходстворазличие Изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека Изучают деятельность людей, живущих в обществе, их мысли и стремления Объективные связи между природными явлениями Важные мотивы людей в социальных процессах Дают обобщенные знания. Характеризуют не отдельный объект, а общие свойства Изучают не только общие признаки общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого действия
Что означает слово дао или даосизм? Что такое нирвана, веда?
ДАО-ПУТЬ учение о пути. НИРВАНА-состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений и слияние божествам. «Веда» знание. В древней индии источником религиозно- философской мудрости называли ведическая литература это общирный набор текстов.
Заполняйте пробел. Социально – экономическая формация С ? надстройка Материально технический баланс Способ производства
Структура судебной власти Заполняйте пробел. Судебная власть Конституцион ный суд ? ?
Структура судебной власти Заполняйте пробел. Судебная власть Конституцион ный суд Общие суды Арбитражный суд
Задачи службы занятости Подыскание работы ? ?
Задачи службы занятости Подыскание работы Профессиональная подготовка и переподготовка Пособие по безработице
Спасибо за внимание!