Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Микиртичан Г.Л. Духовно-нравственные проблемы воспитания современного врача. ГОУВПО «Санкт-Петербургская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
… В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными ценностями и общественными духовно- нравственными и социокультурными ценностями.
Advertisements

Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Духовность как системообразующий фактор личности.
Все профессии важны – все профессии нужны!. Профессия - Врач.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики - ОРКСЭ»
ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ: 1.ГАРМОНИИ 2.ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ 3.СВЯЗЬ С ДЕТСКИМ САДОМ,СЕМЬЁЙ 4.ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ,СВЯЗЬ.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Современный национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
«Основы религиозной культуры и светской этики» Концепция и структура курса.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Чудина Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ Дмитриевщинской ООШ 2010г. Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания.
Основы светской этики. Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
Транксрипт:

Заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Микиртичан Г.Л. Духовно-нравственные проблемы воспитания современного врача. ГОУВПО «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия Росздрава»

«…При всех прочих равных условиях, врач на голову в моральном отношении выше представителей других специальностей» В.В.Вересаев Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович) (1867 – 1945) – врач, прозаик, литературовед, поэт-переводчик. К людям, занимающимся медициной, к их нравственным качествам всегда предъявлялись повышенные требования.

«И вот, во всеобщей погоне за приятностями и удовольствиями, современное человечество... разлюбило духовность в жизни и вместе с тем разучилось любить, а научилось ожесточаться и ненавидеть. В наши дни большинство людей жаждет не духа, а наслаждений..., пресыщаясь ими и хладея ко всему иному». Кризис Безбожия. 1 глава лекции, прочитанной И. А. Ильиным в Риге 11 октября 1935 г. Ильин Иван Александрович ( ) ("Мыслитель", портрет, М. Нестеров).

Хосе Ортега-и-Гассет ( ) испанский философ "Этот средний человек является новым варваром, отставшим от современной цивилизации, примитивным в противоположность своим проблемам, которые ужасны и безжалостно современны. Этот новый варвар является профессионалом, он более учен, чем когда бы то ни было прежде, но в то же время и более бескультурен - инженер, врач, юрист, ученый".

ВОПРОСЫ СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ ТЕХ-НИЧ.ВУЗы млад.курсыстар.курсыМЖВСЕ 1.Как звали детей Адама и Евы? 1.Как звали детей Адама и Евы?63,359,456,660,659,774,6 2.Почему в темной одежде теплее, чем в такой же светлой? 2.Почему в темной одежде теплее, чем в такой же светлой?79,879,281,179,179,681,7 3.Ближайшая к Солнцу планета? 3.Ближайшая к Солнцу планета?41,142,758,536,641,865,9 4.Дата начала II Мировой войны? 4.Дата начала II Мировой войны?18,632,335,820,924,440,9 5.Что такое аббревиатура? 5.Что такое аббревиатура?69,878,188,768,673,375,4 6.Столица Испании? 6.Столица Испании?78,375,079,276,276,981,5 7.Поэмы Гомера? 7.Поэмы Гомера?34,128,130,232,030,939,2 8.Первый элемент таблицы Менделеева? 8.Первый элемент таблицы Менделеева?93,086,596,288,490,289,1 9.Автор «Сикстинской Мадонны»? 9.Автор «Сикстинской Мадонны»?42,638,645,339,841,130,4 10.Формула зависимости длины окружности от ее диаметра? 17,17,311,313,412,959,3 11.К каким типу и классу животных принадлежит человек? 25,616,717,023,321,89,8 12.Создатель памятника «Медный всадник»? 22,527,117,034,331,926,2 13.Что такое простое число? 14,018,722,613,916,047,0 14.Что разделяет Берингов пролив? 37,233,360,427,935,655,9 15.Автор оперы «Пиковая дама»? 38,054,235,947,744,924,6 Доля респондентов, давших правильные и полные ответы на блок вопросов анкеты «Общая осведомленность» (на 100 ответивших)

Распределение ответов студентов на вопрос «Когда Вы прочли последнюю книгу, относящуюся к художественной литературе (в % к итогу)

Знание студентами иностранных языков (на 100)

"Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой" Н.А. Бердяев Бердяев Николай Александрович ( ), русский религиозный философ.

«Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности, сказал Святейший Патриарх Кирилл. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире». Вопросы духовно-нравственного формирования подрастающего поколения неизменно составляют важнейшую сферу пастырского попечения Святейшего Патриарха Кирилла

Святейший Патриарх неоднократно проводил встречи с многотысячной молодежной студенческой аудиторией в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде и др. городах. Встреча Патриарха Кирилла с молодежью в Санкт-Петербурге г.

Одна из основных задач в вузе сформировать нравственно и духовно развитого человека – будущего специалиста, уровень подготовки которого гармонично сочетает образованность, профессионализм, духовность, нравственную воспитанность; заложить в будущем враче осознанную потребность в нравственном совершенствовании, укрепить его веру в возможность использования знаний во благо человека, убедить его в существовании четких критериев зла и добра, порока и добродетели, преступления и подвига, бесчестия и достоинства, беззакония и закона, произвола и свободы. Духовно- нравственная культура врача - это не просто заслуживающее уважение свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм.

В отечественной педагогике и философии Н.И.Пирогов ( ) обосновал необходимость гуманизации образования путем связи гуманитарного начала с естественнонаучным, считал, что гуманитарные науки имеют "многие практические применения", которые касаются самой важной нравственно-духовной стороны жизни человека. Портрет Н. И. Пирогова написан Репиным в 1881 г. Педагогические принципы Пирогова Примат воспитания над образованием; Приоритет общекультурных знаний над «узкой специализацией»; Общечеловеческая направленность образования; Владение методами сознательной и самостоятельной выработки знаний путем «умозрений». Н.И.Пирогов с сыновьями

НИКОЛАЙ ПИРОГОВ ПОПЕЧИТЕЛЬ КИЕВСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА Г. Особое внимание Н.И.Пирогов обращал на нравственное развитие юношества. И в душе молодежи и тех, кто был призван ею руководить, он стремился возбудить жажду правды и отвращение к житейской условности и лжи. Главной целью статей Н. И. Пирогова о воспитании молодого поколения, по его собственным словам, была забота «о соглашении школы с жизнью, о свободе научного исследования, о возбуждении в учащихся уважения к человеческому достоинству и к истине». Ряд своих замечательных статей, посвященных "вопросам жизни", он начал эпиграфом, в котором на вопрос: "Чем вы готовите быть вашего сына?" - содержался краткий, но многозначительный ответ: "Человеком". Быть, а не казаться - было нравственным заветом, проходившим красною нитью чрез все его труды, как попечителя и педагога.

Евангельская притча о Самарянине (Лк. 10, 25-37) Ван дер Вейден Рогир (ок ). Евангелист Лука, рисующий Мадонну. Эрмитаж. Апостол Лука: евангелист, иконописец и врач возлюбленный Леонардо Бассано. "Милосердие Самарянина«, 1600, Ереван Подобно самарянину должен относиться к больному врач. «Добрый самарянин», Рембрандт,

Речь к слушателям госпитальных школ «Тонкий и просвещенный ум, тонкое знание всех наук, основы которых он изучал с самой ранней юности, глубокое знание своего искусства – вот, что является и должно являться основным достоинством лекаря и врача…». «… Все те, кто готовятся сделаться врачами, должны быть милосердными, сочувствующими, услужливыми, любить своего ближнего, как самого себя, не быть ни скупыми, ни жадными в денежных делах: скупость и жадность – это два порока, позорящие врачей. Словом, чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком». Д.С. Самойлович Д.С. Самойлович Данила Самойлович Самойлович ( ), основоположник отечественной эпидемиологии

«Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача», «Слово о способе учить и учиться медицине практической при постелях больных», Мудров Матвей Яковлевич ( )

О высоких требованиях, предъявляемых к профессорам и преподавателям университета, упоминается уже в первом коллективном труде «Способ учения» (1771), опубликованном в Московском университете. Первый пункт «Способа учения» гласил: «Никто, не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может, и учитель, не показывающий собою примеров честности, добродетели, непорочности нравов и благоразумия, больше вреда, нежели пользы, приносит воспитываемым».

«Я не был так недобросовестлив, чтобы не понимать, какую громадную ответственность перед обществом и перед самим собой … принимает на себя тот, кто, получив с дипломом врача некоторое право на жизнь и смерть другого, получает еще и обязанность передавать это право другим…» Николай Иванович Пирогов профессор хирургической клиники

Требования к педагогу по Н.И. Пирогову: Духовно-нравственная личность, подчиняющая материальную сторону жизни нравственной и духовной (нравственный, совестливый педагог). Являясь настоящим учителем жизни в своих речах, статьях и распоряжениях, он постоянно поучал, что надо не только призывать молодежь знать, где пути правды, но и научить ее ходить по ним, указывая не только на пользу служения нравственному долгу, но и на красоту последнего. Н.И. Пирогов

Манера держать себя с больными, манера держать себя с окружающими, отдельные выражения, даже походка, даже интонация голоса, нередко усваиваются руководимыми, особенно молодыми. Я уже не говорю о манере оперировать, о манере держать себя во время операции. Ординаторы и работающая хирургическая молодежь видят операцию и всю обстановку и поневоле усваивают виденное». В. А. Оппель считал: «… Многое, даже очень многое из того, что входит в понятие «руководства» передается без всяких разговоров, рассуждений, а усваивается зрительной, слуховой памятью, перенимается незаметно, бессознательно. В.А.Оппель с группой врачей г.

Святейший Патриарх Алексий в день праздника Благовещения. Москва, Кремль, 2001 г. Два закона из области духовного обучения, о которых говорит Святейший Патриарх Алексий в книге «Церковь и духовное возрождение России». Первый из них состоит в том, что никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает.

Культурология и история СПБ Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей истории религии, Музей истории С-Петербурга – Историко-культурный заповедник «Петропавловская крепость», Военно-медицинский музей Государственный музей обороны и блокады Ленинграда, ГМП «Исаакиевский собор» ГМП «Спас на Крови» Храм Сампсониевский собор

1 раздел "Образ и статус философии в культуре" 2 раздел "Историко-философское введение" знакомит студентов с историей развития ключевых философских проблем, идей и теорий. Важное значение имеет анализ исторической взаимосвязи философии и медицины, благодаря чему раскрывается смысл медицины как части культуры. 3 раздел: Русская философия ХIХ - ХХ веков студентам предлагается знакомство с особенностями развития русской, в т.ч. религиозной мысли в ХIХ- ХХ веках 4 раздел "Учение о бытии сознании и познании" рассматриваются проблемы специфики человеческого бытия. Анализу подвергаются основные философские и научные представления о "природе человека" как существа физического, социального и духовного. 5 раздел "Человек в системе социальных связей" посвящен исследованию основных форм человеческой деятельности и отражению последних в общественном сознании. Человек рассматривается как субъект практики и творец культуры. Далее анализируются фундаментальные философские основания морали и искусства, политики и права, а также морального и правового сознания врача. Особое внимание уделяется анализу медико- этических проблем как части культуры общества, а также роли философии в осмыслении теоретических и практических возможностей человеческого сообщества. Курс философии Дуччо Агостино. Философия (ок. 1456, Римини)

«Медицина в будущем только тогда приблизится к своей цели, когда не будет забывать проложенного ранее пути» Гиппократ, «О древней медицине»,V век до н.э. Кто не знает истории медицины, не знает и медицины С.П.Боткин, выдающийся клиницист XIX в. ВРАЧИ О ЗНАЧЕНИИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

Ковнер Савелий Григорьевич ( ), выдающийся историк медицины История медицины «…Более всего она научает врача скромности, убеждая, как мало сделано до сих пор для главной цели медицины, для лечения болезней и как еще несовершенно и беспомощно человеческое знание в борьбе с законами природы. Но в то же время история медицины показывает, как врачи везде и всегда стремились к исследованию этих законов и к применению приобретенных этим путем знаний для блага страждущего человечества. И вот в этом заключается нравственное значение истории медицины».

Курс правоведения Основы конституционного права Основы административного права Основы гражданского права Основы семейного права Основы трудового права Основы уголовного права Основы экологического права Основы международного права Основы медицинского права Акцент делается на ознакомление будущих врачей с основами правового регулирования медицинской деятельности и правовых вопросов охраны материнства и детства, на проблемы связанные с оказанием медицинских услуг несовершеннолетним, правовыми аспектами отдельных видов медицинской деятельности (трансплантации, донорства, оказания психиатрической помощи, медицинского эксперимента, искусственного оплодотворения и др.), вопросах административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за профессиональные правонарушения, воспитание у студентов правосознания и правовой культуры.

БИОЭТИКА – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических, теологических, правовых и социальных проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. В последние десятилетия ХХ века медицина становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания.

Признается, что каждый имеет право быть личностью, а не пассивным средством для реализации чужих целей, но каждый обязывается уважать личность другого. Большое внимание к правам личности, в том числе и к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между врачом и пациентом.

Центральным в биоэтике является отношение к жизни и смерти. Главным принципом биоэтики стал принцип Благоговения перед жизнью, основанный на формуле А.Швейцера: «Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить». Жизнь понимается как высшая ценность. Альберт Швейцер ( ) - врач, философ, теолог, миссионер, музыковед и музыкант, - одна из самых значимых и вдохновенных личностей минувшего столетия. Альберт Швейцер в основанном им госпитале в Ламбарене, Экваториальная Африка.

Биоэтика вооружает медиков знанием, как специфических вопросов медицинской этики, так и способностью к системному анализу, вырабатывает привычку рассматривать проблемы в междисциплинарном и социокультурном контексте, при этом развивает воображение, практические навыки и моральную ответственность за принимаемые этические решения, а также чувства эмпатии и сострадания к людям, животным, природе. ПРОБЛЕМЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ: 1.Медицинский работник и общество. 2.Взаимоотношения врача и пациента. Новые модели. 3.Медицинская тайна. 4.Право на жизнь. Аборт, контрацепция, стерилизация. 5.Новые репродуктивные технологии. 6.Право на смерть. Эвтаназия. 7.Медико-биологические эксперименты на животных и человеке. 8.Генетика, генные технологии. 9.Трансплантация органов и систем. 10.Психиатрия и права человека. 11.Моральные проблемы СПИДа. 12.Взаимоотношения внутри профессиональной группы медицинских работников. 13.Проблема справедливости в медицине и здравоохранении.

Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви, приняты на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Энциклика Иоанна Павла II «Evangelium Vitae», 1995 г. О ЦЕННОСТИ И НЕРУШИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ «Кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (Коран, 5:32) Исламский кодекс медицинской этики, 1981 г. "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные... Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 12-13). "Исцеляйте больных« (Лк. 10, 9).

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., состоят из 16 разделов, каждый из которых освещает ту или иную общественно значимую проблему, сторону жизни государства и общества: I Основные богословские положения II Церковь и нация III Церковь и государство IV Христианская этика и светское право V Церковь и политика VI Труд и его плоды VII Собственность VIII Война и мир IX Преступность, наказание, исправление Х Вопросы личной, семейной и общественной нравственности XI Здоровье личности и народа XII Проблемы биоэтики XIII Церковь и проблемы экологии XIV Светские наука, культура, образование XV Церковь и светские средства массовой информации XVI Международные отношения. Проблемы глобализации и секуляризма

В разделе XII Проблемы биоэтики с точки зрения христианского вероучения рассмотрены следующие проблемы: биологический статус человеческого эмбриона; искусственное прерывание беременности (аборт); контрацепция; новые репродуктивные технологии: искусственная инсеминация, экстракорпоральное (внетелесное) оплодотворение, суррогатное материнство; генетика и генетические вмешательства: генетическое тестирование и генетическая идентификация, пренатальная диагностика, врачевание наследственных болезней: генная терапия соматических и половых клеток, клонирование; трансплантация органов и тканей, фетальная терапия; реаниматология, констатация момента смерти; эвтаназия, право на смерть; сексология и транссексуализм.

Медицинская специальность это профессия, построенная на нравственных основаниях и наполнена глубочайшим моральным смыслом, привить которые будущему врачу призвано медицинское образование и, прежде всего, гуманитарная составляющая медицинского знания.

Благодарю за внимание