Актуальные вопросы введения ФГОС НПО, СПО Будкина Л.В., зав.кафедрой РПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
По материалам Министерства образования и науки РФ февраль 2011 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС НПО/СПО.
Advertisements

1 О задачах региональных органов управления образованием по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Общеобразовательная подготовка в учреждениях НПО, СПО в условиях введения ФГОС нового поколения Тренина М.Р., методист ОГБОУ ДПО «Костромской областной.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Заместитель директора по УВР Климина Е.В. «Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ.
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Научно-методический центр профессионального образования Института развития образования Республики Татарстан Чадаева Наталья Юрьевна директор НМЦ ПО ИРО.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Нормативно-методическая база введения ФГОС СПО/НПО.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ГАОУ СПО «Набережночелнинский политехнический колледж» Технология разработки учебного плана по программам среднего профессионального образования на примере.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Разработка ОПОП Секция 2. Основная профессиональная образовательная программа Обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения,
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Транксрипт:

Актуальные вопросы введения ФГОС НПО, СПО Будкина Л.В., зав.кафедрой РПО

Вопрос Можно ли уже приобретать ФГОС? Каким образом это сделать?

Ответ В соответствии с установленной процедурой федеральные государственные образовательные стандарты были закуплены Министерством образования и науки по результатам конкурсного отбора. После утверждения и регистрации в Министерстве юстиции все стандарты размещены в открытом доступе на официальном сайте Министерства образования и науки (код доступа – и в депозитарии ФГУ ФИРО (код доступа – eduprog.firo.ru/fgos). Также тексты ФГОС размещены в базах данных справочно-правовых систем

Вопрос Можно ли на основе одного ФГОС разрабатывать несколько учебных планов?

Ответ Федеральные государственные образовательные стандарты являются рамочными документами и определяют требования к результатам обучения, структуре ОПОП и условиям ее реализации, поэтому образовательные учреждения имеют право на основе одного ФГОС разрабатывать и реализовывать различные ОПОП, в том числе с различающимися учебными планами.

Вопрос Как формировать вариативную часть ОПОП? В какой части учебного плана должны содержаться дисциплины, ранее входившие в цикл ОГСЭ (например, русский язык и культура речи), а также дисциплины по выбору студента ДВ.00 (например, инновационные технологии отрасли)?

Ответ Вариативная часть ОПОП распределяется по усмотрению образовательного учреждения и может быть использована как на введение новых элементов ОПОП, так и на дополнение обязательных элементов, перечисленных в ФГОС. Если образовательное учреждение планирует ввести в ОПОП новые дисциплины, они маркируются буквенно-цифровым кодом по циклу, к которому относятся в каждой конкретной программе. Например, «русский язык и культура речи» для специальностей сервиса может входить в профессиональный цикл, а для технических специальностей – в цикл ОГСЭ. В новых ФГОС среди требований к структуре ОПОП отсутствуют дисциплины по выбору студента, поэтому кодировка ДВ.00 более не применяется. Дисциплина «Инновационные технологии отрасли» может быть общепрофессиональной, но дидактически целесообразно ввести аналогичные темы в междисциплинарный курс (курсы) в составе профессиональных модулей, чтобы подкрепить теоретические элементы практикой.

Вопрос Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название?

Ответ Нет. Если дисциплина, вводимая за счет вариативной части ОПОП, имеет наименование, идентичное обязательному элементу ОПОП, их следует объединить, то есть использовать часы вариативной части для увеличения времени на освоение обязательной для изучения дисциплины с введением дополнительных требований к результатам (должен уметь и знать).

Вопрос Являются ли обязательными наименования элементов ОПОП, указанные во ФГОС?

Ответ Все наименования, указанные в таблице «Структура ОПОП», должны быть использованы образовательным учреждением при формировании основных профессиональных образовательных программ без изменений. Для профессий и специальностей, требующих аттестации работников для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т. п.), обязательный перечень общепрофессиональных дисциплин может быть установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Вопрос Имеют ли право разработчики основной профессиональной образовательной программы изменять требования к компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям, приведенным во ФГОС?

Ответ Требования ФГОС к результатам обучения (в том числе к осваиваемым видам профессиональной деятельности, компетенциям, практическому опыту, умениям и знаниям) являются обязательными для выполнения. При разработке основной профессиональной образовательной программы разработчики могут вводить дополнительные требования к результатам обучения либо конкретизировать требования ФГОС, если в формулировке присутствует словосочетание «по отраслям» или «по видам».

Вопрос Обязательно ли на основе нового поколения ФГОС формировать индивидуальные учебные планы обучающихся?

Ответ Концептуальная основа нового поколения ФГОС профессионального образования – модульно-компетентностный подход – предполагает такую возможность. Если образовательное учреждение имеет ресурсы для ее реализации, этот вариант организации образовательного процесса является предпочтительным.

Вопрос Как тарифицировать и учитывать нагрузку преподавателей и мастеров производственного обучения?

Ответ Согласно разъяснениям Министерства юстиции, ФГОС не регламентирует финансовые вопросы реализации ОПОП. Приказ Минобрнауки от г «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Приказ Минобрнауки от г Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю: педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам- организаторам, мастерам производственного обучения методистам руководителям физического воспитания УНПО, УСПО преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки; Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год преподавателям УНПО, УСПО

Приказ Минобрнауки от г Продолжительность рабочего времени включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы установлена в астрономических часах, включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Приказ Минобрнауки от г Преподавателям образовательных учреждений НПО, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Вопрос Как определить количество лабораторных и практических занятий по каждой дисциплине или междисциплинарному курсу?

Ответ Требования к количеству лабораторных и практических занятий по каждой дисциплине или междисциплинарному курсу нормативно не установлены. Имеются рекомендуемые значения практикоориентированности, относящиеся к образовательной программе в целом. Для ОПОП НПО – 65-80%, для ОПОП СПО (базовой подготовки) – 50-65%, для ОПОП СПО (углубленной подготовки) – 50-60%. Подробные разъяснения по расчету практикоориентированности приведены в разъяснениях по формированию базисных учебных планов для профессий НПО и специальностей СПО.

Вопрос Что следует изменять при ежегодном обновлении основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения?

Ответ Основная цель обновления ОПОП – гибкое реагирование на изменения ситуации на рынке труда, ориентация на текущие потребности работодателей, учет новых достижений науки и техники. При обновлении содержания основной профессиональной образовательной программы необходимо получить согласие работодателей на реализацию программ профессиональных модулей, в том числе, обязательно – на сроки и задания для проведения производственной и преддипломной (для СПО) практики

Вопрос Где можно найти примерные основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования?

Ответ В соответствии с п 5.2. ст. 14 Закона РФ «Об образовании» «примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». Таким образом, примерной ОПОП является базисный учебный план (далее – БУП). БУПы, разработанные на основе ФГОС НПО и СПО, размещены в депозитарии ФГУ ФИРО (код доступа – и могут быть размещены на сайтах разработчиков. Примерные программы дисциплин и модулей должны проходить процедуру экспертизы в соответствии с приказом Министерства образования и науки 10 от 15 января 2007 г. «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (с изменениями, внесенными Приказом 83 от 16 марта 2009 г. «О внесении изменения в приказ Минобрнауки России» от 15 января 2007 г. 10 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»). После получения положительного заключения экспертизы, примерные программы учебных дисциплин и модулей могут быть приобретены на условиях, установленных их правообладателями. Сведения о правообладателях примерных программ будут размещены в депозитарии примерных программ ФГУ ФИРО (код доступа –

Вопрос Обучение по ГОС СПО ведется по последовательной схеме: после получения диплома базового уровня, студенты (по выбору) идут на повышенный уровень и получают еще один диплом. Для этого были предусмотрены две итоговые аттестации, как теперь в учебном плане это предусмотреть?

Ответ Во втором поколении стандартов (ГОС) было именно так. В третьем поколении (ФГОС) при приеме студент сразу выбирает программу базового или углубленного уровня и по окончании обучения получает только один диплом указанного уровня. То есть освоение каждой ОПОП завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА) и защитой дипломной работы или проекта, как и указано в ФГОС. Если после получения диплома базового уровня студент пожелает получить диплом углубленно уровня, это будет расцениваться как повторное получение профессионального образования, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» возможно только на платной основе. При этом допустимо сократить срок обучения путем перезачета уже освоенных модулей и дисциплин.

Вопрос Возможно ли проведение экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю до прохождения производственной практики (по профилю специальности), которая запланирована по окончании всего периода теоретического обучения, если учебная практика пройдена?

Ответ Нет, экзамен (квалификационный) по каждому профессиональному модулю возможен только после его полного освоения, то есть условием допуска к промежуточной аттестации по профессиональному модулю является успешное освоение всех его элементов, включая МДК и все виды практики.

Вопрос В разъяснениях по формированию учебного плана нет такой формы промежуточной аттестации, как контрольная работа по дисциплине. Можно ли ввести итоговые контрольные работы по дисциплинам?

Ответ В соответствии с изменившимися требованиями к промежуточной аттестации контрольная работа больше не может являться формой промежуточной аттестации дисциплин.

Вопрос За счет каких часов проводятся сборы у юношей, если по норме они должны быть 35 часов (приказ Минобороны), а у нас в некоторых планах всего 32 часа на БЖД?

Ответ На основании приказа Министра обороны и Министерства образования и науки 96/134 от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ), освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для юношей должно завершаться военными сборами, которые проводятся в каникулярное время и не учитываются при расчете учебной нагрузки.

Вопрос